Похожие презентации:
Учение о бытии (онтология)
1. УЧЕНИЕ О БЫТИИ
(ОНТОЛОГИЯ )2. Истоки и смысл онтологической проблематики.
Формирование философской категории«бытие» явилось результатом
исторического развития философской
мысли. В зависимости от исторической
эпохи и философской позиции
мыслителя в понятие бытия
вкладывалось различное содержание.
3. В древнегреческой философии:
1.Бытие рассматривалось как первоначаломира, основа всех вещей.
Для милетцев — это конкретный вид вещества,
для Гераклита —это огонь, вечное движение,
развитие, процесс, для атомистов — это атомы.
2.Бытие рассматривается как существование.
Парменид считал, что бытие — это то, что
имеется за миром чувственных вещей, это
есть мысль, логос — космический разум,
истинно сущее .
4. В философском наследии Авиценны (Ибн-Сина, 980—1037 гг.)
бытие представлено как произведениебожественного разума. Различает
необходимо сущее, которого не может
не быть — это Бог, и реально сущее в
виде факта, которого могло бы и не
быть. Бытие является возможно сущим,
ибо в себе самом оно не имеет
оснований бытия
5. В философии Фомы Аквинского (1221—1274)
подлинным бытием обладает Бог. Онесть само бытие, а мир обладает лишь
ограниченным, не подлинным бытием.
Всякое сущее в философии Аквинского
состоит из сущности и существования.
Сущность и существование тождественны в Боге, а у сотворенных им вещей
они не тождественны и не согласуются,
ибо существование не принадлежит
единичной сути вещей.
6. Философия Нового времени
ставит проблему познания БЫТИЯ с позицийпознавательных способностей человека.
Рассматривает уже не потаенное бытие,
являющееся основанием жизни и
деятельности людей, но самого человека, его
жизнь, строение, потребности, способности,
психику. Окружающие чувственные предметы
и процессы стали восприниматься как
единственное подлинное бытие.
7. Проблемы бытия в русской философии XIX-XX веков
связывалось со спецификой культуры имировоззрения русского народа, с
русским религиозным сознанием. Бытие
человека и мира неразрывно связано с
Абсолютом. Так, B.C. Соловьев (1853—
1900) принимал за основу бытия сущее.
Сущее не есть бытие, ибо это
высший Абсолют, однако ему
принадлежит всякое бытие.
8. Проблема бытия в религиозном мировоззрении.
видит в основе бытия сокровеннуюБожественную Сущность и определяет себя
как связь с этой сущностью.
Факты сверхрассудочной структуры мира
могут быть познаны, как считают богословы,
не чувственным или рациональным
способами, а третьим путем познания —
интуицией, которая шире житейской логики и
выходит за пределы рационального
познания.
9. В философии советского периода
бытие рассматривалось с позиций егомногоуровневости:
неорганическая и органическая природа,
биосфера,
общественное бытие,
бытие индивидуальное.
Бытие понималось как бытие природы и как
реальный процесс жизнедеятельности людей.
10. Категория бытия
в философии употребляется дляобозначения существования
реальности, реально сущего.
Поскольку реальностью называют
совокупность существующих нечто,
постольку бытие охватывает и
материальное, и духовное,
реальность объективную и
реальность субъективную.
11. Концепции бытия как существования
нет бытия вообще, бытиясамостоятельного, есть бытие чего-то:
предметов, свойств, признаков, вещей.
То же самое, по-видимому, можно
утверждать об антиподе бытия —
«ничто». Переход в небытие есть
уничтожение данного вида бытия,
переход его из одной формы в другую
12. ОПРЕДЕЛЕНИЕ
бытие — это философскаякатегория, отражающая всеобщее
свойство существования всех
явлений действительности как
материальных, так и идеальных в
совокупности их качественных
характеристик. Это актуальная
реальность действительности, мир
существования материальных и
идеальных сущностей.
13. ЧТО ТАКОЕ МИР?
Бытие представляет собой единство имногообразие форм его
существования.
Совокупная реальность, совокупность
всех форм бытия во времени и
пространстве представляет собой
мир
14. ФОРМЫ БЫТИЯ
В формах бытия выделяютматериальное бытие ,объективное
бытие (независимое от сознания
человека)
и идеальное бытие, субъективное бытие
(на основе сознания человека).
15. С позиции основного вопроса ФИЛОСОФИИ
Учение, принимающее за основусуществующего одно начало, материальное
или духовное, называется монизмом:
материалистический монизм под бытием
понимается материя, ее свойства,
материальные процессы, учетом всеобщих
связей сущего выделяются следующие
развивающиеся и взаимосвязанные формы
бытия:
16. Материалистический подход к понятию БЫТИЕ
1. Бытие вещей, процессов, состоянийприроды и бытие вещей,произведенных
человеком («второй природы»).
2. Бытие человека в мире вещей и
специфическое человеческое бытие.
3. Бытие духовное (идеального).
4. Бытие социальное (индивидуальное
бытие и бытие общества).
17. Идеалистический монизм
В объективно-идеалистическомпонимании бытие представляет собой
объективно существующую идею, лежащую в
основе всего сущего.
В субъективно-идеалистической
трактовке бытие находится в отношении
координации с чувствами субъекта.
Воспринимаются не вещи, а ощущения. Вещи
есть комплекс ощущений. Существовать —
значит быть воспринимаемым.
18. Дуализм
рассматривает мир с позиций 2-хравноценных, независимых начал.
Наиболее ярко дуализм проявился в
философии Р. Декарта, разделившего
бытие на мыслящую субстанцию (дух)
и протяженную (материю).
19. Дуализм в медицине
приводит к психофизиологическомупараллелизму, согласно которому
психические и физиологические
процессы не зависят друг от друга, а
следовательно снимается проблема
единства психического и
соматического в человеке, проблема
генезиса и сущности сознания.
20. Понимание бытия.
"Бытие" традиционно мыслится в двух значениях:во-первых, это все когда-либо
существовавшее, ныне существующее
(определяемое как "наличное бытие") и все имеющее
внутренний потенциал к реализации в будущем.
Здесь "бытие", однозначно таким понятиям, как "Мир в целом" или
"Универсум";
во-вторых, под "бытием" понимается исходное
начало и основание нашего мира, его сущность, его
метафизическая определенность.
Философы "бытие" в таком понимании обычно называют "абсолютным
бытием" - или просто абсолютом; Единым и прочим. В развитых
религиях это Бытие определяется как Бог.
21. Бытие, сущее и существующее.
Бытие философская категория,обозначающая реальность, существующую
объективно, независимо от сознания, воли и
эмоций человека.
Сущее (Сущность) - внутреннее содержание
предмета, выражающееся в единстве всех
многообразных и противоречивых форм его
бытия.
В истории философии понятие
«существование» употреблялось обычно
для обозначения внешнего бытия вещи,
которое, в отличие от сущности вещи,
постигается не мышлением, а опытом.
22. Реальность объективная и субъективная.
Реальность - все сущее; весь мир вмногообразии его форм:
- материальный мир, объективно
существующий в действительности
(объективная реальность); и
- мир, создаваемый индивидуальным
сознанием (субъективная
реальность).
лат.Realis - действительный
23. Проблема бытия
– это проблема способа, целей, исмысла существования мира в
целом, который только и может
наполнить смыслом
индивидуальное человеческое
существование. Находиться в бытии
- значит понимать
24. История становления категории материя
Античные философы отождествлялиматерию с неким первоматериалом,
перво-веществом, первокирпичиком.
Философия Нового времени
рассматривала материю как вещество,
обладающее суммой некоторых
неизменных свойств: протяженность,
непроницаемость, масса, тяжесть и так
далее
25. История становления категории материя
Б. Спиноза (1632—1677) считал, чтоматерия — это природа, выступающая
как субстанция, то есть то, что
существует само в себе, представляет
само через себя, то, что не нуждается в
представлении другой вещи, из которой
оно должно было образоваться.
26. История становления категории материя
французский материалист П. Гольбах(1723— 1789) считал, что сущность
материи связана с всеобщим свойством
материальных объектов вызывать
ощущения.
27. Философия диалектического материализма
В.И. Ленин в работе «Материализм иэмпириокритицизм» дает следующее
определение материи: «Материя есть
философская категория для обозначения
объективной реальности, которая дана
человеку в ощущениях его, которая
копируется, фотографируется,
отображается нашими ощущениями,
существуя независимо от них». (Ленин В.И.
Полн. собр. соч. Т. 18. С. 131).
28. Атрибуты материи
несотворимость и неуничтожимость,неисчерпаемость,
активность, то есть способность к
саморазвитию,
наличие всеобщего свойства отражения.
информация, которая трактуется как
структурная сложность материальных
объектов, как всякое разнообразие и
упорядоченность.
29. Материя и формы её существования.
В качестве коренного атрибута,всеобщего способа существования
материи выступает движение,
а из органического единства материи и
движения вытекает необходимость ее
существования в пространстве и
времени.
30. Виды материи
существует в двух видах: поле ивещество. Особыми видами материи
являются физический вакуум и плазма.
Вещество — это все то, что имеет
массу покоя.
Науке известны три вида поля: электромагнитное, ядерное, гравитационное
31. Принцип поля в биологии
заключается в объяснениисогласованного поведение как
компонентов организма, так и всего
организма в целом.Этот принцип
справедлив не только в рамках
индивида, но и в процессах
взаимодействия индивидов внутри
колоний, видов.
32. Сферы материи:
неорганическая природа (имеет микро-,макро- и мега-уровни),
органическая материя (имеет также уровни
организации живого: молекулярный,
субклеточный, клеточный, тканевый,
органный, организменный, популяционновидовой, биоценотический, биосферный),
социально-организованная материя,
представляющая собой динамически
функционирующую, исторически
развивающуюся действительность
человеческих индивидов, находящихся в
общественных отношениях
33. Виды и сферы материи связаны между собой:
низшие предшествуют высшим, высшиеосновываются на низших.
Многообразие уровней организации
материи связано с проблемой единства
мира. Единство мира означает то
реальное общее, которое имеется в
явлениях и предметах.
Материалистический монизм
утверждает единство мира в его
материальности.
34. Взаимосвязь уровней существования материи
В начале XX века русский ученый А.Л. Чижевский(1897—1964) обратил внимание на связь
самочувствия человека с процессами, протекающими
в космосе. Ученый сделал вывод, что солнечная
активность влияет на течение эпидемических
процессов в масштабе планеты. И несмотря на тот
факт, что заболевания имеют социальную основу,
нельзя вырывать человека, организмы из
естественной среды, окружающего мира с его
радиацией, электрическими полями, потоками
солнечной энергией. Так, колебания магнитного поля
Земли, по мнению специалистов, влияют на
биосферу, у людей может появиться чувство тоски,
страха, тревоги, появляется бессонница, снижается
работоспособность.
35. Человеческое бытие.
Бытие есть свобода человека,величайшее напряжение всех его
человеческих сил .Человек стремится
преодолеть границы собственного
существования, расширить их. Это его
сущностное свойство.
Человеческое бытие — это то, к чему
мы стремимся; некий идеал, который
притягивает нас; предельное жизненное
и духовное напряжение; полнота
самораскрытия.
36. Общественное бытие.
— философская категория,означающая совокупность
материальных отношений людей
к природе и друг к другу,
независимых от их сознания и в
конечном счете его определяющих
(Общественное бытие и
общественное сознание).
37. Многообразие уровней организации материи
связано с проблемой единства мира.Единство мира означает то реальное
общее, которое имеется в явлениях и
предметах.
38. Способ существования материи
Движение — это никогда непрекращающийся процесс изменения
материи, взаимодействия между
составными элементами материальных
объектов, способность ее
преобразовывать одно состояние в
другое, переносить следы прошлого в
будущее, превращать возможность в
действительность.
39. Основные свойства движения:
объективность и материальность,абсолютность и относительность
(движение — всеобщий способ бытия,
но существует в конкретных формах),
противоречивость (движение — это
единство покоя и изменчивости),
движение неотделимо от своего
носителя.
40. Классификацию форм движения материи (Ф.Энгельс)
механическую — перемещение тела впространстве и времени;
физическую — движение атомов;
химическую — движение молекул;
биологическую — движение белков;
социальную — носитель индивид, общности
людей.
Все формы движения связаны друг с другом.
Высшие формы не сводимы к простым
формам.
41. Основные формы существования материи:
Пространство — это философскаякатегория, отражающая факт
сосуществования вещей и процессов,
их протяженность и упорядоченность.
Время — это философская категория,
отражающая факт смены явлений, их
длительность и последовательность.
42. Основные характеристики пространства и времени
объективностьабсолютность
относительность.
не обладают самостоятельным
существованием вне зависимости от
материи и движения.
Свойством пространства и времени
является бесконечность и мерность.
43. Пространство-время в различных сферах существования материи
пространство-время в неживой природе (мега-, макро-, микромире);
биологическое пространство-время,
связанное с появлением живого;
социологическая форма пространствавремени, связанная с возникновением
человека .
Социологическая форма пространства-времени
зависит от форм бытия и деятельности
человека
44. Время индивидуального бытия человека
определяется событиями в его жизни.Очевидно, что отношение ко времени,
умение спрессовать время, наполнить
его разумным содержанием показатель культуры человека,
показатель смысложизненной
наполненности его бытия.
45. Историческое время
Длительность процессов историческоговремени имеет такие точки отсчета как
формация, цивилизация, эпоха.
46. Закон работы мозга,
сущность которого заключается в том,что мозг животных, как специальный
орган отражения и приспособления, в
процессе эволюции приобрел свойство
непрерывного течения его процессов в
полном соответствии с компонентами
пространственно-временного
континуума внешнего мира.
47. Живые организмы
в результате приспособительнойактивности формируют своеобразную
модель временных отношений в виде
биоритмов, представляющих собой
цикличную временную организацию
жизненных процессов