478.16K

Владимир Сергеевич Соловьев

1.

ТаТЖТ-филиал РГУПС
В. С. Соловьев
Автор:
Кириллов Никита
Дмитриевич
Проверила:
Васильева Т. В.
Тамбов
2023

2.

Владимир Сергеевич Соловьев

3.

Детские годы и время учебы
Владимир Соловьёв родился в Москве 16
января 1853 года, в семье русского историка Сергея
Михайловича Соловьёва (1820—1879). Мать,
Поликсена Владимировна — принадлежала к
дворянской семье Романовых, имевшей польские и
казацкие корни. Среди предков Романовых был
известный русский и украинский
философ Г. С. Сковорода, приходившийся
Владимиру Соловьёву двоюродным прадедом.
Младший брат будущего романиста Всеволода
Соловьёва (1849—1903).
Соловьев в 18 лет

4.

Соловьёв учился в Первой московской гимназии, преподавание в которой было
разделено на общее и специальное, а заканчивал обучение в Пятой московской
гимназии. Гимназический курс окончил (1869) с золотой медалью.
Поступил (1869) на историко-филологический факультет Московского
университета, сдав вступительные экзамены и написав вступительное
сочинение на тему «Шестнадцатый век на Западе и в России»; вскоре
перевёлся на естественное отделение физико-математического факультета
Московского университета. В 1871—1872 годах произошёл идейный перелом в
мировоззрении Соловьёва, связанный с разочарованием в атеистических и
позитивистских идеалах «людей шестидесятых годов». В 1872 году с ним
приключился бурный роман в поезде на Харьков со случайной попутчицей
Жюли, после которого он испытал мистическое видение Софии. Соловьёв
оставил физико-математический факультет и готовился к сдаче кандидатских
экзаменов по историко-филологическому факультету экстерном; подал
прошение на имя ректора об увольнении из числа студентов и о прохождении
кандидатских испытаний (1873); выдержал 17 кандидатских испытаний и был
утверждён в степени кандидата.

5.

Окончив Московский университет в 1873 году,
по особому ходатайству был оставлен при
кафедре философии для приготовления к
профессорскому званию. В начале сентября 1873
года Соловьёв переселился в Сергиев Посад и в
течение года слушал лекции в Духовной
академии.
21-летний Соловьёв написал магистерскую
работу «Кризис западной философии», в которой
выступил против позитивизма и разделения
(дихотомии) «спекулятивного» (теоретического)
и «эмпирического» знания. Защита состоялась 24
ноября 1874 года в Санкт-Петербургском
университете, после чего он получил звание
штатного доцента философии и
один семестр читал лекции в Московском
университете.

6.

К концу 1890-х годов здоровье его стало заметно ухудшаться. Летом 1900 года
Соловьёв приехал в Москву, чтобы сдать в печать свой перевод Платона. Уже 15
июля, в день своих именин, почувствовал себя очень плохо. В тот же день он
попросил своего друга Давыдова отвезти его в подмосковное имение Узкое,
принадлежавшее тогда князю Петру Трубецкому, в котором тогда жил со своей
семьёй его друг профессор Сергей Трубецкой, единокровный брат владельца
имения. В имение Соловьёв приехал уже тяжело больным. Врачи определили у
него атеросклероз, цирроз почек и уремию, а также полное истощение организма,
но помочь уже ничем не смогли.
Владимир Сергеевич Соловьёв скончался в Узком после двухнедельной болезни, в
кабинете П. Н. Трубецкого 31 июля (13 августа по новому стилю) 1900 года.
Похоронен на кладбище Новодевичьего монастыря рядом с могилой отца.

7.

Описание философской системы и произведений
Стержнем философии Соловьёва является
категория «всеединства». Основной идеей его
религиозной философии была София — Душа
Мира, понимаемая как мистическое
космическое существо, объединяющее Бога с
земным миром. София представляет
собой вечную женственность в Боге и,
одновременно, замысел Бога о мире. По
мнению Соловьёва, этот образ встречается
в Библии. Соловьёву же он был открыт в
мистическом видении, о котором повествует
его поэма «Три свидания». Идея Софии
реализуется трояким способом: в теософии
формируется представление о ней, в теургии
она обретается, а в теократии она
воплощается.

8.

Теософия — дословно Божественная мудрость. Она представляет собой синтез
научных открытий и откровений христианской религии в рамках цельного
знания. Вера не противоречит разуму, а дополняет его. Соловьёв признаёт
идею эволюции, но считает её попыткой преодоления грехопадения через прорыв
к Богу. Эволюция проходит пять этапов или «царств»: минеральное,
растительное, животное, человеческое и Божье.
Теургия — дословно боготворчество. Соловьёв решительно выступал против
моральной нейтральности науки. Теургия — это очистительная практика, без
которой невозможно обретение истины. В её основе лежит
культивирование христианской любви как отречение от самоутверждения ради
единства с другими.
Теократия — дословно власть Бога, то, что Чаадаев называл совершенным
строем. «Теократическую миссию» Соловьёв возлагал на Россию, при этом
сохраняя симпатии католицизму. Теократия заключается в «истинной
солидарности всех наций и классов», а также в «христианстве, осуществлённом в
общественной жизни».

9.

Теоретические истоки философии Соловьёва
коренятся в многовековой мистической традиции —
от Платона и неоплатоников до позднего Шеллинга,
творца «философии откровения», Шопенгауэра и
Гартмана. На философию Соловьёва оказали
большое влияние идеи русского религиозного
мыслителя Николая Фёдорова. Соловьёв считал
Фёдорова своим «учителем и отцом духовным»,
называл гениальным мыслителем. Хотя нет сомнений
в общности идей Соловьёва и Фёдорова, пути
достижения идеала, предлагаемые мыслителями,
существенно различались: Фёдоров возлагал
максимум надежд на развитие естественных наук, а
Соловьёв считал решающим обстоятельством
нравственно-социальное совершенствование
человека. Особое место в ряду теоретических
предшественников Соловьёва занимают
славянофилы И. Киреевский и А. Хомяков.

10.

11.

Основные произведения Соловьева:
«Чтения о Богочеловечестве» (1877-1881)
«Религиозные основы жизни» (1882-1884)
«История и будущность теократии» (1885-1887)
«Россия и Вселенская церковь» (1889)

12.

Значение и след в русской духовной мысли
Соловьёв считал единство христиан не только важнейшим духовным принципом,
но и насущным долгом, требующим действия, и всякое доступное ему действие
стремился исполнить. Даже на раннем этапе своего творчества, этапе близости к
славянофилам, христианское сообщество для него было Вселенской Церковью,
границы которой шире Православия. Поэтому заповедь единства для него
означала дело и долг соединения Церквей, и этому делу он был предан всю жизнь.
В воссоединении двух миров в христианское всечеловечество, в
богочеловечество, видел Соловьёв и великое призвание России.
Межконфессиональные отношения – сфера запутанных проблем и тяжких
конфликтов, однако именно в этой сфере феномен Владимира Соловьёва видится
и выступает как символ. Позиции его здесь не раз менялись, мысль порой
принимала окраску увлечения, форму утопической схемы – как в
знаменитом проекте всемирной теократии в виде союза русского царя и ри
мского папы. Но за всеми колебаниями оценок и взглядов всегда неизменной
оставалась его истовая жажда соединения христиан, преданность идее этого
соединения, готовность служить ей. Поэтому его образ сделался символом самой
идеи соединения.

13.

Но за всеми колебаниями оценок и взглядов всегда неизменной оставалась его
истовая жажда соединения христиан, преданность идее этого соединения,
готовность служить ей. Поэтому его образ сделался символом самой идеи
соединения.Как всякий символ, он обретал конкретные воплощения, и одним из
них стала сама кончина философа. Его племянник и биограф рассказывает: после
погребения Соловьёва на его могиле оставлены были неизвестными две иконы –
православная икона Воскресения Христова из Иерусалима, с греческой надписью,
и католическая Остробрамская икона Божией Матери, с латинской надписью.
English     Русский Правила