Похожие презентации:
Знаменская церковь в Дубровицах
1.
Выполнила Копалова Анна, 10 А2015 год
2.
3.
Церковь Знамения Пресвятой Богородицы вусадьбе Дубровицы Подольского района
Московской области является одним из самых
неординарных памятников церковного зодчества
рубежа XVII–XVIII вв. Ни один другой
подмосковный храм не является столь загадочным,
как этот. Нам доподлинно неизвестны ни автор
этого шедевра, ни мастера, трудившиеся здесь. С
уверенностью можно сказать лишь, что над
созданием храма в Дубровицах трудились как
иноземные, так и русские мастера.
4.
5.
Строительство Знаменской церкви относится квременам, когда усадьбой Дубровицы владел
воспитатель Петра I князь Борис Алексеевич Голицын.
В 1689 г. он был оклеветан перед царем и тот повелел
ему удалиться к себе в деревню. Гнев государя прошел
довольно быстро, и уже в 1690 г. Борис Алексеевич был
вызван в Москву и ему пожаловано боярское
достоинство. Считается, что именно в знак
примирения с Петром I князь и решил воздвигнуть
новый белокаменный храм в Дубровицах.
Первоначально на месте Знаменской церкви стоял
деревянный храм во имя пророка Илии. Он была
возведен в 1662 г., а в 1690 г. перенесен в соседнюю с
Дубровицами деревню Лемешево.
6.
7.
Не остается сомнений, что строительство храма былозакончено к 1699 г., а может быть, даже и раньше. Однако до
ее освящения прошло еще пять лет. Вероятно, это было
вызвано намерением князя Б. А. Голицына пригласить в
Дубровицы на освящение Знаменской церкви Петра I, что
было невозможно до 1704 г., т. к. государь в это время почти
не посещал Москву. Но, прежде всего, князь должен был
получить разрешение на освящение столь необычного
храма, построенного в стиле барокко и украшенного на
европейский манер, у Патриарха Адриана. После смерти
Патриарха Адриана местоблюстителем Московского
Патриаршего Престола стал митрополит Стефан
(Яворский). 11 февраля 1704 г. Стефан освятил новую церковь
в Дубровицах. На богослужении в этот день присутствовали
сам царь Петра I и его сын царевич Алексей. Торжества по
этому поводу продолжались целую неделю и на них
пригласили всех местных жителей.
8.
9.
Церковь Знамения Пресвятой Богородицы строиласьиз местного белого камня. Этот материал легок в
обработке и достаточно прочен для проработки тонких
деталей, таких, как мелкая резьба декоративного
убранства храма. В плане церковь представляет собой
центрическое сооружение: равноконечный крест с
закругленными лопастями. Высота храма с куполом –
около 42, 3 м. Вокруг храма, повторяя контур его плана,
идет узкая галерея, возвышающаяся над землей на
десять ступеней и огороженная высоким парапетом.
Цоколь здания и парапет покрыты целой сетью
орнамента. Сферический свод столпа Знаменской
церкви закрыт восемью шипастыми дугами
металлической золоченой короны. Подобное
завершение храма в виде короны довольно
оригинально.
10.
11.
12.
Весь храм обильно украшен круглойбелокаменной скульптурой – вещь небывалая для
того времени. Около западных дверей помещены
фигуры двух святителей: Григория Богослова и
Иоанна Златоуста. Статуя святителя Василия
Великого расположена над западной дверью храма.
Скульптуры изображают высоких старцев, одетых в
мантии. Во входящих углах цоколя установлены
изваяния четырех евангелистов, у основания
восьмигранной башни – фигуры восьми апостолов,
кроме того, фасад украшен множеством различных
изображений Ангелов.
13.
14.
Оформление стен15.
Интерьер Дубровицкого храма также имеет обильноескульптурное убранство. Рельефные композиции занимают
значительную часть пространства. Сюжеты скульптур, сделанных
в технике стукко, очень разнообразны, но их объединяет одно: все
они выполнены по библейским мотивам и расположены в
определенной системе. Скульптуры изготавливали на месте.
Основа обмазывалась специальной смесью, затем по сырому
раствору прорезали контур и окончательно моделировали фигуры.
Самой крупной скульптурной композицией в интерьере церкви
является «Распятие». Справа от «Распятия» сделана надпись, на
которую указывают два сидящих Ангела. Подобные тексты
сопровождают и другие сцены и расположены в картушах.
Изначально надписи были сделаны на латинском языке, но при
реставрации XIX в. их по требованию митрополита Московского
Филарета (Дроздова) заменили церковнославянскими цитатами
из Евангелия. При реставрационных работах, проводившихся в
2004 г., латинские тексты были восстановлены в своем
первоначальном виде
16.
17.
В северо-западном пилоне храма находится небольшаядверка, ведущая к лестнице на двухъярусные хоры,
занимающие весь верх западного выступа. Каменная
лестница из пилона приводит к нижнему ярусу,
который представляет собой балкон, повторяющий
контур стены западного притвора церкви. Легкие
резные столбики поддерживают второй ярус хоров,
имеющий вид мостика. Именно здесь во время
освящения церкви в 1704 г. молился Петр I.
Замечательна резьба иконостаса и двухъярусных хоров.
Иконы прекрасно гармонируют с резной частью
иконостаса. Их создание приписывают мастерам
Оружейной палаты Московского Кремля. Несомненно,
что образа, как и убранство храма, испытали влияние
западноевропейской иконографии.
18.
Интерьер церкви19.
20.
В 1812 г. Дубровицы были заняты войсками армии Наполеона,однако никакого вреда церкви французы не нанесли. Не ко всем
храмам было продемонстрировано такое отношение. Советский
период нашей истории оказался более жестоким по отношению к
Дубровицким памятникам, чем время наполеоновского
нашествия. В начале марта 1930 г., по сообщению газеты
«Подольский рабочий», было получено разрешение на закрытие
церкви в Дубровицах, а на 8 марта там намечалось снятие
колоколов. С октября 1989 г. по октябрь 1990 г. верующие вели
борьбу за возвращение Дубровицкого храма Русской
Православной Церкви. 14 октября 1990 г. в Знаменской церкви
было совершено первое богослужениеВ 2004 г. Знаменская
церковь отмечала 300-летний юбилей своего Великого освящения.
В преддверии этого события были поновлены уникальные
горельефы конца XVII – начала XVIII в., отреставрированы
Царские врата иконостаса, завершены работы в цоколе храма.!