Литература России в пореформенный период
3.83M
Категории: ЛитератураЛитература ИсторияИстория

Литература России в пореформенный период

1. Литература России в пореформенный период

Как ни тепло чужое море,
Как ни красна чужая даль,
Не ей поправить наше горе,
Размыкать русскую печаль!
Н. А. Некрасов

2.

Пореформенный период, точкой отсчета которого стала
отмена крепостного права в 1861 г., является уникальным
этапом в развитии русской художественной культуры. Никогда
ранее искусство не участвовало столь страстно и горячо в
социальных и культурных борениях. Никогда ранее слово
«народ» не было «ключевым» для творчества русских
мастеров.
«Хождение
в
народ»
стало
символом
самоотверженности
умных
и
просвещенных
людей.
Идеализация крестьянства, сочувствие нищим и бесправным
слоям населения, вера в «особенную стать» России - все это
было общим для народнического движения. Однако «светлое
будущее» нашей страны деятели пореформенной эпохи
видели весьма по-разному.

3.

Н. А. Некрасов вошел в историю как «печальник горя
народного», как признанный лидер народнической
поэзии.
Отражая
судьбы
крестьянства,
поэт
отождествлял себя с беднейшей
Россией, с её
нищетой и неизбывным народным горем. Он видел
свое предназначение в том, чтобы разбудить
крестьянина, дать ему надежду на возможность
светлой и безбедной жизни. С творчеством Некрасова в
русскую культуру вошел новый образ России -могучей,
но одновременно стонущей, страдающей. Любовью к
русской земле проникнуты его поэмы «Крестьянские
дети», «Мороз-Красный нос», «Коробейники». Венчает
творчество Некрасова поэма «Кому на Руси жить
хорошо», раскрывающая читателю красоту духовного
мира простого русского человека.

4.

Творческие искания И. С. Тургенева начались в 40е г.г. XIX века.
Тогда писатель был увлечен
народническими доктринами(«Записки охотника»).
Но ход революционных событий во Франции в 1848
г. изменил его позиции. Тургенев не мог не видеть,
как гибнут нравственные ценности, издавна
пестуемые
русской
дворянской
интеллигенцией(«Накануне»). Еще до реформы им
был задуман роман «Отцы и дети», раскрывающий
антагонизм дворянских либералов и «новых
людей»- революционеров-разночинцев. Позднее
писатель вновь и вновь возвращается к теме
«поколебленного быта» России, когда «новое
принималось
плохо,
старое
всякую
силу
потеряло». Идейным борениям «60-десятников»
посвящены его романы «Дым» и «Новь».

5.

6.

«Дворянское гнездо» на
сцене Малого театра,
Лаврецкий —
А. И. Сумбатов-Южин,
Лиза — Елена
Лешковская (1895)

7.

Взгляды И. А. Гончарова также расходились с идеалами
разночинной интеллигенции. Он видел будущее России
в активной практической деятельности всех членов
общества, в реализации таланта умных и образованных
русских предпринимателей. Героями его главных
романов
«Обыкновенная
история»,
«Обломов»,
«Обрыв» стали выходцы из дворян, живущие в мире
мечты, иллюзий, далеких от действительности.
Гончаров подчеркивает в характерах своих персонажей
черты барства, избалованности. В русской литературе
наиболее популярного гончаровского героя, Обломова,
можно считать последним в череде «лишних» людей.
Умение вывести житейские ситуации за рамки
обыденности, увидеть за деталями быта крупные
политические проблемы делает романы писателя
актуальными и в наши дни.

8.

И. Крамской Портрет
писателя Ивана
Александровича
Гончарова, 1874 г.
Марка России 2012 г.
к 200-летию со дня
рождения художника
(1812—1891)

9.

«Творят жизнь люди веры. Это те,
которые называются мечтателями,
утопистами, юродивыми,- они же пророки,
истинно лучшие люди и вожди
человечества», -сказал о Ф. М. Достоевском
В. С. Соловьев.

10.

Романы Достоевского- вне времени. Писатель обладал
уникальным пророческим даром и особой способностью к
анализу движений человеческой психики. Писатель был
убежден, что его сочинения должны были служить пониманию
философии человека, его противоречивой духовной природы;
следовательно, герои романов должны быть «рупорами
определенных идей», которые не всегда разделяет сам автор.
Заглянуть в тайники души в моменты высшего напряжения и
потрясения человека –вот одна из главных задач, которую
решал писатель
на страницах своих великих романов«Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Братья
Карамазовы». Перефразируя слова, вложенные Достоевским в
уста Алеши Карамазова, можно сделать вывод: лейтмотивом
сочинений писателя был «русский вопрос», «есть ли Бог и есть
ли бессмертие».

11.

Писатель-реалист, создатель собственной философии и
педагогики Л. Н. Толстой видел свое предназначение в
критике и пересмотре общественно-исторического и
религиозно-этического опыта людей. Блистательный
пкть писателя в литературе начался с трилогии
«Детство»,
«Отрочество»,
«Юность»
и
с
«Севастопольских рассказов». С 1863 по 1869 Толстой
работает над романм-эпопеей «Война и мир». Роман
«Анна Каренина» посвящен личной трагедии героини,
которая, по мысли писателя, связана с неправильным
устройством общества, его безнравственностью. В
последнем
романе
Толстого
«Воскресение»
концентрируются тревожные мысли автора о будущем
русского народа. Сочинение насыщено жаждой
духовного преображения и отражает высоты и
заблуждения толстовского вероучения.

12.

На излете XIX столетия особое место в
отечественной литературе занимает
творчество А. П. Чехова, который стал
подлинным «исследователем души»
своих современников, открыл новые
пути в развитии мировой драматургии (
пьесы «Чайка», «Три сестры»,
«Вишневый сад»).
English     Русский Правила