Похожие презентации:
Основы Ислама
1.
ОСНОВЫ ИСЛАМА2.
• (араб., букв. - покорность), монотеистическаярелигия.
Таухид означает признание того, что Аллах (Субхана
ва Тааля) является единственным Творцом —
Господом всего сущего.
Он обладает прекрасными именами (99 имен
Аллаха(с.т)) и совершенными качествами.
Слово «Аллах» произошло от арабского слова «Алиха»,
значение которого «быть поклоняемым». От него
же произошло слово «Илях», которое означает
«божество» или тот, кому поклоняются.
3.
Исламусовершенствованнаярелигия
В этом последнем откровении - Коране – Аллах (с.т) сказал:
ًَْاَ َم دِين
َ ُ ا ْليَ ْو َم أ َ ْك َم ْلتُ لَ ُك ْم دِينَ ُك ْم َوأَتْ َم ْمت
ْ علَ ْي ُك ْم نِ ْع َمتِ َو ََ ِِيتُ لَ ُك ُم ا ِِأ
«Сегодня Я усовершенствовал для вас вашу религию, и
завершил Мою милость к вам, и удовлетворился для
вас Исламом как религией» (аль-Маида 5:3).
Следовательно, Ислам не претендует на роль новой религии, а
является новым выражением в конечной форме истинной
религии Всемогущего Аллаха (с.т), которая первоначально
была открыта Адаму (Алейхи салам), а затем и последующим
пророкам. (Ибрахим (а.с), Муса(а.с), Дауд(а.с),
Сулейман(а.с), Иса(а.с) и др.)
4.
• Ислам, имеет собственные, четкообозначенные фундаментальные
принципы, опирающиеся на Коран и
Сунну.
• Эти принципы излагаются в виде 3-х
главных основ ислама:
– Иман
– Ислам
– Ихсан
5.
ИМАНИман (с арабского «вера») включает в себя основы
вероубеждения, состоящие из 6 главных столпов.
Отсутствие одного делает веру недействительной.
Столпы веры:
1. Вера во Всевышнего Аллаха (Субхана ва Тааля)
2. Вера в божественных ангелов (Малаика –Азраиль,
Джибраил, Микаил, Исрафил и др. )
3. Вера в Его священные писания (Забуур (Ибрахим), Тора,
Библия)
4. Вера в посланников божьих
5. Вера в пришествие Судного Дня, в существование Рая и
Ада
6. Вера в судьбу (все хорошее либо плохое происходит по воле и
милости Аллаха).
6.
ИСЛАМВсе мусульмане, у которых есть иман должны соблюдать
требования и принципы своей религии.
Есть 5 ключевых столпов ислама:
1. Шахада – свидетельство, вера в единого бога – Аллаха и
в посланническую миссию Пророка Мухаммеда (c.а.с).
2. Молитва – совершение ежедневного 5-кратного намаза.
3. Пост (Орозо в месяц Рамадан)
4. Закят – налог в пользу обездоленных, больных и нищих.
5. Хадж – паломничество в Мекку (при наличии
физических и материальных ресурсов).
7.
ИХСАНСовершение богослужения со всей
искренностью и ответственностью,
как перед лицом Аллаха
(Субхана ва Тааля). Всевышний
слышит все молитвы, знает все
мысли и намерения людей.
8.
(от араб. "аль-кур'ан" - "чтение"), священная книгамусульман
Текст Корана пророку Мухаммаду (c.а.с) сообщил Аллах
(с.т) через своего ангела Джибраила (а.с)
Cчитается 100% божественной речью
610 нашей эры— первое откровение Корана пророку
Мухаммаду (с.а.с)
Сура 96 «Аль-Алак», 1 - аят:
«Читай во имя твоего Господа, Который сотворил все
сущее…»
( َ)ا ْق َرأْ بِا ْس ِم َربِ َك الَّذِي َخلَق
Состоит из 114 глав, называемых сурами. Суры делятся на
аяты (букв. "знамение").
9.
1. Только по завершении ниспослания Мухаммед(с.а.с) объявлял, в какую суру и где именно
должны быть записаны аяты. Для этого у него
было около 40 писарей.
2. Кроме этого, он настаивал, чтобы откровения
были выучены сподвижниками наизусть.
3. Мухаммед (с.а.с) для сохранения Корана — ввёл
систему контроля - процесс повторения в месяце
Рамадан.
10.
4. После смерти Мухаммеда (с.а.с) первый халиф Абу Бакр(р.а) дал поручение Зейду ибн Сабиту (личный писец
Пророка Мухаммеда) создать комиссию по составлению
воедино всех записей. Так, был собран первый Коран в
656 году.
5. Позже, по приказу 3-халифа Усмана ибн Аффана (р.а),
первый экземпляр Корана был размножен и в 6 копиях
разослан в разные области халифата.
6. Он предвечно существовал на арабском языке, и в
неизменном виде пребудет до Судного дня
11.
• Мухаммед (с.а.с) родился 571 году в Мекке,принадлежал к племени Курайш
• 610 — ниспослание первых откровений; начало
пророческой миссии
• 613— начало публичной проповеди Мухаммеда
(с.а.с)
• 622 — хиджра, переселение в Медину.
• 632 — прощальное паломничество в Мекку;
— смерть пророка Мухаммеда (с.а.с).
12.
Имя «Мухаммед» (с.а.с) значит«Восхваляемый», «Достойный хвалы».
Он также называется пророком (наби), вестником
(расуль), рабом Бога (абд), вестником радости
(башир), предупредителем (назир), напоминателем
(музаккир), свидетелем (шахид), воззвавшим к
Богу (даи) и др.
Он является последним пророком — «печать
пророков» (хатим ан-набийин).
13.
Сподвижники ПророкаМухаммеда (с.а.с)
• Ас-Сахабию (сподвижник)- это тот
кто встречался с Пророком, уверовал
в него и скончался, будучи таковым.
• 4 праведных халифа:
– Абу Бакр (Р.а).(Первый, кто уверовал из мужчин)
– Умар (Р.а)(После того как он уверовал, призыв к
исламу обрел открытую форму)
– Усман (Р.а)(Его в Ислам привел Абу Бакр)
– Али (Р.а) (первый кто принял Ислам из юношей)
14.
ТАБИИН• Поколение мусульман, которые
были учениками и последователями
сподвижников (сахаба) пророка
Мухаммада (с.а.с), непосредственно
не общавшиеся с Посланником
Аллаха (с.т).
• Имам Абу Ханифа (р.а) является
табиином.
15.
ТАБИ ТАБИИНЫ1. Следующее поколение людей после табиинов,
которые видели живых табиинов –и табиины
передали последним то, чему научились от
сподвижников.
2. Табиины учили таби табиинов как правильно
понимать Коран и хадисы, как правильно
выносить решения по вопросам фикха.
3. Затем, таби табиины передали все это
исламское наследие людям, являющимся
представителями следующего поколения –
поколению четырех имамов.
16.
МАЗХАБЫ• Мазха́б – школа шариатского права в исламе. К
настоящему времени среди мусульман
распространение имеют четыре мазхаба:
– Ханафиты
– Маликиты
– Шафииты
– Ханбалиты
Слово «мазхаб» относится к арабскому корню
«захаба» — пойти, направиться. Поэтому
любое направление в религии, основанное на
чьем-либо мнении, стало называться
«мазхаб».
17.
МАЗХАБ ХАНАФИ• Основан имамом Абу Ханифой (р.а) (ум. 767) и его учениками –
Абу Юсуфом и Мухаммедом аш-Шайбани.
• Изначально следовал путём логических и рациональных
рассуждений (асхаб ар-ра'й), дают предпочтение урфу
(традициям).
• На сегодняшний день последователи ханафитского мазхаба
составляют примерно 80% мусульманского населения
Земли.
• Он распространён в: Турции, Афганистане, Пакистане, Индии,
Китае, Сирии, на Балканах, частично в Индонезии.
Большинство мусульман России и стран СНГ (в Средней Азии и
Казахстане, в Поволжье, на Урале, в Сибири, в Крыму, на
Северном Кавказе – за исключением чеченцев, ингушей и
дагестанцев; частично в Азербайджане) также придерживаются
18.
МАЗХАБ МАЛИКИ• Этот мазхаб основан имамом Маликом ибн Анасом (ум. 795).
• Маликитская школа создавалась как рационалистическая
(асхаб ар-ра'й), но давали большое значение мнениям
сподвижников, факихов.
• Точка зрения последователей маликитского мазхаба: «Всё, что
приводит к запретному, должно быть запрещено, а то,
что приводит к дозволенному – разрешено»
• Сегодня мазхаба имам Малика придерживаются мусульмане
Северной и Тропической Африки вплоть до Судана и Египта.
19.
МАЗХАБ ШАФИИ• Основан имамом Мухаммадом аш-Шафии (ум. 820).
• Уделяет особое внимание религиозным знаниям и
комментариям сподвижников Пророка (с.а.с) и факихов из
числа мединцев, хотя и не в такой сильной степени, как у
маликитов. Учитывают урф.
• Последователи данного мазхаба признают принцип
«суждения ради общественной пользы». Сложные
логические рассуждения отвергаются.
• В целом, мазхаб имама аш-Шафии занял нишу между
сторонниками асхабу ар-ра'й и асхабу аль-хадис.
20.
МАЗХАБ ШАФИИ• Благодаря своей упрощённости, шафиитский мазхаб
распространён весьма широко в Египте и Восточной
Африке, в Малайзии и Индонезии, в Сирии, Ливане,
Палестине, Иордании, на Бахрейне, в Восточной
Индии, частично в Пакистане, Турции, Ираке и
Йемене.
• Последователями этого мазхаба являются и
российские мусульмане:чеченцы, ингуши,
дагестанцы (кроме ногайцев).
21.
МАЗХАБ ХАНБАЛИ• Основан имамом Ахмадом ибн Ханбалом (ум. 855).
• Ханбалиты, как и все их предшественники, признавали в
качестве основного источника права Коран и Сунну. Имам
Ахмад следовал принципу марфу‘, т.е. признавались лишь
сведения, восходившие к самому Пророку (мир ему и
благословение). Имам Ахмад, как и все имамы, учитывал
единодушное мнение (иджма‘) сахаба и отводил ему третье
место в системе источников мусульманского права.
• Некогда распространённый в Ираке, Хорасане, Сирии и
Хиджазе, сейчас ханбалитский мазхаб действует только в
Саудовской Аравии и странах Персидского залива.
22.
ПОНИМАНИЕИСЛАМА
23.
ШАРИАТ• (правильный путь, образ действия) — комплекс
предписаний, определяющих убеждения, а также
формирующих религиозную совесть и нравственные
ценности мусульман.
• Шариатские предписания закреплены прежде всего
Кораном и Сунной Пророка Мухаммеда
(с.а.с) .
• Хадис — изречение (кауль), одобрение
(такрир), образ (васфи) или действие (филь)
пророка Мухаммеда, сумма которых образует
Сунну.
24.
Достоверныесборники Хадисов
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Сахих Аль-Бухари
Сахих Муслим
Сунна Абу Дауд
Сунна Ибн Маджа
Джами 'ат-Тирмизи
Сунна-Насаи
В дополнение к ним также хорошо известны:
• «Муватта» имама Малика;
• Мишкат Аль-Масабих Абу Мухаммада аль-Хусейн
ибн Масуда и;
• Муснад Ахмада бин Ханбала.
25.
ФикхСоставляет нормативноправовую часть шариата,
рассматривает, в основном, вопросы:
1. Норм поведения мусульман в
обществе, а также
2. Обязанностей верующего
перед Богом
26.
Понимание Ислама:• Асхаб ар-рай («сторонники независимого
суждения»),
• В противопоставление Асхаб ар-Рай были Ахль
аль-Хадис («сторонники предания»)
Асхаб ар-Рай предпочитали решать правовые
вопросы на основании собственного мнения (аррай), а не на основании прецедента,
извлекаемого из хадисов пророка Мухаммеда.
27.
ИсточникиШАРИАТА
• После Корана и Сунны в качестве второстепенных
источников права выступают:
3. Иджма можно определить как единодушное
мнение сподвижников Пророка (сахаба) и
согласие, достигнутое относительно решений,
принятых учеными “муфтиями” или
правоведами по различным исламским вопросам.
4. Кияс -«соизмерение, аналогия» случаев, прямо не
описанных в Коране и сунне. Он должен основываться
на Коране, Сунне и иджме.
28.
ИДЖМАпример:
Всемогущий Аллах сказал: “О, те, которые бросают
обвинение в целомудренных, а потом не приведут
четырех свидетелей, — побейте их восьмидесятью
ударами и не принимайте от них свидетельства
никогда; это — распутники.”
Обычай иджма восходит к временам сподвижников.
Аллах не указывает вида наказания, которому должен быть
подвергнут человек, пьющий алкогольные напитки.
Однако сахаба единодушно согласились, когда сайидна Али бин
Абу Талиб сказал: “Тот, кто пьет, пьянеет; тот, кто опьянел,
бредит; тот, кто бредит, ложно обвиняет людей; а тот, кто
ложно обвиняет людей, должен быть наказан восьмидесятью
ударами палкой, согласно предписанию Священного Кур’ана.”
29.
КИЯСпример:
Вино запрещено текстами, и илла (причина) этого запрещения
— опьянение. Поэтому другие опьяняющие вещества, такие,
как спирт, и наркотики — конопля, марихуана — запрещены
путем кийаса, поскольку они тоже ведут к опьянению и потере
рассудка. Таким образом, запрещение расширяется в
результате рассуждения по аналогии.
При рассмотрении спорного вопроса должен
существовать :
1. Исходный предмет (асл); Вино
2. Новый предметом (фар); Марихуана
3. Фактическая причина, общая для обоих предметов (илла);
опьянение
4. Правило, полученное путем кийаса (хукм). Запрещение
30.
ИДЖТИХАДИджтихад – букв. «предельное старание».
1. В самом широком смысле он означает
использование человеческого разума в
разработке и объяснении законов Шари’ата.
2. Он охватывает множество мыслительных процессов,
от интерпретации текстов Кур’ана до оценки
подлинности ахадис.
3. Таким образом, кийас, или суждение по аналогии, —
это специфическая форма иджтихада, метод.
31.
ФЕТВАОтвет специалиста по Шариату на
определенный вопрос, разъяснение
Шариатской нормы.
32.
ФЕТВАпример:
Совет Исламской академии правоведения (фикка) при
Организации Исламская Конференция в ходе своей
Девятой сессии, созванной в АбуДаби (Объединенные
Арабские Эмираты) 1-6 месяца зуль-каада 1415 года по
хиджре (1-6 апреля 1995 г.),
ознакомившись с результатами поступивших в Академию
исследований на тему «Торговля золотом и решения,
касающиеся денежных переводов и обмена валют»;
заслушав дискуссию по этому вопросу;
постановил:
1. о торговле золотом:
Разрешена покупка золота и серебра по банковским чекам
при условии, что прием-передача товара осуществляется в
присутствии представителей обеих сторон (маджлис)…
33.
ФЕТВАФетву имеет право выносить, тот кто:
• 1) имеет глубокие знания по двум главным источникам шариата Корану и Сунне;
• 2) имеет глубокие лингвистические и филологические познания по
арабскому языку;
• 3) исследует суждения различных правоведов (фукаха);
• 4) детально изучает моменты консенсуса (иджма) и разногласий в
фикхе;
• 5) является специалистом в источниках шариата. Одно только знание
хадисов (даже наизусть) не делает человека ни муфтием, ни факихом,
если он не является специалистом по различению достоверного хадиса
от недостоверного, по извлечению из них норм, по приведению в
соответствие противоречащих друг другу хадисов, а также хадисов,
противоречащих с базовыми принципами шариата.
34.
ОБЩЕСТВЕННОЕБЛАГОСОСТОЯНИЕ
(МАСЛАХА)
35.
ОБЩЕСТВЕННОЕБЛАГОСОСТОЯНИЕ
Юристы разных школ применяют для обозначения
этого понятия различные арабские термины:
Ханафиты, Ханбалиты:
Истихсан (справедливое предпочтение)
Имам Малик:
Аль-масалих аль-мурсала (благосостояние)
Шафииты:
Истидлал (процесс поиска в источниках
наставления, основы и доказательства)
36.
Виды МАСЛАХА1) Дарурийя — правовые нормы, призванные защитить
основные жизненные ценности: религию, жизнь и
здоровье, имущество, честь, разум.
Пример: Закон о необходимости защитных касок при вождении
мотоцикла;
2) Хаджийя — правовые нормы, без которых жизнь
была бы затруднена.
Пример: Использование усилителей звука, чтобы Азан был
слышен из далека
3) Тахсинийя— правовые нормы, призванные для
установления жизненного комфорта.
Пример: Желательность опрятности и чистоты
37.
ИСТИХСАН• Муджтахид делает исключение из общего указания
текстов Шариата, при вынесения решения по
определенному вопросу, на основе другого частного
Шариатского доказательства.
Пример 1: Ислам придает большое значение
надлежащей одежде женщины. Некоторые части ее
тела не может видеть ни один мужчина, кроме мужа.
Но в случае необходимости врачу может быть
разрешено обследовать женщину и поставить
диагноз для спасения ее жизни.
38.
ИСТИСХАБИстисхаб - это допущение в доказательственном праве, что
положение вещей, которое существовало в прошлом,
продолжает существовать, пока не доказано обратное.
Пример:
Существует презумпция невиновности, пока вина не
доказана.
Брак предполагается существующим, пока не станет
известным его расторжение (талак).
39.
Садд аль-зарай(преграждение путей)
Садд аль-зарай действительно означает преграждение
путей.
Пример: Музыка и инструменты запрещены в исламе,
так как они отвлекают человека от Создателя. Она
служит временным источником наслаждения и
удовлетворения, заставляя человека забыть, кто он
такой и зачем он был создан.
40.
УРФ И АДАТ• Урф, установившийся порядок, и адат, или обычаи,
признаются в качестве дополнительных источников всеми
школами юриспруденции. Школа маликитов придает
большее значение обычаю, чем другие школы.
Если какие-либо обычаи противоречат любому другому
правилу Шариата, исламское право их не признает.
Пример: Товарищество, в которое одна сторона вкладывает
капитал, а другая - труд.
41.
Дозволенное (Халал)Запретное (Харам)
Халяль (дозволенное, или законное) – то, что разрешено,
относительно чего нет ограничений и что Аллах (с.т) разрешил
делать.
Харам (запретное) – то, что запрещено Всевышним
Макрух (нежелательное или отвратительное) – то, что
считается негативным проявлением при отсутствии
прямого религиозного запрета.
Ведущее к хараму уже есть харам
Недопустимо выдавать харам за халяль
Благие намерения не оправдывают совершения харама
Остерегайтесь сомнительного
Харам запретен для всех
Исключительная необходимость снимает запрет