135.22K
Категория: СпортСпорт

Философские и социальные проблемы физической культуры и спорта (лекция 1)

1.

Раздел 1. Философские и
социальные проблемы
физической культуры и спорта
План лекции №1:
1 Специфика социально-философского анализа и интерпретации
физической культуры и спорта как социального явления. Статус
философии и социологии физической культуры в структуре
гуманитарного знания
2 Предмет и объект «Философских и социальных проблем физической
культуры и спорта»
3 Функции дисциплины в науке и в обществе: познавательная
(информационная и теоретическая) функция, мировоззренческая
функция, аксиологическая и организационно-управленческая функции

2.

1 Специфика социально-философского анализа и интерпретации физической
культуры и спорта как социального явления. Статус философии и социологии
физической культуры в структуре гуманитарного знания
В течение длительного времени спорт в основном развивался стихийно или с опорой
лишь на практический опыт, обыденное сознание, восприятие непосредственно
данного. Философская рефлексия спорта и других, связанных с ним социальных
явлений находилась на низком уровне, поскольку они рассматривались в философии
как поверхностные, тривиальные и несерьезные аспекты социальной жизни в
отличие от экономики, политики, профессиональных занятий, которые считались
важными, серьезными и существенными. Поэтому они не составляли предмет
самостоятельной философской науки, а изучались в рамках других дисциплин –
таких, например, как социология культуры, социология свободного времени,
социология юношества, теория социального конфликта и других дисциплин.
Изучая историю становления философии физической культуры и спорта, можно
отметить, что в этой области существует вполне определенный опыт рассмотрения
различных аспектов жизни, имеющих к ним отношение. Например, Платон и
Аристотель одобрительно и иногда даже восторженно писали об игре и спорте.
Ницше и Хайдеггер использовали термин “игра” как метафору для определения
своих особых мировоззрений. Сартр и Витгенштейн обращались к понятиям спорта и
игры при разработке своих влиятельных концепций человеческого существования и
языка.

3.

Философия физической культуры и спорта не сразу сформировалась и в рамках наук,
изучающих физическое воспитание и спорт. В течение длительного времени в научном
анализе этих социальных явлений на первом плане находились биологические,
физиологические, анатомические и педагогические проблемы. В некоторой степени это
было оправдано логикой реального развития сферы физического воспитания и спорта, а
также логикой их познания.
Пока спорт имел локальную сферу действия, а стихийное его развитие проходило в
границах, в которых им можно было управлять без специальных знаний, создавалось
впечатление, что можно обойтись без научного анализа связанных с ним социальных и
других философских проблем или в лучшем случае ограничиться отдельными
рассуждениями по поводу этих проблем.
Ситуация стала меняться по мере все более широкого развития физического
воспитания и спорта и научных исследований в этой сфере. Превращение спорта в
конце XIX – начале XX века в социальное явление мирового масштаба, рост его
авторитета и влияния в мире, различные связанные с ним кризисные ситуации все
более настоятельно требовали теоретического самосознания этого сложного
социального феномена, его глубокого социально-философского анализа.

4.

Развитие физкультурно-спортивного и олимпийского движений, их
универсальность, возрастающая роль в современном мире, тесная связь с
многочисленными проблемами нашей эпохи создавали потребность перехода в
области социально-философской проблематики спорта от чисто практических
знаний и разрозненных иллюстраций к систематическому анализу, основанному
на проверенных исследовательских методах и признанных научных теориях.
Новые образцы поведения и градации ценностей, возникшие под влиянием
спорта высших достижений и олимпийского спорта, стали требовать все более
широкой, полной, точной и дифференцированной информации.
Возникла также потребность в изучении влияния экономики, политики,
культуры, средств массовой информации на спорт, с одной стороны, а, с
другой – обратного воздействия спортивного и олимпийского движения на
различные сферы социальной жизни, на образ жизни людей. Все более
важное значение приобретали также культурологические и логикометодологические проблемы физической культуры и спорта.
Отсутствие научно-обоснованной информации по всем этим вопросам, на
которую могла бы опереться деятельность в сфере физической культуры и
спорта, снижало эффективность этой деятельности, тормозило развитие
физкультурно-спортивного движения, не позволяло увидеть его перспективы,
снижало его престиж в рамках явлений современной культуры, а также
препятствовало более эффективной организации научных исследований
физической культуры и спорта.

5.

В последнее время активно растёт число публикаций по социально-философскому
осмыслению и анализу проблем, связанных с физической культурой, здоровым
образом жизни и спортом. Это обстоятельство далеко не случайность; активность в
этой области имеет целый ряд серьёзных причин. Среди них можно выделить,
например, ускоренное структурно-организационное развитие науки о спорте,
наблюдаемое с начала 70-х годов ХХ века.
Социально-философский анализ спорта обусловлен и необходимостью реагировать
на практические проблемы современного образа жизни молодёжи. Поскольку такие
составляющие образа жизни, как социализация, учебная и производственная
деятельность, политическая активность, досуговая реализация - во многом
определяются ценностной ориентацией на здоровый образ жизни и спорт,
происходит расширение горизонта социально-философского осмысления спорта,
что нашло яркое выражение в росте научной литературы по данному вопросу.
В круг проблем, связанных с социально-философским анализом спорта,
входят такие феномены, как образование, ценностные ориентации,
социализация.
Чтобы иметь возможность как-то оценить современные подходы и
исследования в области социально-философского анализа проблем спорта,
необходим краткий ретроспективный историко-культурный обзор.

6.

Термин «социально-философский анализ спорта» относительно молод;
несмотря на это, первые попытки такого анализа обнаруживаются ещё в
античной философии и связаны с философскими учениями Аристотеля и
Платона, которые процесс воспитания и его задачи напрямую ставили в
зависимость от гигиенического воспитания.
Философское осмысление проблем спорта в новое время связано с творчеством
Ж.-Ж.Руссо, который создал теорию «естественного воспитания» и полагал, что
она может исцелить пороки его времени.
На рубеже XVIII-XIX веков идеи реформаторской педагогики коснулись и
физического воспитания. Особенно ярко это проявилось в работе
австрийских ученых К.Гаульхофера и М.Штрайхера. Гимнастика возводится
здесь в ранг фундамента воспитания личности в целом.
В исследованиях первой половины двадцатого столетия прослеживается
тенденция оправдания целей физического образования требованиями
политических систем, т.е. политика начинает диктовать задачи и цели
физического воспитания. Физическая культура и спорт становятся ядром
политического воспитания, подчиняющего себе всего человека. История
нацистской Германии и 30-е годы XX века в нашей стране - яркое тому
подтверждение.

7.

Наука о спорте значительно моложе как организационно-оформленная научная дисциплина.
Хотя многие века велись общие рассуждения о физическом воспитании, физических
упражнениях, гимнастике и спорте, всё это ещё не вело к возникновению самостоятельной,
занимающейся лишь своими специфическими проблемами, науки о спорте. Возникла она
лишь тогда, когда уже нельзя было не замечать возрастающего общественного значения
спорта. В 20-е годы XX века были созданы первые кафедры «Теории физического
воспитания». Это было время признания спорта объектом научного анализа.
Большой вклад в развитие отечественной науки о спорте и физическом воспитании внёс известный
педагог и врач П.Ф. Лесгафт, который по праву считается основоположником физического
образования в России. Капитальным исследованием является его труд «Руководство по
физическому образованию детей школьного возраста», в котором рассмотрены задачи,
содержание и методика физического воспитания, подробно охарактеризованы виды физических
упражнений, сгруппированных по педагогическим задачам.
Термин «социально-философский анализ спорта» впервые использован немецким
исследователем К. Димом в начале 50-х годов XX века в научном докладе «Наука о спорте
как философия педагогики». Это название говорит само за себя; оно означает, что этот
исследователь причислял науку о спорте к области социальной педагогики, социальной
философии. Более десяти лет спустя сходную мысль высказал О. Групе в целом ряде
исследований, точно так же связавший науку о спорте с философией и педагогикой.
Общность мнений заключается здесь в том, что наука о спорте в силу её предмета
находится в определённой зависимости от социального, политического, культурного,
экономического состояния общества.

8.

Новый и решающий импульс наука о спорте получила в 60-е годы XX века.
Большой вклад в становление социально-философского изучения спорта в том
виде, в каком оно существует сегодня, внесли исследователи X. Айхберг, В.
Брем, М. Гнедингер, К. Каше, X. Ленк, Х.Й. Либер, X. Рерс, Б, Ригауэр и др. К
сожалению, имеются лишь репринтные переводы на русский язык их
исследований, но достаточно полный анализ их работ предпринят в книге
«Основные проблемы педагогики спорта» Экхорда Майнберга.
Проблемы физического самосовершенствования и воспитания молодёжи также
стали предметом исследований российских учёных.
Многие до сих пор полагают, что, занимаясь физическими упражнениями и
спортом, человек совершенствует свои физические возможности. Вместе с тем,
Н.А. Бернштейн ещё в пятидесятые годы доказал, что свойственные человеку
физические качества (сила, быстрота, ловкость, выносливость и гибкость)
наивысшего проявления достигают лишь при участии психики (в частности,
развития целеустремлённости, воли, мотивации и т.д.). Поэтому он предложил
называть их не просто физическими качествами, а психофизическими качествами.
Дальнейшее углубленное изучение спорта показало, что спорт совершенствует
человека (в том числе интеллектуально); наиболее ярко это проявляется при
овладении тактикой.

9.

Социально-философский анализ спорта осуществляется в тесном
контакте с исследованием молодёжной проблематики, духовной
культуры молодёжи, её степени образования.
В рамках собственно социально-философского знания интерес к
молодёжной проблематике обычно возникал в периоды обострения
социальных «проблем с молодёжью»: наука как бы отвечала на
определённый социальный заказ, объясняя возникшую проблемную
ситуацию.
Поэтому, если говорить о данной области научного знания, то
вероятнее всего, следует вести речь о конкретных социальноисторических ситуациях, в которых молодёжь становится объектом
внимания исследователей.

10.

Гуманитарная значимость физической культуры предполагает
достижение целостности знаний о человеке, понимание значения
человеческих ценностей в современном мире, осознание своего
места в культуре, развитие культурного самосознания, способностей
и возможностей к преобразовательной культурной деятельности. Она
проявляется через гармонизацию духовных и физических сил
личности, формирование таких общечеловеческих ценностей, как
здоровье, телесная культура, повышенная работоспособность,
физическое совершенство, хорошее самочувствие и др. Физическая
культура направлена на развитие целостной личности, ее
способности и готовности полноценно реализовать свои сущностные
силы в здоровом и продуктивном стиле жизни, профессиональной
деятельности, в построении необходимой социокультурной
комфортной среды.

11.

2 Предмет и объект «Философских и социальных проблем
физической культуры и спорта»
При характеристике любой научной дисциплины, прежде всего, важно определить ее
объектную область (объекты, исследованием которых она занимается).
Проблема определения объектной области науки не только сложная и очень важная.
Ее значимость определяется тем, что вся система знаний науки относится к
объектам, выделенным для исследования. Только применительно к этим объектам
ее знания могут оцениваться как истинные или ложные. Поэтому, если объектная
область науки четко не выделяется, смешивается с другими, это приводит к
многочисленным и серьезным ошибкам.
Именно такая ситуация характерна для философии физической культуры и спорта и для
других наук той сферы научного исследования, которую традиционно чаще всего называют
«науки о физической культуре и спорте». Объектная область этих наук во многом
формируется стихийно. Абстракции, используемые при этом, как правило, не формулируются
в явном виде. Как отмечено выше, для выделения объектной области своего исследования,
отграничения ее от других объектов исследования, наука использует определенные понятия.
Такие понятия вводятся и при уточнении объектной области философии физической культуры
и спорта. Прежде всего это понятия «физическая» культура» и «спорт». Однако при их
введении допускаются грубые методологические ошибки. Нередко эти понятия не
удовлетворяют даже элементарному требованию эффективности, то есть не позволяют
выделить изучаемые объекты, отграничить их от множества других, не смешивать с ними
(Столяров В.И.).

12.

Яркой иллюстрацией служит понятие «физическая культура», используемое
для выделения соответствующего объекта научного исследования. Чаще
всего под физической культурой понимают особые формы двигательной
активности, но при этом не уточняется, какие именно, не указываются
особенности этих форм. Редким исключением являются работы Л.П. Матвеева
и А. Воля, в которых предпринята попытка выяснить специфику форм
двигательной деятельности, для характеристики которых используется
понятие физической культуры. Анализ этих работ показывает, что в них не
различаются два разных понимания физической культуры: понимание ее как
двигательной деятельности, используемой для целенаправленного
воздействия на физическое развитие человека, и ее понимание как
двигательной деятельности, применяемой для решения более широкого круга
социально значимых задач (для отдыха, развлечения, общения и т. д.). Поразному характеризуются, смешиваются, недостаточно четко отличаются друг
от друга особенности и этих двух форм двигательной деятельности (Столяров
В.И.).

13.

Вместе с тем не только в этих работах, но и в большинстве других (например:
Бойченко, Бельский; Глотов и др.; Гончаров; Конеева и др.; Курамшин; Николаев;
Пономарев; Пономарчук, Аяшев; Решетнева; Сайганова и др.), недостаточно четко
различается, постоянно смешивается понимание физической культуры как
определенной двигательной деятельности, которая может использоваться для отдыха,
развлечения, физического совершенствования, сохранения и укрепления здоровья
человека и т. д., и ее понимание как телесности (физического состояния) человека,
включенной в процесс социализации и окультуривания. Анализ показывает
существенное различие этих двух пониманий физической культуры. В них
используются различные абстракции и на основе этого выделяются два различных
объекта исследования (Столяров В.И.).
Такая же ситуация характерна и для другого основного понятия обсуждаемых наук – понятия
«спорт». Во многих зарубежных публикациях к спорту относятся разнообразные формы
физической (двигательной) активности, предполагающие соперничество и не предполагающие его
(например: Спортивная хартия). Типичным является определение спорта, которое дает Р.С.
Кретчмар – автор книги «Прикладная философия спорта». Под «спортом», – пишет он, «будут
пониматься все двигательные действия вообще, а не только специфически соревновательная
деятельность. Конечно, под спортом будут пониматься и соревнования по отдельным видам спорта
подобно баскетболу или волейболу, однако, понятие «спорт» чаще будет использоваться в
широком смысле, включая многие виды двигательных действий». При таком подходе, с одной
стороны, спорт не отграничивается от тех форм физической активности, которые относятся к
физической культуре, а с другой стороны, из него исключаются такие общепризнанные виды
спорта, как шахматы, шашки и т.п.

14.

В отечественных публикациях спорт, как правило, связывают с соревнованиями. Однако
при этом нередко любое соревнование рассматривают как спортивное (по крайней мере, не
делают попытки отграничить спортивное состязание от других) (например: Брянкин; Визитей;
Ермак; Красников и др.). При последовательной реализации такого понимания спорта к нему
придется причислить не только футбол, волейбол и другие соревнования, которые
традиционно рассматриваются как спортивные, но и такие (например, производственные
соревнования, конкуренцию и даже военные сражения), которые никогда не относились к
числу «спортивных».
Некоторые исследователи «спортивными» считают соревнования в двигательной
деятельности, т. е. такие, которые имеют своей целью выявление, сравнение, развитие и
демонстрацию двигательных возможностей человека (Наталов). При таком понимании
спортивных соревнований из их числа вновь придется исключить шахматы, шашки и другие
аналогичные соревнования, традиционно относимые к спорту.
Чаще всего спортивным соревнованиям приписывают два основных признака: гуманную
направленность и наличие строго фиксированных правил (Матвеев). Иногда к ним добавляют
другие признаки: игровой характер деятельности в спорте (Люшен; Пономарев);
«непродуктивный» характер спорта; его связь с движениями тела; подчинение спорта
«принципу высших достижений» (Heinemann). Однако одни из этих признаков (например,
наличие правил, гуманная направленность) не являются специфичными для спортивного
соревнования, а другие (например, игровой характер спортивной деятельности) не присущи
некоторым ее разновидностям (например, спорту высших достижений).

15.

Указанные методологические ошибки, допускаемые при введении понятий «физическая культура»,
«спорт» и других понятий, с помощью которых характеризуются и выделяются соответствующие
объекты исследования, приводят к различной трактовке объектной области наук о ФКС, в том числе
философии ФКС. Об этом свидетельствуют уже названия этой научной дисциплины. В зарубежных
публикациях ее чаще всего обозначают такими терминами, как: «философия спорта, «философия
атлетики», «философия физического воспитания», «философия физических упражнений
(двигательной деятельности)», «философия рекреации (досуга)», «философия (аксиология,
онтология, эпистемология) тела/телесности» или их сочетание. Особо выделяется «философия
олимпизма». Значительно реже используется термин «философия физической культуры» (отдельно
или в сочетании с термином «философия спорта») и «философия достижений». При этом, как правило,
не указывается тот критерий, по которому производится дифференциация этих философских теорий, не
обсуждается вопрос о их взаимоотношении.
В отечественных публикациях чаще всего фигурируют термины «философия физической
культуры», «философия спорта», «философия физической культуры и спорта» [Визитей;
Философия и
социология спорта…; Философско-социологическая
теория…;
Философскосоциологические исследования…; Философско-социологические проблемы…; Курило; Пономарев Н. А.;
Столяров и др.]. Однако указанные выше методологические ошибки, допускаемые при введении
понятий «физическая культура» и «спорт», не позволяют эффективно (четко и однозначно) выделить
объекты исследования философии физической культуры и спорта.
Чтобы избежать таких ошибок, при введении понятий важно соблюдать логико-методологические
принципы, которые требуют: а) учитывать эффективность определений; б) четко разграничивать их
содержательный и терминологический аспекты; в) принимать во внимание систему понятий, которая
необходима для отображения всего многообразия явлений изучаемой области

16.

С учетом этих принципов дадим краткую характеристику понятий, которые характеризуют
объектную область исследования философии физической культуры и спорта.
Объектная область исследования философии физической культуры и спорта, а также других наук,
изучающих ее, выделяется на основе применения определенных абстракций и идеализацией при анализе
двух широких объектов, которые будут рассмотрены ниже.
Первым из них является понятие «тело человека». Имеется в виду естественное, природное тело
человека, для характеристики которого в биологии, анатомии, физиологии человека, в теории физического и
других науках используются также понятия «организм», «физическое состояние» «состояние
морфофункционального развития» человека.
Тело (физическое состояние, состояние морфофункционального развития) человека обладает
множеством разнообразных качеств, свойств, параметров. При его характеристике обычно указывается,
прежде всего, конституция организма (его строение), а также многообразные функции организма в целом и
его отдельных органов. К числу признаков, характеризующих конституцию организма, относят, прежде всего,
телосложение. Показателями последнего являются, в частности, рост, вес тела, окружность груди и др.
Среди разнообразных функций человеческого организма выделяют двигательную функцию, которая
характеризуется способностью человека выполнять определенный круг движений и уровнем развития
двигательных способностей. С двигательной активностью человека связаны разнообразные физические
качества: «врожденные (унаследованные генетически) морфофункциональные качества, благодаря которым
возможна физическая (материально выраженная) активность человека, получающая свое полное проявление
в целесообразной двигательной деятельности» и относят к ним такие качества, как мышечная сила,
быстрота, выносливость и т. п. (Матвеев). В двигательной деятельности они проявляются как двигательные
способности, умения и навыки человека.

17.

Хотя указанные параметры тела (физического состояния) человека связаны с его
психическими, нравственными, эстетическими и другими качествами, однако существенно
отличаются от них и обладают относительной самостоятельностью. Это служит основанием
для их выделения с помощью абстрагирования от других свойств и характеристик человека.
Тело (физическое состояние) человека, взятое в его статическом состоянии или в
процессе изменения (его обозначает термином «физическое развитие человека»),
изучается многими науками (например, биологией, анатомией, физиологией человека и
др.).
Науки о физической культуре и спорте при анализе тела (физического состояния)
человека выделяют специфические объекты своего исследования, прежде всего, на основе
того, что они рассматривают процесс его социализации под влиянием социальной среды.
Это воздействие включает в себя два взаимосвязанных компонента – стихийное
(влияние условий труда, быта, всей окружающей обстановки и т.п.) и сознательное,
целенаправленное с использованием разнообразных средств. Процесс такого влияния на
тело (физическое состояние) человека, основанный на применении педагогических средств*
(прежде всего определенных форм двигательной деятельности), чаще всего обозначается
термином «физическое воспитание» и является одним из основных объектов исследования
наук о физической культуре и спорте.
Физическое воспитание призвано внести определенные изменения в естественное тело
(физическое состояние) человека, сформировать (скорректировать) такие его социально
значимые качества (параметры), которые необходимы для выполнения им той или иной
социальной функции.

18.

Таким особенно важным параметром физического состояния человека является физическое
(соматическое) здоровье. Оно характеризует соответствие показателей морфофункционального
развития норме и степень устойчивости организма к неблагоприятным внешним воздействиям, т. е.
такой уровень развития физического состояния, который обеспечивает оптимальную адаптацию
организма к факторам внешней среды, в первую очередь к социуму. Основным показателем
здорового человеческого организма является универсальный характер развития всех его систем:
динамичность функций, их взаимная дополняемость и заменяемость, наиболее высокая
эффективность затрат психических, нервных и сенсорных ресурсов организма. В этом плане
физическое (соматическое) здоровье характеризует «позитивное» состояние организма человека,
противоположное болезни, физическим дефектам и т.п. (Бальсевич; Матвеев; Розин; Сайко;
Телесность человека…; Филиппова и др.).
К числу важных социально значимых качеств тела (физического состояния) человека относятся
и такие параметры, которые фиксируются в понятиях «физическая подготовленность» и «фитнес»
(Бальсевич; Борилкевич; Матвеев; Schulz, Allmer; Volkwein). Еще одна его важная характеристика –
физическое совершенство, т.е. такое разностороннее и гармоничное развитие в человеке
анатомической и физиологической систем (как по отдельности, так и в отношении друг друга),
которое обеспечивает оптимальное функционирование организма, позволяет ему эффективно
выполнять социальные функции применительно к тем или иным конкретным условиям его
деятельности (Боген; Лебедев).
Когда человек включается систему социальных отношений, в социальную жизнедеятельность,
его тело и различные его компоненты начинают выполнять важные социальные функции: «Тело
человека отличается от животного не просто своими внешними признаками, а прежде всего своей
социальной функциональной характеристикой, тем, что оно стало биологическим органом
функционирования социального организма» (Батенин).

19.

Особенно важную роль в этом плане играет двигательная деятельность человека, под
которой понимают «движения, организованные в систему активных мышечно-двигательных
действий» (Матвеев). Эта деятельность очень разнообразна, поскольку она возникает,
функционирует и развивается, будучи включена в различные виды человеческой деятельности
и приспособлена к решению тех особых задач, которые с ними связаны.
Объектом исследования наук о физической культуре и спорте являются особые формы
двигательной деятельности, которые они выделяют с помощью определенных абстракций. А
именно, такие формы двигательной деятельности человека, которые используются в первую
очередь и главным образом для воздействия на тех людей, кто непосредственно
осуществляет эту деятельность. Такое воздействие может преследовать различные цели и
задачи: сформировать, изменить, сохранить или восстановить у человека определенные
физические, психические, нравственные, эстетические и другие качества и способности;
сохранить или укрепить его здоровье; удовлетворить его познавательные интересы; вызвать у
него приятные эмоции, чувства и переживания (и тем самым способствовать его отдыху и
развлечению); побудить человека к общению и создать ему условия для этого и т. д.
Для обозначения этих форм двигательной деятельности человека традиционно
используется термин «физические упражнения».
Занятия физическими упражнениями и разновидность этих занятий – занятия
физкультурой (физкультурная двигательная деятельность) также относятся к числу
важных объектов исследования философии физической культуры и спорта.

20.

Самые элементарные двигательные акты также существенно модифицируются под
влиянием той социально-культурной среды, в которой находится человек. Люди
разных культур, профессий и поколений ходят по-разному. Они по-разному
воспринимают физическую сторону своего существа, разными способами
контролируют и используют тело, по-разному обращаются с ним. Г. Люшен,
иллюстрируя это положение, указывает на то, что «даже такой элементарный вид
моторной деятельности, как ходьба, есть нечто большее, чем простая
совокупность органических процессов, происходящих в индивиде» и определяется
культурной и социальной системами.
Каждая культура создает определенные нормы «контроля за телом», которые
выступают как регуляторы поведения человека. Социально принятые нормы указывают,
например, как сидеть за столом, как держать руки во время и после еды и определяют,
какие манеры поведения являются «хорошими», а какие – «плохими». В этих нормах
учитываются пол, возраст и социальное положение людей.
Ницше писал, что каждая великая культурная эпоха не ограничивается освоением
природы людьми – преобразованием природных ресурсов согласно имеющимися у
них представлениям – это также эпоха освоения людьми собственной природы и её
преобразования в соответствии с имеющимися идеалами. На социальную
модификацию телесности человека указывал и Гегель. Он писал о том, что свою
собственную природную форму человек не оставляет такой, какой он ее находит, а
намеренно изменяет.

21.

Для обозначения тела человека как социального и культурного феномена в
отличие от естественного, биологически заданного тела необходимы
определенные термины. П. Фройнд такое тело называет «цивилизованным
телом» («civilized body») Иногда для этих целей используют термины
«социальный (социокультурный факт), «социальная структура» («soziales
Gebilde»). Но при таком подходе не учитываются разнообразные воздействия
социокультурной среды на телесность.
Для обозначения тела человека как социального феномена (т. е. подвергшегося
процессу социализации) используется термин «социальное тело». При этом важно
различать социальную модификацию естественно-данного человеческого организма
(природного тела) в результате стихийного воздействия на него социальной среды от
его модификации в результате сознательного, целенаправленного воздействия с
ориентацией на определенные идеалы, нормы и т.д.
Это различие может быть отражено, например, в терминах «стихийно
сформированное социальное тело» и «сознательно сформированное социальное
тело». Термин «культурное тело» в рамках этой терминологической системы
целесообразно использовать для обозначения тела человека как культурного феномена
(т. е. представляющего ценность для определенного социального субъекта, а значит,
ставшего элементом культуры), а термин «социокультурное тело» – для обозначения
тела человека как социокультурного феномена (Столяров).

22.

Самым «широким» объектом, входящим в эту область, является социально
сформированное тело человека, которое, как отмечено выше обозначается
терминами «социальное тело», «цивилизованное тело», «телесность» и т. п. При
анализе этого социального феномена выделяются занятия физическими
упражнениями и как их разновидность – занятия физкультурой (физкультурная
двигательная деятельность), а также физическая (соматическая) культура.
Второй «широкий» объект, при анализе которого на основе определенных
абстракций выделяются другие объекты исследования философии физической
культуры и спорта является соревнование (соперничество).
В понимании соревнования широко представлен подход, при котором оно рассматривается как
одна из форм социальной оценки на основе сравнения результатов деятельности человека с
определенным стандартом, в качестве которого может выступать другой человек, группа, прошлая
деятельность того же индивида или некоторый идеализированный уровень деятельности.
Процедура сопоставления качеств (способностей) может быть элементом различной деятельности
человека; она может быть вплетена в процесс познания, когда человек изучает себя (или себя и
других людей), сопоставляя те или иные качества (способности), выявляемые в ходе этого анализа.
Цели этой борьбы могут быть разными. Так, человек в борьбе может ставить своей целью добиться
превосходства над своим «соперником» (другим человеком, предметом природы или идеальным
эталоном, стандартом и т. д.). Он может стремиться к тому, чтобы не уступить «сопернику» (быть
равным с ним) или уступить, но незначительно, показать максимально возможный для себя
результат, превзойти свои прежние результаты и т. д. Во всех этих случаях, естественно, имеет
место сравнение определенных качеств (способностей) и их субъективная оценка.

23.

С учетом отмеченных различий в процедуре сопоставления качеств
(способностей) может быть введено и понятие «соревнование
(соперничество)». Данное понятие фиксирует две особенности данной
процедуры: сопоставление качеств (способностей) осуществляется в
процессе борьбы соперников; цель, которую участники этого процесса
(по крайней мере один из них, если, речь идет, например, о борьбе с
силами природы) ставят перед собой в данном процессе – добиться
превосходства над своим соперником, быть первым, лучшим по
сравнению с другими, одержать победу над ними.
Борьбу
человека за превосходство многие исследователи
рассматривают как важную особенность соревнования (соперничества).
Так, Й. Хёйзинга, рассматривая соперничество как основополагающий
элемент культуры, связывает его со стремлением человека к
превосходству.
Соревнование (соперничество) – такое сравнение (сопоставление)
определенных
качеств
(способностей)
двух
или
нескольких
противостоящих сторон (данного человека с другим, одной группы людей
с другими и т. п., человека с какими-то силами природы, с идеальным
эталоном, стандартом и т. д.), которое выступает как борьба за
превосходство: стремление каждого из соперников (или хотя бы одного
из них) быть первым, лучшим по сравнению с другими, превосходить
других, одержать победу над ними.

24.

Объектом исследования наук о физической культуре и спорте, в том числе философии и
социологии физической культуры и спорта, являются не любые соревнования. Они не
занимаются анализом, например, соревнований в процессе производства, конкурсов ученых и т.
п. Объектом их исследования являются особые соревнования. Они проходят не в обычных
жизненных ситуациях, а в особых, искусственно созданных, условных, игровых ситуациях.
Такого рода соревновательные ситуации должны:
•в отличие, например, от военного соперничества, соперничества в уличной драке и т. п. по
возможности обезопасить участников соперничества от трагических последствий, от нанесения
вреда их здоровью, от унижения достоинства их личности а, значит, сделать соперничество
гуманным;
•создать для соперников равные условия и тем самым обеспечить возможность
унифицированного сравнения, объективной оценки их способностей.
Социальный «механизм» создания такого рода искусственных ситуаций соперничества
предусматривает следующее:
•предметы, с которыми действуют в обычных жизненных ситуациях соперничества и которые
имеют определенное утилитарное (прикладное) значение, заменяются на иные («условные»,
«игрушечные»), не имеющие такого значения и приспособленные для указанных целей;
•соответствующим образом модифицируется само место (пространство) соперничества;
•формулируются определенные правила, уточняющие, что можно делать соперникам и что им
запрещено (правила-запреты);
•вводятся особые лица (судьи), обеспечивающие соблюдение данных правил и дающие оценку
выступлению участников соревнования.

25.

На различных этапах исторического развития спортивное соревнование приобретает
специфические черты и формы. На основе его функционирования возникает комплекс
неразрывно связанных с ним социальных явлений. Так, для успешного выступления в
спортивных соревнованиях организуется подготовка к ним. Создаются специальные
социальные институты (спортивные союзы, клубы, школы и т. д.) и движения (спортивное
движение, олимпийское движение и т. п.), занимающиеся пропагандой спортивного
соперничества, его организацией и подготовкой к нему. В ходе спортивных соревнований,
подготовки к ним и деятельности соответствующих институтов складываются определенные
социальные отношения, нормы и образцы поведения, система ценностей и т.д.
Для характеристики этого объекта исследования в философии ФКС, равно как и в других
науках о ФКС, целесообразно использовать два понятия – понятие «спорт в узком смысле»
и понятие «спорт широком смысле», которые уже давно введены в научный оборот теории
спорта (Матвеев). Понятие спорт в узком смысле – это спортивное соревнование,
спортивная соревновательная деятельность. Понятие «спорт» в широком смысле
характеризует весь комплекс социальных явлений, складывающихся на основе спортивных
соревнований и в связи с ними.
Таким образом, объектами исследования философии ФКС, равно как и других наук о ФКС, являются
три основных объекта – физкультурная двигательная деятельность (занятия физкультурой),
физическая (соматическая) культура и спорт.
Эти три объекта могут быть сведены к двум, но таковыми являются не физическая культура и спорт,
а социальное тело (цивилизованное тело, телесность) человека и спорт. При этом имеются в виду не
только соответствующие реальные явления, но и построенные в ходе их теоретического осмысления
идеальные конструкты.

26.

Также объектами изучения которых являются ФКС, могут быть выделены и
более «мелкие» структурные единицы. Их выделение может производиться по
разным критериям, с учетом:
•элементов спорта (философия спортивного соревнования, философия спортивной
тренировки) или соматической культуры (философия физического воспитания,
философия культуры здоровья, философия культуры телосложения и т. д.);
•разновидностей, форм проявления спорта (философия олимпийского спорта,
философия международного спорта, философия спорта высших достижений,
философия детского спорта, философия единоборств, философия футбола и т. д.)
или физкультурной деятельности (философия физической рекреации, философия
производственной физкультуры и т. д.), или соматической культуры (философия
этой культуры в античности, в Средневековье, в современный период и т. д.);
•разных групп населения, вовлеченных в сферу ФКС (философия физкультурноспортивной активности, например, женщин или детей, лиц с ограниченными
возможностями – инвалидов и т. д.).

27.

Важно учитывать многообразие форм и видов соревнования. Они отличаются
друг от друга по различным показателям: наличие правил или их отсутствие;
направленность соревнований (гуманные или антигуманные); сопоставляемые
качества (могут сравниваться физические качества, двигательные способности
человека, различные психические способности, связанные с интеллектом,
памятью, вниманием и т. д.); элементы соревновательного отношения – состав
участников соревнования (таковыми могут быть: отдельные люди; группы людей;
отдельные люди или группы людей, с одной стороны, и живые объекты природы,
с другой – например, охота на оленей; отдельные люди или группы людей, с
одной стороны, и неодушевленные явления природы, с другой – например,
преодоление участка с порогами на каноэ или скалолазание; человек,
соревнующийся сам с собой – стремящийся преодолеть ранее показанный им
результат и т. д.; мотивы участия в соревновании (достижение победы,
удовольствие, общение и т. д.); включенность соревнования в разные виды
деятельности (оно может быть элементом: трудовой, производственной,
экономической деятельности – например, «социалистическое соревнование»,
конкуренция фирм, банков; учебной деятельности – соревнования в учебе;
познавательной и научно-исследовательской деятельности – например, конкурсы
ученых; художественной деятельности – конкурс танцоров, музыкантов и т.п.;
военной деятельности – военные сражения и т. д.); продолжительность
соревнований и т. д.

28.

Каждая научная дисциплина в изучаемом объекте выделяет свой собственный
предмет исследования: она делает предметом анализа лишь те его стороны,
элементы, которые не изучают другие науки, рассматривает объект под какимто особым углом зрения, ставит и пытается решить в отношении его какие-то
специфические проблемы и т. д. Это позволяет каждой науке не дублировать
другие, а вместе с тем создает условия для их интеграции, кооперации в
исследовании одного и того же объекта.
В связи с разными интерпретациями предмета философии такого же рода
разногласия имеют место в отношении понимания предмета и философии ФКС.
Так, иногда в этом вопросе опираются на понимание философии как изложения
наиболее важных, фундаментальных положений той или иной науки. Например,
бывший президент международного Философского общества по исследованию
спорта Р. Остерхаудт считает, что «как наиболее общая форма человеческого
знания, касающаяся спорта, философия спорта характеризует фундаментальные
особенности и цели спорта». Ее основную задачу он усматривает в том, чтобы
«объяснить наиболее фундаментальные положения, основополагающие принципы
спорта», дать анализ «основных понятий и знаний относительно спорта» По мнению
Г. А. Кузьменко, «философия физической культуры личности рассматривает
основные проблемы и разрешает противоречия, связанные с этим элементом
культуры». Иногда предмет философии ФКС сводят только к гносеологическим или
только к социальным, например, мировоззренческим, проблемам ФКС.

29.

В этом плане мы согласно с пониманием философии олимпийского
движения Н. Ниссиотиса, по мнению которого олимпийская философия не
может ограничиваться внешними и легко различимыми – даже на уровне
обыденного сознания – проявлениями Олимпийских игр. Она должна
«проникнуть в ту систему ценностей и постичь те корни, которые лежат в
природе Игр» и тем самым понять подлинный смысл олимпийской идеи,
«истину олимпизма». Эта истина объединяет «все ценностные принципы»
Олимпийских игр. Такой же подход к пониманию философии олимпизма
отстаивает в своих работах А. Г. Егоров, понимая ее как метафизическое
знание «о предельных основаниях спорта». При этом он подчеркивает, что
речь идет о восходящем к Андронику Родосскому пониманию метафизики как
философского учения о предельных, сверхопытных принципах и началах
бытия, знания и культуры. Р. Остерхаудт наряду с указанной выше
характеристикой задач философии спорта указывает на то, что она занимается
изучением «метафизической сущности спорта», что предполагает его
эпистемологический, логический, аксиологический и социально-политический
анализ.
Философия ФКС – это теоретическое, научно обоснованное учение о
предельных основаниях, фундаментальных предпосылках разнообразных
форм жизнедеятельности человека, связанной со спортом, занятиями
физкультурой, его телесностью.
Этот специфический предмет отличает философию ФКС от других научных
дисциплин (философии, психологии и др.) и наук о ФКС (ТФВ, теории спорта,
психологии спорта и др.).

30.

Осмысление предельных оснований, фундаментальных предпосылок ФКС
предусматривает разработку применительно к выделенному относительно
самостоятельному объекту исследования (спорту, соматической культуре,
физическому воспитанию и т. д.) комплекса философских проблем: философскомировоззренческих, социально-философских, культурологических (аксиологических),
эстетических, этических, гносеологических, логико-методологических и
онтологических и т. д. Все эти проблемы тесно связаны между собой, нередко даже
пересекаются друг с другом. Именно поэтому их анализ на основе комплексного
подхода объединяется в рамках одной философской теории.
Философия ФКС тесно связана с другими науками – во-первых, с такими
фундаментальными дисциплинами, как философия, социология, культурология,
политология, психология, педагогика и т. д., и, во-вторых, с другими науками,
изучающими ФКС. Особенно тесной в этом плане является ее связь с социологией ФКС,
которая выясняет место различных явлений сферы ФКС в общем «механизме»
функционирования и развития социальной системы: обосновывает их социальную природу (правомерность отнесения к социальным явлениям, оценки как социальной
деятельности, феномена культуры, социального института, социальной системы и т. д.),
а также взаимоотношение с другими социальными явлениями (функции в социальной
системе, взаимосвязи и взаимодействия с другими ее элементами, сходство и отличие
от них, субъективное и реальное отношение к ним социального субъекта, а также их
воздействие на данного субъекта)
Философия ФКС помогает каждому человеку, причастному к сфере ФКС, выработать свою собственную
философскую позицию, которая оказывает существенное влияние на все его поведение в этой сфере

31.

3 Функции дисциплины в науке и в обществе: познавательная
(информационная и теоретическая) функция, мировоззренческая функция,
аксиологическая и организационно-управленческая функции
Познавательная (информационная и теоретическая) функция обеспечивает получение
первичной информации об интересах, мотивах, фактах поведения представителей различных
социальных групп в сфере физической культуры и спорта. Теоретический аспект состоит в
изучении закономерностей социальных изменений в сфере физической культуры и спорта
Теоретико-познавательная функция состоит в изучении социальных и философских аспектов
физической культуры и спорта, их места и роли в общественной жизни, социальных процессов,
происходящих внутри физической культуры, в физкультурно-спортивных коллективах,
добровольных спортивных обществах и других организациях.; в осмыслении знаний, полученных
конкретными науками, систематизации этих знаний, создании единой картины мира.
В процессе активной двигательной деятельности человек познает самого себя, свои физические и
волевые качества, двигательные возможности. Кроме того, физкультурная и особенно спортивная
практика раскрывает обществу человеческие возможности ранее ему неизвестные. Об этом можно
судить по динамике мировых рекордов. Спорт высших достижений является своеобразной моделью
для познания воздействия максимальных физических и психических нагрузок на организм человека.
Получение нового знания является специфической функцией науки. Определенный
положительный «вклад» в общую копилку знаний о человеке вносит физкультурно-спортивная
наука. Вполне очевидно, что уровень познавательных возможностей человека в немалой степени
зависит от его двигательной активности.

32.

Двигаясь, человек изучал окружающий его мир, самого себя, природу. Оставаясь неподвижным, он
заранее обеднял свое познавательное развитие. Познавательная роль в процессе постижения
действительности проявляется в двух основных аспектах: личностном и социальном. Личностный
аспект обусловлен, прежде всего, тем обстоятельством, что в процессе физкультурно-спортивной
деятельности человек познает самого себя, свои физические и волевые качества, двигательные
возможности, осваивает закономерности и принципы их эффективного развития, знакомится с другими
людьми, окружающей его природой и т. п. При этом он осваивает технику движений, совершенствует
тактику спортивной борьбы и многое другое. Происходит развитие интеллектуальных и творческих
способностей, возрастает сумма знаний, связанных с двигательной деятельностью. Социальный аспект
познания заключается в том, что физкультурная и особенно спортивная практика раскрывает обществу
пределы человеческих возможностей, ранее ему неизвестных. Об этом можно судить по динамике
мировых рекордов. Спорт высших достижений является своеобразной моделью для познания
воздействия максимальных физических и психических нагрузок на организм человека. Активно
развивающаяся физкультурно-спортивная наука вносит заметную лепту в общую науку, особенно в
плане изучения двигательных возможностей человека. Она открывает совместно с практикой новые
формы двигательной деятельности, ищет все более эффективные средства и методы физической
подготовки людей. Будучи апробированы в спорте, они используются в других областях жизни при
подготовке летчиков, подводников, космонавтов и др. Равным образом открытые закономерности в
спорте высоких достижений рано или поздно реализуются также в массовом спорте и других формах
физической культуры. Таким образом, познавательная функция заключается в накоплении,
распространении и передаче от поколения к поколению знаний о человеке, его возможностях, средствах
и методах физического совершенствования людей.

33.

Мировоззренческая функция выполняет задачу формирования отношения к
физической культуре и спорту как к социокультурным ценностям. К сожалению,
традиционное для многих десятилетий утилитарно-прикладное отношение к
физической культуре и спорту привели к тому, что социокультурный потенциал
данного социального явления, социальная значимость, как правило, занижены и
осознаются лишь сравнительно небольшой группой специалистов. В этом, а именно,
в недооценке социального смысла и значения физической культуры и спорта – одна
из причин того, что для большинства населения физическая культура так и не стала
элементом личной культуры
Мировоззрение, как устойчивое состояние личности, предусматривает единство их
применения в различных сферах, связанных с образовательной и повседневной
деятельностью. Формируемая в процессе присвоения ценностей физической
культуры диалектическая осмысленность действительности, на основе глубоких и
научных знаний, сопряженных, в частности, с естественными науками, позволяет
активизировать личность к реализации собственных взглядов и убеждений в
практику жизни и деятельности.
Нравственность личности есть отражение в ней норм и правил поведения,
особенностей отношений личности в различных сферах деятельности,
предписываемых моралью. Моделирование в процессе освоения физкультурного
образования различных ситуаций по нравственному воздействию обеспечивает
сформированность норм общественной морали, нравственного, волевого и
ответственного поведения в интересах личности и общества.

34.

Аксиологическая функция заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира
с точки зрения различных ценностей – морально-нравственных, этических,
социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции – быть «ситом»,
через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и
отжившее.
Аксиологическая функция выражается в осмыслении ценностей физической культуры
и идеалы спортивных состязаний, значимости физической культуры и спорта.
Аксиологический компонент представляет собой совокупность относительно устойчивых
ценностей физической культуры. Субъективное восприятие и присвоение ценностей
человеком определяется богатством его личности, развитым общекультурным мышлением и
сознанием, опытом деятельности в сфере физической культуры, наличием индивидуальной
системы использования ее средств, соответствующих направленности личности, ее
интересам, актуальному состоянию психофизических и функциональных возможностей и
способностей.
В процессе физического воспитания человек актуализирует лишь те ценности физической
культуры, которые приобретают для него жизненный и профессионально необходимый
смысл. На этой основе в его сознании формируется образ культурной личности будущего
профессионала как совокупность целей, идей, установок, корригирующих индивидуальный
опыт культурной практики и связанные с ними переживания, убеждения, связи и отношения.
Ассимилируя и преобразуя общественно необходимые и социально-групповые ценности,
человек строит собственную систему ценностей, элементы которой приобретают вид
аксиологических функций.

35.

Ценности физической культуры и спорта могут быть дифференцированы по следующим основаниям.
Ценности-цели- раскрывают значение и смысл индивидуальных целей включения в систематическую
физкультурно-спортивную деятельность и достижения посредством ее культурной стратегии и тактики
жизнедеятельности, успешности реализации профессиональных планов и намерений психического и
физического благополучия, сохранения и укрепления здоровья и др.
Ценности-знания- определяют упорядоченную систему теоретико-методологических, научнопрактических(философских,социологических,психолого-педагогических,медико-биологических)и специальных
знаний, необходимых для понимания природных и социальных процессов сопряженного функционирования
физической культуры общества и личности, умения их адаптивного, творческого использования для личностного
и профессионального самосовершенствования при выполнении учебной, профессиональной и социокультурной
деятельности.
Ценности-средства- создают основу для достижения ценностей-целей: овладение закономерностями,
принципами, средствами, формами, методами, приемами и условиями их использования в физкультурноспортивной деятельности для развития творческой индивидуальности в самоизменении, самообучении,
самовоспитании, в достижении необходимого психоэмоционального состояния, культуры межличностного
общения, в оценке и контроле за эффективностью их использования и др.
Ценности-отношения- характеризуют человека как активного субъекта физической культуры с определенным
мотивационно-личностным отношением к самому себе, профессиональной деятельности, к природной и
социальной среде, в которых осуществляется его физкультурно-спортивная деятельность, к ее участникам.
Ценности-качества- раскрывают значение и смысл приобретения, развития, воспитания и коррекции
многообразия взаимосвязанных качеств и свойств
личности(индивидуальных,психофизических,коммуникативных,статусно-позиционных,деятельностнопрофессиональных),обеспечивающих ей полноценное самовыражение и самореализацию в когнитивной,
эмоциональной и поведенческой сферах при выполнении физкультурно-спортивной деятельности,
профессиональной и жизнедеятельности в целом.

36.

Организационно-управленческая функция связана с участием социологов в
разработке практических рекомендаций и предложений в сфере управления
физической культурой и спортом как компонентов социального процесса.
Организационно-управленческая функция – разработка прогнозов развития
социально-экономической сферы отрасли, исследование путей, средств и
форм вовлечения населения в регулярные физкультурно-спортивные занятия,
практические рекомендации по организации и управлению в сфере физической
культуры и спорта.
Динамичность системы физической культуры и спорта проявляется в ее
постоянном развитии и обновлении:
- появляются новые виды спорта;
- совершенствуются методики и технологии физической культуры и спорта;
- разрабатываются новые модели спортивного инвентаря, тренажеров,
спортивных сооружений и т. д.;
- растут количественные и качественные показатели развития сферы
физической культуры - изменяется количество занимающихся различными
видами спорта, разрабатываются новые нормативы физической
подготовленности, растет спортивное мастерство спортсменов и т. д.);
- стремительно развиваются профессиональные виды спорта;
- быстро растет число коммерческих физкультурно-спортивных организаций
(фитнес-клубы, фитнес-центры и т.д.), увеличивается количество и
разнообразие предоставляемых ими физкультурно-оздоровительных услуг
населению.
English     Русский Правила