Похожие презентации:
Принятие христианства на Руси. Правление Владимира Святославича
1. Принятие христианства на Руси
Князь Владимир. Фрагментпамятника «Тысячелетие России»
2.
Религией восточных славян былоязычество – поклонение различным
божествам, олицетворяющим силы
природы.
Верховным божеством славян был
Перу́н. Изначально это был бог грозы,
молний и грома, но спустя какое-то время
Перуна начали считать покровителем
войны, воинов и князей.
Современный рисунок
3.
Збручский идол, X век. Идол – изображение божества или духа4.
Княгиня Ольга первой изкняжеской семьи приняла
христианство.
В 957 г. она отправилась
в Константинополь во главе
многолюдного посольства,
которое насчитывало более
ста человек.
Обряд
крещения
совершил сам византийский
патриарх.
В
1547
г.
Русская
православная
церковь
причислила Ольгу к лику
святых.
Княгиня Ольга вступает в храм Святой Софии
5.
После смерти Святослава между его сыновьяминачалась борьба за власть.
Победу в этой борьбе одержал Владимир Святославич.
Святослав
Ярополк
(Киев)
Олег
(Древлянская земля)
Владимир
(Новгород)
Владимир
(980-1015)
6.
Вместо далёких походов Владимир главное внимание сосредоточил наорганизации обороны и сплочении огромной державы под своей властью.
Владимир попытался приспособить язычество к потребностям
государства.
На высоком холме в Киеве князь приказал поставить деревянных
идолов шести богов во главе с Перуном. Все другие боги запрещались.
Однако языческая реформа Владимира не имела успеха.
Поклонение древним языческим божествам не давало князю
достаточных оснований для укрепления своей власти. Владимиру
Святославичу пришлось искать новые духовные опоры.
7.
Ответьтена
вопросы,
используя стр. 51-52 пункт 1
«Принятие христианства»:
1) Почему языческая вера не
могла стать опорой княжеской
власти?
2) Каковы были причины
принятия христианства?
В 988 году Владимир принял
крещение в византийском городе
Херсонесе.
Вернувшись
домой
в
сопровождении
византийских
священников, он устроил массовое
крещение жителей Киева. Перед этим
были сброшены в Днепр идолы всех
языческих богов во главе с Перуном.
Крещение князя Владимира. Худ. В.М. Васнецов
8.
Из «Повести временных лет»«В год 988. ...Когда влекли Перуна к Днепру, оплакивали его
неверные, так как не приняли еще они святого крещения. И, притащив,
кинули его в Днепр... Затем послал Владимир по всему городу сказать:
"Если не придет кто завтра на реку – будь то богатый, или бедный, или
нищий, или раб, – будет мне врагом". Услышав это, с радостью пошли
люди, ликуя и говоря: "Если бы не было это хорошо, не приняли бы этого
князь наш и бояре..."»
9.
Крещение киевлян. Худ. К.В. Лебедев10.
Через некоторое время после принятия христианства на Русисложилась четкая церковная организация.
Вместе с христианской верой на Русь из Византии пришла и христианская
церковь. Её руководителем был константинопольский патриарх. Территория
Руси была одной из митрополий, которыми он руководил. Глава митрополии
назывался митрополит. Его назначал константинопольский патриарх. Первыми
митрополитами на Руси были греки, присланные из Константинополя.
Митрополия делилась на епархии во главе с епископами.
Богослужение в церквях вели священники. Им было разрешено иметь семью,
то есть они относились к так называемому белому духовенству.
Со временем на Руси появилось и чёрное духовенство. Это были монахи,
которые давали обет безбрачия и уходили в монастыри. Они проводили дни в
трудах, молитвах и думах о Боге. Некоторые монахи давали обет молчания,
затворничества, запираясь в своих кельях на многие годы. Руководители
монастырей назывались игуменами.
11.
В конце X-XI в. из Византии на Русь приходит искусствоиконописи, фрески и мозаики.
Иконами у христиан называют изображения
Иисуса Христа, Богоматери и многочисленных
святых. Иконы писали на деревянных досках.
Если же изображение наносили
красками прямо на стену, по сырой
штукатурке, его называли фреской.
Когда изображения выкладывали
разноцветными
камнями
и
кусками
цветного стекла (смальты), их называли
мозаикой.
12.
Из Византии на Русь проникли и традициикаменного церковного зодчества. По
греческим образцам в годы правления
Владимира Святославича в Киеве был
построен первый каменный храм –
Десятинная церковь (996). Киевский князь
пожелал построить церковь на месте, где, по
преданию, язычниками были убиты два
христианина – Фёдор и его сын Иван. Для
строительства пригласили мастеров из
Византии. Через шесть лет храм был построен.
На его содержание Владимир приказал
отчислять десятую часть своих доходов,
поэтому церковь была названа Десятинной.
Она стала центром духовной жизни древнего
Киева.
Закладка Десятинной церкви в Киеве.
Худ. В.П. Верещагин
13.
Значение принятия христианства на Руси1) Укрепление власти киевского князя. Христианство утверждало, что власть
князя установлена Богом. Те, кто выступают против князя, противятся Богу.
2) Сохранение порядка в государстве. Христианство устанавливало правила,
обязательные для верующих, – заповеди. Примеры заповедей: не убей, не укради,
почитай своих родителей.
3) Установление прочных связей с христианскими странами (торговля,
ведение переговоров, заключение династических браков).
4) Укрепление культурных связей с Византией (развитие образования,
архитектуры, иконописи, искусства фрески и мозаики). Русь приняла христианство
по византийскому образцу, из Византии на Русь пришло искусство иконописи,
фрески и мозаики. Византийскими мастерами был построен первый каменный храм
на Руси – Десятинная церковь.
14.
Ответьте на вопросы, опираясь на презентацию и стр. 52-53 пункт 2«Новая система управления Русской землёй»:
Что общего было в деятельности Владимира и первых киевских
князей? Чем Владимир отличался от них?
15. Даты
IX век• 862 г. – призвание варягов в Новгород.
Даты
• 882 г. – образование Древнерусского государства.
X век
• 907 г. – удачный поход Олега на Константинополь (столица Византии).
• 945 г. – Игорь отправился за данью к древлянам. Собрав дань, решил вернуться
к древлянам повторно, и был убит.
• 966 г. – Святослав разгромил Хазарский каганат и разрушил его столицу
Итиль.
• 972 г. – гибель Святослава в засаде печенегов.
• 980-1015 гг. – правление Владимира Святого.
• 988 г. – принятие христианства на Руси.
16. Термины
• Летопись – запись исторических событий по годам.• Варяги на Руси известны как наёмные воины и торговцы, родом с южного побережья
Балтийского моря или Скандинавского полуострова.
• Дань – натуральный или денежный побор с покоренных племён или стран.
• Полюдье – объезд киевским князем своих земель для сбора дани.
• Реформа – преобразование в жизни общества.
• Уроки – точный размер дани.
• Погосты – места сбора дани.
Установлены княгиней Ольгой.