2.14M
Категории: ИсторияИстория ФилософияФилософия

Актуальна ли теория идей Платона?

1.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ НЕФТИ И ГАЗА
(НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)
ИМЕНИ И.М. ГУБКИНА
Кафедра геополитики и устойчивого развития общества
РЕФЕРАТ
на тему: «Актуальна ли теория идей Платона?»
Выполнил:
Студент группы КС-22-03
Факультета комплексной безопасности ТЭК
Заворотный Константин Александрович
Москва 2023

2.

Содержание
Введение
Глава 1. Мир идей и мир вещей в философии Платона
Глава 2. Теория анамнезиса и миф о пещере
Глава 3. Идея Блага в философии Платона
Заключение
Список использованной литературы

3.

Актуальность
• «Диалоги» Платона вызывают интерес читающей публики уже
несколько тысячелетий и продолжают переиздаваться в наше
время.
• Платон признан одним из самых влиятельных деятелей мировой
истории.
• Платон анализирует познавательную способность человека, и
многие его идеи продолжают оставаться интересными нашим
современникам.

4.

Цель и задачи исследования
Целью данного исследования является подробное рассмотрение учения
Платона об идеях и выяснение актуальности данного учения на сегодняшний
день.
Для достижения данной цели автор исследования решает следующие задачи:
1. Подробно рассмотреть концепцию мира идей и мира вещей у Платона;
2. Представить теорию анамнезиса и миф о пещере, необходимые для
понимания концепции идей у Платона;
3. Рассмотреть гносеологические взгляды Платона и его взгляды на идею
Блага;
4. Сделать вывод об актуальности теории идей Платона на сегодняшний день
и представить их в заключении.

5.

Предмет, объект, методология исследования
Объектом данного исследования является философия Платона,
предметом – учение Платона об идеях.
Для данного реферативного исследования использовался
аналитический метод и метод создания исторической
ретроспективы.
Учение Платона было изучено и переосмыслено рядом учёных, в
частности А.Ф. Лосевым, на труды которого опирался автор при
подготовке данного исследования. Также в ходе исследования
основной упор делался на изучение первоисточника – «Диалогов»
Платона.

6.

Платон (429-327 гг. до н.э.)
Афинский философ
классического периода Древней
Греции, основатель
платонической школы мысли и
Академии, первого высшего
учебного заведения в западном
мире.
Основатель объективного
идеализма

7.

Мир идей и мир вещей в философии Платона
• Платон впервые высказался о том, что у всего видимого есть
некая невидимая суть, и эту суть он назвал идеями. Поэтому
учение Платона получило название идеализма;
• Им была изобретена новая теория познания;
• Платон занимался поиском основы всего существующего за
пределами этого мира
• Учение Платона возникло в противовес популярным тогда
концепциям Демокрита и Гераклита

8.

Мир идей и мир вещей в философии Платона
Теория Демокрита
Всё состоит из атомов – мельчайших неделимых
частиц, которые перемещаются в пустоте
Теория Гераклита
Существует единый закон Логос, который
упорядочивает мир конкретных вещей, которые
постоянно изменяются

9.

Мир идей и мир вещей в философии Платона
• Идея – это абстрактная сущность, которая является первоосновой
каждой вещи;
• Вещи – это не мир истинно существующего, но мир кажущегося,
видимость;
• В мире вещей нет ничего совершенного;
• Каждая вещь обладает истинной сущностью, которую человек
физическим взором усмотреть и «схватить» не может.

10.

Оба стола имеют одну идею, но совершенно по-разному
её воплощают
Деревянный высокий стол
Стеклянный низкий стол

11.

Иерархия мира идей
ИДЕЯ БЛАГА
ИДЕИ ПРЕКРАСНОГО И СПРАВЕДЛИВОГО (КРАСОТЫ И
ДОБРА)
ИДЕИ ФИЗИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ
ИДЕИ ЖИВЫХ СУЩЕСТВ
ИДЕИ ВЕЩЕЙ

12.

Соотношение идей и материи
Важность идей
Важность материи
Если бы не было Если бы не было
идей, вообще материи, идеям
ничего не
не во что было
смогло бы
бы
существовать
воплощаться
в мире

13.

Выводы по Главе 1
1. Идеи вещей представляют собой их суть, которую невозможно
увидеть, на которую можно постичь умозрением;
2. Каждому классу вещей соответствует определённая идея (все
столы воплощают идею стола);
3. Одушевленным и неодушевлённым предметам соответствуют
разные идеи (идея стола и идея лошади – не одно и то же);
4. Воплощение идеи в материю чрезвычайно важно. Платон не
отрицал значимости материи.

14.

Теория анамнезиса (припоминания)
Идеи познаны душой задолго до
того, как они воплотятся в
материальное
человеческое
тело, и при этом процессе
воплощения они забываются
душой. Всё, что может человек,
- это воспринимать вещи и на
основе
этого
восприятия
припоминать забытое. Такова
теория познания Платона.

15.

Миф о пещере
Люди, сидящие в пещере, могут
видеть только тени вещей, но
принимают их за истинные
вещи. Свет, который эти вещи
освещает, неприятен им, он их
слепит, поэтому они не
поворачивают головы в его
сторону и довольствуются
видимостью – видят тени
вместо вещей

16.

Как возможно познание?
• У человека есть вечная и
непреходящая часть – его
бессмертная
душа.
Она
воплощена в образе колесницы,
управляемой возницей.
• Белый конь – благородное начало
души
• Чёрный конь – вожделеющее
начало души
• Возница – разумное начало в
человеке

17.

Выводы по Главе 2
1. Познание представляет собой припоминание. Душа уже была в
«занебесной области», где обитают идеи, она видела истину, но
забыла её при воплощении в тело;
2. Люди довольствуются видимостью потому, что свет истины они
не в состоянии вынести. Справиться с ним могут только самые
смелые из людей – именно они становятся философами;
3. Душа человека состоит из двух частей – разумной и
вожделеющей, и жизненный путь человека зависит от того, как
его разум управляет его душой.

18.

Определение прекрасного
«Тот, кто познает саму «идею»
прекрасного, увидит вдруг нечто
удивительно прекрасное по природе
<…>, нечто, во-первых, вечное, то
есть не знающее ни рождения, ни
гибели, ни роста, ни оскудения, а вовторых, не в чем-то прекрасное, а в
чем-то безобразное, не когда-то, гдето, для кого-то и сравнительно с чемто прекрасное, а в другое время, в
другом месте, для другого и
сравнительно с другим безобразное»
[9, с.273]

19.

Определение Блага
«То, что придает познаваемым
вещам истинность, а человека
наделяет
способностью
познавать, это ты и считай идеей
блага – причиной знания и
познаваемости истины. Как ни
прекрасно и то и другое –
познание и истина, но, если
идею блага ты будешь считать
чем-то еще более прекрасным,
ты будешь прав» [9, c.507]

20.

Мир идей и Идея Блага
Мир
идей
для
Платона
сливается в Идее Блага. Все
идеи, какой бы иерархической
ступени они ни принадлежали,
стремятся к Благу, реализуются
во благо.
У всего в мире есть своё и своё
благо, и всеобщее.

21.

Выводы по Главе 3
1. Существует не только прекрасное в вещах, но и Прекрасное
само по себе как идея;
2. Главная идея – это Идея Блага. К её реализации стремится всё в
мире, любая частная идея;
3. Все вещи получают свою сущность от самого Блага, и именно
благодаря ему могут стать познаваемыми.

22.

Заключительные тезисы
1. Идея представляет собой смысл какой-либо вещи и ее внутреннюю суть;
2. Идея цельна и неделима. Она представляет собой совокупность характеристик данной вещи, а
на какую-то отдельную характеристику, и именно благодаря ей вещь является тем, чем
является;
3. Идея невещественна. Она не может быть воспринята физическим зрением или органами
чувств человека. Единственный способ ее постичь – умозрительный;
4. Идея обладает самостоятельным существованием в «занебесной области». Соприкасаясь с
материей, она пребывает в мире в той вещи, которую она определяет, и после прекращения
срока жизни данной вещи возвращается обратно в «занебесную область».
5. Познание человеком мира и соприкосновение с идеями вещей, как и стремление к идее Блага,
возможны благодаря тому, что в человеке наличествует бессмертная душа.

23.

Список использованной литературы
1. Алексеев П.В., Панин А.В. Хрестоматия по философии Учебное пособие. Издание второе, переработанное и
дополненное. - М.: Проспект, 2009. - 576 с.
2. Асмус В.Ф. Античная философия: Асмус В.Ф.: Античная философия (niv.ru)
3. Вундт, В. Введение в философию / В. Вундт. - М.: ДиректМедиа Паблишинг, 2018. - 295 c.
4. Иванов, О. Е. История философии. Курс лекций. Учебное пособие / О.Е. Иванов. - М.: Издательство Русской
Христианской гуманитарной академии, 2016. - 608 c.
5.
Лега, В. П. История западной философии (комплект из 2 книг) / В.П. Лега. - Москва: СИНТЕГ, 2016. - 912 c.
6. Лосев А.Ф. Жизненный и творческий путь Платона: http://ancientrome.ru/publik/article.htm?a=1505157253
7. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон: http://psylib.org.ua/books/lose002/
8. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель – М:Молодая гвардия, 2005 – 258 с.
9. Платон, Избранные диалоги, М:Эксмо, 2007,- 767 с.
10. Хайдеггер, М. Учение Платона об истине: М. Хайдеггер. УЧЕНИЕ ПЛАТОНА ОБ ИСТИНЕ. Перевод
B.B.Бибихина (helpiks.su)
English     Русский Правила