Похожие презентации:
Первобытное искусство. Палеолит и древний мир в целом
1. Первобытное искусство
ПЕРВОБЫТНОЕИСКУССТВО
Палеолит и древний мир в целом
2. Первобытное искусство
ПЕРВОБЫТНОЕ ИСКУССТВОПервобытное искусство - это современное, давно укоренившееся
название различных видов изобразительного творчества, возникшего в каменном
веке и продолжавшегося около 500 тыс. лет. В палеолите - древнем каменном веке,
оно было представлено первобытной музыкой, танцами, песнями и обрядами, а
также геоглифами - изображениями на поверхности земли, дендрографами изображениями на коре деревьев и изображениями на шкурах животных,
различными украшениями тела при помощи цветных пигментов и всевозможных
природных предметов, например бус, популярных и в настоящее время.
Первые, из обнаруженных при раскопках произведений первобытного
творчества,
были
великолепными,
реалистичными,
гравированными
изображениями животных на поверхностях костей, давно вымерших животных
эпохи плейстоцена и сотен крошечных бусин из природных материалов
(окаменевших кальцитовых губок).
3. Наскальная Живопись
НАСКАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬВо времена нижнего палеолита, изобразительное искусство
неандертальцев было очень примитивным - повторяющиеся знаки на
камнях, весьма несовершенный орнамент.
Одним из первых проявлений искусства человека как на
европейском, так и на американском континентах было изображение рук на
стенах пещер. Вероятно, они были первым выражением концепции формы
и способствовали появлению идеи о том, что нечто вымышленное,
несуществующее, может быть похожим на реальное, существующее.
4. Наскальная Живопись
НАСКАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬВ период верхнего палеолита уже появлялись наскальные изображения в
пещерах. Материалом для создания изображений служила, прежде всего, —
краска. Используя природные красители, извлеченные из почвы или глины, и их
закрепители, такие, как кровь или жир животных, авторам удалось добиться
достаточно широкого цветового спектра, несмотря на то, что они никогда не
использовали синие и зеленые цвета. Их цветовая гамма включает в себя
коричневые, желтые, красные, черные тона. Особенно бросается в глаза обилие
белой краски. Также использовался древесный уголь (как правило, пещерная
живопись и рисунки древесным углём выполнялись с учётом объёма, перспективы,
цвета скальной поверхности и пропорции фигур, учитывая передачу движений
изображённых животных). На наскальных рисунках изображались, также, сцены
поединков животных и человека. Вся первобытная живопись предположительно
создавалась в соответствии с культами.
5. Скульптурное искусство
СКУЛЬПТУРНОЕ ИСКУССТВООдними из главных скульптурных произведений первобытных людей
можно считать тотемы и каменные скульптуры животных, которым
первобытные люди оказывали специальное поклонение, с которыми считали
себя родственно связанными и по имени которых себя называли.
Помимо тотемов, было найдено множество статуэток, изображавших
женщин. В основном это были ромбовидные фигурки, суженные вверху
(голова) и внизу (ноги), и широкие в средней части (живот и бёдра). У
некоторых из них заметно подчёркнуты определенные анатомические
особенности человеческого тела.
Культурная ценность «Палеолитических Венер» неизвестна, однако
вид фигурок связывают с детородной функцией женского организма.
6. Архитектура
АРХИТЕКТУРАПервобытные
люди
создавали
мегалитические
(доисторические сооружения из больших блоков).
сооружения
Назначение мегалитов не всегда можно установить. Большей частью они,
по мнению некоторых ученых, служили для погребений или были связаны с
погребальным культом. Есть и другие мнения. По-видимому, мегалиты —
общинные сооружения с социализирующей функцией. Их возведение представляло
для первобытной техники сложнейшую задачу и требовало объединения больших
масс людей. Некоторые мегалитические сооружения, как, например, комплекс из
более 3000 камней в Карнаке (Бретань) Франция, представляли собой важные
церемониальные центры, связанные с культом мёртвых. Другие комплексы
мегалитов использовались для определения времени астрономических событий,
таких как солнцестояние и равноденствие. В районе Набта-Плайя в нубийской
пустыне было найдено мегалитическое сооружение, служившее для
астрономических целей. Это сооружение на 1000 лет старше Стоунхенджа,
который также считается своеобразной доисторической обсерваторией.
7. Предметы быта
ПРЕДМЕТЫ БЫТАК искусству из предметов быта относят игрушки для детей,
украшения, различные ритуальные статуэтки. Как правило украшения
выполнялись из бронзы. Орнаментальные украшения состояли большей
частью из кругов, спиралей, волнистых линий и тому подобных мотивов.
Особое внимание уделяли украшениям — они были крупного размера и
сразу бросались в глаза. Наряду с пещерными росписями и рисунками в ту
пору изготовляли разнообразные изваяния из кости и камня. Их делали с
помощью примитивных инструментов, и эта работа требовала
исключительного терпения. Создание изваяний, без сомнения, тоже было
связано с первобытными верованиями.
8. Приложение 1 – Наскальная живопись
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 – НАСКАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬВ эпоху Верхнего палеолита появились первые наскальные изображения на
темы, связанные с обилием четвероногих животных. Этот тип рисунков не преследовал
чисто декоративных целей. На них изображались, главным образом, сцены охоты, в том
числе и предположительно связанные со священными ритуалами, имеющими
отношение к симпатической магии. Чаще всего встречаются изображения бизонов,
лошадей, косуль и диких кабанов; немного реже — изображения лосей, слонов,
носорогов и медведей; и совсем редко — рыб, змей и птиц. На стенах пещер
изображены десятки крупных животных, на которых тогда уже умели охотиться; среди
них встречались и такие, которые будут приручены человеком - быки, лошади, северные
олени и другие. Способы их изображения весьма различны: от простого незаконченного
силуэта с прорисовкой только головы и хребта, до полностью завершенного
изображения с внутренней полихромией.
Исключительная экспрессивность поз и движения изображенных животных
свидетельствует о высоком мастерстве рисовальщиков.
9. Приложение 2 – Наскальная живопись
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 – НАСКАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬПри создании изображений в некоторых случаях для выделения деталей
контура изображаемой фигуры использовались особенности скальных
образований, как на рисунке в пещере Коваланас (Кантабрия, Испания). На ней
естественный карниз скалы был использован для изображения изгиба спины
животного. Живот, в свою очередь, четко очерчен двойной красной линией, которая
теряется при прорисовывании головы животного, где можно угадать схематичное
направление рогов. Судя по всему, это изображение оленя.
Пещерные росписи сохранили облик и таких зверей, которые позднее
совсем вымерли: мамонты и пещерные медведи. Первобытные художники очень
хорошо знали животных, от которых зависело само существование людей. Лёгкой и
гибкой линией передавали они позы и движения зверя. Красочные аккорды чёрное, красное, белое, жёлтое - производят чарующее впечатление. Минеральные
красители, смешанные с водой, животным жиром и соком растений, сделали цвет
пещерных росписей особенно ярким.
10. Приложение 3 – Наскальная живопись
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 – НАСКАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬТехника исполнения наскальной живописи и большинства мелких
произведений искусства не отличается разнообразием.
Прежде всего — краски. Используя природные красители, извлеченные
из почвы или глины, и их закрепители, такие, как кровь или жир животных, авторам
удалось добиться достаточно широкого цветового спектра, несмотря на то, что они
никогда не использовали синие и зеленые цвета. Их цветовая гамма включает в
себя коричневые, желтые, красные, черные тона. Особенно бросается в глаза
обилие белой краски.
Кроме того, широко использовалась резьба. Чаще всего она встречается
на небольших изделиях, а на наскальных изображениях ее можно видеть, как
правило, близ выхода из пещер.
В фигурах животных часто можно встретить так называемую
«искривленную перспективу». Суть ее состоит в том, что корпус животного виден в
профиль, но отдельные его детали, такие, к примеру, как рога или ноги,
изображены в фас.
11. Орнамент
ОРНАМЕНТ12. Рука
РУКА13. Руки
РУКИ14. рисунки
РИСУНКИ15. Примеры тотемов (совр.)
ПРИМЕРЫ ТОТЕМОВ (СОВР.)16. Палеолитическая Венера
ПАЛЕОЛИТИЧЕСКАЯ ВЕНЕРА17. АВтор : Никифорова С.Г. , учитель мхк гимназии№71
АВТОР : НИКИФОРОВА С.Г. ,УЧИТЕЛЬ МХК ГИМНАЗИИ№71
Источники:
http://crossmoda.narod.ru/Index.html
http://ru.wikipedia.org