Похожие презентации:
Философия как любовь к мудрости и культура мышления. Лекция 1
1.
Лекция 1 . Философия как любовь кмудрости и культура мышления-3 часа
1. Многозначность
определений философии.
2. Основные этапы
развития философии
3. Философия и
мировоззрение
2.
ФилософияВозникла в VII-VI веках до н.э.
одновременно в Древней Греции,
Древнем Риме, Древнем Китае и
Древней Индии.
Впервые термин был введен
Пифагором.
от греческих слов phileo — любовь
и sophia — мудрость и означает
любовь к мудрости.
Является теоретическим
мировоззрением.
3.
3 формы мировоззренияМифология
Религия
Философия
4.
Мифология – форма общественного сознания;способ понимания природной и социальной
действительности на ранних ступенях
общественного развития. Основой мифологического
мировоззрения является вымысел, воображение.
Религия - форма мировоззрения, основанная на
вере в наличие фантастических, сверхъестественных
сил, которые влияют на жизнь человека и
окружающий мир. Основа религиозного
мировоззрения – вера.
Философия - особая форма общественного
сознания, это учение об общих принципах бытия и
сознания и об отношении человека к миру. Основа
философского мировоззрения – разум.
5.
Основные стадии эволюциифилософии как мировоззрения
Космоцентризм – философское мировоззрение в основе которого лежит
объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество,
всесильность, бесконечность внешних сил космоса и согласно которому
все сущее зависит от космоса и космических циклов
Теоцентризм — тип философского мировоззрения, в основе которого
лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой
сверхъестественной силы Бога
Антропоцентризм - тип философского мировоззрения, в центре
которого стоит проблема человека
Наукоцентризм - тип философского мировоззрения, в основе которого
лежат проблемы науки
6.
Методы философииДиалектика
• Философское мировоззрение в котором вещи, явления
рассматриваются гибко, критически, последовательно с учетом
их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и
следствий.
Метафизика
• метод, противоположный диалектике, при котором вещи,
явления рассматриваются обособлено, как сами по себе.
Догматизм
• восприятие окружающего мира через призму догм – раз и
навсегда принятых убеждений.
Эклектика
• метод, основанный на произвольном соединении
разрозненных, не имеющих единого творческого начала
фактов, понятий, концепций, в результате, которого
достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные,
кажущиеся достоверными выводы.
Герменевтика
• метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов.
Софистика
• метод, основанный на выведении из ложных, но искусно и
некорректно поданных как истинные посылок (суждений),
новой посылки, логически истинной, но ложной по смыслу
либо любой иной выгодной для принимающего данный метод.
7.
ИдеализмПлюрализм
Монизм
Материализм
Рационализм
Направления
философии
Эмпиризм
Дуализм
Иррационализм
Сенсуализм
8.
Идеализм• направление в философии, которое основывается на
представлении о первичности идеи
Материализм
• направление в философии, которое основывается на
представлении о первичности материи
Рационализм
• философское направление, признающее разум основной
познания и поведения людей.
Иррационализм
• философское направление, отрицающее рационализм.
9.
Сенсуализм• направление в философии, согласно которому в основе познавательного
процесса лежат чувства, ощущения
Эмпиризм
• направление в философии, согласно которому в основе познавательного
процесса лежит опыт
Монизм
• направление в философии, признающее одно начало
Дуализм
• философское направление, признающее 2 начала
Плюрализм
• философское направление, признающее существование в мире много
взаимодействующих начал
10.
МировоззренческаяМетодологическая
Мыслительно-теоретическая
Основные
функции
философии
Гносеологическая
Критическая
Социальная
Аксиологическая
Воспитательно-гуманитарная
Прогностическая
11.
• Мировоззренческая функция – способствуетформированию представлений об устройстве мира и
месте в нем человека, обосновывает ценности и цели
человеческой жизни.
• Методологическая функция – философия
вырабатывает основные методы познания
окружающей действительности.
• Мыслительно-теоретическая функция - учит мыслить и теоретизировать, создавать логические схемы,
обобщать действительность.
• Аксиологическая функция - оценка исследуемого
объекта с точки зрения различных ценностей (социальных, нравственных, и т. п.).
12.
• Познавательная функция – осуществляет процесспознания.
• Критическая функция – подвергать сомнению всё
накопленное знание.
• Социальная функция – объяснение
происхождения и развития общества, нахождение
путей его совершенствования.
• Прогностическая функция – возможность делать
выводы для будущего.
• Воспитательно-гуманитарная - прививает
человеку и обществу гуманистические цели и
идеалы, укрепляет мораль, помогает найти смысл
в жизни.
13.
Разделы философииАксиология - философское учение о ценностях.
Социальная философия - изучает наиболее общие проблемы
функционирования и развития общества
Философская антропология - исследует наиболее общие и существенные
проблемы человека.
Гносеология - (греч. gnosis - знание, logos - учение) - теория познания,
изучающая наиболее общие проблемы познавательной деятельности.
Онтология - (греч. ontos - сущее, logos - учение), исследует наиболее общие и
фундаментальные проблемы бытия.
14.
Проблемы философии• О месте человека в мире, о его
взаимоотношениях с миром.
• Вопрос о соотношении материи и
сознания.
• Энгельс характеризовал этот вопрос как
великий основной вопрос философии
15.
Специфика философского знания• Двойственность – много общего с научным
знанием, но не научное знание в чистом виде.
• Это теоретическое мировоззрение, так как
обобщает накопленные знания.
• Предмет философии шире, чем предмет
отдельных наук, она интегрирует, но не поглощает
их.
• Имеет сложную структуру.
• Может быть субъективной, так как несет на себе
отпечаток личности и мировоззрения отдельных
философов.
• Динамична, постоянно развивается и обновляется.
• Испытывает на себе влияние времени.
16.
История мировой философии делится на :1. Возникновение мировой философской мысли.
Философия древних цивилизаций. VII-VI века до нашей
эры.
2. Античная философия. VI век до н.э. - V век нашей эры
3. Средневековая философия V век н. э. - XIV век н.э.
4. Возрождение XIV век н.э.- XVI век н.э.
5. Философия Нового времени (буржуазная классическая
философия) XVII век н.э. - сер. XIX века н.э.
6. Неклассическая современная философия сер. XIX века
н.э. - современное время
17.
Характерные черты философии Древнего Востока:• приближенность к
предфилософии;
• преемственность
поколений, сохранение
традиций;
• естественно-научные
знания вынесены за рамки
философии;
Античный период
В целом древнегреческая (античная) философия имеет
следующие особенности:
• материальной основой расцвета данной философии был
экономический расцвет полисов (торгово-ремесленных
городских центров);
• древнегреческая философия была оторвана от процесса
материального производства, а философы превратились в
самостоятельную прослойку, не отягощенную
физическим трудом и претендующую на духовное и
политическое руководство обществом;
• стержневой идеей древнегреческой философии являлся
космоцентризм (страх и преклонение перед Космосом,
проявление интереса прежде всего к проблемам
происхождения материального мира, объяснению
явлений окружающего мира)
допускалось существование богов;
• древнегреческие боги были частью природы и близки
людям;
• человек не выделялся из окружающего мира, был
частью природы;
• были заложены два направления в философии —
идеалистическое ("линия Платона") и
материалистическое ("линия Демокрита"), причем
данные направления поочередно доминировали: в
досократический период — материалистическое, в
классический — имели одинаковое влияние, в
эллинистический — материалистическое, в римский —
идеалистическое.
18.
19.
Западная христианская философия средних вековПатристика (II-VII вв.)
Христианский гностицизм (Карпократ, Василид, Валентин)
Христианская апологетика (Марциан, Юстин, Тертуллиан)
Александрийская школа (Пантен, Климент, Ориген)
Каппадокийская догматика (Григорий Нисский, Григорий
Назианзин)
Догматическая патристика (Августин, Иоанн Дамаскин)
Манихейство (Мани и последователи)
Схоластика (VII-XV вв.)
Номинализм (Абеляр, Оккам)
Реализм (Августин, Фома Аквинат)
Протореформаторство (Уиклиф, Гус)
Мистическое христианство (Экхарт, Таулер, Сузо)
Христианская алхимическая философия (Альберт Великий,
Роджер Бэкон)
20.
Философия эпохи Возрождения – это совокупность философскихнаправлений, возникших и развившихся в Европе в XIV-XVI вв., которых
объединяли антицерковная и антисхоластическая направленность,
устремленность к человеку, вера в его физический и духовный
потенциал, жизнеутверждающий и оптимистический характер
Предпосылки возникновения
Совершенствование орудий труда и производительных отношений;
кризис феодализма;
развитие ремесла и торговли;
усиление городов, превращение их в торгово-ремесленные, военные,
культурные и политические центры, независимые от феодалов и Церкви;
укрепление, централизация европейских государств, усиление светской
власти;
появлене первых парламентов;
кризис Церкви и схоластической философии;
повышение уровня образованности в Европе в целом;
великие географические открытия;
научно-технические открытия.
21.
ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ
(XVII-XIX вв.)
Эмпиризм и сенсуализм
Бэкон, Локк, Гоббс
Метафизический материализм
Ламетри, Гольбах, Гельвеций
Декарт, Ньютон, Лейбниц, Спиноза,
Кант, Гегель
Гоббс, Локк, Толанд, Вольтер, Руссо,
Дидро, Кондильяк, Лессинг, Гердер,
Джефферсон
Юм, Беркли, Фихте, Кант, Гегель,
Шеллинг
Фейербах
Рационализм
Философия Просвещения
Идеализм
Антропологический материализм
Диалектический материализм
Мистическая философия
Философия жизни
Позитивизм
Теософия
Маркс, Энгельс
Калиостро, Сен-Жермен, Сведенборг,
Сен-Мартен
Шопенгауэр, Ницше, Бергсон
Конт, Спенсер, Милль
Блаватская, Синнет, Субба Роу,
Безант
22.
ОСНОВНЫЕ ТЕЧЕНИЯ ФИЛОСОФИИ(XIX-XXI вв.)Восточная философия
Буддизм; Неоиндуизм, Философия
йоги; Исламская философия;
Религиозно-мистический синкретизм
Западная философия
Постпозитивизм; Психоанализ;
Структурализм; Прагматизм;
Неоклассицизм; Постмодернизм;
Герменевтика; Сциентизм и
техницизм; Неотомизм; Религиозномистический синкретизм.
Течения, идейно близкие
эзотерической традиции познания –
философии «сокровенной мудрости»
(оказывают влияние как на
восточную, так и на западную
философию)
Живая этика (Агни-йога) теософия
23.
ШКОЛЫ И ТЕЧЕНИЯ ЗАПАДНОЙ ПОСТКЛАССИЧЕСКОЙФИЛОСОФИИ (XIX-XX вв.)
Философия жизни
Шопенгауэр, Ницше, Бергсон
Неотомизм
Жильсон, Маритен, Мерсье
Теософия
Блаватская, Синнет, Безант, ЛаДью
Антропософия
Штейнер
Экзистенциализм
Кьеркегор, Камю, Сартр, Ясперс,
Хайдеггер
Психоанализ
Фрейд, Адлер, Юнг, Фромм
Неортодоксальная религиозная
философия
Прагматизм
Тейяр де Шарден, Бубер, Генон,
Бультман, Теллих, Кокс
Пирс, Джемс, Дьюи, Хук
24.
Первыйпозитивизм
Второй
позитивизм
Позитивизм
Конт, Спенсер, Милль
Мах, Авенариус
Неопозитивизм
Постпозитивизм
Персонализм
Феноменология
Философская антропология
Неокантианство
Неогегельянство
Марксизм
Шлик, Карнап, Нейрат,
Рассел, Витгенштейн
Поппер, Кун, Лакатос
Бердяев, Боун, Ройс, Мунье,
Лакруа
Гуссерль и его последователи
Шелер, Гелен, Плеснер
Коген, Наторп, Виндельбанд,
Риккерт
Стерлинг, Кэрд, Бредли, Ройс
Маркс, Энгельс, Хоркхаймер,
Маркузе, Лефевр
25.
Казахская философия26.
Характерные черты• Философствование в нефилософских формах на уровне универсалий
мировоззрения, т.е в традиционных художественных и религиозных текстах
• Самобытность - выражается самостоятельности, в области норм и обычаев,
ценностей и форм поведения.Самобытность является одним из движущих
принципов истории, жизненным ядром культуры, стержнем и динамическим
принципом развития общества.
• Целостность, которая предстает как единство духовных ценностей, идей, знаний,
ориентации, норм и символов.
• Цивилизационный подход в изучении казахской философии. Цивилизация
понимается как субстанция, пронизывающая вес области и сферы общества,
задающая все формы культуры и составляющая духовную основу общества,
имеющая определенный механизм утверждения целостности.
• Полукочевое скотоводство, как основной хозяйственно-культурный тип
Казахстана
• Мифы постоянно присутствуют в мыслительном аппарате людей как базисное
знание, не случайно они фигурируют как архетипы или прообразы
27.
Основные мировоззренческие ориентиры и категории бытияу казахов были основаны на предметно-практической
деятельности
• Онтологическими характеристиками количества всегда были пространство
и время
• Пространство для кочевника не может быть большим или малым, оно
оказывается лишь нужным, подходящим в зависимости от степени
удобства и удовлетворения потребностей.
• Важнейшей философской категорией является понятие времени. Именно
оно несет ответственность за происходящие в мире процессы эволюции и
развития, во времени регистрируются все изменения в мировом
историческом процессе. В начале у казахов начало проявляться чувство
времени, связанное с конкретными событиями, которые остались в
исторической памяти племени. Такие природные и стихийные катастрофы,
как джут, голод, мор, падеж скота, война и др., регистрировались в
сознании людей и могли служить определенными обозначениями, уже не
говоря о чувстве смены дня и ночи, охотничьих сезонов.
28.
Природа• всегда выглядела как абсолютное и вечное начало,
единственная реальность, которая самодеятельна,
имеет неотъемлемость, и противоположность
внешних причин и факторов существования,
располагает основами активности и эволюции.
• Природа выступала как законченный миропорядок,
а человек является лишь частью природы.