Похожие презентации:
Военная проза. Семинар
1. Семинар «Военная проза»
11 классСеминар
«Военная проза»
2. Великая Отечественная война (22 июня 1941 года — 9 мая 1945 года) длилась она 3 года, 10 месяцев и еще 17 дней или 1418 дней
3. Люди! Покуда сердца стучатся, — Помните! Какой ценой завоевано счастье, — Пожалуйста, помните! Р. Рождественский
Сороковые роковые,Свинцовые, пороховые...
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!
Д. Самойлов
4. Художественные фильмы
19851975
1974
5. 1. Назвать три периода военной прозы. Синквейн (война).
война6. Синквейн (война).
войнаотечественная
гражданская
«Война - это безумие, заставляющее усомниться
в разуме человека...» (Л.Н.Толстой)
борьба
7. Писатели, прошедшие войну: одни, как Гроссман, Симонов, Твардовский, Шолохов, были военными корреспондентами на передовой;
другие солдатами,офицерами, политработниками прошли эту войну, и среди
них прозаики Астафьев, Бакланов, Бондарев, Васильев,
Некрасов, Солженицын, поэты Окуджава, Самойлов,
Тарковский и другие. 275 писателей с войны не вернулись…
Писатели стремились подняться до художественного
осмысления событий Великой Отечественной войны.
Первый поток – произведения художественнодокументальные, в центре внимания – реальные
исторические лица и события: повесть Александра Бека
«Волоколамское шоссе» (1944), роман Александра Фадеева
«Молодая гвардия» (1945), «Повесть о настоящем человеке»
Бориса Полевого (1946), рассказ Михаила Шолохова «Наука
ненависти» (1942).
8. Второй поток – героико-эпические произведения, воспевавшие подвиг народа и масштабы разразившихся событий; ярким образцом стала
поэма АлександраТвардовского «Василий Тёркин»; писатели каждый по-своему
исследовали те стороны национального характера, которые
позволили выстоять русскому солдату плечом к плечу с
солдатами других национальностей: роман Константина
Симонова «Живые и мёртвые» (1959-1971), роман Василия
Гроссмана «Жизнь и судьба» (1960). Опыт Л.Н.Толстого и его
эпопеи «Война и мир» оказался для них особенно
актуальным, так как писатели второго потока стремились
сочетать панорамный взгляд на крупные исторические
события с вниманием к судьбе отдельной личности.
9. Третий поток батальной прозы был связан со стремлением писателей показать судьбу отдельного человека в нечеловеческих условиях
войны, посмотреть на неё неглазами историка или писателя эпических форм, но глазами
простого солдата, офицера. Это позволяло рассмотреть
детали, ставить самые смелые, нередко трудноразрешимые
нравственные проблемы и вопросы. Мысль о том, что война
не только раскрывает черты личности, но и формирует их,
закаляет волю человека - основное для этих произведений.
Этот поток называют ещё «лейтенантской прозой»: повести
Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда» (1946), Юрия
Бондарева «Батальоны просят огня» (1957), Бориса
Васильева «А зори здесь тихие…» (1968), «В списках не
значился» (1974) и другие.
10. 2. «Окопная правда»: роман В.П.Некрасова «В окопах Сталинграда»: 1) об авторе 2) когда написан? 3) о чём? 4) мнения о
произведении11. Сталинградская битва (17 июля 1942 — 2 февраля 1943) Герой-повествователь – лейтенант Юрий Керженцев, сапёр, но до войны –
архитектор, учившийся не разрушать, астроить: «Всё это когда-то интересовало и волновало меня, а
сейчас отошло далеко… Архитектура, живопись, литература… Я
за время войны ни одной книжки не прочёл. И не хочется. Не
тянет… Всё это потом…» Теперь для него главная ценность –
сохранение жизни людей, подчинённых ему.
Он понимает, как мало – и вместе с тем как много зависит
от человека на войне: мало – потому что случайная пуля, просчёт
командира, роковые обстоятельства способны перечеркнуть все
твои попытки сберечь себя и своих подчинённых, не преступая
при этом законов чести и воинского долга; много – потому что
война «совсем не фейерверк, а просто трудная работа, когда –
черна от пота – вверх, скользит по пахоте пехота», как писал в
1942 году поэт-фронтовик Михаил Кульчицкий. А всякая работа
требует мастерства, умения…
12. 2. Роман – эпопея В.С.Гросмана «Жизнь и судьба»: 1) об авторе 2) когда написан? 3) о чём? 4) мнения о произведении (2-3)
13. Методично и безжалостно осуществляемый нацистами и их пособниками геноцид евреев, холокост, является одной из главных тем
романа. В романе также неоднократноупоминаются сталинский террор 1937-38 годов,
раскулачивание, массовый голод на Украине в 1933 году.
В.Гроссман сопоставляет эти события и рассуждает об
ответственности простого человека, вовлеченного
тоталитарным государством в такие кампании. В.Гроссман
утверждает, что у человека всегда есть выбор, даже если это
выбор между соучастием в уничтожении других людей и
собственной смертью. Именно такой выбор делает
заключённый в концлагерь толстовец Иконников,
отказавшийся работать на постройке газовой камеры.
14. Друг Василия Гроссмана Семён Липкин так описал свои впечатления от прочтения рукописи романа: «Не сразу понял я, читая книгу,
что иной связью, куда более сложной, чем я думалраньше, связаны жизнь и судьба. Эта связь непостижна нашему
разуму. Судьбу не изменишь, её рождает жизнь, а жизнь есть
Бог. И напрасно писатели, философы, политики гадают, что
было бы с Россией, если бы умнее был царь Николай,
серьезней и деятельней Керенский. Все это пустые разговоры.
Путём, ей определенным, пошла Россия, и на этом пути, как
светильники надежды, светятся Березкин, Греков, Штрум,
Ершов, Левинтон, Иконников. Я не знаю, возможно ли Царство
Божие на земле, но твердо знаю, что Царство Божие есть в нас.
Поэтому мы сильнее зла, Россия сильнее зла».
«Гроссман вывел для себя моральную тождественность
немецкого национал-социализма и советского коммунизма»,
— писал А. Солженицын.
15. 2. Проблема нравственного выбора в повести В.Г.Распутина «Живи и помни»: 1) об авторе 2) когда написан? 3) о чём? 4) мнения о
произведении (2-3)5) что такое «нравственный выбор»?
16. Гуськовы живут в глухой сибирской деревне Атамановке на Ангаре. Андрей берёт в жёны сироту Настёну, с которой до войны успевает
прожить четыре года. Детей у них нет. В 1941году Андрея и ещё нескольких парней из деревни забирают на
фронт. Он служит до лета 1944 года, когда его тяжело ранят и
направляют в госпиталь в Новосибирск. Уверенный, что после
выздоровления его если не комиссуют, то дадут отпуск на
несколько дней, Андрей потрясён и разочарован, когда осенью
его снова направляют на фронт. Чтобы хотя бы на день побывать
у родных, он из госпиталя едет в Иркутск, однако через
несколько дней понимает, что всё равно не успеет, и что он уже
совершил дезертирство. Прячась от всех, он постепенно
пробирается в родные места. Между тем, его пропажа
обнаружена, и в Атамановку уже приезжали из военкомата
узнавать, не было ли известий от Андрея. В крещенские морозы
января 1945 года Андрей тайно добирается до Атамановки, где
крадёт в бане топор и лыжи…
17. Александр Солженицын в своей речи при вручении Распутину Премии Солженицына 4 мая 2000 года начал свой обзор его творчества
именно с повести «Живи и помни»:«Валентин Распутин появился в литературе в конце 60-х, но
заметно выделился в 1974 внезапностью темы —
дезертирством, — до того запрещённой и замолчанной, и
внезапностью трактовки её… в отблещенной советской
литературе немыслимо было вымолвить даже полслова
понимающего, а тем более сочувственного к дезертиру.
Распутин — переступил этот запрет».
18.
19.
20.
21. 3. С.А.Алексиевич – Нобелевский лауреат. 1) что знаем о её жизни и творчестве?
22. Светлана Александровна Алексиевич (родилась 31 мая 1948 года, 68 лет) — советская и белорусская писательница, журналистка,
сценарист документальных фильмов. Пишет нарусском языке. Лауреат Нобелевской премии по литературе
2015 года.
Наибольшую известность получили её книги в жанре
художественно-документальной прозы «У войны не женское
лицо», «Цинковые мальчики».
23. Повесть «У войны не женское лицо» (1985). В этой книге собраны рассказы женщин, участвовавших в Великой Отечественной войне.
«…Четыре мучительных года я иду обожженнымикилометрами чужой боли и памяти. Записаны сотни рассказов
женщин-фронтовичек: медиков, связисток, саперов, летчиц,
снайперов, стрелков, зенитчиц, политработников, кавалеристов,
танкистов, десантниц, матросов, регулировщиц, шоферов, рядовых
полевых банно-прачечных отрядов, поваров, пекарей, собраны
свидетельства партизанок и подпольщиц. «Едва ли найдется хоть одна
военная специальность, с которой не справились бы наши отважные
женщины так же хорошо, как их братья, мужья, отцы», — писал
маршал Советского Союза А.И. Еременко. Были среди девушек и
комсорги танкового батальона, и механики-водители тяжелых танков,
а в пехоте — командиры пулеметной роты, автоматчики, хотя в языке
нашем у слов «танкист», «пехотинец», «автоматчик» нет женского
рода, потому что эту работу еще никогда не делала женщина.
24. Только по мобилизации Ленинского комсомола в армию было направлено около 500 тысяч девушек, из них 200 тысяч комсомолок.
Семьдесят процентов всех девушек, посланныхкомсомолом, находились в действующей армии. Всего за годы
войны в различных родах войск на фронте служило свыше 800
тысяч женщин…Связистка Антонина Федоровна Валегжанинова
воевала под Сталинградом. Рассказывая о трудностях
сталинградских боев, она долго не могла найти определения
чувствам, которые испытала там, а потом вдруг объединила их в
единых образ: «Запомнился один бой. Очень много было
убитых… Рассыпаны, как картошка, когда ее вывернут из земли
плугом. Огромное, большое поле… Они, как двигались, так и
лежат… Их, как картошку… Даже лошади, настолько деликатное
животное, она же идет и боится ногу поставить, чтобы не
наступить на человека, но и они перестали бояться мертвых…»
25. Мария Ивановна, снайпер, продолжает: «Наши разведчики взяли одного немецкого офицера, и он был крайне удивлен, что в его
расположении выбито много солдат и все ранения только в голову.Простой, говорит, стрелок не может сделать столько попаданий в
голову. „Покажите, — попросил, — мне этого стрелка, который столько
моих солдат убил. Я большое пополнение получил, и каждый день до
десяти человек выбывало“. Командир полка говорит: „К сожалению,
не могу показать, это девушка-снайпер, но она погибла“. Это была
Саша Шляхова. Она погибла в снайперском поединке. И что ее
подвело — это красный шарф. Она очень любила этот шарф. А
красный шарф на снегу заметен, демаскировка. И вот когда немецкий
офицер услышал, что это была девушка, он голову опустил, не знал,
что сказать…Двенадцать, а то и больше часов мы лежали в снегу или
забирались на верхушку дерева, на крышу сарая или разрушенного
дома и там маскировались, чтобы враг не видел, где мы, где наша
позиция, откуда мы ведем наблюдение. И старались как можно ближе
найти позицию: семьсот-восемьсот, а то и пятьсот метров нас отделяло
от траншеи, где немцы».
26. «Цинковые мальчики» (1989) – документальная книга, посвящённая Афганской войне (1979—1989).
27. После окончания войны в СССР были опубликованы цифры погибших советских солдат : 1979 год - 86 человек 1980 год - 1484 человека
1981 год - 1298 человек1982 год - 1948 человек
1983 год - 1448 человек
1984 год - 2343 человека
1985 год - 1868 человек
1986 год - 1333 человека
1987 год - 1215 человек
1988 год - 759 человек
1989 год - 53 человека
Итого — 13 835 человек. Эти данные впервые появились в
газете «Правда» 17 августа 1989 года. В дальнейшем итоговая цифра
несколько увеличивалась. По состоянию на 1 января 1999 года
безвозвратные потери в Афганской войне (убитые, умершие от ран,
болезней и в происшествиях, пропавшие без вести) - 15 031 человек.
28. Когда услышала монолог матери, я рыдала!!! «Он у меня маленького роста был. Родился маленький, как девочка, два килограмма, рос
маленький. Обниму:– Моё ты солнышко. Ничего не боялся, только паука. Приходит с
улицы… Мы ему новое пальто купили… Это ему исполнилось
четыре года… Повесила я это пальто на вешалку и слышу из
кухни: шлёп-шлёп, шлёп-шлёп… Выбегаю: полная прихожая
лягушек, они из карма нов его пальто выскакивают… Он их
собирает: – Мамочка, ты не бойся. Они добрые, – и назад в
карман запихивает. Игрушки любил военные. Дари ему танк,
автомат, пистолет. Нацепит на себя и марширует по дому. – Я
солдат… Я солдат… – Моё ты солнышко… Поиграй во что-нибудь
мирное. – Я – солдат… Я солдат… Идти в первый класс. Не
можем нигде купить костюм, какой ни купи – он в него
прячется. – Моё ты солнышко.
29. …Забрали в армию. Я молила не о том, чтобы его не убили, а чтобы не били. Я боялась, что будут издеваться ребята посильнее, он
такой маленький. Рассказывал, что и туалет зубной щёткой могутзаставить чистить, и трусы чужие стирать. Я этого боялась. Попросил:
«Пришлите все свои фото: мама, папа, сестрёнка… Я уезжаю…» Куда
уезжает, не написал. Через два месяца пришло письмо из
Афганистана: «Ты, мама, не плачь, наша броня надёжная».
Уже домой ждала, ему месяц остался до конца службы.
Рубашечки купила, шарфик, туфли. И сейчас они в шкафу. Одела бы в
могилку… Сама бы его одела, так не разрешили гроб открыть…
Поглядеть на сыночка, дотронуться… Нашли ли они ему форму по
росту? В чем он там лежит?
Первым пришёл капитан из военкомата:
– Крепитесь, мать…
– Где мой сын?
– Здесь, в Минске. Сейчас привезут.
30. Я осела на пол: – Моё ты солнышко!!! – Поднялась и набросилась с кулаками на капитана: – Почему ты живой, а моего сына нет? Ты
такой здоровый, такойсильный… А он маленький… Ты – мужчина, а он – мальчик…
Почему ты живой?!
Привезли гроб, я стучала в гроб:
– Моё ты солнышко! Моё ты солнышко…
А сейчас хожу к нему на могилку. Упаду на камни,
обниму: – Моё ты солнышко!..»
31. 4. Расшифровать, пояснить фразу «мотивация памяти и покаяния». Запоминание всегда успешно при наличии выраженной мотивации.
Лучше запоминается то, чтопредставляет для человека
наиболее значимый интерес.
Покаяние - добровольное
признание в совершённом
проступке (исповедь).
Картина Рембрандта
«Возвращение блудного
сына». Пример покаяния
описан в библейской притче
о блудном сыне.