Похожие презентации:
Понятие личности в социальной психологии (лекция 2)
1. Понятие личности в социальной психологии
Находкин Василий Васильевич,к.п.н., доцент, заведующий кафедрой
возрастной и педагогической психологии
ПИ СВФУ им. М.К.Аммосова.
Контакты:
Моб. 8-914-221-11-36
E-mail: [email protected]
2.
План лекции:• Определение понятия личность в
социальной психологии.
• Понятие индивид, личность,
индивидуальность.
• Механизмы формирования личности –
процесс социализации
• Значение аттитюдов для личности.
• Определение «Я-концепции».
3. Понятия индивид, личность, индивидуальность
Следует различать понятия «индивид»,«личность», «индивидуальность».
Индивид – характеристика человека с
биологической точки зрения.
Личность – результат превращения из индивида
в процессе социализации.
Индивидуальность – степень различия на
индивидном, личностном и субъектном уровнях.
4. Механизмы формирования личности (процесс социализации)
Социализация – это процесс и результатусвоения и активного воспроизводства
индивидом социального опыта,
осуществляемый в общении и деятельности.
Социализация включает в себя усвоение
культурных отношений, социальных норм,
ролей, видов деятельности.
5. Подходы к пониманию процесса социализации
Процесс социализации понимают как процесс:• инкультурации – вхождения в культуру;
• интернализации – превращение внешних
социальных требований в собственные нормы и
ценности личности;
• адаптации – усвоение моделей поведения
необходимых для выживания личности;
• воспитания – целенаправленные действия
других людей для формирования личности
человека.
6. Институты социализации
Процесс социализации осуществляется институтамисоциализации. Институты социализации бывают:
- первичными (неформальными) – процесс
социализации происходит в неформальной обстановке
(в семье, классе, группе сверстников и т.д.);
- вторичными (формальными) – процесс
социализации происходит в специально созданных
обществом формальных учреждениях (детские сады,
школы, институты, армия и т.д.).
7. Механизмы социализации
Существует несколько механизмов социализации:1. Традиционный – заключается в передачи знаний
от родителей к детям.
2. Институциональный – получение нового опыта
происходит через воздействие на человека
социальных вторичных институтов.
3. Стилизованный – получение новых моделей
поведения через влияние субкультуры.
4. Рефлексивный – овладение новыми моделями
социального поведения через самопознание и
самовоспитание.
8. Способы социализации
1. Идентификация – процесс отождествления себяс другим человеком. Наиболее ярким проявления
является период связанный с переживание
человеком Эдипового комплекса или комплекса
Электры.
2. Подражание – неосознанное повторение
моделей поведения другого человека.
3. Научение – осознанное повторение моделей
поведения другого человека.
4. Внушение – принятие на веру определенных
установок и моделей поведения.
9. Способы формирования социального поведения
В процессе социализации формируетсясоциальное поведение человека.
Все формы социального поведения не имеют
генетической основы, а приобретаются путем
применения к человеку системы поощрения и
наказания.
10. Этапы социализации
Этапы социализации связаны с кризисами личности, асама социализации проходит на протяжении всей жизни
человека.
Существуют разные подходы к выделению этапов
социализации.
В частности выделяют следующие этапы:
1. Дотрудовой, включающий в себя период детства.
2. Трудовой, занимающий больщую часть жизни
человека.
3. Послетрудовой, начинающийся с момента выхода
человека на пенсию.
11. Этапы социализации
Дотрудовая стадия социализации охватывает весь период жизничеловека до начала трудовой деятельности. В свою очередь эта стадия
разделяется на два более или менее самостоятельных периода:
а) ранняя социализация, охватывающая время от рождения
ребенка до поступления его в школу, т.е. тот период, который в
возрастной психологии именуется периодом раннего детства; б)
стадия обучения, включающая весь период юности
Трудовая стадия социализации охватывает период зрелости
человека, хотя демографические границы «зрелого» возраста
условны; фиксация такой стадии не представляет затруднений – это
весь период трудовой деятельности человека.
Послетрудовая стадия социализации. Увеличение
продолжительности жизни – с одной стороны, определенная
социальная политика государств – с другой (имеется в виду система
пенсионного обеспечения) приводят к тому, что в структуре
народонаселения пожилой возраст начинает занимать значительное
место. Пожилой возраст рассматривается как возраст, вносящий
существенный вклад в воспроизводство социального опыта.
12. Понятие социальной установки
В процессе социализации у личности формируются социальныеустановки, подразумевающие латентное отношение к социальной
ситуации, характеризующаяся определенной модальностью.
В английском языке социальной установке соответствует
понятие «аттитюд», и ввели его в научный обиход в 1918-1920 гг.
У. Томас и Ф. Знанецкий, который определяли аттитюд как
состояние сознания, регулирующее отношение и поведение
человека в связи с определенным объектом в определенных
условиях, и психологическое переживание им социальной
ценности, смысла объекта.
Основателем отечественной теории установки является
Д.Н.Узнадзе, который характеризует установку как модификацию
живого существа, соответствующую объективному ходу вещей, как
особое состояние личности, модус ее в конкретных условиях. Это –
личностный фактор, конкретная определенность личности в
каждый данный момент.
Установка в контексте концепции Д.Н. Узнадзе более всего
касается вопроса о реализации простейших физиологических
потребностей человека. Она трактуется как бессознательное, что
исключает применение этого понятия к изучению наиболее
сложных, высших форм человеческой деятельности.
13. История изучения аттитюдов
После открытия феномена аттитюда началсясвоеобразный «бум» в его исследовании. Возникло
несколько различных толкований аттитюда, много
противоречивых его определений.
В 1935 г. Г. Олпорт написал обзорную статью по
проблеме исследования аттитюда, в которой насчитал
17 дефиниций этого понятия.
14. Подходы к пониманию аттитюдов
Аттитюд понимался всеми как:а) определенное состояние сознания и нервной
системы;
б) выражающее готовность к реакции;
в) организованное;
г) на основе предшествующего опыта;
д) оказывающее направляющее и динамическое
влияние на поведение.
Таким образом, были установлены
зависимость аттитюда от предшествующего
опыта и его важная регулятивная роль в поведении.
15. Структура аттитюда
М. Смит выделил в структуре аттитюда 3компонента:
• когнитивный, связанный с осознанием
объекта социальной установки;
• аффективный, проявляющийся в
эмоциональной оценке объекта;
• поведенческий, выражающийся в
последовательном поведении по отношению к
объекту.
16. Функции аттитюдов
• приспособительная – аттитюднаправляет субъекта к тем объектам,
которые помогают достичь цели;
• знания – аттитюд дает упрошенное
указание относительно способов поведения
по отношению к конкретному объекту;
• выражения – аттитюд выступает как
средство освобождения от внутреннего
напряжения;
• защиты – аттитюд способствует
разрешению внутренних конфликтов.
17.
Диспозиция аттитюдовЧеловек обладают сложной системой аттитюдов,
которые организованны иерархически. Вершиной
диспозиций установок является система ценностных
ориентаций личности.
Виды аттитюдов
Четкая структура социальной установки позволяет
выделить две ее важные разновидности – стереотип и
предрассудок. От обычной социальной установки они
отличаются прежде всего содержанием своего когнитивного
компонента.
18. Понятие стереотипа
Стереотип – социальная установка с застывшим,нередко обедненным содержанием когнитивного
компонента.
Стереотипы бывают полезны и необходимы как
форма экономии мышления и действий в отношении
достаточно простых и стабильных объектов и ситуаций,
адекватное взаимодействие с которыми возможно на
основе привычных и подтверждаемых опытом
представлений.
Там же, где объект требует творческого осмысления
или изменился, а представления о нем остались
прежними, стереотип становится тормозом в процессах
взаимодействия личности с действительностью.
19. Понятие предрассудка
Предрассудок – социальная установка с искаженнымсодержанием ее когнитивного компонента, вследствие чего
индивид воспринимает некоторые социальные объекты в
неадекватном, искаженном виде.
Нередко с когнитивным компонентом бывает связан сильный,
то есть эмоционально насыщенный аффективный компонент. В
результате предрассудок обусловливает не только некритичное
восприятие отдельных элементов действительности, но и
неадекватные при определенных условиях действия по
отношению к ним.
Наиболее распространенным видом таких извращенных
социальных установок являются расовые, половые и
национальные предрассудки.
Основная причина формирования предрассудков кроется в
неразвитости когнитивной сферы личности, благодаря чему
индивид некритично воспринимает влияния соответствующей
среды.
Чаще всего предрассудки возникают в детстве, когда у ребенка
еще нет или почти нет адекватных знаний о том или ином
социальном объекте, но под воздействием родителей и
ближайшего окружения уже формируется определенное
эмоционально-оценочное отношение к нему.
20. Дискриминация
Предрассудки проявляются вдискриминации – актах поведения,
направленных на оскорбление и унижение
объекта предрассудка.
21. Понятие Я-концепции
Установки связанные с оценкой собственной личностиобъединяются в Я-концепцию – динамическую систему
представлений человека о самом себе, в которую входит
осознание своих физических, интеллектуальных и других
качеств.
Я-концепция возникает у человека в процессе
социального взаимодействия как неизбежный и уникальный
результат психического развития, как относительно
устойчивое и одновременно подверженное внутренним
изменениям и колебаниям психическое приобретение.
Термин «Я-концепция» появился в научном языке на
рубеже ХIХ-ХХ веков в связи с представлениями о дуальной
природе человека как познающего субъекта и познаваемого
объекта. Американский психолог У. Джеймс («Принципы
психологии», 1890 г.) первым предложил идею Я-концепции
и внес существенный вклад в ее разработку.
22. Составляющие Я -концепции по У. Джеймсу
Согласно У. Джеймсу, «глобальное Я» (личность)содержит в себе два аспекта: эмпирический объект (Ме),
познаваемый субъективным оценивающим сознанием (I).
Я как объект состоит из четырех аспектов: духовное Я,
материальное Я, социальное Я и телесное Я, которые и
образуют для каждого человека уникальный образ или
совокупность представлений о себе как личности.
Когнитивная составляющая выражается в способности
индивида охарактеризовать себя через самоописание
неповторимости сочетания собственных черт личности.
Оценочная составляющая проявляется в оценке
отношения к самому себе(положительное или
отрицательное)
Поведенческая составляющая выражается в
конкретных актах проведения, через которые личность
выражает себя
23. Источники формирования Я -концепции
• Представление о своем теле (телесное Я).• Язык – как развивающаяся способность выражать ел о
вам и и формировать представления о себе и других
людях.
• Субъективная интерпретация обратной связи от
значимых других о себе.
• Идентификация с приемлемой моделью половой роли и
усвоение связанных с этой ролью стереотипов (мужчина—
женщина).
• Практика воспитания детей в семье.
Значимость этих источников, как показывают
исследования, меняется в различные периоды жизни
человека
24. Функционально-ролевые аспекты Я-концепции
С момента своего зарождения, Я-концепциястановится активным началом, выступающим в трех
функционально-ролевых аспектах:
1. Я-концепция как средство обеспечения
внутренней согласованности.
2. Я-концепция как интерпретация опыта.
3. Я-концепция как совокупность ожиданий.
25. Вопросы для самопроверки
1. Определите понятия индивид, личность,индивидуальность.
2. Перечислите основные подходы к пониманию
понятия социализации.
3. Какие институты социализации формируют
личность?
4. В чем заключаются сходство и различия
между стереотипами и предрассудками?
5. Дайте ваше понимание Я-концепции
личности.
26. Литература
1. Андреева Г. М. Социальная психология. – М.:Аспект Пресс, 2000.
2. Майерс Д. Социальная психология. – М., 1997.
3. Платонов Ю.П. Социальная психология
поведения. – СПб.: Речь, 2006.
4. Социальная психология в трудах отечественных
психологов. – СПб.: Питер, 2000.