Похожие презентации:
Литературоведение как система дисциплин
1.
Выполнила студентка ЗРОс-11 (2 г.)Жакенова Кунсулу Ж.
Проверила ст.преп. Шевлякова Л.Р
2.
Введение в литературоведение: Учеб. для филол.. спец. ун-тов / Г.Н. Поспелов, П.А. Николаев, И.Ф.Волков и др.; Под ред. Г.Н. Поспелова. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк., 1988. – 528с.
Глава I ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ КАК НАУКА
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ И ЛИНГВИСТИКА
Литературоведение1 — одна из двух филологических наук — наука о литературе. Другая филологическая наука, наука о языке, —
языкознание, или лингвистика (лат. lingua — язык). У этих наук есть много общего: обе они — каждая по-своему — изучают
явления словесности. Поэтому на протяжении последних столетий они ра звивались в тесной связи друг с другом, под общим
названием «филология» (гр. phileo — люблю и logos — слово).
По существу, литературоведение и лингвистика — различные науки, так как они ставят перед собой разные познавательные задачи.
Лингвистика изучает всякие явления словесности, точнее, явления словесной деятельности людей, для того чтобы установить в них
особенности закономерного развития тех языков, на которых говорят и пишут различные народы во всем мире.
Литературоведение изучает художественную литературу различных народов мира для того, чтобы понять особенности и
закономерности ее собственного содержания и выражающих их форм.
Тем не менее литературоведение и лингвистика постоянно взаимодействуют между собой и помогают друг другу. Наряду с другими
явлениями словесности художественная литература служит очень важным материалом для лингвистических наблюдений и
выводов об общих особенностях языков тех или других народов. Но особенности языков художественных произведений, как и
всяких других, возникают в связи с особенностями их содержания. И литературоведение может очень многое дать лингвистике
для понимания этих содержательных особенностей художественной литературы, объясняющих свойственные ей особенности
языка. Но со своей стороны литературоведение в изучении формы художественных произведений не может обойтись без знаний
особенностей и истории тех языков, на которых эти произведения написаны. Здесь ему на помощь приходит лингвистика. Эта
помощь бывает различной при изучении литературы на разных ступенях ее развития.
Предметом литературоведения является не только художественная литература, но и вся художественная словесность мира —
письменная и устная. В самые ранние эпохи исторической жизни народов у них вообще не было «литературы». Литература у
каждого народа возникала только тогда, когда он так или иначе овладевал письменностью — создавал или заимствовал
определенную систему знаков для записи отдельных высказываний или целых словесных произведений. До создания или
усвоения письменности все народы создавали словесные произведения устно, хранили их в своей коллективной памяти и
распространяли в устной передаче. Так возникали у них разного рода сказки, легенды, песни, пословицы, заговоры и т. п.
В науке все произведения устного народного творчества получили название «фольклор» (англ, folk — народ, lore — знание, учение). У
каждого народа трудящиеся массы продолжали создавать произведения устного творчества и после возникновения национальной
письменности, которая долгое время обслуживала преимущественно господствующие классы и государственные, а также
церковные учреждения. Фольклор развивался параллельно с художественной литературой, взаимодействовал с ней и нередко
оказывал на нее большое влияние. Он существует и в наше время.
Но и художественная литература в разные исторические эпохи имела различные возможности своего существования и
распространения. Народы овладевали письменностью обычно в те времена, когда у них только возникал классовый строй
общества и государственная власть. Однако печатать свои словесные произведения они долго еще не умели. У самых передовых
народов Западной Европы печатное дело стало распространяться только в середине XV в. Так, в Германии первопечатником был
Иоганн Гутенберг, изобретший печатный станок в 1440 г. В России при Иване IV (Грозном) первопечатником был дьякон Иван
Федоров, открывший в 1563 г. в Москве свою типографию. Но его начинание не получило тогда1 широкого признания, и печатное
дело развилось у нас только в начале XVIII в., в царствование Петра I.
2
3.
ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫЛитературоведение — это одна из двух филологических наук и одна из многих искусствоведческих наук. Вместе с
тем это иисторическая наука, связанная со всеми науками об истории человечества и с их помощью
стремящаяся установить закономерности своего предмета — истории литературы народов мира. Поэтому
литературоведам недостаточно овладеть методологическими принципами в их общем виде. Вместе с
искусствоведами, театроведами, музыковедами литературоведы должны создавать на этой основе конкретную
теорию существенных особенностей художественного творчества, или иначе — теорию искусства, его
содержания и его формы. С такой же конкретностью они должны разрабатывать и теорию художественной
литературы как вида искусства.Из этого следует, что в составе литературоведения наряду с его основной частью
— историей литературы разных стран и эпох — есть и другая, не менее важная часть — теория литературы,
находящаяся с ней в тесной связи и взаимодействии. Теория литературы как отдельная дисциплина
литературоведения имеет свое очень долгое историческое развитие. Первым сочинением по теории
литературы была «Поэтика» древнегреческого философа Аристотеля. Ее наиболее важная часть посвящена
изучению жанра трагедии. С тех пор и до нашего времени, в особенности за последние три столетия, интерес к
теоретическим вопросам искусствознания и литературоведения все усиливается.
раздел теории литературы — учение о сторонах и элементах организации отдельного художественного
произведения. Его иногда называют «поэтикой». Изучая историю тех или иных национальных литератур,
вынужден на каждом шагу своего исследования пользоваться понятиями всех трех разделов теории
литературы. И чем более теоретически вооруженной будет история литературы, тем более совершенной она
окажется как наука. Таково взаимодействие истории и теории литературы в общих пределах
литературоведения. Теория литературы по-своему интересна и необходима также для писателей. Писатель
должен быть мастером художественного творчества. И как всякий мастер, он должен хорошо понимать
назначение, особенности, средства того дела, которое он призван выполнять с большим совершенством.
Недаром у писателей всегда существует большой интерес к вопросам литературной теории. Недаром многие
писатели были вместе с тем и теоретиками литературы. Среди русских писателей достаточно вспомнить
Ломоносова и Карамзина, Пушкина и Гоголя, Чернышевского и Салтыкова-Щедрина, Л. Толстого и Горького, Федина и Фадеева.
4.
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ И ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА• Разбором и оценкой художественных произведений,
наряду с литературоведением как научным изучением
истории литературы, занимается также литературная
критика. Еще в Древней Греции выступления публицистов,
высказывания поэтов нередко содержали в себе
принципиальную и активную оценку тех или иных
произведений художественной литературы. Там уже
возникала литературная критика. Заметное развитие она
получила в эпоху Возрождения, а еще большее — в конце
XVIII и начале XIX в., в эпоху романтизма. В России расцвет
литературной критики относится к середине XIX в., когда
выступили такие выдающиеся ее представители, как
Белинский, Чернышевский, Добролюбов, Писарев. Критика
становится постоянным спутником литературы, и
невозможно представить себе одну из них без другой.
5.
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ ИЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА
• С критическими статьями и выступают люди, способные
раскрыть и передать другим идейную направленность
произведений современной им художественной литературы,
остро откликающиеся на них и выражающие свое отношение к
ним. Некоторые из них становятся профессиональными
критиками. Литературный критик обычно представляет в своих
статьях не только себя лично, но и целый литературный,
общественный лагерь. Поэтому одно и то же произведение,
достаточно глубокое и значительное по своему содержанию,
может вызвать различные, иногда даже противоположные
отклики и оценки в статьях разных критиков, верные или
неверные, представляющие мнения разных общественных
кругов. По поводу некоторых, особенно значительных
произведений нередко возникает активная литературнокритическая борьба.