Похожие презентации:
Онтология как учение о бытии
1. Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИ
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшегопрофессионального образования
КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
Министерства здравоохранения Российской Федерации
Кафедра философии, психологии и педагогики
Лекция 8.
Онтология как учение о бытии.
Автор –Е.К. Овсянникова, к.ф.н.,
доцент кафедры философии,
психологии и педагогики
2. ПЛАН ЛЕКЦИИ
1.Онтология как учение о бытии.2.Категория «бытие». Объективная и
субъективная реальность в бытии.
3. Материя как философская категория,
основные свойства материи.
4.Проблема сознания в философии.
5.Структура сознания.
3.
Онтология –философское учение
о бытии в целом,
о всеобщих формах
и закономерностях развития
бытия.
.
4.
Из ничего не творится ничтопо божественной воле
И оттого только страх всех смертных
объемлет, что много
Видят явлений они на земле и на небе
нередко,
Коих причины никак усмотреть и понять
не умеют.
И полагают, что все это
божьим веленьем творится.
Если же будем мы знать,
что ничто не способно возникнуть
Из ничего, то тогда мы гораздо яснее
увидим, откуда являются вещи…
Лукрецкий Кар (ок. 99-55 гг. до н. э.)
5. Основные виды онтологии
Мифологическая онтология– первая
попытка человека объяснить происхождение и
устройство мира, определить место человека в
нем.
Мифологическая картина
мира:
-- синкретизм;
-- идея единства мира, неразделенности человека
и природы.
6. Основные виды онтологии
Религиознаяонтология разделяет мир на
земной - естественный
и небесный - сверхъестественный.
Религиозная
картина мира:
-- в основе – вера в существование
сверхъестественных сил, которые играют
главенствующую роль в мироздании и жизни
людей.
7. Основные виды онтологии
Философскаяонтология
-- отличается рациональным объяснением мира;
-- рассматривает мир через диалектику
единичного и общего, преходящего и вечного.
Философская
картина мира – обобщенная,
выраженная философскими категориями
теоретическая модель бытия.
8. Основные виды онтологии
Научная онтологиясинтезирует
множество частнонаучных теорий.
Научная картина
мира – целостная система
представлений об общих принципах и
законах устройства мира, существующая на
определённых этапах развития науки на
основе обобщения естественнонаучных
теорий.
Смена картины мира – результат научных
революций.
9. БЫТИЕ – основополагающая философская категория.
10. Развитие представлений о бытии в истории философии.
Этапы развитияфилософии
Античная
философия
Содержание категории «бытие»
Парменид (ввел понятия «бытие» и
«небытие»): бытие – это реальность, а
небытие – иллюзия (небытия нет, т.к. его
нельзя мыслить).
Демокрит: бытие – атомы, небытие –
пустота.
Платон: «истинное бытие» - мир идей.
.Аристотель: бытие – абстрактное понятие,
которое лежит в основе объяснения
отдельных предметов материального мира.
11. Развитие представлений о бытии в истории философии.
ЭтапыСодержание категории «бытие»
развития
философии
Философия
Проблема
бытия
сводилась
к
Средних
доказательству существования Бога и
веков
выяснения соотношения Бога и мира.
Философия
Бытие начинает осмысливаться как нечто
эпохи
вещественное, телесное, как объективная
Возрождения реальность.
12. Развитие представлений о бытии в истории философии.
Философия 1) механистическая картина бытия.Нового
2) идеалистические концепции бытия:
времени
а) объективный идеализм (Г.Гегель)
рассматривал бытие и небытие как
диалектические категории, как единство
противоположностей. Небытие – исходная
ступень развития, «свернутая» форма
будущего бытия;
б) субъективный идеализм (Дж.Беркли,
Д.Юм) признает единственной реальностью
мир человеческого сознания («Быть – значит
быть в восприятии»).
13. Развитие представлений о бытии в истории философии.
Современныематериалистические
концепции
БЫТИЕ рассматривается как
философская категория, обозначающая все
существующее.
Это предельно широкое по объему
понятие, охватывающее мир в единстве
материального и духовного, объективного
и субъективного и отражающее
целостность его существования.
НЕБЫТИЕ – абстрактная категория,
противоположная категории «бытие».
БЫТИЕ абсолютно,
НЕБЫТИЕ относительно
ИНОБЫТИЕ
14. Объективная и субъективная реальность в бытии
Материальный мирДуховный мир
существует объективно
субъективная
(независимо от сознания и реальность
воли человека)
- мир живой природы,
- мир неживой природы,
-общество как
материальная система;
-мир вещей, созданных
человеком
объективная
реальность
внутренний обществендуховный
ное сознание
мир
и его формы
человека
15. МАТЕРИЯ
(лат. – «вещество») –одна из центральных
философских категорий
16. Демокрит из Абдер
Материя отождествляласьс бесструктурными атомами
(«атом» в переводе с
греческого означает
«неделимый») .
17. Платон Афинский
«Материя- первичныйматериал, то, из чего
возникают все
чувственносущественные вещи.
Материя может
принять любую форму,
потому что она
совершенно
бесформенна,
неопределенна…»
18. «Материя, т.е. вещественные начала, есть не у всего, а только у тех вещей, которые возникают друг из друга и переходят друг в друга».
АРИСТОТЕЛЬ ИЗ СТАГИРЫМатерия — основа сущего. Она
принципиально неопределима,
бесформенна и является лишь
потенциальной предпосылкой
бытия. Первоматерия
разлагается на четыре элемента:
огонь, воздух, воду и землю.
«Материя, т.е. вещественные начала, есть
не у всего, а только у тех вещей,
которые возникают друг из друга и
переходят друг в друга».
19. ДЖОРДАНО БРУНО (1548—1600)
Материя («Единое»)праоснова всего, котораяявляется причиной всего
существующего;
материя имеет всеобщую
одушевленность.
«Форма-это возможность делать,
материя-возможность быть
сделанным».
20. Готфрид Лейбниц (1646-1716)
«Материя есть бытие,сопряженное с
пространством.
Пространство –
математическое тело, т.е
такое, которое не содержит
в себе ничего, кроме трех
измерений, и есть вообще
место всех вещей».
21. Джордж Беркли (1685-1753)
«…материинет, и ее никто
никогда не видел;
если изгнать это понятие
из науки, то этого никто
и не заметит, ибо оно
ничего не
означает».
.
22. Поль Анри Гольбах (1723-1789)
«... Материя вообще естьвсе то, что воздействует
каким-то образом
на наши чувства».
23. Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831)
«Материя проявляется врезультате деятельности
Абсолютной Идеи,
Абсолютного Духа.
Именно Абсолютный Дух,
Идея - порождают
материю...»
24. Энгельс Фридрих (1820-1895)
«Материя – этофилософская абстракция,
понятие, посредством
которого обозначается
многообразие природных
явлений и процессов».
25. Владимир Ильич Ленин (1870-1924)
«Единственное свойство материи, спризнанием которого связан
философский материализм, есть
свойство быть объективной
реальностью, существовать вне
нашего сознания»
«Материя есть философская категория для
обозначения объективной реальности, которая
дана человеку в ощущениях его, которая
копируется, фотографируется, отображается
нашими ощущениями, существуя
независимо от них».
26. Этапы становления понятия «материя»
Этапнаглядночувственного
представления
о материи
Этап
вещественносубстанционального
представления
о материи
Стихийный
материализм
античности
Материя
отождествляется с
различными
природными
веществами (вода,
воздух, огонь и др.).
Античная
философия
(атомистический
материализм
Демокрита);
механистический
материализм
Нового времени.
Материя понимается
как вещество,
состоящее из атомов,
наделенных рядом
постоянных свойств
(неделимость,
протяженность,
непроницаемость и
т.д.).
27. Этапы становления понятия «материя»
Этапфилософскогносеологического
представления
о материи
Сложилось на
рубеже XIX –
XX вв. и
характерно для
современных
материалистич
еских
представлений
.
Материя понимается
как абстрактное
понятие, как
философская
категория,
обозначающая
объективную
реальность,
воспринимаемую
органами чувств и
существующую в
виде отдельных
материальных
образований – вещей.
28.
ГравитационноеЭлектромагнитное
Ядерное...
Атом
Плазма
Газообразные тела
Белок
Твердые тела
Молекулы, вирусы
Все живые
организмы
Жидкие тела
Полимеры и биополимеры
29. АТРИБУТЫ МАТЕРИИ – СПОСОБЫ ЕЕ СУЩЕСТВОВАНИЯ (НЕОТЪЕМЛЕМЫЕ СВОЙСТВА):
СИСТЕМНОСТЬИ СТРУКТУРНОСТЬ
САМООРГАНИЗАЦИЯ
ДВИЖЕНИЕ
ПРОСТРАНСТВО
ВРЕМЯ
ОТРАЖЕНИЕ
30. СИСТЕМНОСТЬ – способ существования материи, отражающий структурное многообразие материального бытия и организованность его элементов.
СТРУКТУРНОСТЬ –внутренняя расчлененность
материального бытия,
характеризующаяся совокупностью
устойчивых отношений и связей между ее
элементами.
31. Уровни структурной организации материального мира
мегамирмакромир
микромир
32. Неорганическая природа
Макроуровень
Мегауровень
Атомный
Молекулярный
Ядерный
Субмикроэлементарный
33. Социум
Человечество
в
целом
Государство
Класс
Нация
Сем
ья
Колл
ектив
Социум
Инди
виду
ум
Этнос
34. Самоорганизация – способность открытых материальных систем создавать под внешним энергетическим влиянием внутреннюю упорядоченную стр
Самоорганизация –способность открытых материальных
систем создавать под внешним
энергетическим влиянием внутреннюю
упорядоченную структуру.
порядок
необходимость
синергетика
хаос
случайность
35. ДВИЖЕНИЕ – способ существования материи; в широком смысле это «изменение вообще» (Энгельс) и всякое взаимодействие материальных объектов.
36. Признаки движения
абсолютность
относительность
изменчивость
устойчивость
непрерывность
прерывность
37. Формы движения материи
• Клетка• Атом,
молекула
• Индивид,
• Соц.группа
• Общество
биологическая
социаль
ная
физиче
ская,
химиче
ская
механи
ческая
• Любой
предмет,
тело
38. Время – это форма бытия материи, которая выражает связи между сменяющимися объектами, характеризует порядок их последовательности и длит
Пространство – форма бытия материи, котораявыражает связи между сосуществующими объектами,
характеризует их протяженность и взаимное
расположение.
Свойства пространства: объективность,
протяженность, однородность, изотропность,
трехмерность.
Время – это форма бытия материи, которая выражает
связи между сменяющимися объектами, характеризует
порядок их последовательности и длительность.
Свойства времени: объективность, длительность,
однонаправленность, необратимость, одномерность.
39. ОТРАЖЕНИЕ – всеобщее свойство материи, ее способность воспроизводить в изменениях своих свойств, состояний, структуры особенности воздей
ОТРАЖЕНИЕ –всеобщее свойство материи, ее способность
воспроизводить в изменениях своих свойств,
состояний, структуры особенности
воздействующих объектов.
Признаки отражения:
предполагает взаимодействие объектов;
зависти от уровня организации и структуры
взаимодействующих объектов;
зависит от условий, в которых происходит
взаимодействие объектов;
адекватно структуре отражаемого объекта;
информативно.
40. Эволюция форм отражения
Внеживой
природе
механическая
физическая
химическая
В живой
природе
биологическая: - раздражимость
-- чувствительность
--- психическое отражение
социальная: сознание человека
41. ФАКТОРЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ СОЗНАНИЯ
ПРИРОДНОСОЦИАЛЬНЫЕБИОЛОГИЧЕСКИЕ
эволюция форм
отражения
особые природноклиматические условия
определенный уровень
развития телесности
наличие
высокоорганизованной
материи – головного
мозга
жизнь обществом
коллективная трудовая
деятельность
потребность в общении
формирование языка,
речи
42. Отличие сознания от психики высших животных
Психика высших животныхналичие первой сигнальной
системы (реакция нервной
системы на
непосредственное
воздействие предметов
внешнего мира);
конкретное, нагляднообразное мышление;
не обладают языком, речью;
пассивная форма
отражения, направленная
на приспособление к
окружающей среде.
Сознание человека
наличие первой и второй
сигнальных систем
(реакция на
непосредственный
раздражитель + реакция на
слово, заменяющее
конкретный предмет).
абстрактное мышление.
обладают языком, речью
активная форма отражения,
направленная на изменение
окружающей среды и самого
человека.
43. ПСИХИКА ЧЕЛОВЕКА
СознаниеБессознательное
телесно-перцептивный
неосознаваемые механизмы
компонент
логико-понятийный
компонент
эмоциональный
компонент
ценностномотивационный
компонент
действий
автоматизмы
неосознаваемые
установки
неосознаваемые
сопровождения
сознательных
действий
неосознаваемые побудители
действий
«надсознательные» процессы
самосознание
самосознание
43
44. Структура сознания
• ЛОГИКОПОНЯТИЙНЫЙ• ТЕЛЕСНОПЕРЦЕПТИВНЫЙ
• ЦЕННОСТНОМОТИВАЦИОННЫЙ
II
IV
I
III
• ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ