1.12M
Категория: ЛитератураЛитература

Романтизм в художественной культуре Европы XIX в.: открытие «внутреннего человека»

1.

2.

Романти́зм (фр. romantisme )
— идейное и художественное направление в европейской и
американской культуре конца XVIII века — первой
половины XIX века, характеризуется утверждением
самоценности духовно как творческой жизни личности,
изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и
характеров, одухотворённой и целительной природы.
Распространилось на различные сферы деятельности
человека. В XVIII веке романтическим называли всё странное,
живописное и существующее в книгах, а не в
действительности. В начале XIX века романтизм стал
обозначением нового направления,
противоположного классицизму и Просвещению.

3.

Название течения родилось из тесного
переплетения нескольких значений однозвучных
слов разных стран — romantisme (Франция),
romance (Испания), romantic (Англия).
Впоследствии имя направления укоренилось и
дошло до наших дней как romantique — нечто
живописно-странное, фантастически-красивое,
существующее только в книгах, но не в
действительности.

4.

Черты романтизма:
утверждает культ природы, чувств и естественного в человеке
необычный человек в необычных обстоятельствах=> «бегство от
действительности» (в прошлое, экзотические страны, фантазии/мысли и
тд)
глубина собственных личных переживаний и мыслей
глубокий духовный мир человека, нравственные искания, его величие и
красота
Трагический разлад личности с окружающим миром
внутренние страхи, порывы, любовь и ненависть в четких контрастах света,
тени и полутонов
противопоставлением классицизму (античная культура, разум человека
противовес чувств, строгие правила, служение человека общуству/гос-ву)

5.

Джордж Гордон лорд Байрон (1788-1824 гг.)
поэма « Паломничество Чайльд-Гарольда» (Пресытившийся жизнью
молодой англичанин отправляется в странствие, надеясь найти смысл
жизни и обрести покой в единении с природой, но так и не находит
успокоения.)
Байрон родился в аристократической семье,
в десять лет унаследовал титул лорда и
фамильное поместье на севере Англии,
получил образование в привилегированных
учебных заведениях - в школе Хэрроу и
университете Кембриджа.
Он готовился к карьере государственного
деятеля и долгое время не относился к поэзии
как к главному делу своей жизни. Несмотря
на принадлежность к правящей верхушке, он
был бунтарем по натуре, и вся его жизнь
была вызовом принятым в обществе
условностям. Он считал английское
общество косным и лицемерным, не желал
идти ни на какие уступки общественному
мнению и после недолгого периода славы на
родине (1812-1816 гг.) навсегда покинул
Англию, поселившись в Италии. Жизнь его
завершилась в Греции, где он принимал
участие в национально-освободительной
борьбе греков против турок.

6.

Так вот истории урок.
Меняется не сущность только дата.
Жизнь коротка, стеснен ее полет,
В суждениях не терпим мы различий.
А Истина - как жемчуг в глуби вод.
Фальшив отяготивший нас обычай.
Средь наших норм, условностей, приличий
Добро случайно, злу преграды нет,
Рабы успеха, денег и отличий,
На мысль и чувство наложив запрет,
Предпочитают тьму, их раздражает свет.
И так живут в тупой, тяжелой скуке,
Гордясь собой, и так во гроб сойдут.
Так будут жить и сыновья и внуки,
И дальше рабский дух передадут,
И в битвах за ярмо свое падут,
Как падал гладиатор на арене.

7.

Артур Шопенгауэр
«Мир как воля и представление ».
Книга поразила глубочайшим пессимизмом. Свободным
человека делает лишь смерть, а жизнь лишена всякого
смысла.
Шопенгауэр использовал слово «воля» как «стремление»,
«желание», «усилие», «призыв». Философия Шопенгауэра
придерживается того, что вся природа, включая человека, —
это выражение ненасытной «воли к жизни». Именно
благодаря этому «желанию жить» человечество испытывает
страдание. Желание большего — причина ещё больших
страданий.
Он использует слово «представление», в значении
производимой в уме идеи, образа или любого объекта
пережитого, как находящегося снаружи по отношению к
разуму. Это переводилось как «идея» или «представление».

8.

«…каждый a priori считает себя совершенно
свободным, даже в своих отдельных поступках, и
думает, будто он в любой момент может избрать
другой жизненный путь, т. е. сделаться другим. Но a
posteriori, на опыте, он убеждается к своему
изумлению, что он не свободен, а подчинен
необходимости, что, несмотря на все свои решения
и размышления, он не изменяет своей деятельности
и. от начала до конца жизни должен проявлять один и
тот же им самим не одобряемый характер, как бы
играть до конца однажды принятую на себя роль».

9.

Романтизм в Германии
Главная отличительная черта немецкого романтизма – его
философичность.
Проблемы рассматривались в рамках философии, этики, эстетики
Интерес к сказочным и мифологическим мотивам

10.

Роман Новалиса «Генрих фон
Офтердингер»
Главная отличительная черта немецкого романтизма – его
философичность.

11.

Певец бредет по мрачным тропам,
Терновник рвет его наряд:
Когда грозит река потопом
,Подмоги не находит взгляд.
С тяжелой лютней неразлучен,
Певец отчаяться готов,
И одиночеством измучен,
Сдержать не может скорбных слов:
«Плачевное вознагражденье!
Я бесконечно одинок.
Всем доставлял я наслажденье
И, обделенный, изнемог.
Чужую жизнь и достоянье
Воспел я, радуя других,
И разве только подаянье
За песни получал от них.

12.

Первая часть романа, которая называется «Ожидание», повествует
о странствиях молодого человека, поэта, романтика и
максималиста. Двадцатилетнему Генриху, ученику капеллана,
снится сон о том, что он бредёт по тёмному лесу, выходит к горам
и в пещере находит непередаваемой красоты голубой
цветок. Голубой цветок — это символ немецкой романтической
поэзии, осязаемое воплощение кристально-чистой поэзии и
совершенной жизни человека.
Юный Генрих покидает дом отца, родную Тюрингию и отправляется
на родину матери. По дороге он встречает многих людей
различных профессий и складов ума. Всех он слушает с
присущей ему внимательностью и интересом. Из каждой
выбранной истории герой извлекает что-то новое для себя,
обнаруживает новые стороны жизни. И в своей «погоне за голубым
цветком» всё ближе и ближе подходит к нему.

13.

Клименсо Бренато
Ахим фон Арним
«Волшебный рог мальчика»
Интерес к народному творчеству.
В сборник вошли песни разнообразных жанров —
солдатские, монашеские, разбойничьи, бытовые,
любовные.

14.

Эрнст Теодор Амадей Гофман
Гофман рано продемонстрировал способности к музыке и
рисованию. Но, не без влияния дяди, Гофман выбрал себе стезю
юриспруденции, из которой всю свою последующую жизнь пытался
вырваться и зарабатывать искусством.
«Двуликий мир»- реальное+вымысел
«Крошка Цахес, по прозванию Циннобер» ( фея Розабельверде из
жалости заколдовывает уродливого телом и душой маленького
малыша Цахеса. Любое достойное похвалы дело, совершённое в его
присутствии, приписывается ему, Цахесу, сменившему своё прежнее
имя на новое — Циннобер. И наоборот, стоит ему сделать что-либо
отвратительное или постыдное (а ничего иного он не делает) — в глазах
присутствующих сделавшим мерзость кажется кто-то другой)

15.

Генрих Гейне
Тебя люблю я, неизбежна
Разлука наша, - не
сердись!
Цветущий образ твой и
нежный
И мой печальный – не
сошлись!Да, от любви к
тебе я вяну,
Я тощ и бледен стал, вглядись!
Тебе я вскоре гадок
стану, Я удаляюсь, - не
сердись!
С детства он высоко ценил
собрание стихов и песен
«Волшебный рог мальчика»,
выделяя его из всех других
творений немецких
романтиков
«Книга песен» (по-новому
попытался трактовать
традиционные для романтиков
темы (любовь, природа))
За три года, проведённые у
Соломона, он влюбился в свою
кузину Амалию, дочь дяди.
Любовь осталась безответной,
и все переживания Генриха
нашли выход в его стихах

16.

Английский романтизм
Уильям Вордсворт
автор сборника «Лирические баллады», условно относимый
к «озёрной школе»
Писал о природе. Природа- это источник непреходящего
вдохновения и поддержки.
В его поэзии часто возникают и образы детей, подчас
выказывающих, в отличие от взрослых, прозорливость сердца
и воображения.
Вордсворт неизменно подчёркивал, сколь многим он
обязан У. Шекспиру.
Вордсворт, будучи противником городской культуры, не
тянулся и к науке.

17.

К чужим, в далёкие края
Заброшенный судьбой,
Не знал я, родина моя,
Как связан я с тобой.
Теперь очнулся я от сна
И не покину вновь
Тебя, родная сторона Последняя любовь.
В твоих горах ютился дом.
Там девушка жила.
Перед родимым очагом
Твой лен она пряла.
Твой день ласкал, твой мрак скрывал
Её зеленый сад.
И по твоим холмам блуждал
Её прощальный взгляд.
О тихой красоте травы,
О пышной прелести цветка
Не станем горевать,
Они в нас не пробудят
жалость.
Лишь силы нам дадут вовек
не забывать
О том, что позади осталось.

18.

Вальтер Скотт
всемирно известный шотландский прозаик, пот, историк, собиратель
древностей, адвокат. Считается основоположником
жанра исторического романа. ()
Первый роман «Уэверли».
Автор известного произведения «Айвенго»
Написал многотомное сочинение про Наполеона Бонапарта
Вальтер Скотт, при своём слабом здоровье, имел феноменальную
работоспособность: как правило, он публиковал не менее двух
романов в год. В течение более чем тридцатилетней литературной
деятельности писатель создал двадцать восемь романов, девять поэм,
множество повестей, литературно-критических статей, исторических
трудов.
Сочетание реального и вымышленного
«историю ради истории», демонстрировали свои выдающиеся знания и
таким образом обогащали знание читателей
Романы Скотта первоначально выходили без имени автора
Занимался самообразованием

19.

Остро въ Корсика былъ въ древнія времена достопримѣчателенъ тѣмъ, что онъ
служилъ мѣстомъ изгнанія Сенекѣ; а въ послѣднее столѣтіе, онъ отличился
сильнымъ отпоромъ, который сдѣлали его жители, защищая свою свободу
противъ Генуэзцевъ и Французовъ въ продолженіе войны, показавшей храбрый и
неукротимый духъ сихъ островитянъ, соединенный съ буйною мстительностью,
свойственною ихъ землѣ и климату.
Ричард Львиное Сердце ничего так не любил, как заводить новые знакомства и
пускаться в неожиданные приключения; если при этом встречались серьезные
опасности, для него было высшим наслаждением преодолевать их. Король,
наделенный львиным сердцем, был образцом рыцаря, совершающего
блестящие, но бесполезные подвиги.

20.

Чарльз Диккенс
«Жизнь и приключения Оливера Твиста» (После его
выхода прошел ряд скандальных разбирательств в
работных домах Лондона)
«Большие надежды» (молодой человек Филип Пиррип
(или просто Пип), стремится стать «истинным
джентльменом» и добиться положения в обществе. Но его
ждут разочарования.)
«Рождественские повести» были написаны Диккенсом
в 40-х годах XIX века. В этих историях главными
персонажами являются феи, эльфы, призраки, духи
умерших и... обычные англичане. В них сказка
переплетается с реальностью
Читал свои лекции и романы на публике с целью
заработка

21.

Но одна из задач этой книги — показать суровую правду, даже когда она
выступает в обличье тех людей, которые столь превознесены в романах, а
посему я не утаил от своих читателей ни одной дырки в сюртуке Плута, ни
одной папильотки в растрепанных волосах Нэнси. Я совсем не верил в
деликатность тех, которым не под силу их созерцать. У меня не было ни
малейшего желания завоевывать сторонников среди подобных людей. Я
не питал уважения к их мнению, хорошему или плохому, не добивался их
одобрения и не для их развлечения писал.
….
Среди общественных зданий в некоем городе, который по многим
причинам благоразумнее будет не называть и которому я не дам
никакого вымышленного наименования, находится здание, издавна
встречающееся почти во всех городах, больших и малых, именно —
работный дом. И в этом работном доме родился, — я могу себя не
утруждать указанием дня и числа, так как это не имеет никакого значения
для читателя, во всяком случае на данной стадии повествования, —
родился смертный, чье имя предшествует началу этой главы.

22.

Александр Дюма
Автор многих приключенческих романов
«Три мушкетера», «Граф Монте- Кристо»
Новым в произведениях было и то, что автор наделил
современного человека разнообразием чувств, который,
по общепринятому мнению, был свойственен эпохе
Возрождения.
Великой французской революции Дюма посвящает
серию романов: «Жозеф Бальзаме», «Ожерелье
королевы», «Анж Питу», «Кавалер Красного замка»,
«Графиня Шарни». В них автор раскрывает причины,
вызвавшие революцию, описывает падение
французской монархии.
За свою жизнь Дюма-отец успел написать и издать более
500 томов произведений различных жанров

23.

• Виктор Гюго
Стендаль
Оноре де Бальзак
Альфонс де Ламартин
Франсуа –Рене де Шатобриан
English     Русский Правила