Похожие презентации:
Принятие христианства в Киевской Руси
1.
Принятие христианства вКиевской Руси
Автор: Мухаметзянова А. Г.
Преподаватель – кандидат исторических наук, доцент
Жарко С.Б.
2.
План3.
Княгиня ОльгаКнягиня Ольга (945-966(969)) –
Великая Княжна, вдова убитого
древлянами Великого Князя
Игоря Рюриковича. Была
регентом при малолетнем сыне
Святославе.
Н. А. Бруни. Святая великая княгиня Ольга
4.
Княгиня Ольга стала первымправителем Руси, принявшим
крещение, хотя и дружина, и
русский народ при ней были
языческими. Ярым язычником
был также сын Ольги, великий
князь Киевский Святослав
Игоревич.
Правительница княгиня Ольга, Василий Петрович Верещагин
5.
Согласно Повести ВременныхЛет (ПВЛ) крещение княгини
Ольги произошло в 954 году в
Константинополе, Ольгу лично
крестили император Константин
VII Багрянородный с
патриархом (Феофилактом).
Крещение княгини Ольги в Константинополе И. Акимов
6.
ПВЛ и Житие украшают обстоятельствакрещения историей о том, как мудрая Ольга
перехитрила византийского царя. Тот,
подметив её разум и красоту, решил взять её в
жёны; но Ольга отвергла это предложение, ибо
не подобает христианам за язычников
свататься. Тогда и крестили Ольгу, и получила
она в крещении имя Елена. Княгиня оказалась
хитра. Когда царь снова предложил Ольге
выйти за него замуж, она указала на то, что
приходится теперь ему крёстной дочерью.
Тогда тот богато одарил её и отпустил домой.
Константин Багрянородный. Фрагмент резьбы
по слоновой кости, ок. 945. Музей
изобразительных искусств
7.
Крещение РусиКрещение Руси — термин, под которым в
современной исторической науке
подразумевается введение в Древней Руси
христианства как государственной религии,
осуществлённое в конце X века князем
Владимиром Святославичем.
Традиционно, вслед за летописной
хронологией, событие принято относить к
988 году.
К. В. Лебедев «Крещение киевлян»
8.
Причины принятия христианстваКнязь Владимир был крупным государственным деятелем
своего времени. Он уже давно осознавал, что языческий
политеизм не соответствует политическим и духовным
потребностям государства. В 980 г. Владимир предпринял
первую религиозную реформу, суть которой состояла в
попытке слияния разнородных богов всех племен Киевской
Руси в единый пантеон во главе с княжеским богом
Перуном.
Образ Перуна
9.
Однако попытка повсеместного распространениякульта Перуна потерпела неудачу. Языческому богу
противостояли другие языческие боги, которым
поклонялись славянские и неславянские племена
Киевской Руси. Язычество не обеспечивало
этнокультурного единства всех племен и земель
Киевской Руси. Историческая практика показала, что
это единство лучше других обеспечивают так
называемые мировые религии: христианство и ислам.
Пантеон языческих богов
10.
Но не эти обстоятельства сыграли главную роль в принятииправославия. Решающим фактором обращения к
религиозно-идеологическому опыту Византии явились
традиционные политические, экономические, культурные
связи Киевской Руси с Византией. В системе византийской
государственности духовная власть занимала подчиненное
положение от императора. Это соответствовало
политическим устремлениям князя Владимира. Не
последнюю роль сыграли и династические соображения.
Русско-византийский договор 907
года Радзивилловская летопись
(начало XIII века) лист 40
11.
Дружба с Византией не толькооткрывала дорогу к расширению
торгово-экономических и культурных
связей, но и в какой-то мере защищала
Русь от набегов многочисленных кочевых племен, населявших Великую степь
к северу от Черного моря, которых
Византия постоянно использовала в
борьбе со своим северным соседом.
Схема пути из
варяг в греки
12.
Выбор веры Владимиром.Ислам
Племенные культы не могли создать единую
государственную религиозную систему, так как
языческий пантеон не мог объединить верования всех
племён Древней Руси.
Согласно ПВЛ, до крещения князя Владимира имело
место «испытание вер». В 986 году к князю Владимиру
прибыли послы от волжских булгар, предложившие
ему перейти в ислам. Рассказав князю об обрядах,
которые необходимо соблюдать, Владимир отверг их
предложение.
Владимир I Великий. Рисунок из
книги "Титулярник". 1672
13.
Выбор веры Владимиром.Иудаизм
Следующими были хазарские иудеи,
предлагавшие Владимиру принять иудаизм. В
ответ на это он, зная что Хазария была
разгромлена его отцом Святославом, спросил,
где их земля. Хазары были вынуждены
признаться, что у них нет своей земли — Бог
рассеял их по другим странам. Владимир
отказался от иудаизма.
Владимир Святославич на памятнике
«Тысячелетие России» в Великом Новгороде
14.
Выбор веры Владимиром.Христианство
Затем на Русь прибыл византиец,
которого русский летописец за
мудрость назвал Философом. Он
рассказал русскому князю о библейской
истории и христианской вере.
Беседа Владимира с греческим
философом о христианстве.
Радзивилловская летопись.
15.
Однако Владимир ещё не принял окончательногорешения и советовался со своими ближайшими
боярами. Было решено дополнительно испытать веру,
побывав на богослужениях. Когда после посещения
Константинополя посланники вернулись в Киев, они с
восторгом сообщили князю: «Не ведали, где мы есть —
на небе или на земле». В итоге Владимир сделал выбор в
пользу христианства по греческому обряду.
Великий князь Киевский Владимир
Святославович. Гравюра И.И. Матюшина
по рисунку Ф.Г. Солнцева. 1889 г.
16.
Крещение князя Владимира икиевлян
Согласно «Повести временных лет», в 6496 году от
сотворения мира (то есть приблизительно в 988 году н. э.)
киевский князь Владимир Святославич принял решение
креститься от Константинопольской Церкви. После чего,
в царствование императоров Василия II и Константина
VIII Багрянородных, присланное Константинопольским
Патриархом Николаем II духовенство крестило киевских
людей в водах Днепра.
«Крещение Руси». Фреска работы В. М.
Васнецова в киевском Владимирском соборе.
1896.
17.
Многие историки относят крещение самого Владимира к 987 году. По византийским и арабскимисточникам, в 987 году Константинополь заключает с Русью союз для подавления мятежа Варды
Фоки(византийский военачальник).
Столкновение армий повстанцев византийского
генерала Варды Склира и Варды Фоки в
978/979, из рукописи Мадрид Скилицы.
18.
Условием князя была рука царевны Анны, сестрыИмператоров Василия и Константина, —
требование крайне унизительное для Ромейских
василевсов. Тогда, в разгар войны с Вардой Фокой
Владимир напал на Корсунь и овладел им, угрожая
Царьграду. Императоры соглашаются отдать Анну
за князя при условии предварительного крещения
Владимира, который нарекается именем Василия
— в честь своего восприемника императора
Василия II.
«Встреча византийской принцессы
Анны» С.Н. Ефошкин
19.
Учреждение церковнойорганизации в Киеве
В русских летописных источниках фигурирует несколько
разных имён первого Киевского митрополита. В Русской
Церкви в XVI веке утвердилась традиция считать им
греческого (или сирийского) митрополита Михаила,
который в месяцеслове именуется «первым митрополитом
Киевским».
«Михаил, митрополит
Киевский» М. Дикарев
(Эрмитаж)
20.
Митрополиту Михаилу приписываетсязаслуга основания ЗлатоверхоМихайловского монастыря в Киеве, а
прибывшим с ним монахам — основание
монастыря, получившего впоследствии
название Киево-Межигорского(находился в
урочище Межигорья около села Новые
Петровцы Вышгородского района Киевской
области, на правом берегу Днепра).
Архитектор: Григорович-Барский, Иван
Григорьевич
21.
Крещение других русских земельИзвестно, что первыми епископскими
кафедрами, кроме Киева, была
Новгородская, а также, возможно,
Черниговская и Владимир-Волынская
и Белгородская.
Миниатюра из лицевого летописного свода,
созданного при Иване 1V. В Новгороде
звонят в вече-колокол, созывая вече.
22.
Распространение христианствазачастую встречало
сопротивление населения,
почитавшего своих языческих
богов. Христианство
утверждалось медленно. На
окраинных землях Киевской Руси
оно установилось намного
позднее, чем в Киеве и
Новгороде. Как отмечал
известный историк феодализма
С.В. Бахрушин, христианизация
растянулась на ряд десятилетий.
«В лето 6497. И посем же Владимир… и помыслил
сЪздати церковь Пресвятыя Богородица…»
«Повесть временных лет». XII в. Освещение
Богородицкой (Десятинной) церкви в Киеве,
построенной по повелению Владимира
Святославича. Миниатюра из «Радзивиловской
летописи». XV в.
23.
Принятие христианства на Руси в православной традиции — процесс закономерный иобъективный, связанный с развитием феодальных отношений, приобщением к европейской
цивилизации, формированием и развитием национальной русской культуры через византийскую и
античную культуру.
«Крещение русов». Миниатюра из
среднеболгарского перевода летописи
Константина Манассия (Московский
перепис от 1345 г. находится в
Государственном историческом музее).
24.
На части территорий христианство насаждалось силой;при этом уничтожались культовые сооружения
язычников, сопротивлявшиеся подвергались репрессиям.
Однако следует иметь в виду, что сопротивление
крещению имело в подавляющем большинстве случаев,
в сущности, политический, антикиевский аспект, нежели
антихристианский, хотя имели место и другие, кроме
политического, аспекты: социальный, культурный,
бытовой и др.; причём религиозный аспект играл вовсе
не главенствующую роль.
В. Г. Перов. «Первые христиане в
Киеве». 1880. Картина иллюстрирует
тайные встречи христиан в языческом
Киеве.
25.
Так, согласно сообщению Иокимовскойлетописи, подтверждённому археологическими
данными XX века, Новгород оказал активное
сопротивление введению христианства: он был
крещён в 990 году епископом Иоакимом и
новгородским посадником Воробьём
Стояновичем при военной помощи киевского
воеводы Добрыни (брат матери князя
Владимира — Малуши) и тысяцкого Путяты.
Крещение Новгорода «огнём и
мечом» 991 год
26.
На финно-угорской периферии того времени — вРостове и Муроме сопротивление введению
христианства, согласно традиционной церковной
истории, продолжалось до XII века: два первых
епископа, посланные в Ростов, были изгнаны,
третий — св. Леонтий — много сделал для
утверждения христианской веры в Ростове.
Сопротивление крещению было также одним из
факторов, усиливавших славянскую колонизацию
Северо-Восточной Руси, в которую переселялись
стойкие приверженцы язычества. Окончательно
ростовчане были крещены только лишь
епископом Исаией, восшедшим на кафедру в 1078
году.
Авраамий, Исаия, Леонтий, Игнатий
Ростовские и Сергий Радонежский. Икона
конца XV-начала XVI века.
27.
Согласно исландским сагам, Полоцк былкрещён около 1000 года исландским
викингом-христианином Торвальдом
Кодранссоном, получившим от
константинопольского Императора Василия
II грамоту «полномочного представителя
Византии в русских городах Восточной
Балтики».
Торвальд и епископ Фридрик.
Мемориал тысячелетия
христианизации Исландии
981-1981
28.
Культурныепоследствия принятия
христианства
Принятие христианства содействовало
развитию зодчества и живописи в
средневековых её формах, проникновению
византийской культуры как наследницы
античной традиции. Особенно важным
было распространение кириллической
письменности и книжной традиции:
именно после крещения Руси возникли
первые памятники древнерусской
письменной культуры.
29.
Принятие христианства какгосударственной религии неизбежно
влекло ликвидацию языческих
культов, пользовавшихся до того
великокняжеским патронатом.
Духовенство осуждало языческие
обряды и празднества (некоторые из
них сохранялись долгое время
вследствие того, что некоторыми
исследователями квалифицируется
двоеверие). Разрушались культовые
сооружения — идолы, капища.
Поклонение языческим богам
Волхв
30.
Оценки в историографииРусская церковно-историческая литература XIX —
начала XX века историю христианства в России и
Русской церкви обычно рассматривала начиная с I века,
связывая её с деятельностью апостола Андрея
Первозванного. Так, один из наиболее авторитетных
церковных историков конца XIX века Е. Е. Голубинский
Первую главу своего фундаментального исследования
«История Русской Церкви» обозначил как «Христианство
на Руси до св. Владимира»
Андрей Рублев. Икона «Андрей Первозванный», 1408 год
31.
Наиболее авторитетный русский церковный историкмитрополит Макарий посвящает истории христианства в
России до 988 года первые две части своего основного
труда. Для обозначения же того, что произошло в Киеве
в конце X века использовались различные термины (то
есть не существовало устоявшейся, клишированной
терминологии): «общее Руския земли крещение при
Святом Владимире», «обращение князя Владимира»,
«окончательное устройство Православной Церкви в
России при святом Владимире и Ярославе».
Митрополит Макарий на Памятнике «1000летие России» в Великом Новгороде
32.
Официальное издание Московской патриархии в1971 году писало: «По преданию, лучи
христианской веры озарили пределы России уже в
первые десятилетия христианства. Начало
христианизации Руси это предание связывает с
именем святого апостола Андрея Первозванного,
бывшего на Киевских горах <…> В 954 году
приняла крещение княгиня Киевская Ольга. Всё это
подготавливало величайшие события в истории
русского народа — крещение князя Владимира и
последовавшее за этим в 989 году крещение Руси».
Прибытие в Киев епископа. Гравюра
Ф. А. Бруни, 1839.
33.
Однако в «Православномцерковном календаре» на 1983
год, когда началась
подготовка к празднованию
«1000-летия Крещения Руси»,
указывался 988 год, а событию
придавалось значение начала
процесса: «Крещение киевлян
в 988 году положило начало
утверждению христианства во
всей Русской земле».
34.
Юридически официальный ГражданскийУстав РПЦ, зарегистрированный в
Министерстве юстиции РСФСР 30 мая 1991
года (позднейшие не публиковались), гласил:
«Русская Православная Церковь ведёт своё
историческое бытие от Крещения Руси,
имевшего место в 988 году в Киеве при
великом князе Владимире».
Празднование 900-летия крещения Руси 15
июля 1888 года в Москве
35.
Значение (итоги)Христианство сыграло большую роль в идеологическом
обосновании и тем самым в укреплении власти киевских
князей.
Переход в христианство имел объективно большое и
прогрессивное значение. Укрепилось единство славян.
«Крещение князя Владимира». Фреска работы
В. М. Васнецова в киевском Владимирском
соборе. Конец 1880-х.
36.
Крещение оказало влияние и накультурную жизнь Руси, на развитие
техники, ремесел и т.д. Из Византии
Киевская Русь заимствовала первые
опыты чеканки монет. Заметное
влияние крещения отразилось и в
художественной области. Греческие
художники создавали в
новообращенной стране шедевры,
сравнимые с лучшими образцами
византийского искусства. Например,
Софийский собор в Киеве,
построенный Ярославом в 1037.
Софийский собор в Киеве. 1017—1037.
Реконструкция по материалам Н.И. Кресального
37.
Из Византии в Киев проникла живопись на досках,появились и образцы греческой скульптуры.
Заметный крещение оставило и в области
просвещения, книгоиздательского дела.
Богоматерь Оранта (Нерушимая Стена). Мозаика в
алтаре Софийского собора, XI век
38.
Исследования• Алексеев С. В. Крещение Руси: Источники против интерпретаций // Историческое обозрение. — М.: ИПО, 2004. — Вып. 5.
— С. 20 – 33.
Брайчевский М. Ю. Утверждение христианства на Руси. — К.: Академия наук Украинской ССР, Наукова думка, 1989. — 294 с.
Введение христианства на Руси / Сухов А. Д. (ред.). — М.: Мысль, 1987. — 302 с.
Васильев М. А. Русь в 980-е годы: выбор религиозных альтернатив // Русский Архипелаг. — 2001.
Карташев А. В. Очерки по истории Русской Церкви. — Мн.: Харвест, 2007. — 416 с.
Кузьмин А. Г. Крещение Руси: концепции и проблемы] // Вопросы религии и религиоведения. — М., 2009. — Вып. 1 Часть
2. — С. 11-48.
• Лев (Лебедев), прот. Крещение Руси. — М.: Издание Московской Патриархии, 1987.
• Панченко А. М. Летописный рассказ об Андрее Первозванном и флагеллантство. // Исследования по древней и новой
литературе. — Л.: Наука, 1987. — 468 с.
• Тысячелетие введения христианства на Руси / Громова Е., Куренная Н., Ритчик Ю.. — Москва, 1993. — 240 с.