Похожие презентации:
Использование здоровьесберегающих приемов музыко- и звукотерапии на занятиях учителя-дефектолога
1.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХПРИЕМОВ МУЗЫКО- И ЗВУКОТЕРАПИИ
НА ЗАНЯТИЯХ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА
УЧИТЕЛЬ-ДЕФЕКТОЛОГ ЕМЕЛИНА Н.И.
КГКОУ ШИ 11 П.ВАНИНО
2.
РАЗЛИЧАЮТ ПАССИВНУЮ И АКТИВНУЮ ФОРМУ МУЗЫКОТЕРАПИИ.• ПАССИВНАЯ ФОРМА СВОДИТСЯ К ВОСПРИЯТИЮ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ,
СООТВЕТСТВУЮЩИХ ЭМОЦИОНАЛЬНОМУ СОСТОЯНИЮ ЧЕЛОВЕКА.
• ЭТА ФОРМА МУЗЫКОТЕРАПИИ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ В СОЧЕТАНИИ С ДЫХАТЕЛЬНЫМИ
УПРАЖНЕНИЯМИ, СОПРОВОЖДАЕТСЯ ПОКАЗОМ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЖИВОПИСИ.
ВОЗДЕЙСТВИЕ МУЗЫКИ ПРИ ЭТОМ МОЖЕТ ВЫРАЖАТЬСЯ ДВОЯКО: С ОДНОЙ СТОРОНЫ,
ВЫЗЫВАТЬ РЕЛАКСАЦИЮ, С ДРУГОЙ – ПРОИЗВОДИТЬ СТИМУЛИРУЮЩИЙ ЭФФЕКТ,
ЭТИЧЕСКОЕ И ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ДЕЙСТВИЕ
3.
• АКТИВНАЯ ФОРМАВЫРАЖАЕТСЯ РАЗНООБРАЗНЫМИ ВОКАЛЬНЫМИ, ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫМИ, РЕЧЕВЫМИ,
ДРАМАТИЧЕСКИМИ, ДВИГАТЕЛЬНЫМИ, ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМИ ПРОЯВЛЕНИЯМИ, К КОТОРЫМ
ОТНОСЯТСЯ ХЛОПКИ, РИТМИЧНЫЕ ПОСТУКИВАНИЯ, ИГРА НА МУЗЫКАЛЬНЫХ
ИНСТРУМЕНТАХ, ПРОСТЕЙШАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ ГОЛОСОМ И Т. Д.
4.
МЕТОДИКИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ:• 1) ДВИГАТЕЛЬНОЕ РАССЛАБЛЕНИЕ И СЛИЯНИЕ С РИТМОМ МУЗЫКИ;
• 2) МУЗЫКАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ;
• 3) ПСИХОСОМАТИЧЕСКАЯ РЕЛАКСАЦИЯ С ПОМОЩЬЮ МУЗЫКИ;
• 4) ПЕНИЕ;
• 5) ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ И РИТМИЧЕСКАЯ ДЕКЛАМАЦИЯ;
• 7) МУЗЫКОРИСОВАНИЕ;
• 12) ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПОД МУЗЫКУ.
5.
ДВИГАТЕЛЬНОЕ РАССЛАБЛЕНИЕ И СЛИЯНИЕ С РИТМОМ МУЗЫКИ• ТИХАЯ МЕЛОДИЧНАЯ МУЗЫКА ОБЛАДАЕТ СЕДАТИВНЫМ (УСПОКАИВАЮЩЕГО ДЕЙСТВИЯ,
СПОСОБСТВУЮЩЕГО РАЗВИТИЮ ПРОЦЕССОВ ТОРМОЖЕНИЯ) ДЕЙСТВИЕМ И НОРМАЛИЗУЕТ
ФУНКЦИИ СЕРДЕЧНО - СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ.
• РИТМИЧНАЯ МУЗЫКА ВЫЗЫВАЕТ ПОВЫШЕНИЕ ТОНУСА СКЕЛЕТНОЙ МУСКУЛАТУРЫ,
ОКАЗЫВАЕТ БЛАГОПРИЯТНОЕ ВЛИЯНИЕ НА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВНУТРЕННИХ ОРГАНОВ И СИСТЕМ.
• МАЖОРНЫЕ МЕЛОДИИ ПРИДАЮТ ЧЕЛОВЕКУ БОДРОСТЬ, УЛУЧШАЮТ САМОЧУВСТВИЕ,
ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ.
• ВЕРБАЛЬНО - МУЗЫКАЛЬНАЯ ПСИХОРЕГУЛЯЦИЯ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ
САМОЧУВСТВИЯ, ВОССТАНОВЛЕНИЯ, СНЯТИЯ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ.
• ЦЕЛЕСООБРАЗНО ТАКЖЕ ОРГАНИЗОВЫВАТЬ ПРОСЛУШИВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ С ЦЕЛЬЮ ИЗМЕНЕНИЯ НАСТРОЕНИЯ
УЧАСТНИКОВ ГРУППЫ, ОТВЛЕЧЕНИЯ ИХ ОТ ПЕРЕЖИВАНИЙ, УМЕНЬШЕНИЯ ТРЕВОГИ, СНЯТИЯ
УСТАЛОСТИ, ОТДЫХА, ВОССТАНОВЛЕНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ.
• ДЛЯ ПРОСЛУШИВАНИЯ МОГУТ БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВАНЫ И ЗВУКИ ПРИРОДНОГО ЕСТЕСТВЕННОГО
ПРОИСХОЖДЕНИЯ ПЕНИЕ ПТИЦ, ШУМ ВОЛН, РАСКАТЫ ГРОМА, ШУМ ЛИСТВЫ, ДОЖДЯ И
ДРУГИЕ, ПОДОБРАННЫЕ ПО ОПРЕДЕЛЕННОМУ ПЛАНУ, СПОСОБСТВУЮТ РАССЛАБЛЕНИЮ
ОРГАНИЗМА С ПОСЛЕДУЮЩЕЙ ЕГО АКТИВИЗАЦИЕЙ.
6.
МУЗЫКАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ• СТИМУЛИРУЮТ И КОНЦЕНТРИРУЮТ ВНИМАНИЕ,
ГОТОВЯТ К НЕОЖИДАННОЙ СМЕНЕ ДВИЖЕНИЙ ПО
ЗВУКОВЫМ СИГНАЛАМ. ВНЕЗАПНЫЕ ЗВУКОВЫЕ
СИГНАЛЫ МОГУТ ИЗМЕНИТЬ ПРОЦЕСС ИГРЫ,
ПОВЕДЕНИЕ ВЕДУЩЕГО ИЛИ ГРУППЫ.
• ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНЫХ ИГР
И УПРАЖНЕНИЙ ШИРОКО ПРИМЕНЯЮТСЯ
ПРОСТЕЙШИЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ,
ИГРУШКИ.
• ИГРЫ ОБЕСПЕЧИВАЮТ РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
И КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ, СОЗДАЮТ
УСЛОВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ,
СТАНОВЯТСЯ ИСТОЧНИКОМ НОВЫХ ВПЕЧАТЛЕНИЙ И
ПЕРЕЖИВАНИЙ, ФОРМИРУЮТ МЕХАНИЗМЫ
АДАПТАЦИИ.
7.
«ОБЕЗЬЯНКИ»РЕЧЕДВИГАТЕЛЬНОЕ УПРАЖНЕНИЕ С МУЗЫКАЛЬНЫМ СОПРОВОЖДЕНИЕМ
РАНО УТРОМ НА ПОЛЯНКЕ
ТАК РЕЗВЯТСЯ ОБЕЗЬЯНКИ:
(ХЛОПАЕМ)
ПРАВОЙ НОЖКОЙ ТОП, ТОП!
(ТОПАЕМ ПРАВОЙ НОГОЙ)
ЛЕВОЙ НОЖКОЙ ТОП, ТОП!
(ТОПАЕМ ЛЕВОЙ НОГОЙ)
РУКИ ВВЕРХ, ВВЕРХ, ВВЕРХ!
(ПОДНИМАЕМ РУКИ ВВЕРХ)
КТО ПОДНИМЕТ ВЫШЕ ВСЕХ?
(ВСТАЕМ НА НОСОЧКИ И ТЯНЕМСЯ ЕЩЕ ВЫШЕ)
8.
ВСЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, СВЯЗАННУЮ С МУЗЫКО- И ЗВУКОТЕРАПИЕЙНЕОБХОДИМО ОРГАНИЗОВЫВАТЬ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ, ВКЛЮЧАЯ СЮРПРИЗНЫЕ МОМЕНТЫ,
ТАК НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ПОДДЕРЖАНИЯ ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ.
К ДЕТЯМ МОГУТ ПРИХОДИТЬ «ОЖИВШИЕ» ИГРУШКИ
И КУКЛЫ. МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ РАЗЛИЧНЫЕ ПРЕДМЕТЫ – МЯЧИ, ЛЕНТЫ, ФЛАЖКИ, А ТАКЖЕ
РАЗНООБРАЗНЫЕ ЗВУЧАЩИЕ ИГРУШКИ
9.
ПСИХОСОМАТИЧЕСКАЯ РЕЛАКСАЦИЯ С ПОМОЩЬЮ МУЗЫКИ (МУЗЫКАЛЬНАЯРЕЛАКСАЦИЯ).
• ДЛЯ ПРОСЛУШИВАНИЯ МОГУТ БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВАНЫ И ЗВУКИ ПРИРОДНОГО
ЕСТЕСТВЕННОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ ПЕНИЕ ПТИЦ, ШУМ ВОЛН, РАСКАТЫ ГРОМА, ШУМ
ЛИСТВЫ, ДОЖДЯ И ДРУГИЕ, ПОДОБРАННЫЕ ПО ОПРЕДЕЛЕННОМУ ПЛАНУ,
СПОСОБСТВУЮТ РАССЛАБЛЕНИЮ ОРГАНИЗМА С ПОСЛЕДУЮЩЕЙ ЕГО АКТИВИЗАЦИЕЙ.
• ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ РЕЛАКСАЦИИ РЕКОМЕНДУЕТСЯ ЗАКРЫТЬ ГЛАЗА И ПРИНЯТЬ УДОБНУЮ
ПОЗУ. В КОНЦЕ СЕАНСА, КОТОРЫЙ ПРОДОЛЖАЕТСЯ 10-20 МИНУТ. МУЗЫКАЛЬНУЮ
РЕЛАКСАЦИЮ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ В СОЧЕТАНИИ С ПОКАЗОМ КАРТИН,
ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СЛАЙДОВ ИЛИ С ПОЭТИЧЕСКИМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ, СОЗВУЧНЫМИ
СОДЕРЖАНИЮ МУЗЫКИ (ОБРАЗЕЦ КОМПОЗИЦИИ).
10.
• ПЕНИЕ ВЫЗЫВАЕТ МУЗЫКАЛЬНОЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ, РАЗВИВАЕТ ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬДЕТЕЙ, СПОСОБСТВУЕТ ГРУППОВОМУ ОБЩЕНИЮ. ПЕНИЕ МОЖНО СОВМЕЩАТЬ С
ТАНЦАМИ, ДРАМАТИЧЕСКИМ ДЕЙСТВИЕМ, МУЗЫКАЛЬНЫМИ РАССКАЗАМИ.
• ПЕСНИ ПОДБИРАЮТСЯ В СООТВЕТСТВИИ С ВОЗРАСТОМ, ДИАПАЗОНОМ ДЕТСКОГО ГОЛОСА,
Т. Е. ДОСТУПНЫЕ ДЛЯ ПОНИМАНИЯ, ВЫЗЫВАЮЩИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ОТКЛИК
(ОБРАЗЦЫ КОМПОЗИЦИЙ)
11.
• ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ ДОПОЛНЯЕТ МУЗЫКАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЕИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ. ИСПОЛЬЗУЮТ ДВА ОСНОВНЫХ СПОСОБА:
• 1) СПОСОБ «ТЕЛЕСНОЙ ИГРЫ»: ХЛОПКИ, ЩЕЛЧКИ, ЛЕГКИЕ ПОСТУКИВАНИЯ И ДР. ;
• 2) СПОСОБ ПРОСТЕЙШЕЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ИМПРОВИЗАЦИИ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ
ИНСТРУМЕНТАХ.
• ПЕРВЫЙ СПОСОБ РАЗВИВАЕТ ЧУВСТВО РИТМА, УСИЛИВАЕТ ДВИГАТЕЛЬНУЮ, ВОКАЛЬНУЮ И
РЕЧЕВУЮ АКТИВНОСТЬ, КООРДИНИРУЕТ ДВИЖЕНИЯ. «ТЕЛЕСНУЮ ИГРУ» МОЖНО
ИСПОЛЬЗОВАТЬ КАК РИТМИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ, КАК ПОДГОТОВКУ К
МУЗЫКОРИСОВАНИЮ.
• ДЕТИ ЛЕГКО ОСВАИВАЮТ ИГРУ НА БАРАБАНАХ, ДЕРЕВЯННЫХ КОЛОТУШКАХ, КОЛОКОЛЬЧИКАХ,
ТАРЕЛКАХ, ТРЕУГОЛЬНИКАХ, БУБНАХ, МЕТАЛЛОФОНАХ И ДР. ИГРА НА ЭТИХ ИНСТРУМЕНТАХ НЕ
ТРЕБУЮТ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ, НО ЗАМЕНЯЕТ СЛОВЕСНОЕ ВЫРАЖЕНИЕ ЧУВСТВ,
ОСВОБОЖДАЕТ ПОДАВЛЕННЫЕ ЭМОЦИИ.
• С ПОМОЩЬЮ ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ ИГРЫ МОЖНО СОЗДАТЬ СИТУАЦИЮ «РАЗГОВОРА» ИЛИ
«ССОРЫ» МЕЖДУ РАЗНЫМИ МУЗЫКАЛЬНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ, ИЛИ ПОИГРАТЬ В «ЭХО».
12.
• МУЗЫКОРИСОВАНИЕ ЯВЛЯЕТСЯ СРЕДСТВОМСАМОВЫРАЖЕНИЯ И СРЕДСТВОМ ОСОЗНАНИЯ
ВНУТРЕННИХ КОНФЛИКТОВ. МУЗЫКОРИСОВАНИЕ ИЛИ
ГРАФИЧЕСКУЮ ЗАПИСЬ ОСУЩЕСТВЛЯЮТ
НЕПОСРЕДСТВЕННО ПОД МУЗЫКУ.
• СТИМУЛОМ К МУЗЫКОРИСОВАНИЮ СЛУЖАТ ДВИЖЕНИЯ
ДВУМЯ РУКАМИ ПОД МУЗЫКУ, ПОСТЕПЕННО
ПЕРЕХОДЯЩИЕ В СВОБОДНОЕ «ДИРИЖИРОВАНИЕ».
ТАКИЕ СПОНТАННЫЕ ДВИЖЕНИЯ С МЕЛКАМИ ИЛИ
КРАСКАМИ В ОБЕИХ РУКАХ ПЕРЕНОСЯТСЯ НА ДОСКУ ИЛИ
БУМАГУ В ВИДЕ ЛИНИЙ, КРУГОВ, ТРЕУГОЛЬНИКОВ,
РОМБОВ, УЗЕЛКОВ ИЛИ ДР.
• ДОПУСКАЕТСЯ «ПАЛЬЦЕРИСОВАНИЕ» ЦВЕТНЫМИ И
КЛЕЕВЫМИ КРАСКАМИ ВСЕМИ ДЕСЯТЬЮ ПАЛЬЦАМИ.
ДЕТЯМ НРАВИТСЯ МЕСИТЬ И «ДАВИТЬ» КРАСКИ. В
РЕЗУЛЬТАТЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ СОБСТВЕННАЯ «КАРТИНА»,
ВЫЗЫВАЮЩАЯ ОЩУЩЕНИЕ РАДОСТИ.
13.
• В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКОРИСОВАНИЯ МОЖНОИСПОЛЬЗОВАТЬ МУЗЫКУ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ И
ЖАНРОВ: ПЕСЕННУЮ, ТАНЦЕВАЛЬНУЮ, МАРШЕВУЮ.
НАЧИНАТЬ ЛУЧШЕ С МАРША В УМЕРЕННОМ ТЕМПЕ,
ПОТОМ ПЕРЕЙТИ К ПЕСЕННО-ТАНЦЕВАЛЬНОЙ
МУЗЫКЕ И ЧЕРЕДОВАТЬ ИХ.
• МУЗЫКОРИСОВАНИЕ ПРИВОДИТ РЕБЕНКА К
СПОКОЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, УРАВНОВЕШЕННОМУ
СОСТОЯНИЮ, ОБЕСПЕЧИВАЕТ ВОЗМОЖНОСТЬ
ТВОРЧЕСКОГО САМОВЫРАЖЕНИЯ.
14.
ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПОД МУЗЫКУ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ ДЛЯ ГАРМОНИЗАЦИИВНУТРЕННЕГО СОСТОЯНИЯ, СНЯТИЯ НАПРЯЖЕНИЯ ГОЛОСОВЫХ СВЯЗОК.
• ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПОД МУЗЫКУ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ НА РАЗЛИЧНЫЕ ГЛАСНЫЕ
БУКВЫ: «О», «У», «И», «Э» И ДР. ; ИХ МОЖНО ПЕТЬ ОТДЕЛЬНО ИЛИ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО
КАК МЕЛОДИЮ. МОЖНО ПЕТЬ СОНОРНЫЕ И ШИПЯЩИЕ СОГЛАСНЫЕ, ПОДРАЖАТЬ
ГОЛОСАМ ЖИВОТНЫХ И ДР.
15.
ССЫЛКИ НА ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТHTTP://WWW.SMESHARIKI.RU
HTTPS://WWW.RUBIRING.RU
HTTP://WWW.WILDWEBWOODS.ORG
HTTPS://WWW.EDU.YAR.RU
HTTP://I-DETI.ORG
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ