2.81M
Категория: МузыкаМузыка

Музыкальная выразительность и изобретательность песен и симфоний Франца Шуберга

1.

Частное общеобразовательное учреждение
«Школа – интернат № 19 среднего общего образования
открытого акционерного общества «Российские железные дороги»

2.

Предмет
музыка
Класс
6 класс
Тип урока
комбинированный, прием комплексного применения знаний.
Тема
Музыкальная выразительность и изобразительность песен и
симфоний Франца Шуберта
Цель
Изучение формы музыки через музыкальные средства
выразительности (мелодию, гармонию, темп динамику, тембр,
фактуру), для раскрытия или прочтение (понимания) музыкального
содержания произведения.
Задачи
Образовательные:
1.Обобщить знания о музыкальной форме, о средствах музыкальной
выразительности.
2.Учить применять знания в процессе прослушивания и исполнения
музыки.
Воспитательные:
1.Показать важность знаний о форме музыки и средствах музыкальной
выразительности при исполнении музыки.
Развивающие:
1. Развивать творческую и мыслительную деятельность обучающихся на
уроке;
2. Развивать интеллектуальные качества личности школьника, такие как
самостоятельность, способность к оценочным действиям, обобщению,
анализу, сравнению;
3. Продолжить развитие образного мышления, музыкальной памяти,
навыков первоначального анализа музыки.

3.

Основные
понятия
Франц Шуберт, симфония, форма музыки(сонатное allegro),
выразительные средства музыки(гармония, динамика, тембр, мелодия,
ритм), музыкальное содержание.
Межпредм
етные
связи
Зоология, литература, химия, изобразительное искусство.
Ресурсы
Музыкальный словарь, партитура песни, архивные материалы из
музея, музыкальные таблицы, проектор, компьютер, музыкальные
инструменты: скрипка, пианино, болгарская столбица, нотная
хрестоматия и фонохрестоматия.
Форма
урока
Ф – фронтальная, И – индивидуальная,
Г – групповая, К - командная
Технологи
я
Личностно – ориентированная, технология сотрудничества,
технология критического мышления, проектная технология,
технология творческих мастерских.
Технология развития восприятия, технология развития певческой
культуры, технология детского музицирования, технология
арттерапевтического воздействия музыки и здоровьесбережения,
технология диагностики уровня развития музыкальной культуры
школьников.

4.

Этапы
урока
Актуализа
ция
опорных
знаний
Действия учителя
Формы организации
работы
Музыкальное приветствие,
распевание голосов, прием
сольфеджирования.
Повторение правил
вокального пения (высокая
певческая позиция, цепное
дыхание. четкая дикция,
правильная артикуляция).
Действия
учеников
Формы
организации
работы
Распеваются в
тональности ре
мажор, используя
элемент
«свободного»
дирижирования и
показ ступеней по
столбице.
Формируемые
умения
Метапредметные УУД
Познавательные:
повторение
правил
вокального
пения
Коммуникатив
ные: учебное
сотрудничество
с учителем и
сверстниками.
Исполнение
всем классом
Регулятивные:
восприятие
информации
учителя

5.

Сообщение
темы
(проблемная
ситуация)
К нам в руки попали документы
из архива музыкального музея,
которые рассказывают о судьбе
великого композитора.
Ваша задача прочитать текст,
изучить его, сопоставить раннее
изученную информацию с этим
текстовым содержанием, чтобы
понять о каком композиторе идет
речь.
Какая тема нашего урока?
Чтобы ребятам было легче
анализировать текст создается
ситуация «погружения», то есть
творческая группа приготовили
литературно – музыкальную
композицию: читают вслух текст,
играют на скрипке музыкальный
фрагмент из произведения этого
композитора.
Вопросы по тексту:
О каком композиторе шла речь?
Какие интересные фрагменты его
биографии вы уже знали.
Что узнали нового?
Ребята читают
тексты,
обучающийся
ученица играет
фрагмент
«Серенады» из
цикла «Лебединая
песня»,
анализируют,
сопоставляют,
дискутируют.
Варианты ответов
ребят.
Судьба
композитора.
Творчество
великого
композитора.
Метапредметн
ые УУД
Познавательны
е:
Формулировка
целей и задач.
постановка и
решение
проблемы.
Коммуникатив
ные: Работа в
творческой
группе, умение
слушать
других
учащихся.
Регулятивные:
умение
обнаружить
проблему
Умение
анализировать,
сопоставлять
тексты с ранее
прочитанной
информацией.

6.

Повторени
е
пройденно
го
материала
На слайде изображены
композиторы классики и
композиторы романтики.
Предлагаю назвать композиторов,
объяснить в чем различие между
классиками и романтиками.
Вопросы
1. Под какой цифрой изображен
Франц Шуберт?
2. Назовите композиторов
3. Как называют композиторов в
первом ряду?
4. Как называют композиторов во
втором ряду?
5. Что означает понятие «венские
классики»
6. Что характерно для музыки
классиков и романтиков.
7. Из каких отрывков биографии
вы поняли, что это Франц
Шуберт ?
8. Какие песенные циклы Ф.
Шуберта вы знаете?
9. Что означает «лебединая
песнь»
Отвечают на
вопросы,
дискутируют.
Метапредметн
ые УУД
познавательны
е: умение
отличить
композиторов
классиков от
композиторов
романтиков,
найти сходства
и различия.
Коммуникатив
ные: умение
слушать,
участвовать в
обсуждении,
договариваться
, проявлять
активность во
взаимодействи
и.
Регулятивные:
планировать
действия,
выполнять
музыкальнотворческое
задание.

7.

Изучение Я предлагаю обратиться к
песенному творчеству Франца
нового
материала Шуберта. Звучит песня Шуберта
на немецком языке.
Если вы узнали эту музыку
ответьте на следующие вопросы:
1. Как называется эта песня?
2. Каковы ее выразительные и
изобразительные
возможности?
3. Какой характер у этого
произведения?
4. Какие выразительные
средства музыки помогают
композитору раскрыть
характер героя?
5. В какой форме написана эта
песня?
6. Почему композитор выбрал
именно куплетную без
припевную форму?
7. О ком рассказывает эта
песня?
8. Какие возможности помогли
нам приблизить свое
исполнение к оригиналу
нотного текста Ф. Шуберта?
Исполнение песни
хором по
партитуре.
Ребятам
предлагается разные
формы работы с
хором:
1.Одноголосие,
2.Разделение хора
по голосам(сопрано,
альты)
3.Прием имитации,
подражания.
Ребятам
предлагается
исполнить
произведение в
академической
манере, соблюдая
правила вокальной
техники, а также
выбрать себе
дирижера и
концертмейстера.
Метапредметн
ые УУД
Познавательны
е: умение
работать с
партитурой
(нотным
текстом)
Коммуникативн
ые: умение
слушать,
участвовать в
обсуждении,
договариваться,
проявлять
активность во
взаимодействи
и.
Регулятивные:
планировать
действия,
выполнять
музыкальнотворческое
задание

8.

Первичное
осмыслени
еи
закреплени
е новых
знаний
Любители музыки Шуберта
утверждали, что смерть не
дала ему закончить свою
симфонию. Другие
утверждали, что Шуберт не
закончил симфонию, потому
что он был композитором
романтиком.
О какой симфонии идет речь?
Что значит неоконченная
симфония?
Что такое симфония?
Сколько частей в
классической симфонии?
Обратитесь к словарям.
Чтобы понимать о чем хотел
нам сказать композитор в
своем произведении, мы
должны четко понимать
форму и структуру этого
произведения.
Ребята отвечают на
вопросы,
дискутируют,
работают в парах, в
группах,
индивидуально.
Предметные
УУД:
- правильно
владеть
художественными
и музыкальными
терминами.
Регулятивные:
- умение
применять знание
основных средств
музыкальной
выразительности
при анализе
прослушанного
музыкального
произведения;
Коммуникативны
е:
- слушать и
понимать речь
других;
-умение грамотно
(точно, понятно и
развёрнуто)
выражать свои
мысли с
помощью
разговорной речи
во время ответов.

9.

Что такое форма музыки?
Проведем эксперимент:
1.Возьмем колбу (сосуд) –
это воображаемая форма.
2. Поместим в нее жидкость
разного цвета - это
средства музыкальной
выразительности
(гармония, мелодия…)
Что стало бы с музыкой если
бы у нее не было формы?
Предположите, существовала
ли музыка без формы?
Проведения опыта.
?
ритм, тембр,
динамика, фактура,
то есть мысли,
чувства,
переживания,
история его судьбы,
та эпоха в которой
жил композитор.
Послушайте 1 часть allegro
moderato» «Неоконченной»
Работа в группах.
симфонии си минор.
Какую цель вы поставите
перед собой?
Познавательны
е:
- умение
проводить
анализ своей
творческой
деятельности;
Регулятивные:
умение на
примере
эксперимента
выявлять
основные
понятие (форма
музыки)

10.

Спроектируйте
форму сонатного
allegro на бумаге,
используя
алгоритм
построения формы
музыки
Прочувствовать и
понять через какие
образы композитор
передает нам
содержание музыки.
Ребята, используя
заготовки
геометрических
фигур, карточки с
изображением
музыкальных средств
выразительности(дин
амика f, p, лад moll,
dur, мелодия,
гармония Г.п.,
П.п.,С.п., З.п.,
экспозиция,
разработка, реприза
т.д.) проектируют на
бумаге форму
музыки.
Регулятивные:
-сравнивать
предлагаемые образы,
находить в них общее и
различное;
- под руководством
учителя планировать
свою деятельность на
уроке;
личностные:
- умение проявлять
эмоциональную
отзывчивость,
личностное отношение
при восприятии
музыки.
- устанавливать связь
между целью и мотивом
(зачем?) учебной
деятельности,
обсуждать задание;
- создание творческого
и реалистичного
объекта;
- уметь выражать в
своей
работе отношение к
образам в музыке.

11.

Итог
урока.
Над какой темой мы
«Судьба великого
работали на
композитора 18 века»
протяжении урока? «мой Шуберт»
«Шуберт романтик»
Рефлексия
Закончи мысль:
Шуберт для меня …..
Я прочувствовал ….
Я узнал ….
Д/З
Ф. Шуберт Написал 5
симфонию, в
которой
обращается к
Моцарту….
Послушайте 1 часть
симфонии и
ответьте на
вопрос: О чем
спрашивает
Шуберт
Моцарта…
Я вспомнил фрагмент
из жизни
Я сделал зарисовку
Я сочинил несколько
строк
Метапредметные
УУД
Познавательные:
учатся правильно
строить свои
высказывания.
Коммуникативные:
Проявляют
активность во
взаимодействии
Регулятивные:
осуществляют
итоговый контроль
English     Русский Правила