339.71K
Категория: ЛитератураЛитература

Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева “Два голоса”

1.

Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева
“Два голоса”
(по Лотман Ю.М.)
Выполнили: Савотина Дарья, Волковинская
Полина, Тороценко Екатерина
гр.22805

2.

1
2
Мужайтесь, о други, боритесь прилежно,
Мужайтесь, боритесь, о храбрые други,
Хоть бой и неравен, борьба безнадежна!
Как бой ни жесток, ни упорна борьба!
Над вами светила молчат в вышине,
Над вами безмолвные звездные круги,
Под вами могилы – молчат и оне.
Под вами немые, глухие гроба.
Пусть в горнем Олимпе блаженствуют
боги:
Пускай Олимпийцы завистливым оком
Бессмертье их чуждо труда и тревоги;
Глядят на борьбу непреклонных
сердец.
Тревога и труд лишь для смертных
сердец...
Кто, ратуя, пал, побежденный лишь
Роком,
Для них нет победы, для них есть конец.
Тот вырвал из рук их победный венец.

3.

Композиция
Текст отчетливо делится на сегменты: два больших композиционных
отрывка по две строфы в каждом взаимно соотнесены нумерацией,
синтаксическим и смысловым параллелизмом. Эквивалентность их задана
заглавием: “Два голоса”.
Каждый элемент текста “первого голоса” отражается в соответствующем
элементе второго.“Голос” членится на строфы, строки делятся цезурой (на
шестом, в отдельных случаях-пятом слогах) на полустишия.

4.

Композиция
Сегментация текста дана в основном на сублексическом уровне – средствами
ритмико-фонологического параллелизма и на суперлексическом – средствами
параллелизма ритмико-синтаксического. Доминирует парадигматическая
конструкция: и заглавие, и общая композиция наглядно убеждают, что оба
голоса по-разному говорят об одном, давая разные интерпретации единого
взгляда на мир.

5.

Первая строфа
U|UU|U║U|UU|U
Мужайтесь, о други, боритесь прилежно –
разделен на два полустишия с паузой на цезуре и ритмико-интонационным
параллелизмом. Такое построение заставляет рассматривать «мужайтесь» и
«боритесь» как синонимы, выделяя в них общее семантическое ядро. Однако
вне данного контекста эти слова не всегда являются синонимичными.

6.

Параллелизм
Тут же происходит усложнение: ритмико-интонационный параллелизм
выделяет «мужайтесь» и «боритесь» как два окказиональных синонима,
активизируя в первом признак борьбы, а во втором – стойкости.
То же построение навязывает мнимый параллелизм: «о други» – «прилежно»,
на уровне семантики нет эквивалентности: «о други» относится ко всему
стиху, а «прилежно» семантически составляет характеристику, не отделимую
от «боритесь». Таким образом, «боритесь» как синоним «мужайтесь» и
«боритесь» как часть «боритесь прилежно» вступают в определенные
реляционные связи.

7.

Параллелизм
Хоть бой и неравен, борьба безнадежна!
Параллелизм «бой – борьба» и «неравен – безнадежна» – очевиден. Но именно
он подчеркивает и семантическое различие. «Бой» имеет признак временной
ограниченности, «борьба» же подразумевает протяженности во времени.
«Неравен» и «безнадежна» также, взаимно проецируясь, обнажают
семантическую разницу. «Неравный бой» – это бой трудный, но не
исключающий победы. «Безнадежный» – исключающий победу.

8.

Первый стих обнажает смысловые дифференциальные элементы стойкости в
активной и страдательной форме, второй – безнадежности и
кратковременной, и вечной битвы.
Следующий стих выступает как единое целое, хотя в сопоставлении с
четвертым стихом, он воспринимается как составленный из двух структурных
половин.
Одновременно выделяются оппозиции «над вами – под вами», «светила –
могилы» (антитеза). Мир бойцов (который до этого был пространственно
единственным) оказывается зажатым «между двойною бездной». Этим
подчеркивается пространственная противопоставленность «верха» и «низа».

9.

Вторая строфа
Вторая строфа переносит действие пространственно вверх, отделяя его от
мира бойцов, – в «горний Олимп». Бросаются в глаза три связанные
звуковыми повторами лексические группы:
1) «блаженствуют», «боги», «бессмертье»;
2) «труд», «тревога»;
3) «смертные», «сердца».
При этом вторая группа повторена дважды. В первой строфе вырисовывается
схема (антитеза): «верх» (бессмертные боги) – «низ» (смертные люди).
Апофеоз блаженства богов увенчивается контрастным противопоставлением
победы (исход, невозможный для людей) и смерти (как единственной
возможности).

10.

Подчеркнутый параллелизм конструкций заставляет воспринимать каждый
стих во второй части как вариацию уже полученного сообщения. Строится
новое отношение к тому, что уже было сказано.
Создаются антитезы, которые в данном тексте воспринимаются как
антонимы, хотя вне его, ими не являются: «бой неравен» – «бой жесток»,
«борьба безнадежна» – «борьба упорна» и даже «други» – «храбрые други».

11.

Две заключительные строфы
Первый голос утверждал антитезу «победа или смерть», доказывая возможность
лишь второго исхода. Второй снимает это противопоставление–«победа и смерть».
«Побежденный лишь Роком» – получает особое значение, у него нет соответствий
в первой части.
Трагический конфликт находит отчетливое выражение в структуре стихотворения:
устанавливает путем жесткого параллелизма закономерности построения текста;
оспаривает их власть перестановками и вариациями.
Окончательная смысловая конструкция создается путем их соотнесения. Голоса
дают семантические границы, внутри которых размещается поле возможных
истолкований. Текст не дает конечной интерпретации – он лишь указывает
границы рисуемой им картины мира.

12.

Заключение
Таким образом, анализ этого стихотворения позволяет нам проследить
механизм полифонического построения текста. Значение дается не словами
или сегментами текста, а отношением между точками зрения. В данном случае
система смысловых отношений отличается большой сложностью, поскольку
каждый из голосов дает свою точку зрения.
English     Русский Правила