– Что же за город привлёк внимание писателя? Где был заложен он? Каково место расположения?
Каковы границы города Глупова?
– Как же возник этот город? Обратитесь к главе «О корени происхождения глуповцев», расскажите легенду о возникновении Глупова.
– Из легенды мы узнали, что основали город головотяпы. Почему их так называли?
Градоначальники
– Чем знаменательны градоначальники?
Никодим Осипович Иванов
Бородавкин
Грустилов
Перехват-Залихватский
Брудастый
– Как вы думаете, почему именно Угрюм-Бурчеев завершает вереницу градоначальников?
– Что представляют собой глуповцы?
Народ в 60-е годы XIX века продолжал нести ярмо царского самодержавия.
Вывод:
1.54M
Категория: ЛитератураЛитература

М.Е. Салтыков-Щедрин. Что же за город привлёк внимание писателя?

1.

Необходимо знать историю города Глупова, - это наша
русская история; и вообще невозможно понять историю
России во второй половине XIX в. без помощи Щедрина самого правдивейшего свидетеля духовной нищеты и
неустойчивости...»
М.Горький
«Свое произведение выдал за найденные в архиве тетради
летописцев, будто бы живших в XVIII в., а себе отвел лишь скромную
роль «издателя» этих записок; царей и царских министров
представил в образах градоначальников, а установленный ими
режим – в образе города Глупова»

2. – Что же за город привлёк внимание писателя? Где был заложен он? Каково место расположения?

"...Прибывши домой, головотяпы
немедленно выбрали болотину и,
заложив на ней город, назвали
Глуповым..." (Глава «О корени
происхождения глуповцев».)
"...родной наш город Глупов,
произведя обширную торговлю
квасом, печёнкой и варёными
яйцами, имеет три реки и, в
согласность древнему Риму, на
семи горах построен..." (Глава
«Обращение к читателю»..)

3. Каковы границы города Глупова?

Границы города неопределённые, непонятные,
то это уездный городишко с прилегающим к
нему выгоном для скота (рассыльный
прибывает в Глупов "из Губернии", новый
градоначальник тоже), то выясняется, что это
город скорее губернский (в трактате Микаладзе
встречаем фразы: "В одной из приволжских
губерний градоначальник был роста трёх аршин
с вершком... В другой губернии столь же рослый
градоначальник..." – глава «Оправдательные
документы. О благовидной всех
градоначальников наружности». Границы города
расширены до пределов всей России ("Выгонные
земли Византии и Глупова были до такой
степени смежены, что византийские стада
почти постоянно смешивались с глуповскими, и
из этого выходили беспрестанные пререкания").
(Глава «Войны за просвещение»).

4. – Как же возник этот город? Обратитесь к главе «О корени происхождения глуповцев», расскажите легенду о возникновении Глупова.

Щедрин рисует гротесковую
картину возникновения
Глупова, строительным
материалом для которой в
значительной мере
послужила сатирически
переосмысленная легенда о
"добровольном" призвании
славянами варяжских
князей.

5. – Из легенды мы узнали, что основали город головотяпы. Почему их так называли?

"Головотяпами же прозывались эти люди
оттого, что имели привычку «тяпать»
головами обо всё, что бы ни встретилось
на пути..." (Глава «О корени происхождения
глуповцев»).
Вспомним русскую пословицу "Заставь
дурака Богу молиться – он и лоб расшибёт",
которую следует понимать метафорически.
Объяснение слова "головотяпы" является не
чем иным, как вариантом этой пословицы,
но писатель переосмыслил данное
прозвище.
Ироническое объяснение помогает понять,
что перед нами образ не правдоподобный, а
условный.

6. Градоначальники

Сатирик воссоздаёт город Глупов
на разных этапах его
существования, при разных
правителях. Например, глава
«Опись градоначальникам» даёт
целую вереницу их. И снова люди
вроде бы как люди: и фамилия
есть, и имя-отчество, и чин. И
качествами некоторые из них
наделены вполне
правдоподобными. В то же время
сплошь и рядом быль
переплетается здесь с
фантастикой.

7. – Чем знаменательны градоначальники?

Баклан Иван Матвеевич –
ростом трёх аршин и трёх
вершков (аршин – 0,71 м,
вершок – 4,4 см), происходит
по прямой линии от самой
высокой колокольни в Москве
(Ивана Великого). В словаре
В.Даля: Баклан – болван,
чурбан, чурка. Смерть его
фантастична: переломлен во
время бури.

8. Никодим Осипович Иванов

"был столь
малого роста, что не
мог вмещать
пространных
законов. Умер от
натуги, усиливаясь
постичь сенатский
указ".

9.

Прыщ Иван Пантелеич
с фаршированной
головой.

10. Бородавкин

Василиск Семенович — тип градоначальника, "у которого
ноги во всякое время готовы были бежать неведомо куда". "Вмещал... в
себе" много крику. В его сочинении "Мысли о градоначальническом
единомыслии, а также о градоначальническом единовластии и о прочем"
отразились не столько даже его "идеалы", сколько повседневный обиход
его общения с обывателями, каждый из которых, по его убеждению,
"всегда в чем-нибудь виноват": "Речь должна быть отрывистая, взор
обещающий дальнейшие распоряжения, походка неровная, как бы
судорожная". И хотя он жаловался, что руки у него связаны, и втихомолку
сочинял устав "о нестеснении градоначальников законами", на самом
деле ничем не стеснялся и, ведя войны "за просвещение", ходил на
обывателей походом, разоряя дома и слободы. При всей фантастичности
отдельных деталей (войско Бородавкина состояло из оловянных
солдатиков, лица которых в должный момент наливались кровью), у этих
эпизодов была вполне реальная историческая основа: насильственное
введение картофеля, начиная еще со времен Екатерины.
В "Губернских очерках" "озорник" брезгливо рассуждает о том, как "у
них" (крестьян) все "тупо принимается": "у нас столько было Угасая с этим
картофелем! точно мы их в языческую веру обращали". Каковы были
"хлопоты" по обращению в картофельную "веру", видно из официального
отчета по Вятской губернии, вероятно известного служившему там
Салтыкову: "Для приведения толпы в некоторое смущение губернатор
велел дать залп из 46 ружей. 30 человек были повержены на землю".
Больше крестьяне не упорствовали, "убедившись, — как сказано в том же
документе, — в пользу мер правительства к разведению сего овоща".
Сравним с этим сказанное в бородавкинском сочинении: "...Может
случиться и так, что толпа, как бы окоченев в своей грубости и
закоренелости, коснеет в ожесточении. Тогда надлежит палить".

11. Грустилов

Эраст Андреевич — глуповский
градоначальник, статский советник. "Друг Карамзина"
(носит имя одного из главных героев его "Бедной
Лизы"). "Нежность и чувствительность сердца" не
мешала ему "довольно непринужденно распоряжаться
казенною собственностью" во время службы
провиантмейстером. При этом, взирая на солдат, евших
черствый хлеб, Грустин проливал обильные слезы. Не
стеснялся он и удовлетворять свое сластолюбие. В
описании того, как им затем овладевает покаянное
настроение, во многом фальшивое и деланное, есть
определенное сходство с биографией Александра I,
который в конце жизни впал в мистицизм и потакал
крайним мракобесам. Таковы возведение юродивых
Парамоши и Яши в ранг философов и расправа с
учителем Линкиным, у которого нашли книгу самого
невиннейшего содержания. Подобные черты были
присущи и царствованию Николая I, когда после
европейских революций 1848 г. в Московском
университете был отменен курс философии, а логику и
психологию читал профессор богословия.

12. Перехват-Залихватский

“Перехват –
Залихватский,
Архистратиг
Стратилатович,
майор. О сем умолчу.
Въехал в Глупов на
белом коне, сжег
гимназию и упразднил
науки”.

13. Брудастый

Дементий Варламович (Органчик) —
глуповский градоначальник. При первом же
появлении "пересек уйму ямщиков" и ошеломил
представлявшихся ему чиновников возгласом:
"Не потерплю!" Ограничиваясь и в дальнейшем
повторением этой единственной фразы, он
поверг всех в ужас. Загадочность поведения
Брудастого нашла неожиданное объяснение: у
него в голове был органчик, способный исполнять
"нетрудные музыкальные пьесы" — "Раззорю!" и
"Не потерплю!".
Отвечая на упреки в "преувеличении", Щедрин
писал: "Ведь не в том дело, что у Брудастого в
голове оказался органчик, наигрывавший
романсы: "Не потерплю!" и "Раззорю!", а в том,
что есть люди, которых все существование
исчерпывается этими двумя романсами.

14. – Как вы думаете, почему именно Угрюм-Бурчеев завершает вереницу градоначальников?

Он всех превзошёл своим
безграничным идиотизмом,
неиссякаемой энергией,
ограниченностью,
непреклонностью, уравниловкой,
наличием казарменных идеалов.
Его идеалы: прямая линия,
отсутствие пестроты,
простота, доведённая до
наготы, уравниловка.
Одним из прототипов этого
градоначальника, как известно, был
Аракчеев (военный министр в последние
годы царствования Александра II,
вдохновителя военных поселений,
явившихся символом всего периода
аракчеевщины).

15. – Что представляют собой глуповцы?

Основные их качества:
неиссякаемое терпение и
слепая вера в начальство:
"Мы люди привычные! –
Мы претерпеть могим.
Ежели нас теперича всех в
кучу сложить и с четырёх
сторон запалить – мы и
тогда противного слова не
молвим!" (Глава «Голодный
город»).

16. Народ в 60-е годы XIX века продолжал нести ярмо царского самодержавия.

Рабская привычка к повиновению
Бунт на коленях. “Знали они, что бунтуют, но не стоять на коленях не могли»
Глуповцы “взялись за ум”
Выбор ходока к властям (ходок Евсеич)
Снова посылают ходока (ходок Пахомыч)
“Сидели и ждали”
“Взглянули друг на друга и устыдились” (Глава «Подтверждение покаяния»)
“Раздражение росло”
Ночные совещания (там же.)
Взрыв. Крушение тирана

17.

– «История одного города» – это сатира на прошлое России второй половины XVIII – начала XIX века?
История города Глупова, с точки зрения
сатирика, обречена на гибель как нечто
противоестественное, уродливонеразумное и бесчеловечно-жестокое.
В связи с этим "оно" символизирует
неминуемое возмездие, которое
посылает Глупову истинная история .
Это произведение не только
антиутопия, но и пророчество. Сила
щедринской «Истории...» столь велика,
что она способна привести к
возникновению новых фантазий на
вечную тему – "общество и власть".

18. Вывод:

Салтыков–Щедрин, создавая “Историю одного города”, опирался на русскую действительность, события.
Но все же сатира писателя состоит не только в осмеянии прошлого России, но и в предостережении о
будущих опасностях общественного развития, в важнейших проблемах современности. Он сам так об этом
и говорил : “Мне нет никакого дела до истории, и я имею в виду лишь настоящее. И еще: “…я совсем не
историю предаю осмеянию, а известный порядок вещей”. С этой точки зрения, фантастика, гротеск,
ограниченность пространства – все это средства художественного обобщения, создающего картины –
варианты государственного устройства. Повторяя историю, Щедрин показывает, что его произведение в
момент своего появления, в последующие времена зазвучат в высшей степени актуально. Она раскроет
окно в мир не только в прошлое, но и в настоящее и в будущее России. Реальная действительность
сливается с сатирикой писателя. Она как бы стремиться догнать ее и даже превзойти. Сатира настолько
глубока и остроумна, что сейчас воспринимается чем - то злободневным. Салтыков–Щедрин использует и
все средства и способы обличения, чтобы вызвать чувство отвращения к деятелям самодержавия, что
достается уже в “Описи градоначальникам”. За этой краткой главой следует развернутая сатирическая
картина деятельности наиболее “отличившихся” правителей города Глупова. их свирепость, бездушие и
тупоумие заклеймены сатириком в образах Прыща, Негодяева, Брудастого. Наряду с этим нетрудно было
бы проследить, как в разных произведениях одного времени сатирик то в большей, то в меньшей мере
прибегал к гиперболе. Она служит к наиболее яркому раскрытию самых реакционных сторон политики
самодержавия, и выражению вызываемых ими негодования и насмешки сатирика, и, наконец, в сочетании
с фантастикой, служит средством эзоповского языка. Фантастика Салтыкова–Щедрина – фантастика,
которая не уводит от действительности, а только служит средством идейно – художественного познания и
сатирического разоблачения отрицательных явлений общественной жизни. “История одного города”
является популярным произведением и в сегодняшнее время. Автор продолжает свой путь, свою борьбу
там, где существует самовластие, осмеивая и копируя прошлое России, предостерегая ее от ошибок в
будущем.
English     Русский Правила