696.90K
Категория: ЛитератураЛитература

Роман "Архипелаг Гулаг"

1.

Роман “Архипелаг ГУЛАГ”
Художественно-историческое произведение Александра Солженицына о репрессиях в СССР в период с
1918 по 1956 год. Основано на письмах, воспоминаниях и устных рассказах 257 заключённых и личном
опыте автора

2.

История создания произведения
"Архипелаг ГУЛАГ" - самое известное произведение Александра Солженицына, впервые изданное в 1973 году во Франции. Книга
переведена на десятки языков и на протяжении многих лет популярна среди миллионов читателей во всем мире. Солженицын после
опубликования романа был обвинен в государственной измене и выслан из СССР.

3.

Краткое содержание произведения
«Архипелаг ГУЛАГ» – это не только рассказы о лагерях, но и политический манифест Солженицына
Ненавистники Солженицына в основном указывают не на «лагерное» содержание «ГУЛАГА», а на резкие и подчас ядовитые взгляды писателя, в которых он прямо набрасывается
на власть и страну в целом, и даже пытается оправдать зверства нацистов. Поэтому некоторые люди, чьи свидетельства использовал Солженицын, позже отреклись от него: хотя
они сами пережили страшные испытания, агрессивных взглядов Александра Исаевича не разделяли и продолжали любить родину.
если заинтересованы - ссылка на более подробное содержание произведения— https://obrazovaka.ru/books/solzhenicyn/arhipelaggulag?ysclid=liifg7tjyw496191011

4.

Характеристика героев романа
Александр Солженицын – автор повествования, заключенный ГУЛага.
Все описанные в книге надзиратели, арестанты и прочие персонажи – реально существовавшие люди, с которыми писатель был знаком лично или заочно.
Сама жизнь ГУЛАГа, во всей реалистической наготе, в мельчайших натуралистических подробностях, гораздо фантастичнее и страшнее любой книжной “дьяволиады”, любой, самой изощренной
декадентской фантазии. Солженицын как будто подтрунивает над традиционными мечтами интеллигентов, их бело-розовым либерализмом, не способных представить себе, до какой степени
можно растоптать человеческое достоинство, уничтожить личность, низведя ее до толпы “зэков”, сломать волю, растворить мысли и чувства в элементарных физиологических потребностях
организма, находящегося на грани земного существования.

5.

характеристика героев
Обобщая в своем исследовании тысячи реальных судеб, сотни личных свидетельств и воспоминаний, неисчислимое множество фактов, Солженицын
приходит к мощным обобщениям - и социального, и психологического, и нравственно-философского плана. Вот, например, автор “Архипелага” воссоздает
психологию среднеарифметического жителя тоталитарного государства, вступившего - не по своей воле - в зону смертельного риска. За порогом - Большой
террор, и уже понеслись неудержимые потоки в ГУЛАГ: начались “арестные эпидемии”.
Солженицын заставляет каждого читателя представить себя “туземцем” Архипелага - подозреваемым, арестованным, допрашиваемым, пытаемым.
Заключенным тюрьмы и лагеря... Любой поневоле проникается противоестественной, извращенной психологией человека, изуродованного террором, даже
одной нависшей над ним тенью террора, страхом; вживается в роль реального и потенциального зэка. Чтение и распространение солженицынского
исследования - страшная тайна; она влечет, притягивает, но и обжигает, заражает, формирует единомышленников автора, вербует новых и новых противников
бесчеловечного режима, непримиримых его оппонентов, борцов с ним, а значит, - все новых его жертв, будущих узников ГУЛАГа (до тех пор, пока он существует,
живет, алчет новых “потоков”, этот ужасный Архипелаг

6.

характеристика героев
Автор приводит символический эпизод, касающийся “коммунисток набора 37-го года”: “В свердловской пересылочной бане этих женщин прогнали сквозь строй надзирателей. Ничего,
утешились. Уже на следующих перегонах они пели в своем вагоне:
“Я другой такой страны не знаю,
Где так вольно дышит человек!”
Вот с таким комплексом миропонимания, вот с таким уровнем сознания вступают благомыслящие на свой долгий лагерный путь. Ничего не поняв с самого начала ни в аресте, ни в
следствии, ни в общих событиях, они по упорству, по преданности (или по безвыходности?) будут теперь всю дорогу считать себя светоносными, будут объявлять только себя знающими суть
вещей”. А лагерники, встречая их, этих правоверных коммунистов, этих “благонамеренных ортодоксов”, этих настоящих “советских людей”, “с ненавистью им говорят: “Там, на воле, вы - нас,
здесь будем мы - вас!”.
“Верность? - переспрашивает автор “Архипелага”. - А по-нашему: хоть кол на голове теши. Эти адепты теории развития увидели верность свою развитию в отказе от всякого собственного
развития”. И в этом, убежден Солженицын, не только беда коммунистов, но и их прямая вина. И главная вина - в самооправдании, в оправдании родной партии и родной советской власти, в
снятии со всех, включая Ленина и Сталина, ответственности за Большой террор, за государственный терроризм как основу своей политики, за кровожадную теорию классовой борьбы, делающей
уничтожение “врагов”, насилие - нормальным, естественным явлением общественной жизни.

7.

характеристика места действия произведения гулаг
Роман Солженицына представляет собой огромный литературный труд, благодаря которому была открыта правда о сталинском
режиме. Произведение не только о лагерях и заключенных, это глубочайший анализ данного периода в истории страны.
После ознакомления с кратким пересказом «Архипелаг ГУЛаг» рекомендуем прочесть книгу Солженицына в полной версии.

8.

Тема,конфликт,проблема произведения
Тема: репрессия в СССР в период с 1918 по 1956 год
Проблематика
Отсутствие свободы слова и самовыражения, репрессии, устранение неугодных людей – вот проблематика, на которой заострял внимание людей Александр Исаевич.

9.

Публикация произведения
«Архипелаг ГУЛАГ» был написан Александром Солженицыным в СССР тайно в период с 1958 по 1968 год (закончен 2 июня 1968 года), первый том
опубликован в Париже в декабре 1973 года.
23 августа 1973 года автор дал большое интервью иностранным корреспондентам. В тот же день КГБ задержал одну из помощниц писателя
Елизавету Воронянскую из Ленинграда. В ходе допроса её вынудили выдать местонахождение одного экземпляра рукописи «Архипелага ГУЛАГ».
Вернувшись домой, она повесилась. 5 сентября Солженицын узнал о случившемся и распорядился начать печатание «Архипелага» на Западе.
Тогда же он отправил руководству СССР «Письмо вождям Советского Союза», в котором призвал отказаться от коммунистической идеологии
и сделать шаги по превращению СССР в русское национальное государство.

10.

Власть в произведении
Стремление осмыслить произошедшее с нашей страной в ХХ веке вызвало создание очень многих абсолютно неоднозначных произведений, поднимающих
темы: патриотизма, ответственности, взаимоотношений власти и народа. Среди них очерковое исследование Александра Исаевича Солженицына “Архипелаг
ГУЛАГ”.
Именно в этой книге мы пытались найти ответы на вопросы: Почему при слове «власть» обычному человеку (обывателю) свойственно втягивать голову в
плечи? Почему власть вызывает у человека страх, а не доверие? Эти вопросы являются актуальными и сегодня.
Что же такое власть? Мы обратились к толковому словарю. Выяснили, что власть – это Право и возможность распоряжаться и подчинять. В самом
определении звучит готовность к насилию. О том, как реализовывалось это право подчинять, и рассказывает Солженицын.
Если обратиться к истории России, то можно заметить, что русские люди страдали не только от внешних врагов, но и от жестокости внутри общества.
ХХ век в этом отношении оказался очень суровым: На основе, казалось бы, гуманистической идеологии Маркса и Ленина, возник жестокий до
бесчеловечности репрессивный аппарат, с помощью которого правительство пыталось максимально дисциплинировать общество.
У власти есть не только права, но и обязанности, например, защита населения от преступников. Но власть может к преступникам причислить и тех, кто
представляет собой какую-либо опасность для неё, самой власти. Солженицын отмечает, что, по сравнению с откровенными уголовниками и бандитами,
значительно более жестокое наказание получали люди, осужденные по соображениям идеологии, получившие ярлык - "враг народа". Такую особенность системы
наказания Солженицын подтверждает тезисом: "Невиновных-то и казнят ретивее всего!" Сталинские времена требовали от человека предельной осторожности в
высказываниях и поступках: "Безопаснее было при Александре II хранить динамит, чем при Сталине приютить сироту врага народа".

11.

авторское отношение к героям
Цель диссертации: рассмотреть способы воплощения позиции автора в «Архипелаге ГУЛАГ» А.Солженицына.
Для достижения поставленной цели решаются следующие основные задачи:
проанализировать субъектно-объектные отношения, пространственно-временную организацию текста, соотношение «своего» и «чужого» слова в
авторском повествовании;
рассмотреть особенности стиля авторского повествования, роль иронии, ритма; сопряжение стилистических пластов в тексте;
исследовать образно-лейтмотивную структуру произведения А.Солженицына.

12.

Что хотел сказать автор?
В работе над «Архипелагом» Солженицын видит свою историческую и человеческую
миссию: дать голос миллионам погибших и замученных, всем, кто был лишён
возможности рассказать о своей судьбе. Когда она написана? Идея написать
подробную книгу о лагерях появляется у Солженицына в 1958 году, сразу после
излечения от рака.

13.

Критика произведения(советская)
Читая «Бодался теленок с дубом» (Очерки литературной жизни), добрался до того момента, когда в декабре 1973 г. в Париже
вышла из печати первая часть «Архипелага ГУЛАГ». О злобно-истерической реакции «советской общественности» на это
событие стоит напомнить и сейчас – в укор нынешним чекистам-лакировщикам, тому же «доктору исторических наук»
Олегу Мозохину, нахреначившему в «Литературке» статейку «О карательных органах без лишних эмоций» или же главе ФСБ,
давшему «Российской газете» интервью под удивительной шапкой «ФСБ расставляет акценты / Александр Бортников:
Разрушение России для некоторых до сих пор остается навязчивой идеей [уж не оппозицию ли «главный чекист» имеет в
виду??? – МК]. Наша задача – не дать состояться их планам» . Да в укор и тому же профессору-зюгановцу Николаю Малинину,
который до сих может ненароком лакировать сталинский режим при чтении лекций по гидроэнергетике студентам МЭИ или
в кулуарах оных.

14.

критика произведения
Произведения, которые «не выдержали испытания временем», будут исключены из школьной программы по литературе, сообщил депутат Госдумы Дмитрий Вяткин. В частности, из
списка могут вычеркнуть «Архипелаг ГУЛАГ» Солженицына. Роман вошел в школьную программу по инициативе Владимира Путина 14 лет назад. Депутат Анатолий Вассерман в беседе
с «Газетой.Ru» предложил не исключать книгу, а разобрать на ее примере «виды лжи».
Из школьной программы по литературе в 2023 году могут убрать «Архипелаг ГУЛАГ» Александра Солженицына и добавить произведения других советских авторов. Об этом заявил
первый замглавы фракции «Единая Россия» в Госдуме Дмитрий Вяткин.
«Министр просвещения Сергей Кравцов сказал, что в этом году будут внесены необходимые изменения в школьную программу по литературе. Как минимум целый ряд произведений
советских авторов — это «Молодая гвардия» Александра Фадеева, это произведения Юрия Бондарева, фронтовика, тот же «Горячий снег» — должны вернуться в школьную программу»,
— цитирует Вяткина РИА Новости.
English     Русский Правила