УРОК - СУД
Особенности композиции романа
КТО ЭТО?
Чьи это слова?
Печорин и княжна Мери(история отношений)
«Я вздумал испытать судьбу…»
Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее - иль пусто, иль темно, Меж тем, под бременем познанья и сомненья, В
697.50K
Категория: ЛитератураЛитература

Урок-суд над героем романа М.Ю. Лермонтова, Г.А. Печориным

1. УРОК - СУД

Над героем романа М.Ю.Лермонтова
Г.А.Печориным

2.

«И может быть, я завтра умру!
Одни скажут: он был добрый
малый, другие – мерзавец!.. И то, и
другое будет ложно».

3.

Жизнь Печорина –
это его вина или его
беда?

4. Особенности композиции романа

Хронология сюжета
1. «Тамань»
2. «Фаталист»
3. «Княжна Мери»
4. «Бэла»
5. «Максим
Максимыч»
6. Сообщение о
смерти Печорина
История жизни
Композиция
1. «Бэла»
2. «Максим Максимыч»
3.Сообщение о смерти
Печорина
4. «Тамань»
5.»Княжна Мери»
6. «Фаталист»
История души

5. КТО ЭТО?

вот к нему подошла
меньшая дочь
хозяина, девушка
лет шестнадцати…
И точно, она была
хороша: высокая,
тоненькая, глаза
черные, как у горной
серны, так и
заглядывали нам в
душу…

6.

За нею шел ее хозяин, покуривая из
маленькой кабардинской трубочки,
обделанной в серебро. На нем был
офицерский сюртук без эполет и
черкесская мохнатая шапка. Он
казался лет пятидесяти; смуглый
цвет лица его показывал, что оно
давно знакомо с закавказским
солнцем, и преждевременно
поседевшие усы не соответствовали
его твердой походке и бодрому виду.

7.

8. Чьи это слова?

…стало грустно. И зачем
было судьбе кинуть
меня в мирный круг
честных
контрабандистов? Как
камень, брошенный в
гладкий источник, я
встревожил их
спокойствие и, как
камень, едва сам не
пошел ко дну!

9. Печорин и княжна Мери(история отношений)

Вначале Печорин видит в
Мери избалованную барышню,
играет с ней. Но
по мере пробуждения ее души,
отношения становятся иными.
Печорин жестоко судит себя.
-Мери отвергает
его (не судьба?);
-Печорин
старается ее
разозлить;
-Пари
Грушницкого с
Печориным;
-Бал в
ресторации;
«Дело сделано!»

10.

Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с
собой и светом; лучшие мои чувства, боясь
насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и
умерли. Я говорил правду — мне не верили: я начал
обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества,
я стал искусен в науке жизни и видел, как другие без
искусства счастливы, пользуясь даром теми
выгодами, которых я так неутомимо добивался. И
тогда в груди моей родилось отчаяние — не то
отчаяние, которое лечат дулом пистолета, но
холодное, бессильное отчаяние, прикрытое
любезностью и добродушной улыбкой. Я сделался
нравственным калекой: одна половина души моей не
существовала, она высохла, испарилась, умерла, я ее
отрезал и бросил…

11. «Я вздумал испытать судьбу…»

Фатализм
Печорина не
слепой, а
действенный.
Фатализм Печорина (и Лермонтова)
не укладывается в формулу: «От
своей судьбы не уйдешь».
У этого фатализма иная формула :
«Не покорюсь!»

12.

Виновен ли Печорин в том, что его
жизнь оказалась причиной несчастья
многих людей?
Чувствовал ли он сам свою вину,
страдал ли от этого?

13. Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее - иль пусто, иль темно, Меж тем, под бременем познанья и сомненья, В

бездействии состарится оно…
И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод
тайный,
Когда огонь кипит в крови…
English     Русский Правила