Похожие презентации:
Ф. де Соссюр и его вклад в развитие лингвистики
1.
Ф. де Соссюр иего вклад в
развитие
лингвистики
Работу подготовила Маркова
Ю.В.
2.
О Ф. де Соссюре• Фердинанда де Соссюра (1857
- 1913) называют Коперником
современного языкознания.
• Лингвистическая концепция
Соссюра основана идеях
знаковой природы и
системности языка.
• Идеи Соссюра послужили
основой для возникновения
структурализма XX в. Они
помогли в преодолении
кризиса мирового языкознания
в конце XIX - начале XX в.
Ф. де Соссюр
(1857-1913)
3.
О Ф. де Соссюре• В 16 лет, занимаясь структурой
индоевропейского корня, за три года до К.
Бругмана и Г. Остхофа, Соссюр случайно открыл
ранее неизвестные индоевропейские сонанты звуки, которые могли формировать слоги.
• В Лейпцигском университете в 1878 г. Соссюр
написал диссертацию «Мемуар (исследование)
о первоначальной системе гласных в
индоевропейском языке».
4.
«Мемуар (исследование) опервоначальной системе гласных в
индоевропейском языке».
• Стержневой идеей «Мемуара» была
системность языка.
• Соссюр выдвинул гипотезу о необычных
сонантах, которые затем были утрачены, но
косвенно отражаются в чередованиях гласных
современных индоевропейских языков.
• Соссюр сделал важный вывод о системности
фонетического и морфологического строя
индоевропейского праязыка.
5.
«Мемуар (исследование) опервоначальной системе гласных в
индоевропейском языке».
• 1) каждый корень содержал гласный «е», за ним мог
следовать сонант i, u, r, l, m, n: (*mer-, ber-, mei-, pei-,
ken-);
• 2) в некоторых условиях гласный «e» чередовался с
«о», в других «e» исчезал (* mer- // mor-: умер, мор,
умри; ber- // bor-: беру, сбор, брать);
• 3) там, где гласный «e» выпал, корень, не
содержавший сонанта, остался без гласного. В корне
же с сонантом сонант выступает в качестве
слогового звука, когда за ним следует согласный:
*pei-ti → пи-ть.
6.
«Мемуар (исследование) опервоначальной системе гласных в
индоевропейском языке».
• Важнейший принцип этих правил состоит в том,
что при одинаковых морфологических и
фонетических условиях огласовка разных корней
должна быть одинаковой.
• Например, в первом лице настоящего времени
индоевропейских глаголов в корне имеется
гласный «е»: нем. ich gebe (даю), лат. lego
(собираю), рус. несу / веду /везу / плету.
7.
Ф. де Соссюр в Париже и Женеве• В 1880 г. Соссюр защитил докторскую
диссертацию по синтаксису. Он начинает
работать в Парижском университете, и в Париже
знакомится с И.А. Бодуэном де Куртенэ.
• В 1891 г. Соссюр переезжает в Женеву. Здесь
учёный занимался классическими и
германскими языками, лингвистической
географией, эпосом Нибелунгов, французским
стихосложением и греческой мифологией.
• Осталось 99 его тетрадей по анаграммам в
греческой, латинской и ведийской поэзии.
8.
«Курс общей лингвистики» Ф. деСоссюра
• Ф. де Соссюр прочитал свой курс три раза, не
оставив даже кратких записей своих лекций.
• После смерти Соссюра конспекты лекций были
опубликованы младшими коллегами Соссюра
Шарлем Балли и Альбером Сеше в 1916 г. как
«Курс общей лингвистики».
• С этого года началось триумфальное признание
концепции Соссюра, оказавшей колоссальное
влияние на развитие мирового языкознания.
9.
«Курс общей лингвистики» Ф. деСоссюра
Противопоставление языка и речи
Центральными понятиями «Курса общей
лингвистики» стали речевая деятельность, язык и
речь.
Язык
Речь
ДВЕ СТОРОНЫ РЕЧЕВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
10.
«Курс общей лингвистики» Ф. деСоссюра
• Главное различие между языком и речью
в том, что язык социален, а речь
индивидуальна.
• Социальность языка состоит в том, что он
функционирует лишь в человеческом
обществе.
• Речь целиком индивидуальна. Она - акт
воли и сознания отдельного человека, ею
полностью распоряжается индивид.
11.
«Курс общей лингвистики» Ф. деСоссюра
Противопоставление синхронии и
диахронии.
Синхрония
Диахрония
Соссюр показал самостоятельность синхроничного и
диахроничного анализа и их взаимосвязанность,
подчёркивая их диалектическое единство и различия.
12.
«Курс общей лингвистики» Ф. деСоссюра
Противопоставление внешней и
внутренней лингвистики.
Внешняя лингвистика.
Все аспекты,
связанные с историей
общества; внутренняя
политика государства;
уровень культуры;
отношения между
языком и церковью,
языком и школой и др.
Внутренняя
лингвистика.
Изучает только
языковую систему,
отношения внутри неё.
13.
«Курс общей лингвистики» Ф. деСоссюра
Язык как знаковая система.
• Эта идея разрабатывалась Аристотелем,
авторами «Грамматики Пор-Рояля», В. фон
Гумбольдтом, учёными Казанской и
Московской лингвистических школ.
• Соссюр первым обособил язык как знаковую
систему от других знаковых систем: письма,
азбуки глухонемых, военных сигналов.
• Первым предложил выделить науку о жизни
знаков в обществе – семиологию (позднее семиотика).
14.
«Курс общей лингвистики» Ф. деСоссюра
Учение о лингвистическом знаке и
значимости.
• Схематично лингвистический знак можно изобразить
так:
Понятие
________
Акустич.
образ
Означаемое
________
Означающее
15.
«Курс общей лингвистики» Ф. деСоссюра
• Дав определение языковому знаку,
Соссюр называет два определяющих
признака, отличающих языковую систему
от других знаковых систем и от
общественных явлений:
Произвольность
Линейность
16.
«Курс общей лингвистики» Ф. деСоссюра
Учение о языке как системе.
• Системность языка проявляется на
фонетическом, грамматическом и
лексическом уровнях.
• Система языка обладает двумя свойствами:
1) она находится в равновесии и 2) она
замкнута.
• В ней обнаруживается два типа отношений:
синтагматические и ассоциативные.
17.
«Курс общей лингвистики» Ф. деСоссюра
Синтагматические
отношения
Ассоциативные
(парадигматические)
отношения
Возникают, когда элементы
выстраиваются один за другим в
потоке речи.
Такие сочетания, имеющие
протяжённость, можно назвать
синтагмами.
Член синтагмы получает значимость в
меру своего противопоставления
тому, что с ним соседствует. Это
отношения по смежности.
Возникают вне процесса речи, в
мозге человека на том основании, что
слова, имеющие нечто общее,
ассоциируются в памяти.
По сходным чертам они могут
объединяться в группы (например,
по общности корня или суффикса; по
общности грамматических форм).
18.
Наследие Ф. де Соссюра• С деятельностью Соссюра связаны Женевская
(Швейцарская) лингвистическая школа (Шарль
Балли, Альбер Сеше, Сергей Осипович Карцевский,
Роберт Гёдель) и Парижская школа (Антуан Мейе,
Жозеф Вандриес, Мишель Граммон, Марсель Коэн).
• С 1928 г. соссюрианство постепенно перерастает в
структурализм, хотя само это название появляется
лишь в 1939 г. На знамени структурализма основные тезисы Соссюра: язык/речь,
синхрония/диахрония, внутренняя/внешняя
лингвистика, системность и знаковость языка.