7.02M
Категории: ИсторияИстория ИскусствоИскусство

Рельефы и росписи Древнего Египта

1.

2.

Рельефы и росписи оформляли стены храмов и гробниц. Все изображения – это рассказ,
своеобразная «опись» богатств и деяний вельможи. В потаенных, темных, замурованных
погребальных камерах разворачивалась длинная и подробная повесть о земной жизни.
Изображения в рельефах и росписях искусно сочетаются с иероглифами.

3.

Рельефы были двух видов: очень низкие барельефы и углубленные рельефы или контррельефы.
Рельеф из гробницы Мерерука в Саккара.
Охота Рамсеса III на диких быков.
Деталь рельефа на пилоне храма
Рамсеса III в Мединет –Абу.
Росписи выполнялись темперой по сухой поверхности или этой же техникой но в сочетании с
вкладками из цветных паст (появлялся цветной силуэт). Применяли минеральные краски:
красную и желтую охры, зеленую – из тертого малахита, синюю – из тертого лазурита, белую –
из известняка, черную – из сажи. Кисти делали из травы.
В изображении главную роль играла линия, а не цвет!

4.

В рельефах и росписях изображались сельские работы, труд ремесленников, охота, рыбная
ловля, процессии носителей даров, погребальные шествия, загробные пиршества,
строительство лодок, игры детей и многие другие сцены. «Владелец» гробницы как бы наблюдал
за всем происходящим.
Сбор плодов. Роспись из гробницы номарха Хнумхотепа в Бени-Хасане.

5.

Композиция изображений на стенах была построчной. Рельефы развертывались полосамифризами, один над другим. Фигуры располагались вереницами – в схожих позах, с одинаковыми
жестами. Такие изображения спокойны и ритмичны.
Воины. Рельеф из храма Хатшепсут в Деир-эль-Бахри.

6.

Фигуры людей изображались традиционно плоскостно: ноги и голова в профиль, глаз в
фас, а плечи и торс – в трехчетвертном развороте. Художники пытались таким образом показать
персонаж с разных сторон, совместив наиболее выигрышные точки обзора. Также египтяне
пользовались специальными сетками, по которым определяли пропорции человека.
Рельеф из мастабы царского писца.
Пропорции человеческого тела
по канонам Древнего Египта

7.

Фараон или вельможа всегда изображался более крупным по сравнению с окружением.
Правители выглядят торжественно и величественно. Разнообразие движений, поз, поворотов
наблюдается только в фигурах слуг, крестьян и ремесленников.
Пирующий Птаххотеп перед жертвенным столом. Рельеф из гробницы Птаххотепа в Саккара.

8.

Познакомимся с некоторыми,
самыми известными изображениями.

9.

Плита фараона Нармера.

10.

Плита фараона Нармера.
Плита фараона Нармера из черно-зеленого шифера создана в
ознаменование объединения этим царем долины Нила (Верхнего и
Нижнего Египта) в единое государство.
Такие плитки служили для перемешивания, растирания красок,
применявшихся во время магических обрядов.
Одна и та же тема повторяется на плите Нармера в разных вариантах
четыре раза.
В центре на одной из сторон плиты Нармер булавой раздробляет
голову вражескому вождю. Выше – царский сокол держит за веревку
голову врага, торчащую из шести листов лотоса – символического
обозначения Нижнего Египта. Так же это и обозначение шести тысяч
поверженных врагов.
На другой стороне, вверху, Нармер в короне Нижнего Египта как
победитель направляется к месту, где лежат связанные и обезглавленные
военнопленные.
Внизу царь изображен еще раз, но уже в виде тельца, разбивающего
рогами зубчатую глинобитную ограду поселения и топчущего копытами
поверженного врага, остальные в ужасе убегают.
Центр лицевой стороны плиты занимает углубление для ритуального
растирания краски. Здесь композиционное решение углубления
получило блестящее решение: два гепарда перевились фантастически
вытянутыми шеями, их сдерживают поводыри. Фигуры эти также
являются символом неразрывного объединения Верхнего и Нижнего
Египта.

11.

Зодчий Хесира.
Рельеф из гробницы Хесира в Саккара.
Портретный деревянный рельеф «Зодчий Хесира» создан
в начале третьего тысячелетия до нашей эры – 50 веков тому
назад!
Зодчий
Хесира
изображен
то
стоящим
с
принадлежностями для письма и жезлом в руках – знаком его
высокой должности, то сидящим за пиршественным столом.
Его стройная фигура и тонкое лицо с резким профилем
вырезаны на золотисто-коричневых досках утонченно легким
рельефом. Рождается образ энергичного, волевого, умного
человека.
Мускулистое, стройное тело живет: чувствуется мерный
ритм пружинящей поступи, орлиный профиль прекрасен.
Глядя на этот рельеф, начинаешь понимать, в чем
художественный смысл «распластанности» египетских фигур.
Египетские рисовальщики оценили значение плечевого пояса
как конструктивной основы туловища и раз и навсегда
выделили эту выразительную горизонталь.

12.

Гуси. Детали росписи гробницы в Медуме.

13.

Дерево с певчими птицами. Фрагмент росписи гробницы Хнумхотепа II в Бени-Хасане.
Искусство
Среднего
царства необыкновенно богато
росписями. Оказалось, что
мягкие известняковые скалы, в
которых в то время строились
гробницы, не годятся для
выполнения рельефов.
В этой росписи мастера
передали свое восхищение
красотой окружающего мира.
Нарядная
стая
птиц
укрывается в листве акации,
среди них – красавец удод с
хохолком
и
оранжевым
оперением, и сорокопут, и
другие птички, чья порода
легко узнается.
Египтяне рисовали зверей,
птиц и растения лаконично,
скупыми
линиями,
но
удивительно тонко и точно.
Древние
художники
были очень наблюдательны,
владели
особым,
изысканным
мастерством
анималистического жанра.

14.

Охота в заролях Нила. Роспись гробницы Хнумхотепа II в Бени-Хасане.

15.

Охота вельможи в зарослях Нила. Деталь росписи из некрополя в Фивах.

16.

Охота фараона или вельможи в нильских зарослях – традиционный сюжет,
повторявшийся из века в век. И всегда в нем присутствуют жизненные, точно подмеченные
детали.
Птицы не только изображены натурально, но художник хочет показать их смятенное,
беспорядочное разлетание в разные стороны: они напуганы вторжением охотника, и кажется, можно
слышать гулкое хлопанье их крыльев.
Кошка участвует в ловле, и так усердно, что хватает сразу трех птиц: одну зубами, другую
передними лапами и третью задней лапой, обвивая птицу хвостом. Тростники гнутся от ветра,
порхают красивые бабочки, под ладьей плавают, среди водяных лилий, рыбы.
Фараон как самый главный по иерархии выделен большим размером, маленькая фигурка у его
ног – это жена.

17.

Пир. Прорисовка росписи из гробницы Рехмира в Фивах.

18.

Музыканты и танцовщицы. Деталь росписи из некрополя в Фивах.

19.

Музыканты. Деталь росписи из некрополя в Фивах.

20.

Пиры и праздники – традиционный сюжет росписей Древнего Египта.
Согласно традиции, росписи расположены одна над другой горизонтальными полосами.
Владелец гробницы и его жена перед жертвенником, гости в креслах и на циновках, слуги,
служанки, музыканты, певцы, танцовщицы образуют единую композицию. Мужчины – и господа,
и слуги – занимают одну стену росписей, женщины – другую. Служанки – молодые, стройные и
чаще всего обнаженные девушки – подают изящным египетским дамам цветы, разносят плоды и
вино. Им уделено основное внимание живописца. Неподвижность прямых фигур одних служанок
помогает оценить непринужденность движений других: они наклоняются так естественно, что
черные пряди волос падают на их лица. Гибкость стана подчеркивается изящными позами.
Гостей развлекают музыкой, пением, танцами. Музыканты – мужчины и женщины – играют на
арфах, мандолинах, двойных флейтах, лирах, барабанах. Они образуют живописную и необычную
группу: вопреки канону некоторые изображены в фас. Рядом танцуют две юные миниатюрные
девушки, золотисто-смуглые тела которых украшены только поясками, ожерельями, браслетами; на
головах у девушек диадемы. Цветы лотоса в руках пирующих – не столько изысканное украшение
праздника, сколько символ, дарующий бессмертие.
Сцены пиров позволяют судить о вкусах и моде египетского общества того времени.
Египтянки нарядно одеты, украшены великолепными драгоценностями. На некоторых из них
открытые, облегающие платья, напоминающие сарафан. Мода менялась: ткани стали прозрачными,
струящимися, а одежда более просторной, со множеством складок. Причудливы сложные парики
до плеч из множества плетеных косичек. Хлопотливые служанки водружают на них маленькие
колпачки с ароматическими благовониями.
В обрамлении тяжелых париков, серег, диадем; с контурной обводкой миндалевидных глаз,
щеками и губами, тронутыми краской, тонкие лица женщин, как и удлиненные пропорции их
легких, словно неосязаемых тел, наделены непревзойденной в Древнем мире таинственной
прелестью.

21.

Плакальщики. Рельеф из гробницы в Мемфисе.
Это произведение дышит экспрессией, динамикой, свободнее обращается с канонами. Здесь нет
прежней параллельности фигур, равномерности интервалов. Теперь это не процессия, а толпа; фигуры
теснятся, смешиваются, их ритм усложнился – одни согнулись, другие падают наземь, третьи
запрокинулись назад. Что может быть выразительнее, драматичнее этих простертых, заломленных,
поднятых к небу гибких рук? Разнообразные движения рук и пальцев воплощают богатейшую гамму
скорбных чувств – разные степени отчаяния, горя, тоски по умершему.
Экспрессия чувствуется в самих движениях резца художника, нервных и порывистых. Рельеф не
возвышается над фоном, он врезан в поверхность, причем одни линии очень сильно углублены,
подчеркнуты, другие проведены легко – так достигается беспокойная игра теней и усиливается ощущение
сложности композиции.

22.

Таким образом, искусству в Древнем Египте отводилась необычайно
важная роль: оно должно было дарить бессмертие, быть продолжением
жизни.
Художники обеспечивали умершему владыке посмертное благополучие. На
стенах гробницы располагались фризами росписи и рельефы с изображением
вереницы земных событий: тут были войны, захват пленных, пиры, охота,
отдых в кругу семьи, труд его рабов на полях, пастбищах и ремесленных
мастерских.
В
потаенных,
темных,
замурованных
погребальных
камерах
разворачивалась длинная и подробная повесть о земной жизни. И всех этих
рельефов и росписей никто не видел, никто ими не любовался. Они
предназначались не для осмотра, а обладали особой магической силой,
помогая усопшему в его путешествии в мир вечности.
English     Русский Правила