Похожие презентации:
Осмысление сущности явлений через этимологический анализ слова
1. Осмысление сущности явлений через этимологический анализ слова
Обращат ься с языком кое – как– значит и мыслит ь кое – как:
нет очно, приблизит ельно, неверно
Л.Толст ой
2. Во всём начало есть, и у всего конец?
3. Филологическая образованность – показатель культуры общества (К.Д. Ушинский)
Средство обучения – СЛОВО – язык культ уры,след духовност и в ист ории общест ва.
Жизненная парадигма человека культуры
ОБРАЗ
(жизненные впечатления, переживания)
АНАЛИЗ
(осмысление, выстраивание концепт)
ДЕЙСТВИЕ
(принципы, поступки,
жизненное событие)
4. Для того, чтобы учащихся заинтересовать этимологией, следует придать ей практическую направленность Д.Э. Розенталь
Для т ого, чт обы учащихся заинт ересоват ьэт имологией, следует придат ь ей
практ ическую направленност ь
Д.Э. Розент аль
Словарная работа
б..гровый, б..рдовый , сверс..ник,
ровес..ник, об..яние, об..няние.
Подумайте и докажите, что
ваше решение верно.
5.
Дивишься драгоценности нашегоязыка: что ни звук, то подарок…
Н. Гоголь
Багровый – из старославянского, «багр» - багно, тёмно –
коричневый.
Бордовый – из французского, Бордо – название местности.
Сверст ник – из древнерусского «одинаковый по возрасту»,
по пройденной версте
Ровесник- из славянского «ровесный» , одинаковый по
годам, рождённый в одну весну (год)
Обаяние – из ст арославянского, баят ь –
околдовыват ь словами.
Обоняние – из ст арославянского, «воня»
- запах.
6. Орфография слова есть биография слова, кратко, но вразумительно повествующая о происхождении его. В.П. Шереметьевский
Орфография слова ест ь биография слова,крат ко, но вразумит ельно повест вующая о
происхождении его.
В.П. Шеремет ьевский
Однокоренные ли слова
«ц…ловать» и «целый»?
«простить» и «прощаться»?
Постройте на основе текста
этимологическую модель.
ц..ловать------?------целый
простить------?--прощаться
7. Почему язык хорош? Потому что это творение… Н.М.Шанский
Почему язык хорош?Потому что это т ворение…
Н.М.Шанский
В несмет ном нашем богат ст ве
Слова драгоценные ест ь:
От ечест во,
Верност ь,
Брат ст во.
А ещё:
Совест ь,
Чест ь…
Ах, если бы все понимали,
Чт о эт о не прост о слова,
Каких бы мы бед избежали.
И эт о не прост о слова!
А. Яшин.
8.
Не история слова, а история понятия выдвигаютсяв школьной этимологии на первое место
И.В. Пронина
Л.Успенский: От ец – из древнегреческого
"атта" соответствующее нашему «тятя, батя».
Постепенно она вытеснила старое слово,
обозначавшее "родитель", утратила оттенок
ласкательности и уменьшительности и живет
сейчас в виде нашего "отец".
В. Даль: От ечест во - корень наш, земля
отцов, народа, к коему кто, по рожденью,
языку и вере, принадлежит, наследство от
отца или деда.
9.
М. Фасмер: Вера - из лат. vērus«истина, правда»
В. Даль: Ве́рность - полная
преданность, истинность,
правдивость, твердость в слове,
стойкость в деле.
10.
М. Фасмер: Братство – из лат.«esprit de corps» связь их по духу,
чувству.
В. Даль : Братство - товарищество,
дружба, приязнь, тесная связь.
11.
М. Фасмер :Со́весть – калька греч.συνείδησις "conscientia" «совместное знание», см. ве́дать.
В. Даль : Со́весть - внутреннее
сознание добра и зла; тайник души, в
котором отзывается одобрение или
осуждение каждого поступка.
12.
М. Фасмер : Честь - ж. "мышление,понимание, намерение. Ср. чту,
чита́ть.
В. Даль :Честь - ж. внутреннее
нравственное достоинство человека,
доблесть, честность, благородство
души и чистая совесть.
13. Этимология даёт возможность «зажигать огонёк внутри слова»
Ит альянецНемец
Швед
Француз
РУССКИЙ?
14. Слово – это особый микромир
Начало----------------конецПОЗНАНИЕ
БЕСКОНЕЧНО
15.
Горят , как жар, словаИль ст ынут , словно камни,Зависит от т ого,
Чем наделил их т ы,
Какими к ним в свой час
Прит ронулся руками
И сколько от дал им
Душевной т еплот ы.
Н. Рыленков