720.32K
Категория: ИсторияИстория

Особенности китайской литературы

1.

ТЕМА: «ОСОБЕННОСТИ
КИТАЙСКОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ».

2.

Характерная черта китайской литературы — строгая преемственность
развития, сила традиции. Эта особенность предопределялась системой
литературного образования в стране, требовавшей обязательного
знания важнейших литературных памятников прошлого.
Китайская классическая литература одухотворена высокими идеями
патриотизма, народности, гуманизма. Эти прекрасные традиции
соблюдаются современными писателями Китая, опирающимися на
опыт своих славных предшественников. Известный китайский
литературовед Чжоу Ян отмечает, что современная китайская
литература
должна унаследовать замечательные традиции древней китайской
литературы, показывающей борьбу и раскрывающей характер
участников этом борьбы. Новая литература, литература
социалистического реализма, сможет стать подлинно народной лишь в
том случае, если будет критически впитывать замечательные
традиции национального классического наследия .
В богатейшей литературной традиции Китая особенно важна основная
линия — линия реализма. Именно эта линия проходит через
творчество всех истинно великих писателей Китая. Китайская
литература была сложной и многоплановой, тем не менее в любую
историческую эпоху прошлого мы видим, как неуклонно, через самые
различные напластования, наперекор художественным вкусам и
взглядам господствовавшей верхушки, эта реалистическая линия
продолжала развиваться. Естественно, что в различные исторические
эпохи характер реализма менялся. Реализм китайской литературы
прошел долгий и сложный путь, какого, вероятно, не проходил
реализм ни одной литературы в мире. Истоки этой традиции восходят
к древнейшим мифам и народным преданиям, где сквозь сказочную,
порой мрачную фантастику пробиваются первые лучи правдивого
отображения жизни человека, его труда и борьбы. Реализм
современной китайской литературы — это реализм высшего типа,
отображающий жизнь человека в обществе, идущем к социализму, —
социалистический реализм.

3.

Китайское классическое литературоведение делило все произведения литературы на прозаические (вэнь) и поэтические
(ши). Прозаические произведения в свою очередь различались в зависимости от стилей прозы, среди которых в различные
исторические периоды получили развитие стиль «саньвэнь», «пяньвэнь», «юньвэнь» и, наконец, «байхуавэнь».
Стиль «пяньвэнь» представлял собой разновидность ритмической прозы, основанной на параллельности предложений.
Стиль «юньвэнь» рассматривался в классическом китайском литературоведении как ритмическая проза, однако фактически
это была уже поэзия, и произведения в этом стиле по своей природе являлись стихотворными.
В середине IV века до н. э. в царстве Чу, на юге Китая, рождается литература, получившая название «чуцы» («чуские строфы»),
— поэтический жанр относительно свободной формы, берущий свое начало в устном народном творчестве. Крупнейший
представитель этого жанра — Цюй Юань (340—278 гг. до н. э.).
Стиль «пяньвэнь» получает наибольшее развитие в эпоху Южных и Северных династий (IV— VI вв.), когда написанные в этом
стиле произведения, лирические и описательные, преимущественно короткие, отличались особым совершенством.
К этому периоду относится развитие нового поэтического жанра «цы» — стихов песенного типа, в основе которых лежат
народные мелодии. Оригинальные рукописные памятники этой эпохи открыты при раскопках знаменитых «Пещер тысячи
будд» в местности Дуньхуан (провинция Гань-су). Во многих из найденных здесь безымянных народных песен, исполнявшихся
под аккомпанемент и получивших повсеместное распространение, главенствуют темы воинской службы в пограничных
районах, мотивы печали и тоски жен по ушедшим в поход мужьям. Любовь, разлука, женская доля — главные темы
произведений знаменитых мастеров песенной поэзии жанра «цы» —Вэнь Тин-юня (818—872) и Вэй Чжуана (851—910).
Песенная поэзия получает дальнейшее развитие в творчестве крупного поэта Ли Юя (937—978).
Стихи жанра «цы» в период конца династии Тан и Пяти династий (907—960) были в то же время и песнями, они писались на
определенную мелодию.
Во времена династии Сун (960—1279) в жанре «цы» пишут по преимуществу литераторы, ориентировавшиеся на книжную
классическую литературу; произведения в жанре «цы» теряют свой песенный характер и превращаются в чисто литературный,
книжный жанр.
Объединение Китая под эгидой Сунской династии привело страну к временному миру. XI век явился периодом нового
подъема китайской литературы. Особенного развития достигает в Сунский период поэзия жанра «цы». В истории китайской
литературы сунские стихи «цы» славятся наравне с танскими стихами «ши». Появляется плеяда крупных писателей, среди
которых ведущее место принадлежит Оуян Сю (1007—1072), по мастерству своей ритмической прозы и поэзии в жанре «цы»
стоящему в одном ряду с лучшими писателями Танской эпохи.

4.

Гу Яньу (Гу Тинлинь, Гу Нинжэнь)-китайский
философ-конфуцианец, просветитель-патриот и
ученый-энциклопедист, положивший начало
эмпирико-критическому направлению – пу сюэ
(«учение о естестве).Гу Яньу выступал за изучение
и восстановление «подлинного» конфуцианства
(«учения совершенно мудрых» – шэн сюэ) в
древнейшем ортодоксальном истолковании,
выработанном в эпоху Хань (206 до н.э. – 220 н.э.).
Поэтому порожденное Гу Яньу идейное
направление стало называться также «ханьским
учением» (хань сюэ). Гу Яньу полагал, что в период
с 8 в. до н.э. по 17 в. наилучшим состояние нравов
было в эпоху Восточной Хань (25–220), особенно в
период правления ее основателя Гуаньу-ди (25–57).
Ревизуя формулу конфуцианского канона Да сюэ,
умение сохранить Поднебесную Гу Яньу считал
гарантом умения упорядочить государство. В
социально-экономической сфере выступал с
позиций конфуцианского антимеркантилизма:
обогащение людей вызывает претензии на власть.
Предлагал отказаться от бумажных – «мнимых» –
денег. Главной целью повышения стоимости денег
(с увеличением их оборота), снижения колебаний
рыночных цен и т.п. считал не экономическое
благосостояние, а социально-политическую
стабильность.

5.

Искусство китайского поэта У Вэйе.
По искусству стихосложения У Вэйе близок к четырем
знаменитостям эпохи Тан, но чувство рифмы у него
глубже, по мастерству повествования он близок к
Сяншаню (Бо Цзюйи), но превосходит его красотой
стиля. Во времена цинской династии поэзию У Вэйе
включали во все поэтические сборники, о ней много
писали известные литераторы (Ван Шичжэнь, Шэн
Дэцянь и другие).В «Истории китайской литературы»,
составленной студентами Фуданьского университета и
увидевшей свет в 1959 году, поэзия У Вэйе, Цянь
Цяньи и Ван Шичжэня противопоставляется так
называемой «патриотической», представленной Гу
Яньу и другими авторами, подчеркивается, что они не
создавали ничего нового, а лишь творили в узких
рамках танской поэзии, к тому же им мешала
«классовая ограниченность феодальной
интеллигенции». В «Истории китайской литературы»,
составленной Институтом литературы в 1962 году
излагается биография У Вэйе, его характер
сравнивается с сильными натурами поэтов Гу Яньу и
Хуан Цзунси, подчеркивается, что его идеи не выходят
за рамки феодально-конфуцианской системы.
Отмечается его пессимизм и упадничество, а также
«реакционно-отсталые взгляды». Интерес к творчеству
этого незаурядного, и по праву достойного занять одно
из первых мест в литературе своего времени, поэта
поднимается в Китае с конца 80-х годов. К 2001 году о
нем было написано более 60 статей и к настоящему
времени это число все увеличивается. Среди
исследователей поэзии У Вэйе следует назвать прежде
всего Пэй Шицзюня и Хуан Тяньцзи.Касаясь создания
нового поэтического стиля, отмечают, что он является
соединением поэтических норм танской эпохи (как
лучшие ее образцы упоминаются поэмы «Лютня» и
«Песнь о бесконечной тоске»).
В каждом произведении есть некий
«стержень» - судьба героя или героини причем
обязательно « в развитии», «с возвышениями и
падениями», и на «стержень» нанизываются
события, детали, оценки. Ему принадлежат
такие поэмы, как «Скорблю о Суншане»,
«Грустную песню посвящаю У Цзицзы», «Два
ученых из Чу» и «Слушаю игру на цине
даосской монахини Бянь Юйцзин». Вершиной
творчества поэта названа, как и в других
исследованиях, поэма «Песнь о Юаныоань».
Еще одной темой раннего творчества названа
«дворцовая поэзия»: произведения из жизни
императорской семьи. Наиболее
значительными произведениями на эту тему
названы стихи «Лоян» и «Дворец вечной
гармонии». Третьей темой раннего творчества
названы стихи о «цветах», то есть о певичках и
из жизни веселых домов. Это «Песни
полуночи», «Экспромт», «Преподношу певице
Лан Юань» и многие другие.

6.

Биография китайского поэта Ли Бо.
Ли Бо (701-762) – китайский поэт династии Тан. Родился в семье
богатого торговца. Существует довольно много различный версий,
по поводу того, в какой местности родился поэт. На сегодняшний
день значительная часть исследователей предполагает, что Ли
Бо возможно родом из области прежнего Туркестана (Тюркского
каганата), в близи современного города Токмак (Токмок), на
севере Киргизии.Впоследствии его семья переехала в Цзянъюй
(Цзянъю) (ныне называется также), провинция Сычуань) когда
ему было 5 лет. Его происхождение не могло предоставить ему
больших возможностей в эпоху династии Тан.Несмотря на
сильное желание стать чиновником, он не стал готовиться к
экзаменам на государственную службу. Вместо этого, в возрасте
25 лет, он отправился в путешествие по Китаю, ведя себя как
своенравный вольнодумец, что противоречило общепринятому
образу благородного человека по Конфуцию. Позднее Ли Бо был
представлен ко двору императора и получил должность в
Академии Ханьлинь.На посту придворного поэта Ли Бо провел
менее двух лет, а затем покинул двор по собственному желанию.
Впоследствии путешествовал по Китаю до конца жизни. Осенью
744 года, а также в последующие годы встречался с Ду Фу. Во
время восстания Ань Лушаня был вовлечен в мятеж против
императора и осужден как «государственный преступник», .
После разгрома восстания был сослан в Елань, но официального
прощёния так и не получил до самой смерти.Ли Бо умер в Даньту
(ныне провинция Аньхой Аньхуэй). Принято считать, что он умер
от болезни легких в доме своего дяди в Данту. По легендарной
версии, утонул в реке Гуси, притоке Янцзы, вывалившись из
лодки в состоянии опьянения, когда пытался поймать отражение
луны в воде, а затем взлетел на небо. Существует также версия о
смерти от отравления ртутью в результате употребления даосских
эликсиров долголетия.

7.

Искусство китайского поэта Ли Бо.
Ли Бо известен своим неуемным воображением,
эпатирующей манерой поведения, глубокой
философичностью и яркими образами даосов в своей
поэзии, а также, по распространённым преданиям,
своей любовью к спиртному. Как и Ду Фу, он много
времени проводил в путешествиях. Ли Бо
приписываются около 1000 стихотворений, но
достоверность этого во многих случаях вызывает
сомнения. Наиболее известны его работы в жанре
юэфу, эмоциональные и часто фантастические. Также
его часто связывают с даосизмом: это важный
элемент его произведений. Хотя в своем «Духе
старины» (Гу фэн) он часто принимает точку зрения
конфуцианца-моралиста, и многие его стихотворения
достаточно традиционны для культуры того времени.
Как и о большинстве гениев существует множество
легенд о том, насколько легко давалось Ли Бо
поэтическое творчество, говорили, что сочиняет он с
невиданной скоростью и без последующей правки.
Его любимый размер — стих из 5 и 7 слов, им
написано более 160 произведений. Ли Бо черпал
вдохновение в размышлениях о чистой Древности, а
также в наблюдениях за природой и человеческой
жизнью. Обладая недюжинным воображением, Ли Бо
мог создавать изящные примеры полного
использования элементов китайского языка. Его
произведения впечатляют не только из-за
начитанности и эрудиции автора (как у Ду Фу), а еще
и за счёт неудержимой фантазии и отождествления
читателем себя со свободномыслящей личностью
автора.
English     Русский Правила