Похожие презентации:
В поисках утраченных идеалов: неоклассицизм и поздний романтизм
1. В поисках утраченных идеалов: неоклассицизм и поздний романтизм
2.
На пороге второго десятилетия XX века подударами
авангарда
существенно
поколебались
«космические»
идеалы
символизма.
Нередко
произведения
художников-символистов
становились
предметом насмешек. Но не все мастера
«серебряного
века»
были
заражены
болезнью огульного отрицания. Для многих
из них творческое новаторство понималось
как обновление образной сферы. Вечная
гармония и красота искусства
ушедших
культур словно пробудились для новой
жизни.
3. Неоклассицизм
Тонкореставрированные
атрибуты
распространённых европейских стилей
(античность,
барокко,
рококо,
классицизм) в разных видах искусства
учёные
назвали
собирательным
названием «неоклассицизм».
4. Поэзия
В поэзии неоклассицизм заявил о себев
творчестве
представителей
содружества
«Цех
поэтов»
(образовалось в 1911 г.) В него входили
Н. С. Гумилёв, С. М. Городецкий, А. А.
Ахматова, О. Э. Мандельштам, Н. А.
Клюев – представители поэтического
течения, названного «акмеизмом».
Задание: сделать таблицу.
5. Архитектура
И. А. Фомин(1872-1936)
Замечательный
проектировщик
и
практик-строитель,
превосходный художник, теоретик искусства и педагог Иван
Александрович Фомин, представитель неоклассицизма в
архитектуре. Неоклассицизм сочетает вкус к классическому
наследию в сочетании с поиском нетрадиционных
конструктивных решений. Родился будущий архитектор 3
февраля 1872 года в Орле в семье почтового чиновника.
Детство провел в Риге, где в 1890 году окончил гимназию. В
том же году юноша по настоянию отца поступил на
математический факультет Московского университета.
Однако, чувствуя призвание к архитектуре, через три года
оставил университет и решил поступить в Высшее
художественное училище при Академии художеств. Эта
попытка окончилась неудачей недостаточно подготовленный,
Фомин не выдержал экзамена по рисунку. Но он не пал духом,
год настойчиво занимался рисованием и, сдав экзамен, в
1894
году
был
принят
в
академию.
6.
Особняк А. А. Половцева на Каменном острове вПетербурге – это лучшее творение мастера, оно
напоминает зодчество XVIII века: парадный двор,
главный корпус под куполом, разбегающиеся в
стороны колонны.
7. Федор Осипович Шехтель (1859-1926)
Фёдор Осипович (Франц-Альберт) Шехтель
(26 июля (7 августа) 1859, Санкт-Петербург
— 7 июля 1926, Москва) — русский
архитектор, живописец, сценограф. Один из
наиболее ярких представителей стиля
модерн в русском и европейском зодчестве,
принадлежит к числу крупнейших зодчих
рубежа XIX—XX столетий. Кавалер орденов
Св. Анны и Св. Станислава.
В начале творческого пути (конец 1870-х)
занимался иллюстрацией книг и журналов,
рисовал афиши, оформлял народные
гулянья,
выступал
как
театральный
художник-декоратор. В 1880-х гг. увлекся
архитектурой. В 1896— 1926 гг. преподавал
в
Строгановском
художественнопромышленном училище. В 1906—1922 гг.
—
председатель
Московского
архитектурного общества.
8.
Модерн – направление вевропейском и американском
искусстве, представители которого
свободно варьировали элементы
разных стилей в опоре на новые
технологии и конструктивные
средства.
9.
Особняк З. Г. Морозовой.1893-1898 (Москва)
Одна из первых работ
архитектора, в которой он
смело
использует
полузабытые
приёмы
средневековой
готики.
Частный
особняк
получает
образ
таинственного
и
загадочного замка. Его
парадные
интерьеры
мастер
населяет
сказочными персонажами
– драконами, грифонами,
химерами – пришельцами
из прошлого.
10. Возведено по мотивам «древнерусского зодчества. Центральная башня вокзала имеет непомерно высокую кровлю с загнутым козырьком,
Здание Ярославскоговокзала (Москва)
Возведено
по
мотивам
«древнерусского
зодчества.
Центральная башня
вокзала
имеет
непомерно высокую
кровлю с загнутым
козырьком,
напоминая
своим
обликом
городские
ворота
или
триумфальную арку.
Левая
башня
завершается шатром,
как
старинные
русские
храмы.
Декоративные
многоцветные
украшения придают
вокзалу праздничную
нарядность.
11. «Мир искусства»
Идеалы постижения «вечной красоты»,обращённость к гармонии искусства ушедших
эпох оказались близки «Миру искусства»,
одному
из
самых
авторитетных
художественных
объединений
«русского
духовно-культурного
ренессанса»,
вдохновителем
которого
был
Сергей
Павлович Дягилев (1872-1929). Он резко
критиковал искусство уходящего XIX века,
особенно установки реализма. Поклонение
жизненной правде, по его мнению, завело
русское искусство в тупик.
12.
Выдвигая лозунги «чистого» искусства и«преображения»
жизни
искусством,
представители «Мира искусства» отвергали
как академизм, так и тенденциозность
передвижников;
опираясь
на
поэтику
символизма, они уходили часто в мир
прошлого и гротескных полусказочных
образов. В сфере влияния «Мира искусства»
были
многие
знаменитые
художники
«серебряного века.
13. Валентин Александрович Серов (1865-1911)
Родился 19 января 1865 г. в Петербурге. Сын композитораАлександра Николаевича Серова.
Учился живописи в Германии, брал уроки у И. Е. Репина (в
Париже и Москве), затем перешёл в петербургскую
Академию художеств (1880—1885 гг.), где его учителем стал
П. П. Чистяков. Дружил с М. А. Врубелем и А. И. Куинджи,
оказавшими на него значительное влияние, входил в
абрамцевский кружок художников.
В ранних картинах («Девочка с персиками», 1887 г.;
«Девушка, освещенная солнцем», 1888 г.) и пейзажах («Пруд
в Абрамцеве», 1888 г.; «Октябрь. Домотканово», 1895 г.)
Серову удалось передать радостное, светлое ощущение
мира, красоту природы. В раскрытии портретных образов он
умело использует жест, позу, внешний облик человека, его
манеру держаться («Дети», 1889 г.; «Мика Морозов», 1901 г.;
«Остроухое», 1902 г.).
Со временем манера письма становится иной. Художник
уделяет меньше внимания деталям, многоцветность его
полотен уступает место сдержанным, мягким сероватокоричневым оттенкам.
14. Портретные образы Серова
Девочка с персиками15. Похищение Европы, 1910
Это одна из болеепоздних
работ
художника, в которой
проявляется
его
приверженность
к
стилизации – имитации
стилей
и
«моделей
прошлого». На полотне
нет
реального
пространства.
Лицо
Европы
напоминает
театральную маску, а
мир океана – сцену с
декорациями.
16. На полотне, словно на выставке, представлены очень дорогие вещи – картина, ваза, старинная мебель. На даме – соболий палантин,
портрет графиниО. Н. Орловой
На полотне, словно на
выставке, представлены
очень дорогие вещи –
картина, ваза, старинная
мебель. На даме –
соболий
палантин,
приспущенный для того,
чтобы демонстрировать
жемчужное
ожерелье.
Создаётся
впечатление,
что вещи и есть главные
«герои»
полотна,
придающие
ему
антикварный оттенок.
17. Александр Николаевич Бенуа (1870-1960)
Александр Николаевич Бенуа родился в творческойсемье. Отец его был знаменитым архитектором,
поэтому Александру Николаевичу с детства
прививали любовь к искусству. Азы художественного
дела познавал под началом старшего брата, позже
учился в Академии художеств, но не окончил её.
Учился
в
Петербуржском
университете,
на
юридическом факультете. Учебу он совмещал с
научной работой и творчеством, активно занимался
рисованием в свободные минуты. Бенуа много
путешествовал. Любил ездить в Италию и во
Францию. За границей занимался
изучением
различной литературы и копированием картин
известных художников. В 1893 году он проявил себя
как талантливый пейзажист, написав акварелью
окрестности Северной столицы. Чуть позже пишет
серию картин Версальских парков, передав на холсте
неповторимый дух и атмосферу данных мест.
18. Прогулка короля, 1906
На фоне осеннего пейзажахудожник
изображает
торжественную процессию
монарха
со
своими
придворными. Плоскостное
моделирование
шествующих фигур словно
превращает их в призраки
ушедшей эпохи. Среди
придворной свиты, трудно
отыскать самого Людовика
XIV. Художнику не важен
Король-Солнце.
Бенуа
гораздо больше волнует
атмосфера эпохи, дыхание
версальского парка времен
его
венценосного
владельца.
19. Константин Андреевич Сомов (1869-1939)
Константин Сомов родился в Санкт–Петербурге.Отец Сомова – Андрей Иванович, был известным
историком искусства, а так же хранителем в
Эрмитаже. Мать – Надежда Константиновна, хорошо
играла на музыкальных инструментах, пела. Она
была мудрой и образованной женщиной, приложила
множество усилий, чтобы привить сыну любовь к
рисованию, театру и музыке. В период с 1889 по
1897 годы Константин учился в Академии
Художеств. Преподавателем его был Илья Репин. В
1897 году Сомов едет в Париж, где занимается
творчеством вместе с Александром Бенуа. В 1899
году он вернулся в Россию, где активно занимается
написанием портретов. Сомов писал потрясающие
картины, в них было, что-то волшебное. Он умел
соединять мечты с реальностью, его картины
отличались одухотворенностью образов, герои его
картин были как живые.
20. Дама в голубом, 1900
«Дама в голубом» - портрет-картина,на котором изображена художница Е.
М. Мартынова - близкий друг автора
и его соученица по Академии
художеств. Перед нами старинный
стилизованный парк и одетая в
роскошное платье XVIII столетия
женщина
со
своим
сложным
душевными
миром.
Созданный
художником
ретроспективный
портрет - явление новое в русском
искусстве. Соединенные в картине
детали
«галантного
века»
и
утонченный облик тоскующей дамы
Серебряного века в итоге передают
дух сложной и противоречивой
эпохи. Стройная женская фигура
идеально вписана в квадратный
формат холста. Переливы глубокого
синего цвета одеяния героини
оттеняют прозрачность голубоватых
теней тонко написанного лица,
открытых
хрупких
плеч,
подчеркивают выразительность жеста
прекрасных рук.
21. Мстислав Валерианович Добужинский (1875-1957)
Родился 14 августа 1875 г. вНовгороде в семье артиллерийского
офицера,
принадлежавшей
к
старинному роду литовских дворян.
В 1895—1899 гг. учился на
юридическом
факультете
Петербургского университета. В
студенческие
годы
увлёкся
живописью, занимался в частных
студиях.
По
окончании
университета учился в Мюнхене в
школе
А.
Ашбе,
а
после
возвращения в Петербург стал
одним
из
активных
членов
объединения «Мир искусства».
22. Человек в очках, 1906
Людиоказались
заложниками
технического прогресса,
они
отчуждены
от
окружающей
искусственной жизни.
На
фоне
урбанистического
пейзажа
изображён
мужчина
с
проступающим черепом.
Этим
символом
художник говорит о
гибельности
пути
индустриального
развития для общества и
природы.
23. Николай Константинович Рерих (1874-1947)
Родилсяв
Петербурге.
Окончил
юридический факультет Петербургского
университета и живописное отделение
Академии художеств. Прожил в России 42
года, 20 лет были отданы Индии,
несколько лет он провёл в США и в
путешествиях. Создал свыше 7 тыс.
полотен. В молодости его привлекали
сюжеты из древнерусской истории,
языческие обряды, славянский фольклор.
Нередко обращался к миру народных
сказок и былин (Заморские гости), к быту
Древней Руси (Идолы). Мистицизм,
характерный для позднего творчества
«индийского периода», наметился в
работах «Небесный бой», «Человечьи
праотцы». Христианские образы нашли
воплощение
в
картинах
«Никола
Можайский», «Святые гости» и др.
24. Заморские гости, 1901
Вкартине «Заморские
гости» старина оживает,
вторгается в наши чувства в
блеске
ослепительных
красок,
жизнерадостная,
бодрая, прекрасная. Гости
приплыли в наши северные
земли, обрамляющие залив,
поднимающимися из него
зелеными островами. На
одном из холмов - город,
обнесенный
крепостной
стеной. И земля, и этот
город, и его жители,
которых мы не видим, но
присутствие
которых
хорошо чувствуем, - всё
полно внутренней силы,
красоты,
всё
"Русью
пахнет".
25. Идолы, 1910
В "Идолах" изображенокапище,
огороженное
сплошным частоколом из
бревен. Посреди капища
возвышается
большой
деревянный идол, рядом с
ним несколько меньших.
На
частоколе
черепа
жертвенных животных. К
языческому
святилищу
пришел
седовласый
старец. Проплывающие по
реке ладьи и недвижный
оскал черепов говорят ему
о единстве жизни и
смерти. Он постиг эту
истину бытия, и она не
пугает его. Такое цельное
мировосприятие художник
называет
"здоровым
языческим настроением".
26. Небесный бой
На картине "Небесный бой"менее пятой части занимает
долина с озерами и свайными
постройками. Остальное клубящиеся
облака,
то
пронизанные
золотистым
солнечным
светом,
то
переходящие в синь грозовых
туч. Это борьба Света и тьмы.
Небесное и земное как бы
раздвоились, как бы отошли
друг от друга. Идет бой между
двумя началами. Что-то скрыто
в этих неверных, враждующих
формах облаков. Вначале на
медно-звучащем облаке были
написаны фигуры летящих
Валькирий, которых художник
потом обратил в облака:
"Пусть
присутствуют
незримо"... Пусть незримо, но
эти силы присутствуют там
реально. Свайный посёлок,
изображенный внизу, как бы
притих в ожидании исхода
схватки стихий.
27. Святые гости
«Святые гости» —лодочник везет через
озеро двоих святых,
их
встречают
у
монастыря
отшельники.
Чувствуется, что все
они
из
одной
духовной общины, их
головы
обвивают
излучения аур. Темнофиолетовые
дали,
лучи
света
пробиваются сквозь
облака, отражаются в
водах,
подчеркивая
возвышенный, можно
сказать
—
космический настрой
раннего утра.
28. Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927)
Родился 7 марта 1878 г. в Астраханив семье преподавателя семинарии.
Отец рано умер, и мальчик обучался
в этом заведении на казённый счет. В
1896 г. Кустодиев поступил в
петербургскую
Академию
художеств, где занимался у И. Е.
Репина. С добродушной иронией он
изображал традиционный мещанскокупеческий быт России, народные
праздники и балаганы, писал
портреты своих современников.
Картины Кустодиева – яркие и
многоцветные,
с
верно
подмеченными деталями жизни
простого народа.
29. Балаганы, 1918
Масленица - праздник широкий,красочный,
разгульный
и
вкусный. Таким его и изобразил
Кустодиев в картине. Балаган непременный атрибут русских
народных гуляний. Как ярчайший
образец народного искусства, он
для
художника
главный
источник вдохновения. Скачут
ярмарочные черти и петрушки,
бьют в барабаны скоморохи.
Шумно,
весело,
интересно.
Красочные
сани
извозчиков
доставили степенную публику к
началу
гуляний.
Плакаты
обещают силачей и множество
других
увеселений.
Рядом
торговые ряды: горячий сбитень,
блины, икра, холодная водка. Весь
день будут вертеться карусели на
потеху людям. А вокруг зима,
деревья окутаны ослепительным
инеем. Мороз. Весна еще только в
надеждах...
30. Масленица, 1918
Это изображение русскойМасленицы с катанием на
лошадях,
кулачными
боями и балаганами. Этот
праздник для художника
подобен
карнавалу,
в
котором все декоративно и
прекрасно: гуляют богато
наряженные в пестрые
шали и шубы люди;
мчатся
лошади,
украшенные
лентами,
бубенцами и бумажными
цветами; и даже сама
природа будто надела свои
лучшие наряды.
31. Купчиха за чаем, 1918
Молодая женщина пьет чай на балконедеревянного особняка. Складки темнофиолетового с черными разводами
платья и такой же чепец подчеркивают
белизну округлых обнаженных плеч и
свежие
краски
розового
лица.
Солнечный летний день клонится к
вечеру. По сине-зеленому небу плывут
розовые облака. А на столе пышет
жаром ведерный самовар и аппетитно
расставлены фрукты и сласти –
сочный, красный арбуз, яблоки, гроздь
винограда, варенье, кренделя и булки в
плетеной
хлебнице.
Здесь
же
расписной деревянный ларец для
рукоделия – это после чая...Женщина
красива. Ее крепкое тело дышит
здоровьем.
Удобно
устроившись,
подперев локоть одной руки другой и
кокетливо отставив пухлый мизинец,
она пьет с блюдечка. Кот, мурлыча и
изогнув хвост от удовольствия,
ластится к сдобному плечу. Солнечная,
сверкающая красками картина кажется
вдохновенной поэмой о красоте
России, о русской женщине.
32. Исаак Ильич Левитан (1860-1900)
Родился в литовском городке Кибартае веврейской семье. Отец был мелким
служащим в городском управлении.
Вскоре после рождения младшего сына
семья переехала в Москву. В 13 лет Исаака
приняли
в
Московское
училище
живописи, ваяния и зодчества, в класс А.
К. Саврасова и В. Д. Поленова. С самого
начала учёбы Левитан зарабатывал на
жизнь уроками и заказными портретами.
Блестяще окончил училище, но из-за
происхождения ему был вручён диплом
учителя чистописания. Многие полотна
посвящены России, её бесконечным
далям,
водным
просторам,
тихим
перелескам
и
старинным
храмам.
Предпочитал изображать осень и весну,
так как эти временные периоды
необычайно
богаты
сменой
и
разнообразием красок.
33. Март, 1895
Весна на картине практически не вступила вправа. Тяжелый и лишь слегка подтаявший
снег лежит толстым ковром. Только снеговая
шапка на крыше заднего крыльца готова
упасть и рассыпаться. Если молодые березки
освещены ярким солнцем, то мрачные сосны
остаются в тени, словно не желая так скоро
уступать наступающему теплу. Но весну
никак не скрыть. Ее выдает безупречно
чистое небо, синие тени на снегу,
скворечник на вершине березы уже готов
принять веселое и шумное птичье семейство.
Дороги уже практически избавились от
снега. Охристый цвет проступающего
наезженного пути также создает совершенно
весеннее и приподнятое настроение, а
залитая
солнцем
стена
деревянного
господского дома кажется жадно впитывает
в себя тепло, истосковавшись по свету за
долгую зиму. Дорожка следов, убегающая в
лес, напоминает сказку о снегурочки, что
пряталась от грозного Ярила-Солнца. Вся
работа пронизана атмосферой нетерпеливого
ожидания
расцвета
и
цветения.
Пробудившись, весна медленно, но верно
преображает все вокруг.
34. Золотая осень, 1895
Картина «Золотая осень»является одним из самых
известных
произведений
художника.
На
ней
изображена
небольшая
речка,
окружённая
деревьями,
покрытыми
жёлтой и красной осенней
листвой.
Вдали
видны
деревенские домики, поля, а
далее, на горизонте —
осенний лес, окрашенный в
оттенки жёлтого цвета.
Яркие,
мажорные,
оптимистические цвета этой
картины
не
являются
характерными
для
творчества Левитана —
обычно он использовал
более мягкие и нежные тона.
35. Владимирка, 1892
С Владимирского тракта начинался путь любогокаторжника России в 18 и 19 веках. Очень
символично, что работа была создана через
несколько лет после того, как приговоренных к
исправлению Сибирью начали вывозить на
поездах. Тракт отдыхает. Он пустынен.
Одиноко бредущая путница делает пейзаж еще
пустыннее и безжизненнее. Непривычная
пустота и тишина наполняет работу тревожной
атмосферой, особой энергетикой. В этой
напряженной тишине едва слышны и звон
кандалов, и горестные стоны осужденных, и
грозные
окрики
надсмотрщиков.
Для художника сам вид этой дороги созвучен
его собственному состоянию: изгнанник в
горячо любимой им стране. Огромное и
пасмурное небо накрывает собой уходящую
вдаль Владимирку. Нет конца этому пути
страданий и горя. Но вдалеке едва различима
белая церковь. Этот символ робкой надежды на
лучшее, светлое, доброе, не мог не появиться в
картине. Без этого, к слову сказать,
придуманной автором детали, настроение
работы было бы еще более тягостным и
печальным.
Верстовой столб - также важная деталь. Он,
словно метроном, отмерял еще недавно время
каторжного пути и страдания несчастных.
Художник избегает ярких красок, весь пейзаж
созвучно написан тусклыми тонами.
36. Пейзаж-настроение «Над вечным покоем, 1894
Беспомощность, хрупкость и беззащитность вот главные чувства, которые испытываетвсякий зритель перед этой работой великого
художника. Сам автор считал, что это самое
удачное его произведение, раскрывающее его
мировоззрение, его мироощущение. Свинцовые
облака тяжело нависли над крутым берегом. На
маленьком утесе церквушка, рядом забытой
кладбище, погост, последнее пристанище...
Хрупкие деревья сгибаются под сильным
ветром, тонкая, прерывистая тропинка, ведущая
в церковь - символ забвения, заброшенности,
истертости. Мощью дышит окружающая утес
стихия. Кажется, что еще одно мгновение и
исчезнет погост, развеется по свету церквушка...
Разрушения кажутся неизбежными. Вдали
виднеется
пустынный
остров,
который
стремительно "уплывает" от утеса. Создается
впечатление, что остров уносит с собой души
умерших, чтобы вечность поглотила остаток
человеческого духа, сами воспоминания об
ушедших людях. Жизнь человеческая ничтожна,
быстротечна и бессмысленна... Огромное
пространство, охваченное взглядом художника
давит на зрителя. Острое чувство одиночества и
беззащитности испытывает зритель перед этим
вечным покоем, о котором страшатся даже
думать люди. Вечный вопрос - что там, за
порогом вечности, мучает автора, но ответа он
не находит, предоставляя этот поиск зрителю.
37. Константин Алексеевич Коровин (1861-1939)
Родился во Владимирской губернии, всемье зажиточного крестьянина. Стоит,
отметить,
что
семья
его
была
старообрядческой. В детстве Коровина, в
дом его отца Алексея, приходило много
художников, общение с которыми не
могло
пройти
незаметно
для
Константина. Рисованием Константин
начал увлекаться с ранних лет, и вместе
с братом Сергеем проводили множество
часов за этим занятием. По исполнению
14 лет, Константин едет в Москву, где
поступает в Московское художественное
училище, на архитектурный факультет.
После двух годов обучения перевелся на
факультет живописи, где был учеником
знаменитого
художника Алексея
Саврасова.
38. Париж. Бульвар капуцинов, 1911
Картина наполнена светом,центр широкого бульвара,
заполненного
людьми,
освещен фонарями, свет
рекламных огней и витрин
мерцает в сумеречной дымке
пушистых крон деревьев,
яркими огоньками горят
освященные
окошки
высоких домов. Небо теряет
густую темноту и ,кажется,
что
ночные
сумерки
отступают
перед
этим
праздничным
буйством
разноцветных
огней,
сияющих
желтыми,
розовыми,
зелеными
цветами.
39. Этюд «Зимой», 1894
Рисуя русскиепейзажи, он умел
передать
множество
красочных
оттенков в
изображении
самых
привычных
образов.
Этюд «Зимой», 1894
40. Михаил Васильевич Нестеров (1862-1942)
Родился в Уфе в семье купца.Рисованием стал заниматься,
учась в Уфимской гимназии. В
1874 г. уехал в Москву, чтобы
продолжить
образование
в
реальном училище. В 1876—
1881 гг. занимался в Училище
живописи, ваяния и зодчества в
Москве и в натурном классе
Академии
художеств
в
Петербурге у таких известных
художников, как В. Г. Перов и И.
Н. Крамской.
41. Пустынник, 1889
Главный персонаж картины – седовласыймужчина. У него длинные волосы и борода. Он
одет достаточно легко, несмотря на то, что на
улице еще кое-где лежит снег. Середина весны,
лед на речке уже растаял. Гладчайшая гладь воды
словно зеркало, в котором отражается пасмурное
небо. Мужчина идет по берегу. На небе –
плотный покров из туч. Зима никак не решится
покинуть свои владения, вот и небо, увы, до сих
пор затянуто. И редкий луч может пробиться
сквозь их завесу. Голая сырая земля. Тишь, гладь,
но совершенно неуютно. Можно почувствовать
на себе прохладу того дня. Подул холодный ветер
с реки, пролился легкий дождь – превратности
погоды в это период воспринимаются как
данность. Но старцу все нипочем. Ему хорошо и
приятно даже в этой обстановке. Он идет и
улыбается- ему нипочем эта стужа. Его лапти
промокли, и одет он не так тепло, как подобает.
Однако, он идет и улыбается тому, что видит. Он
счастлив, потому что все законы природы, смена
времен года – она незыблема и постоянна. И
вслед за стужей обязательно придет тепло. Он
ценит каждый момент этой жизни. Его мудрость
позволяет ему находить нечто особо прекрасное в
любой погоде, не ворчать на холод и дождь, а
наслаждаться необычностью момента, его
особенностью, ведь он – один такой
удивительный и уникальный, и этот момент
никогда больше уже не повторится.
42. Видение отроку Варфоломею, 1890
Картина написана по самой впечатляющей изисторий Жития Преподобного Сергия
Радонежского. Варфоломею, в отличие от
братьев, не давалась грамота, и, случайно
встретив инока на лугу, он попросил его
помолиться о нем Господу. Именно этот
момент изображен на картине. С тех пор
отроку грамота давалась легко. На картине
отрок Варфоломей стоит в белой, чистой,
простой, крестьянской рубахе, а с пояса
свисает кнут для лошадей, потому что,
согласно Житию, отец послал Варфоломея
искать лошадь. Его глаза, в которых видна вся
светлая душа отрока, серьезно, не по-детски
смотрят на святого старца. Варфоломей как
будто предвидит свое будущее. Сразу виден
контраст между старцем и отроком. Белая
рубашонка Варфоломея – самое яркое пятно
на всей картине — символизирует юность,
чистоту, а темное, почти черное одеяние
инока-старость, мудрость. Заметна очень
интересная вещь: рядом с отроком растет
маленькая елочка, такая же тоненькая и
слабенькая, как и отрок, а рядом со старцем –
старый, морщинистый дуб, явно похожий на
инока своим величием и мудростью. Лицо
инока скрыто под куколем, и это делает
картину еще более таинственной. Голову
окружает золотой нимб, который не сразу
заметен.
43. Рождество Христово
В 1890 г.Нестеров стал
работать вместе
с Васнецовым
над росписями
Владимирского
собора. В Киеве.
Здесь им было
написано свыше
30 крупных
композиций
(«Рождество
Христово»,
Воскресение
Христово»,
«Богоявление».
44. Воскресение Христово
45. Богоявление
46. Музыка
В середине 1900-х гг. Сергей ПавловичДягилев
переключает
своих
единомышленников на совершенно новое
дело – создание балета, в котором
равноправно взаимодействуют музыка,
хореография, актёрское искусство и
живопись. Теоретиком синтетического
балетного спектакля стал А. Н. Бенуа, на
Дягилева легли все организационные
хлопоты.
47. Сергей Павлович Дягилев (1872-1929)
48. Игорь Фёдорович Стравинский (1882-1971)
49.
Родился в Ораниенбауме (ныне город Ломоносов) в семьеизвестного оперного певца Ф. И. Стравинского. Тем не менее,
музыкантом становиться не собирался и в 1900 г. поступил в
Петербургский университет на юридический факультет. В
студенческие годы Стравинский познакомился с Н. А.
Римским-Корсаковым и с 1903 г. стал брать у него уроки. Эти
занятия продолжались до смерти учителя в 1908 г. Уже в 1910
г. Стравинский написал свой первый балет «Жар-птица»,
поставленный в Париже по инициативе С. П. Дягилева в
рамках Русских сезонов за границей (проходившие в период с
1907 по 1913 г. в Париже гастроли русских актёров и
музыкантов). Следующий балет Стравинского – «Петрушка»
(1911 г.) также стал событием Русских сезонов и принёс
композитору мировую известность. Третий, написанный в 1913
г., балет – «Весну священную» – публика сначала не приняла
из-за слишком новаторской постановки хореографа М. М.
Фокина, отказавшегося от классического балетного танца.
50. Балет «Жар-птица»
В основу сюжета положены мотивырусских народных сказок о Жар-птице и
Кощее Бессмертном. Жар-птица в
балете являла собой символ вечной
красоты и гармонии. Балет был наречён
в Париже «русским чудом».
51. Балет «Петрушка», 1911
Основа сюжета – банальный любовныйтреугольник. Петрушка, ярмарочная кукла,
влюблён в Балерину. Он ревнив и очень страдает.
Арап – его счастливый соперник, он туповат, зол,
но богат. Кукла Балерина, красивая холодная
кокетка, заигрывает с экзотическим Арапом,
который в конце концов, в приступе бешенства
убивает
недотёпу
Петрушку.
Вся
эта
незамысловатая и печальная история вставлена в
«всамделишную» жизнь – картину народных
гуляний на Масленой неделе.
52. Балет «Весна Священная»
Всё действие разворачивается вокругстаринного
языческого
обряда
жертвоприношения
девушки в честь
наступающей весны и солнечного божества.
Парижская премьера «Весны священной» в
1913 г. закончилась полным провалом. Звуки
музыки с первых же тактов были заглушены
свистом и улюлюканьем. Выслушать
«весну» от начала до конца публика
соизволила лишь годом позже, и то в
концертном исполнении.
53. Сергей Васильевич Рахманинов (1873-1943)
54.
Родился в усадьбе Семёнове Новгородской губернии в дворянскойсемье. В 1882 г. Рахманиновы перебрались в Петербург. В том же
году Сергей поступил в консерваторию. С осени 1886 г. он стал одним
из лучших учеников и получил стипендию имени Н. Г. Рубинштейна.
На заключительном экзамене по гармонии П. И. Чайковскому так
понравились сочинённые Рахманиновым прелюдии, что он поставил
пятёрку, окружённую четырьмя плюсами. Наиболее значительное из
ранних произведений — одноактная опера «Алеко» на сюжет А. С.
Пушкина. Она была закончена в небывало короткий срок – чуть
больше двух недель. Экзамен состоялся 7 мая 1892 г.; комиссия
поставила Рахманинову высшую оценку, ему была присуждена
Большая золотая медаль. Премьера «Алеко» в Большом театре
состоялась 27 апреля 1893 г. и имела огромный успех. Весной 1899 г.
Рахманинов закончил знаменитый Второй концерт для фортепиано с
оркестром; в 1904 г. композитору была присуждена за него
Глинкинская премия. Знаменательным событием в истории русской
музыки стал приход Рахманинова осенью 1904 г. в Большой театр на
пост дирижёра и руководителя русского репертуара.
55.
Творческое наследие композитора охватываетразные жанры, как инструментальные, так и
вокальные. Религиозно-философские проблемы
жизни и смерти воплотились в крупных
симфонических
и
вокально-симфонических
произведениях – трёх симфониях, четырёх
концертах для фортепиано с оркестром,
«Рапсодии на тему Паганини», кантатах «Весна»
и «Колокола». В период 1901-1917 гг. им
написаны Второй и Третий концерты для
фортепиано с оркестром, «Всенощное бдение» (на
основе традиционных текстов православной
церкви).