250.27K
Категория: РелигияРелигия

Глава семнадцатая. Неверие

1.

Глава семнадцатая
Неверие
После изучения главы студент должен:
— знать определение неверия;
— перечислять виды великого неверия и приводить соответствующие
доказательства;
— рассказывать о малом неверии и приводить примеры;
— разъяснять различия между великим и малым неверием;
— называть десять действий, выводящих человека из ислама, и приводить
соответствующие доказательства;
— упорядочивать действия, выводящие человека из ислама, по категориям
«слова», «действия тела» и «действия сердца»;
— разъяснять, какие условия должны выполняться для того, чтобы
человека можно было назвать неверующим;
— перечислять излишества, которые допускают люди, обвиняя других в
неверии, и предостерегать от них

2.

• § 1. Определение неверия и его виды
• Слово куфр в арабском языке означает ‘сокрытие,
• покрывание’. Неверие названо так потому, что неверующий
закрывает веру и истину неверием.
• Значение слова куфр как шариатского термина приводится ниже.
• Существуют два вида неверия: великое неверие
(куфр акбар —( ‫أكرب كفر‬и малое неверие (куфр асгар — ‫)أص‬

3.

• § 2. Великое неверие (куфр акбар)
• Это противоположность вере или, иными словами, отсутствие у
человека веры во Всевышнего Аллаха и Его Посланника
Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха).

4.

• § 3. Виды великого неверия
• Неверие обвинения во лжи и отрицания. Например, человек
отрицает, что Мухаммад (мир ему и благословение
Аллаха)был Пророком (мир ему и благословение Аллаха) ,
или считает ложью всем известные догматы исламской
религии. Этим он как будто обвиняет во лжи Всевышнего
Аллаха и Его Посланника (мир ему и благословение Аллаха) .
• Всевышний Аллах сказал:
• Кто может быть несправедливее того, кто возводит навет на
Аллаха или считает ложью истину, которая явилась к нему?
Разве не в Геенне будет обитель неверующих?
• Сура 29 «Паук», аят 68

5.

• Неверие высокомерия. Речь идёт о том случае, когда человек в
глубине души понимает истину, но отказывается делать то, чего требует
от него религия .
• Всевышний Аллах сказал: «Вот Мы сказали ангелам: “Падите ниц перед
Адамом”. Они пали ниц, и только Иблис отказался, возгордился и стал
одним из неверующих»
(сура 2 «Корова», аят 34
• Неверие сомнений и предположений. Речь идёт о том случае, когда
человек сомневается в том, во что он обязан верить.
• Всевышний Аллах сказал : Он вошёл в свой сад, поступая
несправедливо по отношению к себе, и сказал: «Я не думаю, что он
когда-нибудь исчезнет. Я не думаю, что настанет Час. Если же меня
возвратят к моему Господу, то по возвращении я обрету там нечто ещё
более прекрасное» . Товарищ его, беседуя с ним, сказал: «Неужели ты
не веруешь в Того, Кто сотворил тебя из земли, потом — из капли, а
потом сделал тебя человеком ? Что же касается меня, то мой Господь —
Аллах, и я никого не приобщаю к моему Господу».
• Сура 18 «Пещера», аяты 35–38

6.

• Неверие пренебрежения. Это когда человек небрежно относится к
религии и не обращает на неё внимания.
• Всевышний Аллах сказал: «Мы сотворили небеса, землю и то, что
между ними, во истине и на определённый срок. Но те, которые не
веруют, отворачиваются от того, от чего их предостерегают»
• (сура 46 «Пески», аят 3).

7.

• § 4. Малое неверие (куфр асгар)
• Это грехи, которые названы неверием, однако они менее серьёзны,
чем великое неверие, выводящее из религии.
• Виды малого неверия.
• Неблагодарность за милости Всевышнего . Всевышний Аллах
сказал: «Аллах привёл в качестве притчи селение, которое
пребывало в безопасности и покое [Мекку]. Они обретали свой удел
в изобилии отовсюду, но не благодарили Аллаха за эти блага, и
тогда Аллах облёк их в одеяние голода и страха за то, что они
творили» (сура 16 «Пчёлы», аят 112).
• Клятва не Аллахом. ‘Абдуллах ибн ‘Умар (да будет доволен Аллах
им и его отцом) передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и
благословение Аллаха) сказал: «Кто поклялся не Аллахом, тот впал
в неверие или ширк» [ат-Тирмизи, № 1535; Абу Дауд, № 3251].

8.

• Сражение с мусульманином. ‘Абдуллах ибн Мас‘уд передаёт, что
Посланник Аллаха r сказал: «Поношение мусульманина —
нечестие, а сражение с ним — неверие» [аль-Бухари, № 48
Муслим, № 221].
Обвинения в незаконнорождённости и громкое оплакивание
покойных. Абу Хурайра передаёт, что Посланник Аллаха (мир ему и
благословение Аллаха) сказал: «Два действия людей являются
неверием: обвинения в незаконнорождённости и громкие причитания
по покойным» [Муслим, № 227].
Испрашивание дождя у планет. Абу Хурайра передаёт, что однажды
Посланник Аллаха r сказал: «Знаете ли вы, что сказал Господь ваш?»
Люди ответили: «Аллах и Его Посланник знают об этом лучше».
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал, что
Всевышний Аллах сказал: «Это утро одни Мои рабы встретили
верующими в Меня, а другие — неверующими. Говорящий “Нам был
послан дождь по милости Аллаха и милосердию Его” верует в Меня и
не верит в планеты. А сказавший “Дождь был послан нам благодаря
такой-то планете” не верует в Меня и верит в планеты» [Муслим].

9.

• § 5. Различия между малым и великим неверием
• Различия между этими двумя видами неверия становятся
очевидными, если обратиться к сравнению малого ширка с
великим.
• § 6. Что выводит человека из ислама?
• 1. Придавание Аллаху сотоварищей в поклонении. Всевышний
Аллах сказал:
• Они поклоняются наряду с Аллахом тому, что не причиняет им
вреда и не приносит им пользы. Они говорят: «Они — наши
заступники перед Аллахом». Скажи: «Разве вы можете поведать
Аллаху такое на небесах и на земле, чего бы Он не знал?» Пречист
Он и превыше тех, кого вы приобщаете в сотоварищи.
• Сура 10 «Юнус», аят 18

10.

• 2. Отрицание того, что многобожники являются неверующими,
или сомнения в этом.
• Всевышний Аллах сказал : Прекрасным примером для вас были
Ибрахим [Авраам] и те, кто был с ним. Они сказали своему народу:
«Мы отрекаемся от вас и тех, кому вы поклоняетесь вместо Аллаха.
Мы отвергаем вас, и между нами и вами установились вражда и
ненависть навеки, пока вы не уверуете в одного Аллаха». Ибрахим
[Авраам] сказал своему отцу только: «Я обязательно буду просить
для тебя прощения, но я не властен помочь тебе перед Аллахом.
Господь наш! На Тебя одного мы уповаем, к Тебе одному мы
обращаемся, и к Тебе предстоит прибытие».
• Сура 60 «Испытуемая», аят 4

11.

• 3. Вера в то, что есть руководство лучше, чем руководство
Пророка (мир ему и благословение Аллаха) .
• Всевышний Аллах сказал : Но нет — клянусь твоим Господом! —
они не уверуют, пока не изберут тебя судьёй во всём том, что
запутано между ними, не перестанут испытывать в душе стеснение
от твоего решения и не подчинятся полностью .Сура 4
«Женщины»,аят 65
• 4. Ненависть к исламу вообще или к чему-то из того, что
принёс нам Пророк (мир ему и благословение Аллаха), — даже
если человек исполняет ненавистное ему предписание, ибо так
поступают лицемеры.
• Всевышний Аллах сказал : Это — потому, что они возненавидели
ниспосланное Аллахом и Он сделал тщетными их деяния!
• Сура 47 «Муxaммaд», аят 9

12.

• 5. Насмешки над тем, что является частью религии.
• Всевышний Аллах сказал : Если ты их спросишь, они непременно
скажут: «Мы только болтали и забавлялись». Скажи: «Неужели вы
насмехались над Аллахом, Его аятами и Его Посланником ? Не
извиняйтесь. Вы стали неверующими после того, как уверовали».
• Сура 9 «Покаяние», аяты 65–66.
• 6. Помощь неверующим против мусульман. ‘Абдуллах ибн ‘Умар
(да будет доволен Аллах им и его отцом) передаёт, что Посланник
Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
• «Мусульманин мусульманину брат, и он не должен ни притеснять
его, ни оставлять его без поддержки, и Аллах заботится о нуждах
того, кто заботится о нуждах своего брата» [аль-Бухари, № 6956;
Муслим, № 6578].

13.

• § 7. Обвинение человека в неверии и его условия
• Подразумевается вынесение решения о том, что данный человек
является неверующим, вышедшим из ислама по причине
совершения им действий, которые делают человека неверующим.
• Подобное решение имеет право выносить только достаточно
компетентный человек, поскольку обвинение в неверии очень
серьёзно и предполагает, что человек выходит из ислама и вечно
пребудет в Огне. Абу Зарр передаёт, что Посланник Аллаха (мир
ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда один человек
обвиняет другого в нечестии или неверии, это описание
возвращается к нему же, если его товарищ не подходит
• под него» [аль-Бухари, № 6045; Муслим, № 217].

14.

• § 8. Препятствия для обвинения человека в
неверии
• Ошибка. Человек совершает действие, представляющее собой
неверие, неумышленно, спонтанно. Например, человек,
оговорившись, обругал религию, притом что у него не было такого
намерения.
• Невежество, принимаемое исламом в расчёт. Это относится к
новообращённому мусульманину, а также к мусульманину,
живущему в обществе, в котором широко распространено
невежество.
• Принуждение. Например, если кого-то заставили
• сказать слова неверия во избежание смерти.

15.

• Совершение действий на основе ложного доказательства или
неверного толкования. Например , человек считает, что
приближённые Аллаха могут распоряжаться во Вселенной по
своему усмотрению, на основе выдуманного хадиса,
приписываемого Посланнику Аллаха r. Сподвижники не считали
хариджитов неверующими, несмотря на то, что те совершали
преступления против мусульман, объявили неверующими ‘Усмана
и ‘Али и считали дозволенным проливать кровь верующих.
Причина в том, что они неверно истолковали аяты и хадисы и
истина смешалась для них с ложным.
• Иногда в одном человеке соединяются вера и неверие
• Всевышний Аллах сказал о многобожниках: «Большая часть их
верует в Аллаха, приобщая к Нему сотоварищей» (сура 12
«Юсуф», аят 106).
• Ибрахим (мир ему) сказал своим сыновьям перед смертью: «Кому
вы будете поклоняться после меня?» (сура 2 «Корова», аят
133).Он также сказал: «…и убереги меня и моих сыновей от
поклонения идолам» (сура 14 «Ибрахим», аят 35)

16.

• § 9. Чрезмерность в обвинении людей в неверии
• Поспешное обвинение в неверии мусульманина, совершившего
действие, которое представляет собой неверие (куфр), без
проверки того, достаточно ли оснований для подобного обвинения
и нет ли препятствий.
• Приравнивание малого неверия к великому. Так поступают
хариджиты. Они считают неверующим человека, совершающего
тяжкие грехи. Они называют неверующим, вышедшим из ислама,
каждого, кто совершил грех, который Шариат назвал неверием.
• Обвинение в неверии целых обществ и применение к ним норм,
касающихся вероотступника, в том числе объявление о том, что их
жизни, имущество и женщины теряют неприкосновенность.
• Отказ признавать невежество как оправдание.

17.

• Вопросы и задания
• Задание 1. Напишите, к какому виду неверия, малому
• или великому, относятся следующие примеры.
• Человек знает, что ислам — религия истины, но
отказывается принимать его.
• Человек не боится впадать в неверие ради обретения
• мирских благ.
• Человек разрешает проливать кровь того, чья
неприкосновенность доказана.
• Человек клянётся своей жизнью.
• Человек считает воскрешение после смерти выдумкой.
• Человек пьёт вино и утверждает, что это разрешено.
English     Русский Правила