Похожие презентации:
Гештальтпсихология и гештальт-терапия
1.
ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯИ ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ
2.
СОДЕРЖАНИЕ➤ Понятие «Гештальтпсихология»
➤ История гештальтпсихологии
➤ Понятие гештальта. Принципы и качества
➤ Развитие и исследования: Келер, Дункер, Левин
➤ Конфликт в гештальтпсихологии
➤ Отличие гештальтпсихологии от гештальт-терапии
➤ История гештальт-терапии
➤ Фриц Перлз (биография)
➤ Гештальт-терапия в Москве
➤ Рекомендуемая литература
3.
Гештáльтпсихолóгия (от нем. Gestalt — личность,образ, форма) — школа психологии начала XX века.
Основана Максом Вертгеймером, Вольфгангом
Кёлером и Куртом Коффкой в 1912 году.
Гештальтпсихология — это общепсихологическое
направление, которое связано с попытками
объяснения прежде всего восприятия, мышления и
личности. В качестве основного объяснительного
принципа гештальтпсихология выдвигает принцип
целостности.
4.
ПОНЯТИЕ «ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ»Гештальтпсихология появилась как попытка психологов построить психологию по аналогии с
физикой. Был период так называемого открытого кризиса в психологии, когда классическая
психология сознания, которая пыталась объяснить наш субъективный опыт, деля его на
отдельные элементы-ощущения и ассоциативно связанные с ними следы прежних ощущений в
прошлом опыте, себя исчерпала. Стали накапливаться такие данные, что стало ясно: в нашем
сознании целое к сумме своих частей несводимо. Целостный образ восприятия нельзя собрать из
отдельных ощущений, связанных с цветом, формой, качеством поверхности и так далее. И
гештальтпсихология решила, что она попробует дать на это объяснение, используя в качестве
опоры понятие феноменального субъективного поля, существующего в нашем сознании, которое
можно сравнить с внешним электромагнитным полем — в нем тоже действуют силы. И из
действия и противодействия этих сил и складывается итоговый образ, который нельзя сложить из
его отдельных элементов.
Что-то было понятно еще до того, как гештальтпсихология
оформилась как отдельное психологическое направление.
Например, в XIX веке австрийский исследователь по имени
Христиан фон Эренфельс ввел принцип транспозиции. Мы
можем взять одну и ту же мелодию и сыграть ее на тон
выше или на тон ниже. Каждая нотка изменится, а мелодию
мы все равно узнаем. Это и есть идея того, что целостный
образ («гештальт») несводим к сумме отдельных элементов.
5.
ИСТОРИЯ ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИИПоявление гештальтпсихологии как таковой возводят к 1912 году, когда один из ее
основателей, Макс Вертгеймер опубликовал описание одного из наиболее ярких
феноменов несводимости восприятия к сумме отдельных ощущений, который он назвал
фи-феноменом.
Вертгеймер ехал отдыхать домой в поезде, смотрел в окно, и вдруг ему пришло в голову,
что если мы наблюдаем две по очереди мигающие точки, два источника света, то мы
будем воспринимать движение этого источника света из одной точки в другую (по этому
принципу устроены кинематография и мультфильмы), а при еще чуть большей скорости
предъявления увидим «чистое» движение — не перемещение объекта, а движение как
таковое, которое Вертгеймер и обозначил как фи-феномен.
Он спрыгнул с поезда, заперся на месяц в
гостинице и занимался изучением этого
феномена. Этого не могла объяснить
современная психология того времени,
потому что то, что мы воспринимаем, должно
было складываться как сумма ощущений,
а никаких ощущений из промежуточных позиций
между двумя крайними позициями быть не могло.
Движения там объективно нет, но мы его воспринимаем.
Тогда и появилась идея, что целое несводимо к сумме
частей, что оно главнее, чем части, и может определять
их восприятие. Целое или целостность (‘фигура’) стала
обозначаться немецким словом Gestalt.
6.
7.
МАКС ВЕРТГЕЙМЕРВОЛЬФГАНГ КЕЛЛЕР
КУРТ КОФФКА
8.
Гештальтпсихология к 20-м годам XX столетия заняла достаточно прочные позиции в Германии. Но еёдальнейшему развитию помешала политика. В 1933 году правительство Адольфа Гитлера изгнало
всех евреев, работавших в германских университетах, а продолжавшие работать профессора были
обязаны в начале своих лекций отдавать аудитории нацистское приветствие. Макс Вертгеймер и Курт
Коффка были евреями, и они вместе с остальными ведущими гештальт-психологами эмигрировали в
США. Однако в США в то время господствовал бихевиоризм, придерживавшийся совершенно иного
подхода, и гештальт-психология не смогла занять в этой стране столь же видное место, какое ей
удалось занять в Германии. В результате гештальтпсихология прекратила своё существование в
качестве отдельной научной школы в 60-е годы XX столетия вместе со смертью Вольфганга Келера
Гештальтпсихология считала, что целое не выводится из суммы свойств и функций его частей
(свойства целого не равны сумме свойств его частей), а имеет качественно более высокий уровень.
Гештальтпсихология изменила прежнее воззрение на сознание, доказывая, что его анализ призван
иметь дело не с отдельными элементами, а с целостными психическими образами. Гештальтпсихология выступала против ассоциативной психологии, расчленяющей сознание на элементы.
Гештальтпсихология наряду с феноменологией и психоанализом легла в основу гештальт-терапии Ф.
Перлза, который перенёс идеи гештальт-психологов с когнитивных процессов до уровня
миропонимания в целом.
Один из основателей гуманистической и трансперсональной психологии Абрахам Маслоу при
создании своей теории самоактуализации испытал влияние Макса Вертгеймера, которого он считал
одним из образцов самоактуализированной личности.
9.
ПОНЯТИЕ «ГЕШТАЛЬТ»Слово Gestalt с немецкого переводится как ‘форма’ или ‘фигура’. Но в гештальтпсихологии оно
имеет скорее значение целостности или целого, несводимого к сумме своих частей. Например,
если мы говорим о восприятии, под целостностью (гештальтом) будет пониматься так
называемая хорошая или равновесная организация зрительного поля.
Гештальтпсихологи пытаются все описывать на языке силовых взаимодействий и предполагают,
что все элементы окружающего мира, когда мы их воспринимаем, подчиняются взаимодействию
двух типов сил: связывающих, которые пытаются соединить все эти элементы в единое целое, и
сдерживающих, которые не дают всему окружающему миру свернуться в одну точку или в одно
пятно. Достижение равновесия между
этими силами — это и есть нахождение того,
что мы называем гештальтом.
10.
Феномен, описанный датским гештальтпсихологом Эдгаром Рубином, — ваза Рубина (или«профили и ваза»):
Эта картинка с двумя профилями по бокам может восприниматься как профили, а может
восприниматься как ваза. И когда мы видим вазу, она как будто выходит на нас вперед, а
профили исчезают, превращаются в фон — ваза становится фигурой, гештальтом. А когда мы
начинаем воспринимать профили, то тогда уже они как будто выходят на нас вперед, а вазы уже
не существует — она фон, который находится за ними.
На основе этого закона образования целостной фигуры — так называемого закона прегнантности,
закона целостности —
становится ясно, что любая психическая
организация будет всегда настолько хорошей,
насколько позволяют условия восприятия.
11.
ПРИНЦИПЫ ГЕШТАЛЬТИЗМАЦелостность восприятия и его упорядоченность достигаются благодаря следующим принципам:
• близость (стимулы, расположенные рядом, имеют тенденцию восприниматься вместе)
• схожесть (стимулы, схожие по размеру, очертаниям, цвету или форме, имеют тенденцию
восприниматься вместе)
• целостность (восприятие имеет тенденцию к упрощению и целостности)
• замкнутость (отражает тенденцию завершать фигуру так, что она приобретает полную
форму)
• смежность (близость стимулов во времени и пространстве. Смежность может
предопределять восприятие, когда одно событие вызывает другое)
• общая зона (принципы гештальта формируют наше повседневное восприятие наравне с
научением и прошлым опытом. Предвосхищающие мысли и ожидания также активно руководят
нашей интерпретацией ощущений).
12.
ГЕШТАЛЬТ-КАЧЕСТВА13.
В качестве основного закона группировки отдельных элементов был постулирован законпрегнантности (Prägnanz).
Прегнантность (от лат. praegnans — содержательный, обремененный, богатый) — одно из ключевых
понятий гештальт-психологии, означающее завершенность гештальтов, приобретших уравновешенное
состояние, «хорошую форму». Прегнантные гештальты имеют следующие свойства: замкнутые,
отчетливо выраженные границы, симметричность, внутренняя структура, приобретающая форму
фигуры. При этом были выделены факторы, способствующие группировке элементов в целостные
гештальты, такие как «фактор близости», «фактор сходства», «фактор хорошего продолжения»,
«фактор общей судьбы».
Закон «хорошего» гештальта, провозглашенный Метцгером (1941), гласит: «Сознание всегда
предрасположено к тому, чтобы из данных вместе восприятий воспринимать преимущественно самое
простое, единое, замкнутое, симметричное, включающееся в основную пространственную ось».
Отклонения от «хороших» гештальтов воспринимаются не сразу, а лишь при интенсивном
рассматривании (например, приблизительно равносторонний треугольник рассматривается как
равносторонний, почти прямой угол — как прямой).
14.
КОНСТАНТЫ ВОСПРИЯТИЯ15.
РАЗВИТИЕ И ИССЛЕДОВАНИЯ: КЕЛЛЕР, ДУНКЕР, ЛЕВИН➤ Карл Дункер
Курт Левин
16.
1. Вольфганг Келер изучал решение задач человекообразными обезьянами.Келер предположил, что ситуация, в которой есть конфликт между тем, что у нас имеется, и тем, чего мы хотим (то
есть между условиями и требованиями задачи), — это не целостная ситуация, не гештальт, а решенная задача —
это гештальт, хорошая, целостная конфигурация. Затем ввел еще один важный принцип для гештальтпсихологии
— так называемый принцип изоморфизма (равенства форм). Он предположил, что структура внешнего мира —
физического поля — изоморфна электромагнитным процессам в мозге и процессам в нашем сознании —
«феноменальном поле». Иными словами, можно говорить о «равенстве форм» в физическом, физиологическом и
феноменальном полях.
2. Карл Дункер перенес это на решение творческих задач человеком, назвав это переструктурированием ситуации,
переходом от «плохой» конфликтной структуры к «хорошей», целостной, где разрыв устранен. Ввел термин
«инсайт» - переструктурирование проблемной ситуации, которое ведет к устранению основного конфликта и
решению задачи.
3. Курт Левин пытался применять идеи и принципы гештальтпсихологии к поведению личности в окружающем
мире. Он рассматривал поведение человека как функцию его личности как системы напряженных потребностей и
структуры окружающей среды, для описания которой он использовал понятие поля. Личность в любой момент
времени — это меняющаяся, динамичная система временных потребностей (квазипотребностей). Эти
квазипотребности сополагаются объектам окружающего мира, которые имеют для нас ту или иную валентность:
они либо притягивают нас, либо отталкивают.
17.
КОНФЛИКТ В ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИИКурт Левин описал основные типы конфликтов, которые потом вошли в качестве золотого фонда в область
конфликтологии.
Дальше из этих гештальтпсихологических идей в приложении к личности стали расти социально-психологические теории.
Сначала Фриц Хайдер предложил теорию когнитивного баланса, предполагая, что баланс, равновесие может достигаться
в голове у человека (в его познании — отсюда термин «когнитивный баланс»), а не обязательно при взаимодействии с
полем, как предполагал Левин. Наша психическая жизнь, согласно этой теории, стремится к равновесию.
18.
ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ И ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯНаправление под названием «гештальт-терапия» имеет довольно отдаленное отношение к
гештальтпсихологии, за тем исключением, что в его основе тоже лежит идея реорганизации
(переструктурирования) опыта человека в данный конкретный момент времени, нахождение
некоторой равновесной структуры.
Гештальт-терапия противопоставляет себя психоанализу — это анализ текущей настоящей
ситуации, то есть то, что происходит здесь и сейчас. Психоанализ направлен в прошлое, именно в
прошлом ищут проблемы текущей жизни человека. Гештальт-терапия всегда работает с
настоящим, и в этом смысле она перекликается с гештальтпсихологией, когда есть структура
поля здесь и сейчас. Но Фриц Перлз, который считается основателем гештальттерапии, не был
гештальтпсихологом.
Трудно утверждать, что в основе изобретения Перлза лежат принципы гештальта. Некоторые
идеи гештальт-психологии там действительно присутствуют, но в целом гештальт-терапия скорее
синтез психоанализа, биоэнергетики и психодрамы. Перлз не скрывал, что он ознакомился с
концепцией гештальтпсихологии достаточно поверхностно - по его собственному признанию, ни
одну из ключевых монографий этого направления он не осилил целиком. Да, он воспользовался
некоторыми положениями гештальтпсихологии, но в своей, достаточно вольной интерпретации.
19.
ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯГешта́льт-терапи́я (от нем. Gestalt — здесь «целостный образ») — гуманистическое направление в
психотерапии, основанное на экспериментально-феноменологическом и экзистенциальном подходах.
Зародилось в 1950-х годах и получило большое распространение, начиная с 1960-х. В отличие от
психоанализа, гештальт-терапевт не занимается интерпретацией бессознательного пациента, а помогает
клиенту развить самоосознавание, и играет роль не пассивного стороннего наблюдателя, как психоаналитик,
а активного участника, раскрываясь, взаимодействуя с пациентом как личность с личностью, как это
предполагает гуманистический подход.
Основной подход гештальт-терапии называется экспериментально-феноменологическим: в ходе терапии
пациенту предлагается ставить эксперименты и наблюдать выявляемые в ходе экспериментов феномены.
В качестве эксперимента часто применяется монодрама (ещё называемая «метод пустого стула»).
В качестве феноменов могут выступать: эмоции, изменения в голосе (повышение и понижение тона,
дрожание, запинки), мимика, поза, жесты, время реакции, появление разных ощущений в теле (напряжение,
жар, холод, «мурашки») и т. д.
Учась фиксировать в себе феномены, пациент развивает в себе осознавание — ключевое понятие
гештальт-терапии. Успех терапии в целом зависит от успешности развития этого навыка и обучения
пациента применять этот навык в реальной жизни после окончания сеансов терапии.
Целью гештальт-терапии является создание и укрепление целостного образа (гештальта) личности
пациента. Посредством осознавания и самоанализа пациент должен выявить отвергаемые им части своей
личности: отвергаемые эмоции, потребности, черты характера, мысли. Затем принять их, принять себя и тем
самым восстановить целостность своей личности.[1] Большое внимание при этом уделяется также развитию
независимости личности — умению следовать своим собственным мечтам и потребностям, а не
потребностям других людей.
20.
Аксиома Гештальта: лечить можно только человека, а не симптом. Невозможно изменить одинфрагмент жизни, не затрагивая всего остального, иначе в жизни клиента конфликт лишь усилится.
Парадокс состоит в том, что когда человек обнаруживает и признаёт, насколько симптом в
действительности конструктивен, высвобождается энергия для изменения и принятия человеком
состояния, в котором он находится.
Принципы гештальт-терапии:
1. «Здесь и сейчас»
2. «я и ты»
3. Принцип субъективизации высказываний
4. Непрерывность осознания
21.
ИСТОРИЯ ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИИ1. Основные идеи гештальт-терапии были разработаны в 1940-50-х годах Фредериком (Фрицем)
Перлзом, его женой Лаурой Перлз и Полом Гудменом.
2. Совместно с Полом Гудменом и Ральфом Хефферлином в 1951 году Перлз пишет
основополагающий труд «Гештальт-терапия: возбуждение и рост в человеческой личности».
3. В 1952 году Перлз переезжает в Нью-Йорк и вместе с «Семёркой» (кроме него, в «Семёрке»
состояли Лаура Перлз, Изидор Фром, Пол Гудмен, Элиот Шапиро, Ричард Кицлер и Пол Вейс)
учреждает Нью-Йоркский Гештальт-институт, штаб-квартира которого первоначально находилась
в квартире Перлзов. Идеи гештальт-терапии быстро набирают популярность.
4. В 1954 году был создан Кливлендский институт гештальт-терапии, а к концу 50-х годов группы
гештальт-терапии были организованы по всей Америке. В 60-х годах началось распространение
гештальт-терапии в Европе.
5. По сравнению с ранними годами гештальт-терапия претерпела в ходе своего развития два
важных изменения.
Во-первых, стала реже применяться групповая терапия, которую продвигал Фриц Перлз, на
каком-то этапе вообще отказавшийся от индивидуальных сеансов, посчитав это устаревшей
методикой.
Во-вторых, отношение к пациенту стало более терпимым и сочувственным. Вхождение в
конфликт с пациентом, которое нередко применял сам Перлз, стало считаться крайне
нежелательным, хотя в принципе остаётся допустимым в рамках гештальт-терапии.
22.
ФРИЦ ПЕРЛЗФредерик Саломон Перлз также известен как Фриц Перлз; (8
июля 1893, Берлин — 14 марта 1970, Чикаго) — выдающийся
немецкий врач-психиатр, психотерапевт еврейского
происхождения. Основоположник гештальт-терапии.
• Родился в Берлине в 1893 году.
• Во время Первой мировой войны воевал в составе немецкой
армии, был ранен.
• В 1913 году приступает к изучению медицины — без особого
интереса, рассматривая её как путь в философию и
физиологию.
• В 1921 году получает степень доктора медицины и начинает
заниматься психиатрией.
• 1925 год — начало 7-летнего курса психоанализа, сначала у
Вильгельма Райха, затем у Карен Хорни. Называет этот
период «бесполезной жизнью на кушетке».
• В 1926 году Перлз знакомится с Куртом Гольдштейном —
неврологом и психиатром, занимавшимся тогда солдатами с
ранениями головного мозга, сторонником целостного,
холистического, подхода к организму (организм-как-целое), и
становится его ассистентом во Франкфуртском университете.
Как «верный фрейдистам», он спорит с Гольдштейном, но
будет вынужден вернуться к холизму через 10 лет — уже в
Южной Африке. Холистический подход становится одним из
краеугольных камней будущей гештальт-терапии: на нём
базируется представление о взаимоотношении организм —
окружающая среда. Постулируется, что человек и его
окружение — единая система, и психотерапия невозможна без
анализа контакта между ними.
23.
• 1927 год — Перлз продолжает свой анализ и получает супервизию у психоаналитиков во Франкфурте, Вене иБерлине.
• В 1930 году женится на Лоре Познер, с которой познакомился во Франкфуртском университете. Лора, доктор
психологии, занимается гештальт-психологией и знакомит Перлза со всеми последними разработками в этой
области.
• В 1933 году, после прихода к власти Гитлера, Фриц Перлз, Лора Перлз и их старшая дочь Рената уезжают в
Голландию, а год спустя перебираются в Южную Африку. Перлз едет туда, формально оставаясь
ортодоксальным психоаналитиком: «Я еду проповедовать фрейдовское евангелие в Южную Африку»,- и
основывает там институт психоанализа.
• В 1942 году Фриц пошёл в южноафриканскую армию, где он служил в качестве психиатра в звании капитана до
1946 года.
• В 1946 году Перлз переехал в Нью-Йорк.
• В 1951 году в соавторстве с Ральфом Хефферлином и Полом Гудмэном публикует книгу «Гештальт-терапия:
возбуждение и рост человеческой личности». Вскоре после этого был организован Нью-Йоркский институт
гештальт-терапии, центр которого находился в квартире Перлза.
• В 1954 году был также создан Кливлендский институт гештальт-терапии, а к концу 50-х годов группы гештальттерапии были организованы по всей стране.
• В 1960 году Перлз переехал на западное побережье Соединённых Штатов, некоторое время жил и работал в
Лос-Анджелесе. Перлз рассказывает в своей автобиграфии, что в этот период он заинтересовался учением дзэн
и ездил в японский монастырь дзэн, где два месяца изучал дзэн под руководством мастера дзэн.
• В 1964 году он вошёл в штат знаменитого Института Эсален в Биг Сюр, штат Калифорния. Перлз стал лидером в
движении за раскрытие потенциала человека.
• В 1969 году Перлз перебрался в Британскую Колумбию, где на острове Ванкувер основал гештальт-общину. В
том же году он опубликовал две наиболее известные ныне работы — «Гештальт-терапия в дословном
изложении», а также «Внутри и вне помойного ведра».
• Фриц Перлз умер в возрасте 76 лет 14 марта 1970 года после непродолжительной болезни (осложнения после
ранее проведенной операции на сердце).. Незадолго до смерти он работал над двумя книгами — «Гештальтподход» и «Свидетель терапии». Эти работы были изданы посмертно, в 1973 году.
• Первая книга Фрица Перлза, полностью опубликованная в 1983 по-русски была «Внутри и вне помойного ведра»
(Автобиография мастера). В 1990 опубликована «Практика гештальт-терапии» (написана в соавторстве с
Ральфом Хефферлином и Полом Гудмэном).
24.
ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ В МОСКВЕМосковский Институт Гештальт-Терапии и
Консультирования
Московский институт гештальта и
психодрамы (МИГИП)
Московский Гештальт Институт
25.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА• Гордон У. «Гештальттерапия постмодерна»
• Лебедева Н.М., Иванова Е.А. «Путешествие в Гештальт. Теория и практика»
• Лобб М.С. «Сейчас-ради-потом в психотерапии. Гештальт-терапия, рассказанная в обществе
эпохи постмодернизма»
• Перлз, Ф. «Внутри и вне помойного ведра»
• Перлз, Ф. «Гештальт-терапия в дословном изложении»
• Перлз, Ф. «Опыты психологии Самопознания»
• Перлз, Ф. «Практика гештальт-терапии»
• Перлз, Ф. «Свидетель Терапии»
• Перлз, Ф. «Эго, голод и агрессия»
• Франчесетти Д. «Панические атаки. Гештальт-терапия в единстве клинических и социальных
контекстов»