Похожие презентации:
Об Атмане и дживе учение о душе в индуизме
1.
4. Об Атмане и дживе: учение одуше в индуизме
к. ф.-м.н., маг. теол., Ph.D. Алексей А.
Клецов
2.
Культура долины ИндаКультура долины Инда во многом близка
культурам Плодородного полумесяца и,
возможно, происходит из того же региона.
Хараппская цивилизация развивалась в долине
реки Инд в 3300—1300 годах до Р.Х. Наиболее
значительные центры - Ракхигархи, МохенджоДаро, Хараппа. Население в годы расцвета
составляло около 5 миллионов человек и
состояло из эламито-дравидов, без
примеси индоевропейцев. Большинство
надписей, содержащих символы, являются
чрезвычайно короткими, что затрудняет
оценку того, какую систему письменности
представляют ли эти символы.
Надпись из долины Инда ( 2700—
2500 гг. до Р. Х.).
Финский индолог А. Парпола датирует
возникновение хараппской письменности
переходным периодом 2700—2500 годов
до Р.Х. Время расцвета хараппской
цивилизации датируют периодом ок. 2400—
1800 гг. до н. э. (т.е. до прихода индоариев)
3.
4 пласта в религии Древней Индии:дравидийский, ведийский, брахманизм и
упанишады
Вавилонская империя
o В центре дравидийской мифологии — представление
о жизненной энергии (в образе огня), которая может
быть благой, а может иметь опасный, устрашающий
характер
o культ змеи
o город как сакральное место
o карма и переселение душ
4.
Ведическая религия (с XV в. до Р.Х.)Вавилонская империя
5.
Мир как эманация божества Пурушы(пантеизм)
Вавилонская империя
"Тысячеглавый, тысячеглазый и тысяченогий Пуруша. Он
закрыл собою всю землю. Пуруша — это все, что стало и
станет. Четвертая часть его — все сущее, три [другие] —
бессмертное в небе... ".
Пуруша - единое инертное первоначало Вселенной,
включающее и первоматерию (все сущее) и
одухотворяющее начало. Это — образ вечной
«духоматерии». (ср. с антич. Стоицизмом)
6.
Брахман как божественное бытие(истинная реальность) и блаженство
(ананда)
o Бра́хман (санскр. от brh,
«расти, нарастать» и man,
«отражать, верить, мыслить»;
первоначально —
«молитва») — надличностный,
трансцендентный абсолют.
o Брахману не может быть
дано никакое позитивное
определение, дать ему
характеристику можно только
через отрицание:
он бесконечный, неизменный,
неподвижный.
7.
Атман (“Душа мира”) как одушевляющееначало (ср. с Руах и Пневмой)
o А́тман (санскр. «самость», «дух»,
«высшее Я») — вечная, неизменная
духовная сущность, осознающая
своё собственное существование.
o После «пробуждения» человек
осознает себя как «Атман» — «я не
Вавилонская империя
это, я ТО», «я есть абсолют, и я это
знаю» .
o В Айтарея-упанишаде Атман
отождествляется с Брахманом. —
«тот, благодаря которому видят,
благодаря которому слышат,
благодаря которому обоняют запахи,
благодаря которому произносят речь,
благодаря которому распознают
сладкое и несладкое».
8.
Саньясины (лесные отшельники)Санньяса — этап жизни в индуизме,
который характеризуется отказом от
материальных благ и
сосредоточением на духовном.
Человек на этапе санньясы
называется санньяси.
Санньясины становятся
странствующими монахами,
живут подаянием, беспрерывно
пребывая в духовной работе.
Риши (санскр. «провидец», «мудрец») —
мудрецы, которым боги раскрыли ведийские
гимны — имели дело с познаниями
реальности, различных состояний сознаний.
9.
Упанишады/веданта (VIII – III вв. до Р.Х.)Вавилонская империя
Упаниша́ды (санскр. “у ног сидеть”) — древнеиндийские трактаты
религиозно-философского характера..Являются дополнением Вед. В
них в основном обсуждается философия, медитация и природа Бога.
Их также называют «веданта» («конец, завершение Вед»), и они
являются основой ведантического индуизма. В Упанишадах главным
образом отображены «идеалистические» и «натурфилософские,
наивно-материалистические» воззрения
10.
Дхарма (“закон, путь”) => Колесо Сансары(санскр. «блуждание, странствование»)
Вавилонская империя
o Дха́рма («то, что удерживает или поддерживает»,
«учение», «закон») — нормы и правила, соблюдение которых
необходимо для поддержания космического порядка. Люди,
живущие в соответствии с нормами дхармы, способны
достичь мокши или нирваны.
o Дхарма это не просто закон или устой — это изначальная
истина. исполнение этого закона и результаты его исполнения
(и неисполнения) — в рамках колеса Сансары - круговорота
рождения и смерти, приводимого в действие кармой.
11.
Атман = Брахман (в Упанишадах)Вавилонская империя
12.
Джива (от санскр. «дышать») - душаo Джива - духовное, вечное
живое существо. Душа -.
колесница, запряженная
конями (ср. с Платоном)
o В «Бхагавад-гите» джива
описывается как неизменная,
вечная империя
и неразрушимая. Она не
Вавилонская
рождается и не умирает. Она не
гибнет, когда погибает тело.
Джива не принадлежит к
материальному миру, а имеет
«духовную» природу..
«Бхагавад-гита» создана в конце
I тыс. до н. э. и кодифицирована
в III—IV веках.
13.
Тождество человеческой души и Атмана(в Упанишадах)
После «пробуждения»
(боддхи) человек осознает
себя как «Атман» — «я не
это, я ТО», «я есть абсолют, и
я это знаю» .
Вавилонская империя
14.
Майя как пелена, скрывающая БрахманЧто видите на картинке?
Это – пример майи
Вавилонская империя
Ма́йя (санскр. «иллюзия», «видимость») — особая сила
(в индуизме), которая скрывает истинную природу
мира (т.е. майя – это ложное представление о мире)
Истинная реальность в индуизме –
Единое Бытие / Брахман.
Майя → авидья/незнание
15.
Джняна/знание vs авидьи/незнанияДжняна («истинное знание») — в монистических направлениях
Вавилонская
империя
индуизма (адвайта-веданта)
осознание
единства с безличным
аспектом абсолютной истины — Брахманом. «Атман-джнана» —
«самоосознание» (ср. с неоплатонизмом).
Ави́дья (санскр. «неведение») — незнание или «исходная
омрачённость сознания» — причина «неподлинного восприятия
мира», противодействующая «постижению сущности бытия», т.е.
Брахмана.
Ср. противопоставление “ведение vs. помрачение ума” в
христианской антропологии
16.
Авидья/незнание → карма → сансараВавилонская империя
Дерево авидьи
17.
Перевоплощение души (пунарджанма) в мире сансары(ср. с наследственной передачей признаков)
o Переселение душ впервые упоминается
в Ведах (XV в. до Р.Х.).
o В индуизме, причиной пребывания
души (дживы) в мире сансары
считается авидья (неведение),
которое проявляется в
отождествлении
Вавилонская империя себя с
материальным телом и иллюзорным
миром майи. Подобное
отождествление держит дживу в
оковах чувственных наслаждений,
заставляя её перевоплощаться и
принимать всё новые и новые тела в
круговороте сансары.
o Идея реинкарнации душ принималась
древнегреч. философами-идеалистами,
такими как Пифагор, Сократ и Платон.
18.
Йога как психотехника (вспомните протелесность в древности)
o Тело для индуса – это инструмент
для достижения нужных
Вавилонская империя
ментальных состояний. При этом используются упражнения
(асаны) для отрешения духа от тела и уделяется особое
внимание дыханию.
o Одним из классических видов йоги является джняна-йога.
o Другие виды йоги — это бхакти-йога (бхакти — преданность,
любовь к Брахману) и карма-йога. Описанию
видов йоги уделяется много внимания в «Бхагавадгите».
o В йоге признается существование оживотворяющей материю
духовной энергии – праны.
19.
Сама́дхи («внутренняя собранность»)как состояние спокойствия души
Вавилонская империя
Сама́дхи (санскр. «умственная или внутренняя
собранность») — состояние спокойствия души,
снятия противоречий между внутренним и
внешним мирами (субъектом и объектом).
Самадхи больше связано со школой йоги, нежели с
древними ведическими знаниями (упоминания о самадхи
нет в первых десяти Упанишадах)
20.
Джняна/знание + йога + бхакти → мокша“освобождение” / бодхи “пробуждение” (от сна)
Вавилонская империя
В адвайте-веданте мокша = блаженство (ананда) как
результат осознания индивидом тождества (своей души) с
Брахманом.
Мокша - освобождение от оков материального мира, и
осознание своей истинной, вечной сущности как чистого
духа (спиритуализм) исполненного знания и блаженства
(не совпадает с христианским воскресением в теле)
21.
Буддизм:Анатман - отрицание самобытности души
22.
Благородные истины буддизма о желаниях истрадании/неудовлетворенности (дукхха)
23.
Нирвана – идеальный результатугасания трех аффектов-ядов (ср. 6
ядов Зороастризма)
Вавилонская империя
24.
Локаята (VI-V вв. до Р.Х.) индуистский материализм25.
Древний Китай (Лао-Цзы): Дао как(нематериальная) основа всех вещей
Ср. с Дхармой и Логосом древних греков
26.
Индуизм тяготеет к спиритуализму!o Дхарма («учение», «закон») — нормы и правила для поддержания космического
порядка; изначальная истина (ср. с Брахманом).
Вавилонская
империя бытие — абсолютная
o Брахман — безличное божественное
трансцендентное
истина (ср. с Нусом-Умом древних греков)
o Атман («самость», «дух») — вечная духовная сущность, осознающая своё
собственное существование — “Душа мира” (Пневма) как одушевляющее начало
o джива (от санскр. «дышать») — вечная душа человека
o джняна («истинное знание») — осознание единства с Брахманом
o авидья/незнание → карма → сансара
o йога как психотехника (вспомните про телесность в древности)
o самадхи («внутр. собранность») – слияние с внешним миром
o джняна + йога + бхакти → мокша “освобождение” / бодхи “пробуждение”
o локаята (VI-V вв. до Р.Х.) — индуистский материализм
o буддизм: 1) анатман — отрицание самобытности души 2) жизнь есть страдание (ср.
с стоицизмом)
o Древний Китай (Лао-Цзы): Дао = Дхарма = Логос древних греков
27.
Анонс:5. Психология до психологии: учение о душе в
античности