Похожие презентации:
Мифологическая школа литературоведения
1.
Мифологическая школалитературоведения
2.
Мифологическая школа –научное направление в
фольклористике и
литературоведении, возникшее в
эпоху европейского романтизма.
3.
Философская основа Мифологической школы –эстетика романтизма Ф.Шеллинга и братьев А.
и Ф.Шлегелей, воспринимавших мифологию как
«естественную религию» .
Фридрих
Шлегель
Август
Вильгельм
Шлегель
Фридрих
Вильгельм
Йозеф фон
Шеллинг
4. Мифология
• Мифология как наука о мифах имеетбогатую и продолжительную историю.
Первые попытки переосмысления
мифологического материала были
предприняты еще в античности. Изучением
мифов в разные периоды времени
занимались:Эвгемер, Вико, Шеллинг,
Мюллер, Афанасьев, Потебня, Фрейзер,
Леви-Строс, Малиновский, Леви-Брюль,
Кассирер, Фрейд, Юнг, Лосев, Топоров,
Мелетинский, Фрейденберг, Элиаде и многие
другие.
5.
• «Мифы - создания коллективнойобщенародной фантазии, обобщенно
отражающие действительность в виде
чувственно-конкретных персонификаций и
одушевленных существ, которые мыслятся
реальными» [Литературный энциклопедический словарь].
6. В статье А.В.Гулыги перечислены так называемые «признаки мифа»:
• Слияние реального и идеального (мысли идействия).
• Бессознательный уровень мышления
(овладевая смыслом мифа мы разрушаем
сам миф).
• Синкретизм отражения (сюда входят:
неразделенность субъекта и объекта,
отсутствие различий между естественным и
сверхъестественным).
7.
• Для Мифологической школы характернопредставление о мифологии как о «необходимом
условии и первичном материале для всякого
искусства» (Шеллинг), как о «ядре, центре
поэзии» (Ф. Шлегель). Мысли Шеллинга и Ф.
Шлегеля о том, что возрождение национального
искусства возможно лишь при условии
обращения художников к мифологии, развил А.
Шлегель и разработали применительно к
фольклору гейдельбергские романтики (Л.
Арним, К. Брентано, И. Гёррес).
8.
• Братья Гримм (нем. Brüder Grimm или Die GebrüderGrimm; Якоб, 4 января 1785 — 20 сентября 1863
и Вильгельм, 24 февраля 1786 — 16 декабря
1859) — немецкие лингвисты и
исследователи немецкой народной культуры.
Собирали фольклор и опубликовали несколько
сборников под названием «Сказки братьев Гримм»,
которые стали весьма популярными. Совместно
с Карлом Лахманном и Георгом Фридрихом
Бенеке считаются отцами-основателями германской
филологии и германистики. В конце жизни они
занялись созданием первого словаря немецкого
языка: Вильгельм умер в декабре 1859 года,
завершив работу над буквой D; Якоб пережил своего
брата почти на четыре года, успев завершить буквы
A, B, C и E. Он умер за рабочим столом, работая над
словом нем. Frucht (фрукт).
9.
• Согласно теории братьев Гримм,народная поэзия имеет «божественное
происхождение»; из мифа в процессе
его эволюции возникли сказка,
эпическая песня, легенда и другие
жанры; фольклор — бессознательное и
безличное творчество «народной
души». Пользуясь методом
сравнительного изучения, братья
Гримм объясняли сходные явления в
фольклоре разных народов общей для
них древнейшей мифологией.
10.
ПриверженцыМифологической школы:
Мифологическая школа
распространилась во многих странах
Европы: Германии (А. Кун, В. Шварц. В.
Манхардт), Англии (М. Мюллер, Дж.
Кокс), Италии (А. де Губернатис),
Франции (М. Бреаль), Швейцарии (А.
Пикте), России (А. Н. Афанасьев, Ф. И.
Буслаев, О. Ф. Миллер).
11. Мифологическая школа развивалась в двух основных направлениях:
• «Этимологическом» (лингвистическаяреконструкция начального смысла мифа)
• «Аналогическом» (сравнение сходных по
содержанию мифов).
Первое представлено работами Куна («Нисхождение огня и божественного
напитка», 1859; «О стадиях мифообразования», 1873) и Мюллера («Опыты по
сравнительной мифологии», 1856; «Чтения о науке и языке», 1862—64).
Пользуясь «палеолингвистической» методикой, Кун и Мюллер стремились
реконструировать древнюю мифологию, объясняя содержание мифов
обожествлением явлений природы — светил («солярная теория» Мюллера)
или грозы («метеорологическая теория» Куна).
12.
• В России принципы "этимологического" изучения мифоворигинально разработал Ф. И. Буслаев ("Исторические
очерки русской народной словесности и искусства", 1861).
Он возводил героев былин к мифам о возникновении рек
("Дунай"), о великанах, живущих в горах ("Святогор"), и
т. п. Крайнее выражение солярно-метеорологическая
теория получила у Миллера ("Илья Муромец и
богатырство киевское", 1869).
• В пределах "аналогического" направления возникла
"демонологическая", или "натуралистическая", теория
Шварца ("Происхождение мифологии", 1860) и
Манхардта ("Демоны ржи", 1868; "Лесные и полевые
культуры", 1875—77; "Мифологические исследования",
1884), которые объясняли происхождение мифов
поклонением "низшим" демоническим существам.
13.
В 20 в. возникла «неомифологическая» теория, воснове которой лежит учение швейцарского
психолога К.Юнга об «архетипах» - продуктах
«безличного коллективного бессознательного»
творчества первобытного человечества,
обладающих магической природой.
«Неомифологи» сводят фольклорные образы,
сюжеты и образы новой литературы к
символически переосмысленным «архетипам»
древнейших мифов, а мифологию отождествляют с
религией.
Представители: французы Ж.Дюмезиль и Ш.Отран,
англичанин Ф.Рэглан, голландец Ян де Фрис,
американцы Р.Карпентер и Дж.Кэмпбэлл.
14.
Мифопоэтика – влиятельное научноенаправление, сложившееся во второй
половине 20 века в западном
литературоведении.
В основе – идея о мифе как важнейшем
для понимания природы художественного
творчества факторе. Миф
рассматривается как «трансисторический
генератор литературы, держащий ее в
определенных мифоцентрических
рамках».
15.
В трудах немецких романтиков миф понимаетсяне как нелепый вымысел, а как выражение
способности древнего человека к целостному
восприятию и художественному восприятию мира.
В.Ф.Шеллинг в работе «Философия искусства»
систематически изложил романтическую
философию мира. Он рассматривает мифологию
как «необходимое условие и первичный материал
для всякого искусства». Шеллинг считает, что
мифология «есть мир, и так сказать, почва, на
которой только и могут расцветать и произрастать
произведения искусства». Внимание
сосредотачивает на символизме мифа.
16.
«Немецкая философия» Якоба Гримма имеетсвоей теоретической основой принцип
этимологических сопоставлений в рамках
индоевропейских языков.
Концепция Гримма была развита в трудах русских
ученых Афанасьева, Буслаева, Веселовского,
Потебни.
Становление мифологической школы в России
сыграло позитивную роль в изучении и развитии
татарского фольклора.
17.
ФедорИванович
Буслаев
Русская мифологическая общество
оформилась на рубеже 1840— 1850-х гг. Ее
основоположником был Ф. И. Буслаев, "первый
русский подлинный начетчик-фольклорист".
Буслаев был филологом широкого диапазона
(языковед, исследователь древнерусской
литературы и народной поэзии). Вслед за
братьями Гримм Буслаев установил связь
фольклора, языка и мифологии, выделил
принцип коллективной природы
художественного творчества народа.
Мифологический разложение он применил к
славянскому материалу. Труды Буслаева
развивали идею о том, что народное сознание
проявилось в двух важнейших формах: языке и
мифе. сказка — форма народной мысли и
народного сознания. Буслаева как мифолога
характеризует капитальный дело "Исторические
очерки русской народной словесности и
искусства" (Т. I—II. — СПб., 1861). Позже
ученый оценил положительные стороны других
направлений в фольклористике и проявил себя
в них.
18.
• Братья Гримм и Буслаев были основоположникамимифологической теории. "Младшие мифологи"
(школа сравнительной мифологии) расширили сферу
исследования мифов, привлекли фольклор и язык
других индоевропейских народов,
усовершенствовали метод, в основе которого лежало
сравнительное изучение этносов. В Европе, а после
и в России мифологическая школа получила ряд
разновидностей. Метеорологическая (или "грозовая")
учение связывала происхождение мифов с
атмосферными явлениями; солярная теория видела
в основе мифов первобытные представления о небе
и солнце — и проч. При этом всех мифологов
объединяло вера, что древней религией была
религия природы, обожествление ее сил.
19. Школа сравнительной мифологии
• Такое многообразие концепций ослаблялоэффективность мифологического подхода к
произведениям древней словесности. В результате
возникла необходимость в некой объединяющем
начале, коим стал принцип сравнительноисторического изучения произведений древнерусской
литературы и фольклора. Таким образом, в процессе
развития М.Ш. формируется школа сравнительной
мифологии (А.Н. Афанасьев, О.Ф. Миллер, А.А.
Котляревский). Заслуга представителей этой ветви
состоит прежде всего в том, что они собрали и
исследовали огромное поэтическое наследие
русского народа, сделали его предметом всемирного
изучения, заложили основы сравнительного изучения
мифологии, фольклора и литературы.
20.
Орест Фёдорович Миллер• В России питомник
сравнительной мифологии
имела многих
последователей. Солярнометеорологическая
концепция была разработана
О. Ф. Миллером ("Илья
Муромец и богатырство
киевское. Сравнительнокритические наблюдения над
слоевым составом
народного русского эпоса".
— СПб., 1869). Тщательно
подобрав огромный
материал, композитор
попытался выделить в
русском эпосе разные по
древности слои, отделить
исторические и бытовые
элементы от
мифологических.
21.
А.Н.Афанасьев
Наиболее известным представителем
русской школы младших мифологов был
А. Н. Афанасьев, кто вошел в историю
фольклористики не только как
составитель знаменитого сборника
"Народные русские сомнение", но и как
крупный исследователь. Комментарии к
сказкам его сборника, выделенные во
втором издании в отдельный, четвертый
книга, легли в основу капитального
труда Афанасьева «Поэтические
воззрения славян на природу». Опыт
сравнительного изучения славянских
преданий и верований, в связи с
мифическими сказаниями других
родственных народов" (Т. 1-3. - М.,
1865—1869)1. Афанасьев выступил как
воспитанник Ф. И. Буслаева,
последователь братьев ГримМ и других
западноевропейских ученых. Однако в
мифологическую теорию он внес новое.
Афанасьев привлек настолько
колоссальный фактический материал,
что "Поэтические воззрения…" сразу
стали ярким явлением в мировой науке и
перед сих пор остаются ценной
справочной книгой по славянской
мифологии.
22.
Сравнительный метод, по Афанасьеву, "дает средства восстановить
первоначальную форму преданий". Особое значение для понимания
славянской мифологии имеют былины (термин этот был введен в
обиход И.П. Сахаровым; до этого эпические песни назывались
старинами).
Русские богатырские былины могут быть поставлены в ряд с
героическими мифами в других мифологических системах с тою
разницей, что былины в значительной мере историчны, повествуют о
событиях XI-XVI веков. Герои былин - Илья Муромец, Вольга, Микула
Селянинович, Василий Буслаев и другие воспринимаются не только
как личности, имеющие отношение к определенной исторической
эпохе, но и прежде всего - как защитники, родоначальники, именно
эпические герои. Отсюда - их единство с природой и волшебная сила,
их непобедимость (практически нет былин о гибели богатырей или о
поигранных ими сражениях). Изначально существуя в устном варианте,
как творчество певцов-сказителей, былины, безусловно, претерпели
немалые изменения. Есть основания полагать, что некогда они
существовали в более мифологизированной форме.
Славянская мифология характерна тем, что она - всеобъемлюща и
представляет собою не отдельную область народного представления о
мире и мироздании (как фантазия или религия), а находит воплощение
даже в быту - будь то обряды, ритуалы, культы или земледельческий
календарь, сохранившаяся демонология (от домовых, ведьм и леших
до банников и русалок) или забытое отождествление (например,
языческого Перуна с христианским святым Ильей). Поэтому,
практически уничтоженная на уровне текстов до XI века, она
продолжает жить в образах, символике, ритуалах и в самом языке.
23.
Во второй половине 19 века в Англии складываетсяантропологическая школа (Э.Тэйлор, Э.Лэнг).
Материалом изучения этой школы становятся
архаические племена в сопоставлении с
цивилизованным человечеством.
Мифология, по Тэйлору, есть результат
рациональной, рассудочной деятельности
первобытного человека.
В начале 20 века интерес к мифу объясняется во
многом переходностью эпохи, кризисом философии
позитивизма и становлением «философии жизни»
(Ф.Ницше, О.Шпенглер, А.Тойнби, А.Бергсон). Ницше
сближает мифологию с иррациональным,
хаотическим началом.
24.
Значительная роль в «ремифологизации» вкультуре начала 20 века принадлежит
немецкому композитору Р.Вагнеру. По его
мнению, миф лежит в основании искусства.
Миф Вагнер противопоставляет истории как
субстанциальное начало началу временному,
условному.
«Ремифологизация» в культуре дала толчок к
возникновению различных научных подходов к
изучению мифа.
25.
Ритуальная школа. Основоположникомсчитается Джеймс Джордж Фрейзер. Он
выдвигал и обосновывал ритуальную природу
мифов. Под его влиянием возникла
«кембриджская школа», к которой принадлежали
Харрисон, Корнфорд, Кук, Мэррей и другие
ученые, видевшие в ритуалах важнейший
источник развития мифологии, религии,
философии, искусства древнего мира.
26.
Социологическое направление в изучении мифапредставлено в теориях Э.Дюркгейма и Л.ЛевиБрюля. Основным понятием в концепции второго
стало понятие «коллективные представления»,
которые не имеют логических черт и свойств.
К.Леви-Строс внес также значительный вклад в
изучение мифа. Он указывает на метафоричность
мифологического мышления. В работе
«Мифологичные» он сопоставляет миф и искусство.
Автор считает, что миф стоит в центре между
языком и музыкой. Миф явяляется «машиной
уничтожения времени».
27.
Теоретической основой ритуально-мифологическойшколы стали ритуализм и теория архетипов К.Юнга.
Интерес представителей этого направления вызвали
писатели, в чьем творчестве была сознательная
установка на мифотворчество: Т.Манн, Ф.Кафка,
Д.Джойс и другие.
Мод Бодкин, автор исследования «Архетипы в
поэзии», интересуется эмоциональнопсихологическими моделями литературных жанров и
образов.
По мнению Н.Фрая, автора «Анатомии критики»,
поэтические ритмы тесно связаны с природным циклом
через синхронизацию организма с природными
ритмами.
28.
Мифопоэтика как направление влитературоведении сосредотачивает свои
усилия на выявлении в текстах глубинных
пластов, восходящих к мифологической
архаике. Эти пласты возникают независимо
от авторской воли и выводят произведение
за рамки индивидуального, типового,
эпохального.
29.
Мифопоэтический анализ произведенияпредполагает выявление в семантическом
строении текста не только реализации
установок автора, но и универсальных,
постоянно действующих особенностей
человеческого сознания.
30.
Миф, использованный писателем в произведении
приобретает новые черты и значения. Авторское
мышление накладывается на мышление
мифопоэтическое, рождая по сути новый миф, несколько
отличный от своего прототипа. Именно в «разнице»
между первичным и вторичным («авторским мифом»)
кроется, по нашему мнению, заложенный писателем
смысл, подтекст, ради выражения которого автор
воспользовался формой мифа. Чтобы «вычислить»
глубинные смыслы и значения, заложенные авторским
мышлением или его подсознанием, необходимо знать,
каким образом может отражаться в произведении
мифологический элемент.
31. В статье «Мифы» в Литературном энциклопедическом словаре названо 6 типов художественного мифологизма:
1. Создание своей оригинальной системы мифологем.2. Воссоздание глубинных мифо-синкретических структур мышления (нарушение
причинно-следственных связей, причудливое совмещение разных имен и
пространств, двойничество, оборотничество персонажей), которые должны
обнаружить до- или сверхлогическую основу бытия.
3. Реконструкция древних мифологических сюжетов, интерпретированных с долей
вольного осовременивания.
4. Введение отдельных мифологических мотивов и персонажей в ткань
реалистического повествования, обогащение конкретно-исторических образов
универсальными смыслами и аналогиями.
5. Воспроизведение таких фольклорных и этнических пластов национального
бытия и сознания, где еще живы элементы мифологического миросозерцания.
6. Притчеобразность, лирико-философская медитация, ориентированная на
архетипические константы человеческого и природного бытия: дом, хлеб,
дорога ,вода, очаг, гора, детство, старость, любовь, болезнь, смерть и
т.п.»
32. В книге «Поэтика мифа» Мелетинский говорит о двух типах отношения литературы 17-20 вв. к мифологии:
• 1. Сознательный отказ от традиционногосюжета и «топики» ради окончательного
перехода от средневекового «символизма»
к «подражанию природе», к отражению
действительности в адекватных жизненных
формах.
• 2. Попытки сознательного совершенно
неформального, нетрадиционного
использования мифа (не формы, а его духа),
порой приобретающие характер
самостоятельного поэтического
мифотворчества.
33.
Третий вариант классификации представляет Шелогурова. Врамках русского
литературы она выделяет два основных подхода к
использованию мифов
1. Использование писателем
1. Использование писателем
традиционных
традиционных
мифологических
сюжетов и
мифологических сюжетов
образов,
и образов,
стремление достичь
стремление
достичь
сходства ситуаций
сходства
ситуаций
литературного
литературного
произведения с с
произведения
известными
известными
мифологическими.
мифологическими.
2. Попытка моделирования
действительности по
законам мифологического
мышления.
Изложенные выше точки
зрения помогут нам в
процессе выявления
мифологических элементов
в конкретных текстах.
34. В статье «О мифологическом коде сюжетных текстов» Лотман отмечает :
• «Циклическая структура мифическоговремени и многослойный изоморфизм
пространства приводят к тому, что любая
точка мифологического пространства и
находящийся в ней действователь
обладает тождественными им проявлениями
в изоморфных им участках других уровней
... мифологическое пространство
обнаруживает топологические свойства:
подобное оказывается тем же самым».
35. Воплощая вопросы современности в фигурах истории и мифологии, поэты и писатели преследуют несколько целей:
1. Найти образец утерянной гармонии(согласно Элиаде одна из функций
мифа - установить пример, достойный
подражания).
2. Миф как живая память о прошлом
способен излечить недуги
современности.
36. Исследователи в области мифологии выделяют и такие функции мифа:
- аксиологическая (миф является средствомсамовосхваления и воодушевления);
- телеологическая (в мифе определяются цель и смысл
истории, человеческого существования);
- праксиологическая, реализуемая в трех планах:
прогностическом, магическом и творческипреобразовательном (здесь часто вспоминают мысль Н.А.
Бердяева о том, что история - "творимый миф");
- коммуникативная (миф является связующим звеном эпох
и поколений);
- познавательная и объяснительная;
- компенсаторная (реализация и удовлетворение
потребностей, которые реально, как правило,
неосуществимы).
37. Методология
• Методология и выводы М. ш., основанные наидеалистич. понимании мифологии и
преувеличении ее роли в истории искусства,
не приняты последующим развитием науки,
однако в свое время М. ш. сыграла важную
роль, способствуя активному изучению
фольклора и обоснованию народности исква. М. ш. заложила основы сравнительной
мифологии и фольклористики и поставила
ряд существенных теоретических проблем.
38. Литература
Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области
мифопоэтического: Избранное. - М.: Изд. Группа «Прогресс» «Культура»,1995. - С. 155.
Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. - М.: Наука, 1976. - 406с.
Литературный энциклопедический словарь.
Гулыга А.В. Миф как философская проблема//Античная культура
исовременная наука. - М.: Наука, 1985. - С.275
Марков В.А. Литература и миф: проблема архетипов//Тыняновский сб. -Рига,
1990. –
Лотман Ю.М. О мифологическом коде сюжетных текстов//Сборник статей
повторичным моделирующим системам. - Тарту, 1973. - С.86.[12]
Барт Р. Мифологии. - М.: Издательство им. Сабашниковых, 1996. - С.234.
Марков В.А. Литература и миф: проблема архетипов//Тыняновский сб. -Рига,
1990. - С.133