Похожие презентации:
Духовная и материальная культура Центральной Азии (XVIII – начало ХХ вв.). Тема 9
1.
Тема 9. Духовной иматериальная
культура Центральной
Азии (XVIII – начало
ХХ вв.)
Котелевец Диана-ГИ-34-Р21
2.
ПЛАН• 1. Литература, музыка, драматургия, архитектура, прикладное искусство
• 2. Периодическая печать
• 3. Просветители Центральной Азии
3.
1. Литература, музыка, драматургия,архитектура, прикладное искусство
• В литературе оседлых тюрков рассматриваемого периода
существовали два жанра: поэзия и проза при безусловном
доминировании первого. Однако со временем начинают
зарождаться элементы рассказа, романа, повести, публицистики
и мемуаров. Значительное место в устной литературе второй
половины XIX в. занимали айтысы — состязания певцов {акын),
проводившиеся публично. Особой популярностью в народе
пользовались айтысы, затрагивавшие социальные проблемы,
осуждавшие злоупотребления местной аристократии и царской
администрации. С другой стороны, заметно распространены
были айтысы исключительно религиозного плана. Часть
казахских и кыргызских поэтов воспевала батыров, боровшихся
за свободу народа. Другие слагали стихи и песни о жизни
простого люда, рассказывали q несправедливостях, творимых
властями разных уровней. Третьи воспринимали жизнь с
позиций канонов ислама, крайне негативно оценивали
проникновение в казахский аул российского капитализма, резко
выступали против разного рода модернизации. Четвертые,
особенно в начале XX в., сочиняли хвалебные гимны в честь баев,
волостйых управителей и аульных старшин.
4.
• Огромное влияние на развитиемузыкального искусства степных
народов оказала деятельность
большой группы народных
композиторов, в которую входили и
женщины — талантливые певицы
и домбристки, авторы популярных
в народе произведений. В их
песнях воспевались красота и
мудрость народа, находили
отражение темы социального
протеста, звучали призывы к
борьбе с несправедливыми
законами и произволом султановправителей, мечты о свободе.
•Традиционная музыка: Центральная Азия богата
музыкальным наследием, включающим различные
жанры и инструменты. В этот период продолжалось
развитие классической музыки, такой как мугам,
шашмақам и маком. Музыкальные инструменты, такие
как домбра, тар, гайдамак, шашмақам, охакша были
широко используемыми.
5.
Архитектура и прикладноеискусство:
• Архитектура: В этот период Центральная Азия
была известна своими уникальными
архитектурными стилями, такими как ханские
дворцы, мечети, мавзолеи. Были созданы
прекрасные образцы архитектуры с
применением ажурной резьбы, керамической
мозаики и других элементов.
• Прикладное искусство: Ремесла и прикладное
искусство включали мастерство по
производству ювелирных изделий, ковров,
гончарных изделий, вышивки и декоративных
элементов. В Центральной Азии процветали
различные ремесла, и мастера создавали
уникальные и красочные изделия высокого
качества.
• Все эти формы искусства и культуры
Центральной Азии олицетворяли уникальное
культурное наследие региона, отражали его
историю, традиции и ценности, и продолжают
вдохновлять и интересовать людей по сей
день.
6.
2. Периодическая печатьПериодическая печать в Центральной Азии в XVIII - начале XX века играла значимую роль в обмене
информацией, пропаганде и развитии литературной культуры. Некоторые аспекты периодической печати
в этот период включали:
1. Зарождение: В начале XVIII века в Центральной Азии появились первые печатные издания, которые,
хоть и были ограничены по своей распространенности, открыли новые возможности в обмене и
распространении информации. Русская периодическая печать также проникла в регион и играла свою
роль в распространении российской культуры и идей.
2. Национальная пресса: В этот период развивались национальные печатные издания на языках народов
Центральной Азии, таких как узбекский, казахский, таджикский и другие. Они содействовали развитию
национальной литературы, языка и культуры, а также занимались рассмотрением актуальных
социально-политических вопросов и идей.
3. Образование и просвещение: Периодические издания в этот период играли важную роль в
просвещении населения и развитии образования. Они предоставляли информацию о новых научных
достижениях, технологиях, литературе и искусстве. Многие издания публиковали статьи и материалы по
образовательным вопросам, способствуя распространению знаний и развитию общественной мысли.
4. Роль в национальном движении: Периодическая печать в Центральной Азии играла важную роль в
национальных движениях и борьбе за независимость от колониальных правительств. Издания писали о
национальных героях, истории и народной культуре, поднимали вопросы освобождения и
самоопределения народов региона.
Периодическая печать стала мощным инструментом в этом периоде для обмена информацией,
просвещения, культурного развития и поддержки национальных движений в Центральной Азии.
7.
Периодическая печать. Одной из особенностей
культурной жизни Центральной Азии являлось то
обстоятельство, что до вхождения в состав Российской
империи здесь не были знакомы с лито- и
типографским делом. Первая типография в
Центральной Азии была создана в Ташкенте в 1868 г.
и принадлежала штабу Туркестанского военного
округа. В Ташкенте и других городах публиковались
издания многочисленных научных обществ и кружков,
появление которых стало возможным только после
установления власти России в крае. С 1870 г. русские
власти выпускали «Туркестанскую туземную газету»
на языках местных народов. Некоторые газеты и
журналы, такие как «Таракки», «Хуршид», «Ойна»,
«альИслах», завоевали авторитет и стали популярны
среди населения. Целый ряд газет и журналов
издавался в Оренбурге, из них несколько – на
казахском языке. Многие издания по политическим
соображениям были закрыты властями после двухтрех
номеров. Старые же газеты — «Туркестан уялаты»
(1870— 1883 гг.) и «Дала уялаты» (1888—1902 гг.) – к
этому времени прекратили свое существование.
Большое значение для формирования казахской
культуры имел первый казахский журнал «Айкап»,
издававшийся в 1911—1915 гг.
8.
• 3. Просветители Центральной Азии• Просветители. Начало просветительства в Центральной Азии, находившейся под
российским управлением, было положено деятельностью отдельных подвижников,
представителей коренных народов Туркестана и Степи, понимающих необходимость
внедрения новой грамотности, светской образованности в среду своих народов. И пальма
первенства здесь принадлежит Ибраю Алтынсарину. К блестящей плеяде таджикских
просветителей этого времени относится философ и публицист Ахмед Дониш (1827— 36
1897), выходец из Бухары, высоко оценивавший значение науки и культуры, ратовавший
за просвещение народа
9.
Ахмад Дониш (1827-1897) – таджикский учёный,просветитель и философ Центральной Азии XIX
века, оказавший огромное влияние на развитие
общественно-политической мысли региона. Будучи
высокопоставленным чиновником при дворе эмира
Бухары Насруллы (1827—1860), он еще в 80-е годы
позапрошлого века написал и представил своему
монарху программу реформ государственного
устройства, в которой, в частности, предлагал
создать в стране совещательный орган по примеру
европейских парламентов. Кто знает, возможно, вся
история региона сложилась бы иначе, прислушайся
тогда эмир к советам Дониша.
10.
• Алтынсарин положил началосветскому образованию казахского
народа. Открыл четыре
двухклассных центральных русскоказахских училища, одно
ремесленное училище, первое в
Казахстане женское училище[1], пять
волостных школ, два училища для
детей русских поселян. А также
учительскую школу в Троицке,
немного позже она была
переведена в Оренбург.
11.
Абай Кунанбайулы (1845-1904) — великий поэт,писатель, общественный деятель, просветитель,
основатель казахской письменной литературы и
литературного языка. Абай всесторонне изучил
восточную и западную культуру, чтобы способствовать
просвещению народа, и сумел показать основы этой
культуры своему народу.
• Чокан Чингисович Валиханов(1835-1865)
– великий казахский ученый востоковед,
историк, этнограф, географ,
фольклорист, переводчик, журналист,
путешественник.Валиханов совершил
научно-исследовательскую и
этнографическую экспедицию к
заилийским кыргызам и в аулы
Старшего Жуза, в Кульджу, где
познакомился с историей Джунгарии.
12.
Литература• "Литература и культура СреднеУ.
• К. АБИШЕВА, Э. Р. КОГАЙ «ЛИТЕРАТУРА ЦЕНТРАЛЬНОЙ
АЗИИ»