Похожие презентации:
Специфика социально-гуманитарного познания
1. Специфика социально-гуманитарного познания
Специфика социальногуманитарного познания4.
Формирование социально-гуманитарных дисциплин.
Исследовательские программы в социально-гуманитарном знании.
Объект и субъект в социально-гуманитарных науках.
Методология социально-гуманитарных наук.
5.
Проблема истины. Истина в социально-гуманитарных науках.
1.
2.
3.
2. Этапы формирования социально-гуманитарных дисциплин.
Этапы формирования социальногуманитарных дисциплин.1этап. ( XVII – XVIII вв) –начало оформления
обществознания (гражданской и моральной
философии).
Подчиненность наук о человеке и обществе образцам
естествознания. Наиболее сильно – классической
механики.
Общественные и гуманитарные науки основывались
на эмпирических методах и результатах наблюдений
Использовали идеализированные объекты и
идеализированные модели («энергия масс»,
«центростремительные» и «центробежные силы» в
обществе);.
3. Этапы формирования социально-гуманитарных дисциплин
Этапы формирования социальногуманитарных дисциплин2 этап (XVIII-XIX). Институционализации наук об
обществе и человеке.
Социально-гуманитарные науки оформляются в
качестве самостоятельных научных дисциплин.
Возникает предмет изучения, специфический
категориальный аппарат, формируются традиции
(политэкономия, социальная психология, научная
историография).
Специфика данного этапа заключается в том, что
формируется специфический предмет исследования и
идет поиск адекватных ему методов исследования.
Направленный не на объяснение социальных
явлений, а на понимание.
4. Этапы формирования социально-гуманитарных дисциплин
Этапы формирования социальногуманитарных дисциплин3 этап (XX в) Возникновение и
разработка самостоятельного метода
исследования – гермененевтики.
Более интенсивным становится процесс
дифференциации знания. Происходит
деление наук на социальные и
гуманитарные, с применением
специфических методов исследования.
5. Этапы формирования социально-гуманитарных дисциплин
Этапы формирования социальногуманитарных дисциплин4 этап (последняя четверть XX века)
Усиливается тенденция сближения как
социальных и гуманитарных наук, а также
обществознания и естествознания.
Интеграция наук проявляется в
междисциплинарных связях, в
востребованности методов других наук.
Наиболее перспективными становятся
исследования осуществляемы на «стыке
наук».
6. Основные исследовательские программы в обществознании
НИП способствуют формированию философскихоснований научного познания.
Исследовательская программа служит
посредником между философским
мировоззрением и культурой, с одной стороны, и
наукой – с другой.
исследовательские программы позволяют
выделить ценностные ориентиры и приоритеты в
становлении социально-гуманитарных наук.
7. Натуралистическая исследовательская программа (XVII – XVIII вв.)
Методологический редукционизммеханицизм (Т. Гоббс), географизм (Ш.
Монтескье, Л. Мечников) биологизм
(позитивизм Г. Спенсер), этноцентризм
(Л.Н.Гумилев)
8. Социологическая программа (XIX)
Общество надындивидуально, для его исследованиянеобходимы специальные социологические методы. Хотя
общество и возникло в результате взаимодействия
людей, оно существует по собственным законам.
Э. Дюркгейм: «социальные факты нужно рассматривать
как вещи» , исследование общества должно
ориентироваться на исследование устойчивых причинноследственных связей.
Критика данной теории выражается в стремлении
«вернуть человека в социологию».
9. Социопсихологические программы
К. Хорни, чувство беспокойства являетсяосновным побудительным мотивом
социальных действий. В зависимости от
того, как человек пытается снизить степень
этого чувства беспокойства К. Хорни
выделяет три типа личности с
характерными для них моделями
поведения:устойчивый, конструктивный,
отстраненный; деструктивный,
разрушительный.
10. Социопсихологические программы
А. Адлера (анализ механизмов компенсациичувства неполноценности и их влияния на
поведение человека в обществе),
К.-Г. Юнга (анализ
коллективного
бессознательного и роли архетипов в
социокультурных процессах)
Э. Фромма (исследование влияния специфики
человеческого существования на характер
развития общества, на динамику социума).
11. Культурно- историческая программа
В. Дильтей разделял науки о природе и науки о духе.Специфику всех методологических приемов в науках о
духе усматривает в преимущественном использовании
интерпретационных методов исследования.
Анализировать необходимо не психическую жизнь
человека, а объективные памятники человеческой
деятельности – тексты, архитектуру, произведения
искусства. Именно в артефактах заложены духовные
основы жизни общества в целом.
12. Культурно- историческая программа
В. Виндельбанд называет науки о культуреидеографическими – описывающие конкретные
социальные явления и события. Науки о природе
он называет номотетические, то
ориентированные на выведение законов.
Г. Риккерт, определяя основной метод наук о
природе как генерализирующий, обобщающий, а
основным методом наук о культуре называя
индивидуализирующий метод, позволяющий
отразить неповторимость и своеобразие
социальных явлений
13. Культурно- историческая программа
В ХХ веке в рамках изучения культуры каксамостоятельной реальности возникли такие
концепции как «морфология культуры (О.
Шпенглера) концепция «локальных
цивилизаций» (А. Тойнби)и др.
В конечном итоге культуроцентризм привел к к
еще одному способу интерпретации
исторического развития общества –
историцизму.
14. Специфика предмета социально-гуманитарного знания
Специфика предмета социальногуманитарного знанияГ.Риккерт (1863-1936) - предмет
гуманитарных наук – не объект (как в
естественных науках), а сам же субъект.
Гуманитарное знание - это науки о духе и
культуре.
Цель гуманитарных наук – понять (не
объяснить) чужое «Я»
15. Предметом гуманитарного знания является - жизнь
Биологически-натуралистическоепонимание жизни (Ф.Ницше) – «воля к
власти»
Космологическая эволюция (А. Бергсона)
Жизнь – космическая энергия, витальная
сила, жизненный порыв, сущность
которого состоит в непрерывном
воспроизведении себя и творчестве новых
форм
16. АНРИ БЕРГСОН (1859 - 1941) – французский философ
Жизнь –это творческийпорыв, который
стремится вверх.
Стремление к свободе
через преодоление
враждебной материи
Постигается интуитивно
Материя – нечто
инертное, падающее
вниз.
Интеллект не признает
идеи абсолютной
оригинальности и непредвидимости форм
Его ограниченность –
практическая
применимость. Поиск
подобного.
17. Науки о природе и науки о духе (В. Дильтей)
В. Дильтей выделял два аспекта жизни –жизнь как взаимодействие живых существ
применительно к природе
(естествознание);
жизнь как взаимодействие, существующее
между личностями в определенных
внешних условиях, (социальногуманитарные науки).
18. Науки о духе (В. Дильтей)
Естествознание и исторические науки («науки одухе») различаются не по предмету
исследования, а по методу, по отношению духа к
своему предмету;
Метод наук о духе - непосредственное
переживание исторических событий и их
истолкование;
Необходимо производить и побудительные
мотивы исторической деятельности людей.
19. Ценности как предмет социально-гуманитарных наук (Г. Риккерт)
Ценности как предмет социальногуманитарных наук (Г. Риккерт)Научные ценности
эстетические, художественные ценности
мистические и религиозные ценности.
этические (следование долгу)
социально-этические (свобода,
творчества).
Философия как ценность личной жизни
20. Объективность гуманитарного знания
объект не только познается, он еще иоценивается с точки зрения познающего
субъекта, его ценностей, идеалов.
• принцип историзма (развития) как один
из важных в социльно-гуманитарном
познании
21. Текст –предмет гуманитарного познания
М.М. Бахтин: текст «первичная данность(реальностью) всякой гуманитарной
дисциплины».
интерпретировать субъективные смыслы
авторское толкование исключает
потенциальную множественность.
историческое развитие текста, каждая
эпоха открывает в нем что-то свое, новое.
22. Р. Барт (1915-1980)
Денотат, т.е. предметное значение,устанавливаемое в процессе обозначения
объекта в имени
Коннотации –способы интерпретации
денотата
23. Р. Барт
Проблема построения метаязыка, какспособ сохранения денотативных смыслов.
Даже «бессубъектный» язык математики,
претендующий на сугубую денотативность
выражает субъективную позицию: веру в
бесстрастную объективность и безграничные
возможности науки
24. Смерть автора (Р. Барт)
Язык-противник —износившийся вомножестве расхожих историй, «насквозь
предсказуемый»;
это
мертвый
язык,
омертвевшее письмо, раз и навсегда
разложенное по полочкам, это тот избыток
языка, который изгоняет повествователя из
собственного «я» - это враждебный язык
25. Смерть автора (Р. Барт)
По Барту, «письмо» — это опредметившаяся вязыке идеологическая сетка, которую та или иная
группа, класс, социальный институт и т. п.
помещает между индивидом и действительностью,
понуждая его думать в определенных категориях,
замечать и оценивать лишь те аспекты
действительности, которые эта сетка признает в
качестве значимых.