Похожие презентации:
Сатиры смелой властелин
1.
«Сатиры смелой властелин»Жизнь и творчество
Дениса Ивановича Фонвизина
2.
«Блистал Фонвизин, друг свободы»Весьма рано проявилась во мне склонность к
сатире. Острые слова мои носились по Москве...
Д.И. Фонвизин. Чистосердечное признание
Денис Иванович Фонвизин
(1745-1792)
Волшебный край! Там в стары годы,
Сатиры смелой властелин,
Блистал Фонвизин, друг свободы…
А.С. Пушкин. Евгений Онегин
А.С. Пушкин
Портрет работы
В. А. Тропинина. 1827
Д.И. Фонвизин.
Старинная гравюра
В важных вопросах
Часто язвительный смех
надежнее в цель попадает.
Гораций
А.Рубинштейн. Клавесин
Квинт Гораций Флакк
3.
Денис Иванович Фонвизин родился 3 апреля 1745 года в Москве в богатойдворянской семье, получил прекрасное домашнее образование.
Отец - Иван Андреевич Фонвизин происходил из старинного дворянского рода (ливонский рыцарь фон
Визин был взят в плен при Иоанне IV (Грозном), затем стал служить русскому царю) «Отец был человек
большого здравого рассудка, но не имел случая, по тогдашнему образу воспитания, просветить себя
учением» Черты любимого отца драматург отразил в образе Стародума в комедии «Недоросль»
Мать - Екатерина Васильевна Дмитриева-Мамонова - обладала тонким умом и чутким сердцем, «жена
добродетельная, мать чадолюбивая, хозяйка благоразумная и госпожа великодушная» (Д.И.Фонвизин).
Герб Фонвизиных
Биография Фонвизина
А. М. Васнецов Уличное движение на Воскресенском мосту в XVIII веке, 1926
4.
Детство. Образование.В 1754 г был записан в Семёновский
полк и числился недорослем, по указу
отпущенным для прохождения наук
Офицер лейб-гвардии
Семёновского полка с 1700 по 1720 год
В десять лет Д. Фонвизин поступил в гимназию,
только что открывшуюся при Московском
университете, где проучился с 1755 по 1760 год.
Затем в 1760 —1762 годах продолжил обучение
на философском факультете того же университета.
Вид здания бывшей Главной аптеки, где помещался
Московский университет и гимназия при нем в 1800-е годы
Лейб-гвардии Семёновский полк — воинская часть Русской Императорской армии. Был
сформирован в 1691 году в подмосковном селе Семёновском, под названием потешных
семёновцев; с 1687 года они начали именоваться Семёновским полком...
5.
Встреча с академикомМ. В. Ломоносовым
М.В. Ломоносов. Портрет
неизвестного художника XVIII века
В 1760 г., вскоре после открытия Московского университета,
из его подготовительной школы – гимназии были отобраны
десять лучших учеников и привезены в Петербург к
просвещенному и влиятельному вельможе Шувалову.
В Петербурге гимназисты встретились с первым русским
академиком, основателем университета – М.В.Ломоносовым,
талантливейшим актером-самородком Ф. Г. Волковым.
Побывали они и театре. «Действия, произведенного во мне
театром, почти описать невозможно», – позднее вспоминал
Д.И.Фонвизин.
В.С. Садовников. Интерьер домашнего театра
6.
Служба в Коллегии иностранных делЕще будучи студентом философского отделения, Д.И. Фонвизин
зарекомендовал себя превосходными переводами с латинского,
французского и немецкого. Отличное знание иностранных языков
позволило ему до окончания университета поступить на службу в
Коллегию иностранных дел в Петербург, где служил при И.П. Елагине,
знатнейшем вельможе, вице-президенте Главной дворцовой канцелярии
Д. И. Фонвизин
Здание Коллегии иностранных дел
Н.И. Панин. Портрет
работы А Рослина
Глава Коллегии иностранных дел Н. И. Панин, воспитатель наследника
престола цесаревича Павла, назначил молодого писателя своим личным
секретарём. Знакомство с Паниным, оказало значительное влияние
на деятельность и взгляды Д.И. Фонвизина, привело к созданию
знаменитой Конституции Панина - Фонвизина
М. Л. Колокольников. Портрет молодого человека. 1780 е гг.
7.
“Бригадир” - первая русская национальнаякомедия. Начало литературной деятельности
Сцены из спектакля Московского тетра им. В.В. Маяковского по комедии Д.И.Фонвизина «Бригадир»
Комедия “Бригадир” (1769) сделала Д.И. Фонвизина известным. По сюжету в комедии «Бригадир»
действуют две семьи провинциальных помещиков. Благовоспитанной девушке навязывают в женихи
Иванушку, сына бригадира, неистового галломана, недавно побывавшего в Париже и с презрением
относившегося ко всему русскому: “Всякий, кто был в Париже, имеет уже право, говоря про русских, не
включать себя в число тех, затем, что он уже стал более француз, нежели русский”. Произведение не
было заимствованным или подражательным творением, это была настоящая русская национальная
комедия с оригинальными русскими характерами, взятыми с живых прототипов, с сюжетом, где
автор сатирически изобразил нравы дворянского сословия, его пристрастие ко всему французскому.
8.
Д.И. Фонвизин читает «Бригадира» в салоне цесаревича Павла Петровича. С гравюры П. Бореля9.
«Дома можем наслаждатьсяистинным счастьем …»
А- Ш. Карафф
Портрет Д.И. Фонвизина
В 1768 году Д.И. Фонвизин женился на
Хлоповой (Роговиковой) Екатерине
Ивановне, единственной дочери
богатого купца, оставившего ей богатое
наследство. Однако, состояние чуть
было не отобрали родственники
умершего мужа Екатерины Ивановны.
Д.И. Фонвизин, будучи секретарем,
помог ей вернуть состояние. Они
полюбили друг друга и всю свою жизнь
прожили в согласии.
Семья
Екатерина Ивановна Фонвизина.
Портрет из издания «Двор
Екатерины II. 189 силуэтов».
В 1777—1778 годах Фонвизин вместе с женой для
необходимого лечения выезжает во Францию,
откуда пишет замечательные острые, ироничные
письма. Фонвизин путешествовал по Европе
накануне французской революции, брал уроки
философии в стране, где именно философия
вскоре породила политическую бурю.
Париж. Итальянский художник Arturo Ricci
10.
Комедия "Недоросль" (1779 -1781)Генрих Вальк. Иллюстрация
к комедии «Недоросль». 1959 г.
Д.И.Фонвизин. "Недоросль"
Титульный лист. 1783
Д.И. Фонвизин. Портрет
работы К. Фогеля 1785
Только через 12 лет, в 1781 году, появилась новая комедия
Д.И. Фонвизина «Недоросль». Комедия, в которой отразились
патриотические настроения автора и его современников, где
осуждается злонравие крепостников, подчеркивается,
бессмысленность веры русского общества в «просвещенную»
императрицу в стране, где правят Простаковы и Скотинины
11.
«Острые слова мои носились по Москве»А- Ш. Карафф
Портрет Д.И. Фонвизина
Гражданские идеалы Фонвизина
В 1788 году Фонвизин задумал издавать журнал «Друг
честных людей», или «Стародум», о чем было напечатано
объявление. Однако издание это не было разрешено
Екатериной II, и подготовленные Фонвизиным материалы
остались в рукописях. Статьи «Друга честных людей»
показывают дальнейший рост художественного мастерства
Фонвизина и развитие его гражданских идеалов. Он смело
затрагивает вопрос о превосходстве парламентского строя
над монархическим, о недостатках екатерининского режима,
о вопиющих несправедливостях, творящихся при дворе под
покровительством царицы.
Портрет Екатерины II.
Неизвестный художник
Последним произведение
Фонвизина стала автобиография
«Чистосердечное признание»
12.
Комедия "Недоросль" (1781) - вершинарусской драматургии XVIII века
Над комедией «Недоросль» (1779 -1781)
Д.И.Фонвизин работал уже после возвращения
из Франции. Комедия была насыщена новыми
идеями, и автор понимал, что поставить её в
России будет трудно
Недросль - так официально назывались
дворяне, преимущественно молодые, не
получившие документа об образовании и
не поступившие на службу.
Е. Суматохин. Иллюстрации к комедии
Д. И.Фонвизина "Недоросль",
Каков символический смысл названия комедии?
13.
Премьера комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»Получив отказ в Петербурге, драматург в мае 1782 года
выезжает в Москву, но и здесь его ждет неудача:
«московского российского театра цензор», испугавшись
смелости многих реплик, не пропустил комедию на сцену.
Представлена в первый раз в Санкт-Петербурге,
сентября 24 дня 1782 года, на счет первого придворного
актера г. Дмитревского, в которое время несравненно
театр был наполнен, и публика аплодировала пьесу
метанием кошельков.
«Драматический словарь». 1787
И. А. Дмитриевский Стародум в спектакле
Д. И. Фонвизина «Недоросль»
Существует легенда, что после
премьеры «Недоросля» в Петербурге
к Фонвизину подошёл князь Потёмкин
и сказал: «Умри, Денис, лучше не
напишешь».
История постановки
комедии «Недоросль»
Деревянный театр на Царицыном лугу. Рисунок Дж. Кваренги
14.
Действующие лицакомедии "Недоросль"
Помещичья усадьба XVlll века
Простаков.
Гж. Простакова, жена его.
Митрофан, сын их, недоросль
Бремеевна, мама Митрофанова.
Правдин.
Стародум.
Софья, племянница Стародума.
Милон.
Г-н Скотинин, брат гж. Простаковой.
Кутейкин, семинарист.
Ц ы ф и р к и н, отставной сержант.
Вральман, учитель.
Тришка, портной.
Слуга Простакова.
Камердинер Стародума.
Действие в деревне Простаковых.
К. Сомов. Как одевались в старину. 1903
15.
А. Васнецов. 1914. Интерьер XVIII века16.
Вопросы для исследования:Какие принципы классицизма соблюдаются в комедии «Недоросль»?
Каковы её жанровые особенности ?
Как можно охарактеризовать конфликт в комедии «Недоросль»?
Как название комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» связано
с ее проблематикой? Как автор относится к проблеме дворянства и
крепостного права?
5. В чем, по мнению госпожи Простаковой, должны проявляться
материнская любовь и материнский долг?
6. На чем основаны жестокость, насилие и произвол помещицы
Простаковой? Нужно ли ей просвещение?
7. Каким наукам обучался Митрофанушка? Каковы его главные черты?
Какие преимущества видит Митрофан в женитьбе по сравнению с
обучением?
8. Как в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» раскрывается тема
«злонравия» и форм его проявления?
9 . В чем новаторство комедии Фонвизина?
10. С какими героями Фонвизин связывает свои идеалы?
11. Каков символический смысл названия комедии?
1.
2.
3.
4.
Проблемный
вопрос
Почему Д. И. Фонвизин - поборник идей Просвещения –
создаёт в своей пьесе сатирическую картину
«просвещения» недоросля?
17.
Классицизм (от лат. «classikus» -образцовый)- художественное течение в литературе конца
ХVll – нач. XVlll веков в основе которого
признание античного искусства высоким
образцом. Зародился во Франции, в России
представлен творчеством А.Д.Кантемира,
Г.Р.Державина, Д.И.Фонвизина, А.Н.Радищева.
Эстетические принципы классицизма
Г.Р.Державин
Строгая иерархия жанров, теория «трёх штилей»,
чёткое деление героев на положительных
и отрицательных, выделение одной ведущей
черты в характере героя, «система амплуа»,
правило «трёх единств».
Д.И.Фонвизин
Идеал человека для классицистов
Добродетельный, законопослушный,
просвещенный, образованный, воспитанный
гражданин, служащий на благо родины.
Жанры классицизма
Высокие:
А.Д.Кантемир
трагедия, ода,
эпическая
поэма.
Низкие:
комедия,
сатира,
басня.
А.Н.Радищев
18.
Комедия – один из основных видов драмы, в основе котороголитературыпороков, жизненных
изображение общественных и Роды
человеческих
положений и характеров, которые вызывают смех
Комедия, по классицизму, должна отстаивать
Просвещения,
исправлять
нравы
Дра́ма (греч. идеи
Δρα´μαевропейского
- действие) —род
Лирика
(от греч. lýга
— музыкальный
литературы
в
основе
которого
инструмент,
под
аккомпанемент
общества
путем
разума,
закона
и
просвещения.
Комедия
призвана
просвещать,
утверждать
высокий
Э́пос (др.-греч. έπος — слово —
лежит конфликт
(острое
столкновение)
которого исполнялись
стихи, песни и
нравственный
идеал, осмеивая недостатки
и пороки.
Согласно
классицизму комедия
«Недоросль»
повествование
– изображение
В
драме
нет
прямой
авторской
речи:
т.д.)
род
литературы,
изображающий
исторических
явлений,
делитсясобытий,
на 5 актов
(действий) (как и в каждой классической пьесе), причем в 5 действии (если
это
есть
диалог
и
монологи
персонажей
личные
мысли,
предчувствия,
желания
героев
как бы со –стороны
комедия)
счастливая развязка. а так же - ремарки (указания автора)
главного героя.
Крупные
жанры:
роман,
роман-эпопея
эпическая поэма,
или поэма-эпопея
Комедия «Недоросль» как
жанры
–
произведение
классицизма
средние
повесть
малые –
рассказ,
новелла,
очерк.
притча
жанры драмы:
трагедия,
комедия,
драма (как жанр),
трагикомедия
жанры лирики:
любовная,
философская,
гражданская,
пейзажная,
символистская
Виды лирики:
песня, элегия,
ода, дума,
послание,
стансы,
эклога,
эпиграмма,
лирическое
стихотворение
Лиро – эпос,
род художественной
Автор
герои действующие,
литературы, в котором
герой
Персонажи
Действующие лица сочетаются черты лирики иЛирическийавтор
последовательно
изображает
как
бы сами по
себе. Милон, Правдин. Группы с четким делением
Говорящие
фамилии:
Скотинин,
Вральман,
Софья,
описывает поступки,
личные мысли,
эпоса:
баллада,
поэма,
т.е.
бывают главными,
на положительных
(Правдин, Стародум,
Милон, Софья),
сатирических
(Простаков, Простакова,
характеры героев,
предчувствия,
рассказ
о событиях эпич.
второстепенными.
их взаимоотношения
желания
Скотинин,
Митрофан), персонажей, наделенных как положительными,
и сатирическими
характера ч/з чувстватак
лир.героя
эпизодическими
с
окружающим
главногообраза
героя.
чертами (Еремеевна, Цыфиркин, Кутейкин и Вральман) состоят из 3 мужских и 1 женского
миром
В комедии соблюдены три единства: единство времени (все происходит в течение
Поэма, баллада, сатира, роман в стихах, лирика с вырож. сюжет.
одних суток), единство места (все происходит в одном месте – в доме Простаковой)
и единство действия (ничто не отклоняется от главной интриги).
19.
Особенно зрителям запомнились говорящие имена комедии (Простаковы, Скотинины,Митрофан — «проявление матери» по-гречески, Стародум, Милон, Правдин, Софья —
«мудрость» по-гречески, Цыфиркин, Вральман, Кутейкин), персонажи с меткой, острой,
выразительной речью, имена же Митрофанушки и Простаковой стали нарицательными.
20.
Системаобразов
в вкомедии
Д.И. Фонвизина
Система
образов
романе А.С.Пушкина
«Евгений«Недоросль»
Онегин»
«По-французски и всем наукам
обучает его немец Вральман»
Еремеевна: «По пяти рублей на
год, да по пяти пощёчин в день»
Софья: «Нельзя не любить
правил добродетели »
Простакова::«Без
Простакова
«Безнаук
науклюди
люди
живут и жили”.
Митрофан: “Не хочу учиться,
хочу жениться”
Скотинин: «Да разве дворянин
не волен поколотить слугу?..»
Стародум: «Я друг честных людей»
Правдин: «Тиранствовать
никто не волен»
Милон: «Я влюблен, и имею
счастье быть любим »
«Всё в этой комедии кажется чудовищной карикатурой на всё русское. А между тем нет
ничего в ней карикатурного: всё взято живьём с природы…» (Н.В. Гоголь).
21.
Как развиваются события?Сцена из спектакля Малого театра
по комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»
«Вот злонравия достойные плоды!»
Действие происходит в деревне, в доме Простаковых. Здесь
вместе с семейством проживает и девушка Софья. Простаковы,
как дальние родственники, «надзирают над ее имением, как над
своим». Софья живет воспоминаниями о Милоне, знакомом ещё
по Петербургу, который со своей командой уехал в одну из
губерний. Молодые люди любят друг друга, и к их любви
благосклонно относится дядя Милона — Честон. Во время
отсутствия Милона умирает мать Софьи. Молодая девушка
увезена дальней родственницей в деревню, и теперешняя её
жизнь вызывает у неё настоящую тревогу. У Простаковых есть
сын Митофанушка, которого властная и грубая с окружающими
госпожа Простакова, всячески оберегает, считая что и «без наук
люди живут и жили», и пока он «в недорослях, …его и понежить»
можно. От такой ласки «объевшийся 16-летний шалопай» с
полным правом заявляет: «Не хочу учиться, хочу жениться!»
Между тем Простакова решает выдать бедную, как она считает,
родственницу Софью за своего брата. Она полагает, что Софья
как невеста не представляет лично для нее никакого интереса.
Письмо Стародума, дядюшки Софьи, из которого все узнают, что
Софья богатая наследница, меняют планы Простаковой.
Возникает конфликт между нею и её братом, Скотининым.
Неожиданно появляется третий «соискатель» — Милон.
Обезумевшая Простакова готова пойти и на преступление, она
решает организовать похищение Софьи. От весьма
драматического завершения сватовства Софью спасает
вмешательство Милона, который отбивает свою невесту у
«людей» Простаковой. При содействии Стародума Простакова за
злоупотребление своей властью лишена прав над крестьянами,
ее имение взято под опеку. Простакова ищет сочувствия, у
Митрофанушки: «Один ты остался у меня, мой сердешный
друг…» Но “недоросль” грубо отталкивает её: “Да отвяжись ты,
матушка! Как навязалась». Видя эту сцену, Стародум замечает:
«Вот злонравия достойные плоды!»
22.
О чем говорится в пьесе «Недоросль»?Проблематика комедии
Проблема воспитания
и образования
молодого дворянина
Уже само название
комедии – "Недоросль" –
говорит о том, что
основная ее проблема
заключается в
разграничении истинного
и ложного воспитания.
Каким же должен быть
истинный дворянин?
Проблема
крестьянства и
крепостного права
Автор подчеркивает,, что
дело не только в дурном
воспитании, а гораздо
глубже – в самом явлении
крепостного права, в
произволе, жестокости и
самодурстве помещиков,
отсутствии достоинства и
рабской преданности
слуг (Еремеевна)
Вопрос о форме
государственной
власти
Стародум, Правдин
разоблачают легенду
о Екатерине II как
о просвещенной
правительнице. Ее
двор погряз в
интригах, "один другого
сваливает, и тот, кто на
ногах, не поднимает
уже никогда того, кто
на земле".
Комедия стала настоящим откровением для современников драматурга. Это была не переводная, а
настоящая. национальная пьеса о русской жизни. В ней они увидели жестокую барыню –
крепостницу Простакову, «невежду без души» Митрофанушку, раболепствующих слуг (Еремеевна).
Впервые задумались над вопросом, а так ли уж просвещенна Екатерина II, чей двор погряз в
интригах. Зрители услышали намеки на деятельность опального деятеля Панина Н.И. Они
окунулись в стихию просторечия - меткой, выразительной, афористичной, острой русской речи –
свидетельницы времени. И, наконец, задали себе главный русский вопрос, а что же делать?
23.
ДвеДвесюжетные
сюжетныелинии
линииввкомедии
комедииД.И.
Д.И.Фонвизина
Фонвизина«Недоросль»
«Недоросль»
Любовный конфликт
Социально-нравственный
конфликт
Развитие действия:
сцены учения Митрофана,
нравоучения Стародума.
Кульминация: попытка
похитить Софью
противостояние невежества
и просвещенной добродетели
Завязка: известие о
приезде Стародума
Развязка
Экспозиция: рассказ о семье
Простаковых, Софье и
претендентах на её руку
Счастливый
финал: соединение
Милона и Софьи
Наказание порока:
Простакова и её имение
отданы под опеку
24.
«Сатиры смелой властелин». Жизнь и творчество Д.И.Фонвизина Ч.1»Литературно – художественная презентация Иншаковой Т.П.
Литература
Благой Д. Д. Д. И. Фонвизин. — М., 1945.
Кулакова Л. И. Денис Иванович Фонвизин. — М.; Л., 1966.
Макогоненко Г. П. Денис Фонвизин. — М.; Л., 1961.
Рассадин Ст. Сатиры смелый властелин. — М., 1983.
Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И. Литература. 9 класс.
М.: Просвещение, 2008.
Ладыгин М.Б., Есин А.Б., Нефёдова Н.А. Литература. 9 класс. М.: Дрофа, 2011
Литература (Русская литература XIX века), 10 кл.: учеб. В 2ч. Ч1 / А.Н. Архангельский,
Д.П.Бак, М.А. Кучерская и др. М.: Дрофа, 2009.
Интернет – ресурсы
ru.wikipedia.org›Фонвизин
literatura5.narod.ru
lit.1september.ru›Материалы к уроку
25.
«Универсальные электронныеобразовательные ресурсы» (УЭОР)
Учителю и ученику предлагаются
«Универсальные электронные
образовательные ресурсы» (УЭОР)
по русскому языку и литературе: исторические
справки, комментарии, фотодокументы,
иллюстрации, таблицы, видеофрагменты и
музыкальное сопровождение, анализ
произведений, материалы в формате
ЕГЭ, цитаты из текста и критики, подборка
материалов к итоговому сочинению,
подключение к текстам программных
произведений, интерактивное тестирование..
УЭОР, оформленные как интерактивные
презентации, системно, концентрированно
излагают программный материал, позволяют
заметно облегчить труд учителя, а ученику его
ясно и предметно усвоить, могут быть
использованы при изучении и повторении
программного материала, репетиторстве.
Все материалы можно посмотреть по ссылке
ссылке http://vk.com/club96832523, написать
автору и заказать целый комплект можно по
адресу: [email protected]
Русский язык. ОГЭ 9 класс:
Ч. 1 Изложение.
Ч. 2 Задания 2- 14
Ч. 3 Соч.- рассуж.: 15.1; 15.2; 15.3
Русский язык. ЕГЭ 11 класс:
Ч. 1 Задания 1- 24
Ч. 2 Задание 25. Соч.– рассуждение
по прочитанному тексту.
Курс интерактивных презентаций
по литературе XVIII - ХХ веков
(9 -11 классы)