802.60K
Категория: ФилософияФилософия

В. С. Соловьев

1.

В.С. СОЛОВЬЕВ
Подготовил: Степанов Д. С.
Проверил: Васильева Т. В.

2.

СОЛОВЬЁВ ВЛАДИМИР
СЕРГЕЕВИЧ

3.

БИОГРАФИЯ
Владимир Соловьёв родился в Москве 16 января 1853 года, в семье русского
историка Сергея Михайловича Соловьёва (1820—1879). Мать, Поликсена
Владимировна — принадлежала к дворянской семье Романовых, имевшей
польские и казацкие корни. Среди предков Романовых был известный русский
и украинский философ Г. С. Сковорода, приходившийся Владимиру Соловьёву
двоюродным прадедом. Младший брат будущего романиста Всеволод
Соловьёва (1849—1903).

4.

БИОГРАФИЯ
Соловьёв учился в Первой московской гимназии,
преподавание в которой было разделено на общее и
специальное, а заканчивал обучение в Пятой
московской гимназии. Гимназический курс окончил
(1869) с золотой медалью.
Поступил (1869) на историко-филологический
факультет Московского университета, сдав
вступительные экзамены и написав вступительное
сочинение на тему «Шестнадцатый век на Западе и в
России»; вскоре перевёлся на естественное
отделение физико-математического факультета
Московского университета.

5.

БИОГРАФИЯ
В 1871—1872 годах произошёл идейный перелом в
мировоззрении Соловьёва, связанный с
разочарованием в атеистических и позитивистских
идеалах «людей шестидесятых годов». В 1872 году с
ним приключился бурный роман в поезде
на Харьков со случайной попутчицей Жюли, после
которого он испытал мистическое видение Софии.
Соловьёв оставил физико-математический факультет и
готовился к сдаче кандидатских экзаменов по
историко-филологическому факультету экстерном;
подал прошение на имя ректора об увольнении из
числа студентов и о прохождении кандидатских
испытаний (1873); выдержал 17 кандидатских
испытаний и был утверждён в степени кандидата.

6.

БИОГРАФИЯ
Окончив Московский университет в 1873 году, по особому ходатайству был
оставлен при кафедре философии для приготовления к профессорскому
званию. В начале сентября 1873 года Соловьёв переселился в Сергиев
Посад и в течение года слушал лекции в Духовной академии.
21-летний Соловьёв написал магистерскую работу «Кризис западной
философии», в которой выступил против позитивизма и разделения
(дихотомии) «спекулятивного» (теоретического) и «эмпирического»
знания. Защита состоялась 24 ноября 1874 года в Санкт-Петербургском
университете, после чего он получил звание штатного доцента философии
и один семестр читал лекции в Московском университете.
В июне 1876 года вновь приступил к преподаванию в Московском
университете. В феврале 1877 Соловьёв уволился из Московского
университета (ректором которого был тогда его отец) из-за несогласия с
позицией большинства Совета Московского университета, требовавшего
отказаться от общения с профессором Н. А. Любимовым; демонстративно
поддерживал с ним отношения.
В марте 1877 года покинул Москву и переехал в Санкт-Петербург, где стал
членом Учёного комитета при Министерстве народного просвещения и
одновременно преподавал в Санкт-Петербургском университете. В
Петербурге Соловьёв сдружился с Достоевским. Во время русско-турецкой
войны испытал подъём патриотизма и едва не отправился в действующую
армию. К этому времени окончательно формируются философские взгляды
Соловьёва.

7.

ФИЛОСОФИЯ
Основной идеей его религиозной
философии была София — Душа Мира,
понимаемая как мистическое
космическое существо, объединяющее
Бога с земным миром.

8.

ФИЛОСОФИЯ
София представляет собой вечную женственность в Боге и, одновременно,
замысел Бога о мире. По мнению Соловьёва, этот образ встречается в Библии.
Соловьёву же он был открыт в мистическом видении, о котором повествует
его поэма «Три свидания». Идея Софии реализуется трояким способом: в
теософии формируется представление о ней, в теургии она обретается, а в
теократии она воплощается.

9.

ФИЛОСОФИЯ
Теософия — дословно Божественная мудрость. Она представляет собой
синтез научных открытий и откровений христианской религии в рамках
цельного знания. Вера не противоречит разуму, а дополняет его.
Соловьёв признаёт идею эволюции, но считает её попыткой преодоления
грехопадения через прорыв к Богу. Эволюция проходит пять этапов или
«царств»: минеральное, растительное, животное, человеческое и Божье.

10.

ФИЛОСОФИЯ
Теургия — дословно боготворчество.
Соловьёв решительно выступал против моральной нейтральности науки.
Теургия — это очистительная практика, без которой невозможно
обретение истины. В её основе лежит культивирование христианской
любви как отречение от самоутверждения ради единства с другими.

11.

ФИЛОСОФИЯ
Теократия — дословно власть Бога, то, что Чаадаев называл совершенным
строем. «Теократическую миссию» Соловьёв возлагал на Россию, при этом
сохраняя симпатии католицизму. Теократия заключается в «истинной
солидарности всех наций и классов», а также в «христианстве, осуществлённом
в общественной жизни».

12.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
English     Русский Правила