96.42K

Принципы взаимодействия с аудиторией в художественных институциях

1.

ПРИНЦИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С
АУДИТОРИЕЙ В ХУДОЖЕСТВЕННЫХ
ИНСТИТУЦИЯХ
Ремизова Елена Николаевна
3 курс заочной магистерской программы «Арт-менеджмент и галерейное дело»
Научный руководитель - канд. культурологии, доц. Шомахмадова Э.В.

2.

Актуальность темы заключается в том, что принципы взаимодействия
с аудиторией, несмотря на сохраняющийся традиционный аспект,
подстраиваются под определенный спектр запросов, которые формируются в
свете современных тенденций общества и представлений об искусстве. До
настоящего времени художественные институтуции действовали благодаря
осуществлению конкретных социальных практик, а институализация была
результатом действий абсолютных авторитетов и представала как система
обязательных для исполнения и следования институциональных норм.
Постиндустриальное общество, предлагая новые средства
коммуникации, создает видимость свободы от нормативного
институционального контроля, позволяя создавать альтернативные институты,
опирающиеся не только на прежний опыт, но и на текущую информацию.
Современный порядок взаимодействия и коммуникаций оказывает большое
влияние на функционирование классических институций, что как результат
подталкивает их к необходимости трансформации и изменениям методов
коммуникации.
Кроме того, на современном этапе возрастает роль музея в
образовательном процессе, это выражается в повышенном уровне интереса к
проблеме не только обучения, но и социальной адаптации людей разного
возраста через музейно-выставочное пространство. В связи с этим особую роль
играют лектории и школы, функционирующие внутри художественных
институций.

3.

Круг проблемных вопросов, касающихся медиации и фигуры куратора
в практике взаимодействия с посетителями, рассматривается с точки зрения
накопленного опыта и аналитического материала как зарубежных, так и
российских авторов. При рассмотрении вопроса необходимости использования
культурной медиации в музейной сфере очерчены её отличия от традиционных
для XX века способов посредничества между произведением искусства и
зрителем-посетителем.
Также анализ опыта работы с нестоличной аудиторией в рамках
деятельности Государственного центра современного искусства в составе
«Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО», имеющего сеть
филиалов по всей стране, Музея современного искусства PERMM в Перми, 4-ой
Уральской биеннале в Екатеринбурге и других институций, позволяет выявить
основы системы взаимодействия с наименее искушенным в части потребления
продуктов современного искусства зрителем-посетителем. Данный срез
аудитории несомненно вносит вклад в траекторию работы с публикой.
Как известно, у действующих институций есть запрос на понимание своей
аудитории комплексно с запросом на методологию по привлечению зрителяпосетителя.

4.

Разработка данных вопросов позволит развернуть музейновыставочную деятельность в сторону повышения эффективности
взаимодействия художественной институции и человека, инициирования диалога
через позиции культурного программирования, с учетом территориальных
особенностей.
Уточнение и обстоятельная аналитика системы принципов
взаимодействия институций с аудиторией ключевой фактор к оптимизации
работы с посетителями, функциональности художественных институций, а
также создаст прецедент к усилению внимания общества к проблемам искусства,
науки, истории. Регулярная ревизия практических систем устраняет текущие
проблемные зоны коммуникации и синхронизирует социокультурное
взаимоожидание участников.

5.

ИСТОЧНИКИ
Источниками в данной работе являются главным образом труды
зарубежных и российских авторов и отечественных исследователей-практиков.
Наиболее значимые зарубежные издания:
«Краткая история кураторства» Ханса Обриста,
«Искусственный ад. Партиципаторное искусство и политика зрительства» и
«Радикальная музеология, или так ли уж «современны» музеи современного
искусства?» Клэр Бишоп,
«Новые медиа в искусстве» Майкла Раша,
Пола О'Нила «Культура кураторства и кураторство культур(ы)»,
«Внимание и значение: ключи к пониманию посетителей музея» Стивена
Битгуда.
«Пять лекций об истории кураторства» Виктора Мизиано,
«Музей и публика» Н. Иевлевой, А. Потаповой
«Арт-рынок в XXI веке: пространство художественного эксперимента» Анны
Арутюновой
позволили сформировать матрицу участников культурного взаимодействия со
стороны институций и аудитории (таких как куратор, медиатор и зрительпосетитель).

6.

ИСТОЧНИКИ
Существенную роль в части российских практик актуального времени
при написании исследования сыграли:
коллективная монография «Что-то новое и необычное»: аудитория
современного искусства в крупных городах России 2018 Антон Белова, Марии
Буковой, Марии Бурлуцкой и др., в которой отражен и проанализирован опыт
проведения крупных мероприятий совриска, приобщения аудитории к
нетипичной и неклассической музейно-выставочной деятельности нового
формата для регионов.
Важными материалами с точки зрения междисциплинарного анализа явились
социолого-искусствоведческие труды Александра Ушкарева «Аудитория
искусства в социальных измерениях»,
Юрия Фохт-Бабушкина «Искусство в жизни людей: конкретно-социологические
исследования искусства в России второй половины XX века: история и
методология». Отдельно стоит отметить, что работа 2001 года Фохт-Бабушкина
является первым представлением истории функционирования искусства в
России второй половины XX века с позиций социологических эмпирических
исследований, что говорит о достаточно малой изученности вопроса через
призму социологии искусства.

7.

ИСТОЧНИКИ
Работа Ростислава Капелюшникова и Натальи Дёминой «Потребление
культурных благ в России: масштабы, детерминанты, дифференциация»
способствовала формированию обобщенной картины потребления культурных
благ в России. Особенности потребления культурных благ в данном
исследовании анализируются на микроуровне с привлечением
представительных обследований домохозяйств. Авторы опирались на данные
Комплексного наблюдения условий жизни населения (КОУЖ) Росстата за 2011–
2018.

8.

Объект исследования художественные институции.
Предмет исследования принципы взаимодействия с аудиторией.
Целью является определение ключевых принципов взаимодействия с
аудиторией на базе художественных институций.
Задачами данного исследования является детерминация и анализ системы
принципов взаимодействия художественных институций с аудиторией, а также
определение новых форм работы с посетителями на фоне трансформации
художественно-выставочных процессов.
Кроме того, в главные задачи исследования входит систематизация и анализ
общих для институций кураторских практик и медиации как новой формы
посредничества между выставкой и зрителем-посетителем. Данные изыскания
позволят раскрыть традиционные и инновационные паттерны
коммуникационной практики институций, а также позволит составить модель
структуры запросов потребителей культурного продукта современности.

9.

Методология исследования основывается на описании и анализе как
искусствоведческом методе, социолого-искусствоведческом методе, на базе
которого анализируется потребление культурных благ в историческом контексте.
Проведена реконструкция культурного и социального контекстов.
Также был осуществлен анализ теоретических материалов, описание и анализ
текущей информации, доступной об объекте и предмете работы, сравнение
системы принципов и взаимодействия с аудиторий как традиционных, так и
инновационных, и формулирование выводов на основе проанализированной
информации.
Теоретическая значимость заключается в том, что оно направлено на поиск,
анализ и систематизацию множества информации, касающейся
функциональности художественных институций во взаимодействии с
аудиторией. Предпринята попытка концептуализировать особенности
художественных институций в части принципов взаимодействия с аудиторией,
описать составляющие данной принципиальной системы и найти специфику
новых путей коммуникации. Также в работе определена роль участниковпосредников (таких как куратор и медиатор) между институцией и зрителемпосетителем. Проводится системный анализ запросов аудитории, выявляющий
социокультурные тенденции в эволюции современного музея. Это приводит к
переориентации на превращение музея в дополнительный образовательный
центр (типа лектория) с элементами развлечения.

10.

Картинки музеев,….????

11.

КАКАЯ ТО СХЕМА ПОСЕЩАЕМОСТИ, ГРАФИК?????????
ПОИДЕЕ НАДО ЧТОТ???? Или из работы были проценты
аудиториии….сюда???

12.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе изучения различных источников было установлено, что, вопрос об
исследовании целевой аудитории художественных институций не стоял остро
вплоть до начала XX века в связи с ее стабильностью. В прошлом зрителямипосетителями являлись лишь представители привилегированных сословий. На
рубеже XIX и XX веков вследствие значительных социальных, экономических и
техногенных преобразований по всему миру целевая аудитория культурных
учреждений становится гораздо более широкой и дифференцированной,
охватывая людей самых разных социально-экономических статусов.
Изменение уровня образования, глобализация, развитие технологий,
повышение уровня жизни низших классов населения привело к тому, что на
Западе, а также в Советский и Российский период художественные институции
обратили свой взор к массам, постепенно уходя от нацеленности на элитарные
сообщества.
Несмотря на разные цели, преследуемые западными (привлечение посетителя
как способ развития рыночной экономики в области искусства) и советскими
(привлечение посетителя для приобщения его к идеологическим установкам
государства с помощью искусства) учреждениями культуры, задачи по изучению
целевой аудитории, её поведения и их разрешение представляются достаточно
схожими.

13.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе сравнительного анализа исследований ХХ века целевой аудитории
художественных институций западном, советском и постсоветском пространстве
было выявлено два основных принципа работы с ней. Во-первых, в восприятии
экспозиции огромную роль играет выставочное пространство; оно должно быть
удобным, психологически комфортным, выстроенным по принципу нарратива.
Во-вторых, должны быть удовлетворены познавательные и эмоциональные
потребности посетителя. Эти принципы остаются актуальными до сих пор.
Следуя им, арт-пространство создает себе возможность удовлетворить
потребности зрителя-посетителя и как следствие получить не только
финансовую выгоду, но и стать платформой для продуцирования новых
смыслов, идей и ценностей.
Для того чтобы мотивировать посетителя к приобщению к арт-сообществу,
следует создать для него максимально благоприятную обстановку. Это
возможно, только если сотрудники музея знакомы со своей целевой
аудиторией. Если изучение последней было достаточно обширным в прошлом
веке и показало, что основными посетителями художественных институций
являются люди интеллектуального труда, имеющие высшее образование, то
ситуация на сегодняшний день уже не видится такой однозначной.

14.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наблюдаются большие пробелы в исследовании целевой аудитории
современного искусства, особенно в регионах нашей страны.
Немногочисленные работы позволяют нарисовать следующий портрет зрителяпосетителя: женщина до 35 лет, имеет высшее образование или ещё только
учится в школе, сузе или вузе, имеет творческие интересы или даже творческую
специальность, активный образ жизни, тягу к познанию. Однако в связи с малой
выборкой, эта информация не может считаться исчерпывающей. Видится
необходимым более активное изучение в данной области.
В середине XX века работа с новой аудиторией потребовала образования новых
форм взаимодействия с последней. Можно наблюдать, подробнее изучив
различные кураторские практики, что в музее современного искусства куратор
определенным образом выстраивает выставочное пространство, так, что оно,
становится воплощением визуальной философии, привлекая посетителя и
объясняя ему смысл всех арт-объектов, которые находятся в поле его зрения,
одновременно продаёт ему досуг и устанавливает прочные коммерческие
связи.

15.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В новейшем современном музее главной задачей как куратора, так и некоторых
других сотрудников художественных институций, является арт-медиация, то есть
образовательная деятельность культурного учреждения, направленная на
разъяснение посетителю аспектов искусства. Следует отметить, что в России
прослеживается тенденция применения арт-медиации в формате
дискуссионного клуба. Такой способ взаимодействия способствует
установлению прочных связей с целевой аудиторией.
Таким образом, проделанная работа позволила определить ключевые
принципы взаимодействия с целевой аудиторией, а значит, что цель была
достигнута, задачи выполнены.
Кроме того, проведенное исследование позволило обозначить проблему
недостаточной изученности целевой аудитории современного искусства,
особенно в регионах России. Научная деятельность в отношении этого вопроса
может рассматриваться в качестве дальнейшей перспективы проведённой
работы.
English     Русский Правила