Похожие презентации:
Проблематика романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
1.
Проблематика романаМ.Ю.Лермонтова «Герой нашего
времени»
2.
Что есть для человека смысл жизни?• «Зачем я жил? для какой
цели я родился?» – этим
вопросом задается
Печорин и не может
найти ответ.
Напрасность
существования тяготит
героя, прозябание не
подходит молодому
человеку, который
чувствует «в душе силы
необъятные».
3.
Проблему предопределениячеловеческой судьбы
• В пари, предложенном поручиком
Вуличем, решался вопрос,
«может ли человек своевольно
располагать своею жизнью».
Печорин, утверждающий, что
«нет предопределения»,
невольно меняет свое мнение
после выстрела, – слишком уж
«доказательство было
разительно». «Я люблю
сомневаться во всем: это
расположение ума не мешает
решительности характера —
напротив, я всегда смелее иду
вперед, когда не знаю, что меня
ожидает…»
4.
Проблема счастьяВся жизнь Печорина – в поисках разгадки человеческого
счастья. С интересом ведет он разговор с ундиной,
поющей свою чудную песню, но легкость отношения к
счастью – не для Печорина. «Где поется, там и
счастливится», «где не будет лучше, там будет хуже, а
от худа до добра опять недалеко», – такой философии
Григорий не приемлет.
«Что такое счастие? Насыщенная гордость»,- пишет
он в журнале. Казалось бы, у героя есть все для
насыщения своей гордости: подчиняются его воле и
любят люди, с которыми сводит судьба. Преданно
любит Вера, покорена его обаянием и настойчивостью
Мэри, с удовольствием приятельствует с Григорием
Вернер, Максим Максимыч привязан к Печорину, как к
сыну.
Сталкиваясь с совершенно разными персонажами,
Печорин непрерывно старается насытить свою
гордость, но счастья нет, вместо него раз за разом
приходит скука и усталость от жизни.
5.
Вопросы добра и зла• У Максим Максимыча
золотое сердце и добрая
• Морально искалеченный,
душа, он ценит душевное
Печорин лишился добрых
спокойствие и избегает
целей, превратился в
приключений, на первом
холодного, жестокого,
месте стоит для него долг,
деспотичного эгоиста,
но с подчиненными он не
застывшего в гордом
чинится и ведет себя поодиночестве, ненавистного
приятельски. Командир и
даже себе. По словам
начальник берут верх в нем
Белинского, «алчущий
на войне и только тогда,
тревог и бурь»,бешено
когда подчиненные, по его
гоняющийся за жизнью,
разумению, совершают
«ища ее повсюду»,
дурные поступки.
Печорин проявляет себя по
преимуществу как злая
сила, приносящая людям
лишь страдания и
несчастья.
6.
«Наполеоновская проблема» —• центральная нравственнопсихологическая проблема
романа Лермонтова «Герой
нашего времени», это
проблема крайнего
индивидуализма и эгоизма.
Человек, отказывающийся
судить себя по тем же
законам, по которым судит
окружающих, теряет
нравственные ориентиры,
утрачивает критерии добра
и зла. Печорин не только
несет несчастье другим, но
и сам несчастен.
7.
Свобода выбора• Трагизм героя в том, что он
не видит причин своей
душевной неполноценности
и обвиняет мир, людей и
время в своем духовном
рабстве. Дорожа своей
свободой, он говорит: «Я
готов на все жертвы, кроме
этой; двадцать раз жизнь
свою, даже честь поставлю
на карту... Но свободы моей
не продам». Но истинной
свободы — свободы
духовной — он не знает.
8.
Свободен ли человек в своих поступках, несет лион за них нравственную ответственность?
• Роман заканчивается главой
«Фаталист». В ней Печорин
размышляет о вере и безверии.
Человек, утратив Бога, утратил главное
— моральные ориентиры, систему
нравственных ценностей, идею
духовного равенства. Победив в
схватке с убийцей, Печорин впервые
проявляет свою способность
действовать для общего блага. Таким
итогом автор утверждает возможность
осмысленной деятельности. Еще один
нравственный закон: уважение к миру,
к людям начинается с самоуважения.
Человек, унижающий других, не
уважает самого себя. Торжествуя над
слабым, он ощущает себя сильным.
9.
Вера и безверие• Роман заканчивается главой
«Фаталист». В ней Печорин
размышляет о вере и безверии.
Человек, утратив Бога, утратил главное
— моральные ориентиры, систему
нравственных ценностей, идею
духовного равенства. Победив в
схватке с убийцей, Печорин впервые
проявляет свою способность
действовать для общего блага. Таким
итогом автор утверждает возможность
осмысленной деятельности. Еще один
нравственный закон: уважение к миру,
к людям начинается с самоуважения.
Человек, унижающий других, не
уважает самого себя. Торжествуя над
слабым, он ощущает себя сильным.
10.
Что такое самопознание человека, какуюроль играют в нем страсти, воля, рассудок?
• «Дневник Печорина» — это исповедь
главного героя. На его страницах
Печорин говорит обо всем понастоящему искренне, но он полон
пессимизма, так как развитые
обществом пороки и скука толкают его
на странные поступки, а природные
задатки его души остаются
невостребованными, не находят себе
применения в жизни, поэтому в
характере героя существует
двойственность. По собственному
признанию Печорина, в нем живут два
человека: один совершает поступки, а
другой — смотрит со стороны и судит
его.
11.
Проблема ответственности• Герою безразличны
чувства других. Бэла,
Казбич, Азамат живут
в гармонии со средой,
чего не хватает
Печорину. В повести
«Бэла» он , не
задумываясь,
жертвует и князем, и
Азаматом, и Казбичем,
и самой Бэлой.
12.
Место любви в жизни• Любовь, которой так
жаждет и к которой
стремится Григорий, для
него непостижима. Его
любовь «никому не
принесла счастья», потому
что любил «для
собственного
удовольствия», просто
впитывая чувства и
страдания людей, не
насыщаясь ими и ничего
не отдавая взамен».
Истории с Бэлой и Мери –
яркое тому
подтверждение.
13.
Место дружбы в жизни• Анализируя способность к дружбе,
Печорин делает вывод, что и к ней
«неспособен: из двух друзей всегда
один раб другого», рабом он быть не
умеет, а управление другими считает
утомительным трудом, требующим
обмана. Сделавшись приятелем с
доктором Вернером, Печорин так и не
сможет или не захочет пустить того в
свой внутренний мир –не доверяет его
никому.
• В душе главного героя только усталость,
по его убеждению, истощены и «жар
души, и постоянство воли, необходимое
для действительной жизни; я вступил в
эту жизнь, пережив ее уже мысленно, и
мне стало скучно и гадко».
14.
Проблема истинной и ложной дружбы• Максим Максимыч
свято верит в
дружбу и готов
оказать уважение и
любовь любому
человеку
15.
Проблема личности в конфликте с обществом иокружающими
• Ничем не сдерживаемая социально-политическая реакция,
душившая все живое, духовная пустота высшего общества
исказили и заглушили возможности Печорина, невероятно
изуродовали его нравственный облик, страшно снизили
свойственную ему жизненную активность. Печорин понял,
что в условиях самодержавного деспотизма для него и его
поколения осмысленная деятельность во имя общего блага
невозможна. Это и обусловило свойственный ему
безудержный скептицизм и пессимизм, убеждение, что жить
«скучно и гадко». Сомнения опустошили Печорина до того,
что у него осталось только два убеждения: рождение —
несчастье, а смерть неизбежна. Разошедшийся со средой, к
которой он принадлежит по рождению и воспитанию,
обличающий ее, он творит жестокий суд над собой. он
«сделался нравственным калекой». Он говорит о том, что
«его душа испорчена светом», разорвана на две половины,
лучшая из которых «высохла, испарилась, умерла, тогда
как другая жива к услугам каждого».