939.37K

Техника как искусство. Первые всемирные промышленные выставки

1.

ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры»
Кафедра декоративно-прикладного искусства
ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДИЗАЙНА И
АРХИТЕКТУРЫ
ТЕХНИКА КАК ИСКУССТВО.
ПЕРВЫЕ ВСЕМИРНЫЕ ПРОМЫШЛЕННЫЕ ВЫСТАВКИ
Составитель:
зав.кафедрой ДПИ КемГИК,
канд.культурологии, доцент
Воронова И. В.

2.

ВЫСТАВКА
• - (в современной интерпретации) – публичная
демонстрация достижений в области экономики, науки,
техники, культуры, искусства и других областях
общественной жизни.
• - (по определению «Международного бюро выставок») –
показ путем демонстрации средств, имеющихся в
распоряжении человечества для удовлетворения
потребностей, а также в целях прогресса в одной или
нескольких областях его деятельности.

3.

ПРОМЫШЛЕННАЯ ВЫСТАВКА
• С развитием капиталистических отношений выставки
приобрели коммерческий характер, преследуя не только
показательно-демонстрационные цели.
• С возникновением в 18 веке капиталистических
предприятий (мануфактур и др.) появились местные
торговые выставки, где демонстрировалась продукция,
произведенная на их оборудовании (ткани, гобелены и
др.)

4.

ПРОМЫШЛЕННЫЕ ВЫСТАВКИ
• 1761, 1767 – ЛОНДОН
• 1763 – ПАРИЖ
• 1765 – ДРЕЗДЕН
• 1786 – БЕРЛИН
• 1788 – МЮНХЕН
• 1828 – САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

5.

ХАРАКЕТРИСТИКИ ПЕРВЫХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ВЫСТАВОК
• - промышленный переворот 18 в. и образование
общенациональных капиталистических рынков явились
причинами возрастания роли первых промышленных
выставок;
• - реализация коммерческих целей выставок стала
причиной демонстрации технических достижений;
• - на выставках заключались торговые сделки,
устанавливались деловые связи;

6.

ЭКСПОНАТЫ ПРОМЫШЛЕННЫХ ВЫСТАВОК
• - демонстрация произведений искусства и роскоши для
придворных и аристократии;
• - промышленные изделия – земледельческие машины;
• - прядильные и ткацкие станки.

7.

ЦЕЛИ ПЕРВЫХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ВЫСТАВОК
• - демонстрация новых технических достижений;
• - повышение художественного показателя реализуемого
товара.

8.

ПРЕДПОСЫЛКИ ОРГАНИЗАЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ
(ВСЕМИРНЫХ) ВЫСТАВОК
• «+» – специализированные торговые выставки;
• «+» – выставки просветительско-познавательного
характера;
• «-» – но проведение таких выставок в рамках одной
страны – недостаточно, поскольку нет конкурренции;
• =>>>
• «+» – международный выставочный уровень способствует
духу соревновательности, улучшению качества
продукции.

9.

ПЕРВАЯ ВСЕМИРНАЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ ВЫСТАВКА
- 1851 год – ЛОНДОН
- Организатор – принц Альберт
- 32 страны-участники
- 6 млн. человек – посетители
- - проходила в павильоне из стекла размером 564х125 м;
- - этот павильон возведен за 6 мес., проект архитектора
Д. Пекстона; данное сооружение является произведением
инженерного искусства и именуется «Хрустальный
дворец».

10.

ЛОНДОН, 1851 ГОД
• Выставочный павильон

11.

ЛОНДОН, 1851 ГОД
• ВЕЛИКАЯ ВЫСТАВКА ПРОМЫШЛЕННЫХ РАБОТ ВСЕХ
НАРОДОВ
• На этой всемирной выставке были представлены промышленные товары
и различные изделия, изготовленные средствами ремесленного труда,
промышленные машины, полезные ископаемые, работы
изобразительного искусства;
• Инициатива по проведению выставки принадлежала британскому союзу
ремесленников. Британские промышленники и бизнесмены видели в ней
идеальную платформу для поддержки всемирной свободной торговли;
• Внутри «Хрустального дворца» зрителям демонстрировали удивительные
изобретения: прототип факс-машины, предсказатель бурь;
• Инициативу проведения всемирных выставок подхватили французы.

12.

ПАРИЖ, 1869 ГОД
- 1869 год – ПАРИЖ
- Прошла под патронажем принца Наполеона;
- 34 страны-участники;
- 8,8 млн. человек – посетители
- - проходила в павильоне в виде эллипса размером
490х386 м;
- - конструкция данного павильона состояла из 7
концентрических галерей;
- - в центре этого здания был разбит пальмовый сад; стены
в здании были стеклянные.

13.

ПАРИЖ, 1869 ГОД
• Дворец промышленности в Париже

14.

ПАРИЖ, 1869 ГОД
• ВСЕМИРНАЯ ВЫСТАВКА ТРУДОВ ПРОМЫШЛЕННОСТИ,
СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ИЗЯЩНЫХ ИСКУССТВ
• Парижская выставка прошла на Елисейских полях;
• Она была призвана превзойти по размаху выставку, проведенную не
задолго до нее в Лондоне;
• Проводились соревнования на аграрную и промышленную тематику;
конкурс среди художников-академистов, который судили Делакруа и
Энгр;
• Эта выставка не принесла прибыли ее организаторам;
• Ее результат – введение системы классификации бордоских вин.

15.

100 ЛЕТ ФРАНЦУЗСКОЙ БУРЖУАЗНОЙ РЕВОЛЮЦИИ
• Эйфелева башня

16.

ЭЙФЕЛЕВА БАШНЯ
• 1889 – год открытия;
• Возведена за 26 месяцев;
• Инженер-конструктор – Гюстав Эйфель;
• Высота – 300 метров.
• Это сооружение задумывалось как временное. Оно
служило входной аркой парижской всемирной выставки
1889 года.
• С Г. Эйфелем был заключен договор о демонтаже башни
через 20 лет после открытия выставки…но это событие не
состоялось.

17.

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ ЭЙФЕЛЕВОЙ БАШНИ
Вес металлической конструкции — 7 300 тонн (полный вес 10
100 тонн). Сегодня из этого металла можно было бы возвести
сразу три башни[9]. Фундамент выведен из бетонных
массивов. Колебания башни во время бурь не превышают 15 см.
Нижний этаж представляет собой пирамиду (129,2 м каждая
сторона в основании), образуемую 4 колоннами,
соединяющимися на высоте 57,63 м арочным сводом; на своде
находится первая платформа Эйфелевой башни. Платформа
представляет собой квадрат (65 м в поперечнике).
На этой платформе поднимается вторая пирамида-башня,
образуемая также 4 колоннами, соединяющимися сводом, на
котором находятся (на высоте 115,73 м) вторая платформа
(квадрат в 35 м в поперечнике).
Четыре колонны, возвышающиеся на второй платформе,
пирамидально сближаясь и постепенно переплетаясь, образуют
колоссальную пирамидальную колонну (190 м), несущую на себе
третью платформу (на высоте 276,13 м), также квадратной
формы (16,5 м в поперечнике); на ней высится маяк с куполом,
над которым на высоте 300 м находится площадка (1,4 м в
поперечнике).
На башню ведут лестницы (1792 ступени) и лифты.
На первой платформе были возведены залы ресторана; на второй
платформе помещались резервуары с машинным маслом для
гидравлической подъёмной машины (лифта) и ресторан в
стеклянной галерее. На третьей платформе размещались
астрономическая и метеорологическая обсерватории и
физический кабинет. Свет маяка был виден на расстоянии
10 км.

18.

СТИЛЕВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ИНДУСТРИАЛЬНОМ
ФОРМООБРАЗОВАНИИ КОНЦА 19 ВЕКА
• ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ИСКУССТВО - вид проектной
деятельности, артефакты которого изготовлены
промышленным способом и реализуются средствами
массового распространения.
• АРХАИЧНЫЙ СТИЛЬ
• ИНЖЕНЕРНЫЙ СТИЛЬ
• АРХИТЕКТУРНЫЙ СТИЛЬ
• ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ

19.

АРХАИЧНЫЙ СТИЛЬ
• - данный стиль существовал в промышленном
формообразовании конца 19 века, являлся способом,
средствами которого копируется существующий
прототип.
• - этот стиль примитивен, поскольку в его рамках
невозможно создать высококачественный образец;
• + черты данного стиля связаны с реализацией таких
средств как функциональность и экономичность.

20.

АРХАИЧНЫЙ СТИЛЬ
• Конный экипаж – автомобиль - трамвай

21.

ИНЖЕНЕРНЫЙ СТИЛЬ
• - форма полностью подчинена функциональным
требованиям;
• - изделие выглядит тяжеловесным;
• - формально-эстетические качества изделия отодвигались
на второй план, поскольку оформлением занимался
собственно его изобретатель.
• - инженерный стиль явился промежуточной стадией
между архаичными изобретениями и следующим стилем.

22.

ИНЖЕНЕРНЫЙ СТИЛЬ
• Швейная машина «Зингер», 1854 год

23.

АРХИТЕКТУРНЫЙ СТИЛЬ
• - в основе формообразования лежат совокупность черт и
признаков архитектуры, ее классические каноны и их
составляющие:
• - ордерная система;
• - трехчастное композиционное членение.
• - данный стиль являлся нефункциональным;
• - недолговечным.

24.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ
• - производство безвкусной массовой продукции,
внешний вид которой был расчитан на визуальный
эффект;
• - существовал со второй половины 19 века до начала 20;
• - к особенностям данного направления в искусстве и
промышленном дизайне исследователи относят
имитацию ручного труда.
• «-» - примитивное украшательство;
• «-» – неоправданное удорожание продукции;
• «-» - преобладание «дурного вкуса» в массовых
промышленных изделиях.
English     Русский Правила