Похожие презентации:
Культура Руси X - начала XIII в
1.
6 класс.ИСТОРИЯ РОССИИ.
«Культура Руси X – начала XIII в.» (1)
(материалы к урокам)
ПЛАН
1. ЭТАПЫ И ЧЕРТЫ
РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ.
2. ПИСЬМЕННОСТЬ,
ГРАМОТНОСТЬ,
ШКОЛЫ.
3. ЛЕТОПИСИ.
4. ЛИТЕРАТУРА.
5. АРХИТЕКТУРА.
Учитель истории
Лариков
Андрей Андреевич
МКОУ
«Средняя общеобразовательная школа № 2»
имени генерала армии
Владимира Ильича Исакова,
г. Киров, Калужская область
2020 год.
Киев. Успенский собор КиевоПечерской лавры (1073 – 1079 гг.).
С древних времён служил
усыпальницей киевских князей.
2.
КУЛЬТУРА РУСИ X– начала XIII в.Крещение киевлян.
Художник В.М. Васнецов.
1885 – 1896.
ПЛАН
1. ЭТАПЫ И ЧЕРТЫ
РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ.
2. ПИСЬМЕННОСТЬ,
ГРАМОТНОСТЬ,
ШКОЛЫ.
3. ЛЕТОПИСИ.
4. ЛИТЕРАТУРА.
5. АРХИТЕКТУРА.
3.
1. ЭТАПЫ КУЛЬТУРЫ РУСИX – начала XIII в.
*КУЛЬТУРА – совокупность
Памятник
«Тысячелетие России».
1862 г. Новгород.
материальных и духовных
ценностей, созданных
человечеством в процессе его
общественно-исторической
трудовой практики.
В культуре Руси этого периода
можно проследить три этапа:
1) период дохристианской культуры
восточных славян, о котором
известно чрезвычайно мало;
2) культура Киевской Руси;
3) на рубеже XII – XIII вв. начинается
формирование местных стилевых
особенностей в отдельных
княжествах и землях.
4.
«Культура – это святыни народа,святыни нации» (Д.С. Лихачёв).
Крещение князя Владимира.
Художник В.М. Васнецов. 1890
Основа всякой культуры –
мировоззрение. Для культуры Древней
Руси это прежде всего христианское
мировоззрение. Поэтому многие считают,
что истоки нашей культуры берут своё
начало с крещальной купели киевского
князя ВЛАДИМИРА.
В то время Россия, Украина и Белоруссия
были единой землёй. Наша культура –
живое свидетельство единства народов,
творивших во имя единой цели:
отобразить красоту нашей Родины,
прославить в своих произведениях её и
вознестись душой и духом через эти
творения к Богу.
Культура Киевской Руси унаследовала
культуру восточнославянских племён,
составивших ядро государства. Она
испытала влияние кочевых народов и
Византии, из которой на Русь пришло
христианство.
5.
1. ЧЕРТЫ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫОткрытость и синтетичность
древнерусской культуры, мощная опора
на народные истоки, переплетение
христианских и народно-языческих
влияний привели к тому, что в мировой
истории называют феноменом русской
культуры. В древнерусской культуре
преобладает СИНТЕЗ, стремление к
единству и гармонии.
Борис и Глеб.
Икона. Конец XIII в.
В ЛЕТОПИСАНИИ –
МОНУМЕНТАЛЬНОСТЬ, МАСШТАБНОСТЬ,
ОБРАЗНОСТЬ
В ИСКУССТВЕ – НАРОДНОСТЬ,
ЦЕЛЬНОСТЬ, ПРОСТОТА
В АРХИТЕКТУРЕ – ИЗЯЩЕСТВО
В ЖИВОПИСИ –
МЯГКОСТЬ, ДОБРОТА
В ЛИТЕРАТУРЕ –
ИСКАНИЯ, СОМНЕНИЯ, СТРАСТЬ
6.
2. ПИСЬМЕННОСТЬ,ГРАМОТНОСТЬ, ШКОЛЫ
Кирилл и Мефодий
Икона .
История письменности начинается с
составления в IX в. славянской азбуки
святыми братьями КИРИЛЛОМ и
МЕФОДИЕМ.
Поначалу книги на Русь привозились из
православных стран – Византии и
Болгарии. Затем книги стали писать и на
Руси.
Мощный толчок развитию грамотности
дала христианизация Руси. При храмах и
монастырях создавались первые русские
библиотеки и школы, там же обучали
искусству переписывания книг. До нашего
времени сохранилось около пятисот
рукописей XI – XIII вв. Большинство из них
– книги для совершения церковных служб,
написанные на пергаменте.
7.
Берестяная грамотамальчика Онфима.
Новгород. XIII в.
С XI в. в богатых семьях стали
учить грамоте не только
мальчиков, но и девочек. Сестра
Владимира Мономаха Янка,
основательница женского
монастыря в Киеве, создала в нём
школу для обучения девушек.
Сотни берестяных грамот и
граффити (надписи,
нацарапанные на стенах церквей),
найденные в Новгороде, Пскове,
Смоленске, Витебске и других
городах Руси, подтверждают, что
много грамотных было и среди
простого народа. Люди писали
друг другу деловые письма,
приглашение в гости и даже вели
любовную переписку.
8.
Граффити на стенеСофийского собора в
Киеве с датой смерти
князя Ярослава Мудрого –
20 февраля 1054 года.
Рукопись и древнейшее изображение
смерда. XII век.
9.
3. ЛЕТОПИСИ* ЛЕТОПИСИ – исторические
Ярослав Мудрый
1019 – 1054 гг.
произведения, вид повествовательной
литературы в России XI – XVII вв.,
состояли из погодных записей либо
представляли собой памятники
сложного состава – своды летописей.
Летописи были общерусскими и
местными.
Летописание появилось на Руси
вскоре после введения христианства и
было делом государственным,
княжеским. Первая летопись, вероятно,
была составлена в конце X в. Право и
обязанность вести летописи были даны
деятелям церкви.
Вторая летопись была создана при
Ярославе Мудром.
10.
Летописец Нестор.Художник В.М. Васнецов.
1919 г.
Свод, который вошёл в историю под
названием «Повесть временных лет»,
создавался в первое десятилетие XII в.
Автором этого свода считают монаха
Киево-Печерского монастыря НЕСТОРА.
Русские летописи – это не просто
сухие, бесстрастно фиксирующие факты
хроники, но и взволнованные рассказы
тогдашних историков, вносивших в
повествование философскорелигиозные обобщения, свой
темперамент и свой стиль.
По мере политического распада Руси и
возвышения отдельных русских центров
летописание стало дробиться. Кроме
Киева и Новгорода появились свои
летописные своды в Смоленске, Пскове,
Рязани, Владимире-на-Клязьме,
Чернигове, прославлющие деяния
«своих» князей. Идея единения Русской
земли была ведущей и в этот период
нашей истории.
11.
4. ЛИТЕРАТУРАНачальная страница
«Остромирова Евангелия»
(1056 – 1057) – самой
древней русской книги
Общий подъём страны в XI в. и
повышение грамотности населения
способствовали развитию
литературы. У людей повысилась
потребность донести до читателей
свои взляды на жизнь, свои
размышления о смысле власти и
общества, роли религии.
От XI – XII вв. до нас дошли 80 книг,
семь из которых имеют точную дату
написания.
Первым известным автором
литературного произведения на Руси
стал митрополит ИЛАРИОН. В начале
40-х гг. XI в. он создал своё
знаменитое «Слово о Законе и
Благодати». Основной темой
«Слова…» стала идея равноправия
Руси среди других народов и
государств.
12.
Во второй половине XI в.появляются и другие яркие
произведения: «Память и похвала
Владимира» монаха ИАКОВА,
«Сказание о Борисе и Глебе», святых
покровителях и защитниках Русской
земли.
В последней четверти XI в. начинает
работать над своими сочинениями
монах НЕСТОР – «Чтение о житии
Бориса и Глеба». Летопись «Повесть
временных лет» будет его
завершающей фундаментальной
работой.
Владимир Мономах
(1053 – 1125).
Великий киевский князь
(1113 – 1125).
В первой четверти XII в. на склоне
лет ВЛАДИМИР МОНОМАХ пишет
своё знаменитое «Поучение детям».
Мономах постоянно опирался на
христианские общечеловеческие
ценности.
13.
В начале XII в. Игумен ДАНИИЛ, совершив паломничествов Иерусалим, создаёт «Хождение игумена Даниила в святые
места».
В XII – XIII вв. гуманистическая линия древней русской
литературы прочно утверждает себя в произведениях
киевского митрополита КЛИМЕНТИЯ СМОЛЯТИЧА
(«Послание»), епископа из г. Турова КИРИЛЛА («Притча о
человеческой душе»), ДАНИИЛА ЗАТОЧНИКА («Слово» и
«Моления»). Последний восхвалял княжескую власть и
враждебно отзывался о боярстве.
После побоища
Игоря
Святославовича
с половцами.
Художник В.М.
Васнецов. 1880
14.
Наиболее ярко переплетение языческих и христианских черт,религиозных и светских, общечеловеческих и национальных
мотивов прозвучали в «Слове о полку Игореве» (1185 год) –
крупнейшем литературном произведении эпохи, вершине
древнерусской литературы.
Иллюстрация к «Слову о полку Игореве».
15.
Софийский собор.1045 – 1050 гг. Новгород..
Говорят, что архитектура – это душа
народа, воплощённая в камне.
Раскопки и исследования показали,
что до конца X в. на Руси не было
монументального каменного
зодчества. Постройки были
деревянные или деревянноземляные. Затейливая
художественная резьба по дереву
была традиционным украшением
русских деревянных строений.
Каменная архитектура связана с
христианской Русью. Подобного не
знала Западная Европа, издревле
строившая и храмы, и жилища из
камня. Сейчас мы знаем более 150
памятников архитектуры, дошедших
до нас от домонгольского времени.
16.
Рождественский собор.1222 – 1225 гг. Суздаль.
История архитектуры Руси
начинается с храмостроительства.
В прежние времена
знаменательные события на Руси
принято было отмечать
строительством храма. Рождается
наследник, уходит в иной мир
близкий человек, одерживают
победу над врагом – возводят
храм. А ещё давали обещания, или
обеты: обращались с мольбой
«Помоги, Господи, помогите,
Пресвятая Богородица и святые, в
том-то и том-то…» – а в
благодарность возводили храм. И
не только великие князья, цари и
воеводы, но и купцы, и простые
крестьяне. Храмы строили и в
одиночку, и всем миром. А ещё
возводили храмы на
определённых рубежах истории, в
ознаменование царствования.
Пусть помнят, пока стоит храм.
17.
Десятинная церковь.Софийский собор.
Киев. 1017 – 1037 гг.
Все церкви на Руси возводились по
образу крестово-купольного храма
греков. Одно из первых каменных
сооружений, возведённое по
византийскому строительному опыту
и традициям греческие мастера
возвели в Киеве в конце X в. Это
церковь Богородицы, называемая
также Десятинной церковью (989 – 996
гг.).
В дальнейшем стало происходить
сочетание славянских и византийских
традиций. Например, на основу
крестово-купольного храма киевского
Софийского собора было поставлено
13 глав нового храма. Всё сооружение
имеет сложную форму с
пирамидальным силуэтом
(многокупольные храмы стали
особенностью русской
архитектуры). В композиции
доминирует главный купол: он
окружён четырьмя меньшими, за
которыми расположены боковые,
более низкие купола.
18.
Золотые ворота.1164 г. Владимир.
В период феодальной
раздробленности складывались
различные архитектурнохудожественные школы.
Большинство храмов XII – начала
XIII в. одноглавые и меньше по
своим размерам, чем в Киевской
Руси.
В Киеве, Смоленске, Чернигове,
Рязани по-прежнему строили из
плинфы (широкий и плоский
обожжённый кирпич,
применявшийся в строительстве
в Византии и в X – XIII вв. на Руси).
Во Владимиро-Суздальской и
Галицко-Волынской Руси основным
строительным материалом был
белый камень. Он вырубался
блоком размером со сторонами по
50 см.