Похожие презентации:
Народные колыбельные песни моего села
1.
Автор: Буянтуева Цырена, 3 классМБОУ Алтайская СОШ
Руководитель:
Очирова Надежда Викторовна
2. Актуальность
• В наше время колыбельные – этоумирающий жанр песенного творчества.
• Молодые родители знают только
колыбельные песни из книг. А жаль!
• Считается, что именно с помощью этих
убаюкивающих песенок маленький
человек начинает познавать
окружающий его мир.
• Колыбельные песни моего села до сих
пор не изучены и не записаны
3. Вопросы, требующие ответа
• Почему эти песни так называются, какиебывают колыбельные, чем они
отличаются от других песен?
• Почему же мама, зная бурятский язык,
не пела мне бурятские колыбельные
песни? А может она их вообще не знает?
• А какие колыбельные песни пело
поколение моей бабушки? Пели ли они
вообще?
4. Цель исследования
Найти иизучить
разновидности
бурятских
народных
колыбельных
песен с.Алтай
Кяхтинского
района.
5. Задачи
• провести анкетирование средиучащихся и взрослых;
• изучить литературу по данной
теме;
• собрать тексты народных
колыбельных песен у бабушек;
• сгруппировать песни;
6. Блиц - опрос
• Знаете ли Вы колыбельные песни?• Какие? (старинные, русские,
бурятские, литературные,
народные, собственные)
7. Результаты опроса
8. Колыбельные песни
• Слово «колыбель» происходит отглаголов «колебать», «колыхать»,
«качать».
• На бурятском языке колыбельная«үлгын дуун»- «үлгы»-колыбель,
«дуун»- песня.
9. Что я узнала из литературы
1.Сборник Д.С Дугарова«Бурятские народные песни»
2.Рождение ребенка в бурятской
семье испокон веков считалось
событием особым, значительным.
Оно сопровождалось обрядом,
связанным с рождением ребенка «үлгээдэ оруулха»- укладывание
ребенка в колыбель.
10. Виды колыбельных песен моего села. Я записала 16 колыбельных песен
• колыбельные,знакомящие с
окружающим миром.
• колыбельные,
призывающие ребенка к
сну.
• колыбельные, в которых
мать мечтает о будущем
ребенка.
• колыбельные по
внешности ребенка.
• колыбельные песни,
сочиненные во время
войны.
11. Колыбельные песни
Хара нохойнь уяатайхарагшан үхэр хагаатай,
Бааи, бааи, бааи даа
Баабайн хүүгэнь унтыш даа.
Бүүвэй, бүүвэйхэй
Бү уйлыш даа, хүүгэмни
Бүүвэй, бүүвэйхэй
Унтыш тургэн, хүүгэмни.
12. Колыбельные песни
Бааи, бааи, бааинайхөөрхэн нарай хүүгэмни,
хөөрхэн нарай хүүгэмни,
хүлдэ орожо гүйгөөрэй.
Монсог шарахан
толгойтой,
Мойһон хара нюдэеэ,
Анииш түргөөр, унтыш
даа
Амтан мамаа хүхыш даа.
13. Выводы
• Колыбельные песни села - этоуникальное богатство песенного
фольклора моего народа, которое
оказывает самое благотворное влияние
на детей. Но их мало кто помнит и
знает.
• В дальнейшем планирую изучить другие
песни моего села, например, песнивосхваления нашей горы-святыни
Хугтэй-хан.
14. Литература
• Д.С Дугаров «Бурятские народные песни»• Статья Л.Волковой «Влияние колыбельных песен на
детей и взрослых
Прослушивание и запись песен у бабушек моего села:
• Дамбаева Бимбасу Цыреновна, 1932 года рождения
• Бадмажапова Гэсэгма Цыреновна,1920 года рождения
• Рампилова Сэмжит Хорлуевна, 1935 года рождения
• Олбороева Сэмжит Жадамбаевна,1939 года рождения
• Очирова Сэсэн Гомбоевна, 1932года рождения