Похожие презентации:
Лекционный материал. Ощущение. Восприятие. Часть 1
1.
Ощущение. Восприятие.Часть 1
Соленов Игорь Владимирович
2.
I. Общие представления обощущении и восприятии
3.
Определение ощущения ивосприятия
1. Сложный психофизиологический процесс формирования
чувственных образов
2. Результат такого формирования – т.е. сами образы
(сенсорные и перцептивные)
• Ощущения (сенсорные образы) – осознанное психическое
отражение отдельных свойств предметов при их
непосредственном воздействии на органы чувств
• А.Н. Леонтьев: ощущение = элементарная раздражимость
4.
Определение ощущения ивосприятия
• Ощущение как элемент чувственного образа
• Ощущение как элементарный образ (образ
элементарного стимула)
• Восприятие – активный процесс, создающий осознанное
психическое отражение предмета и ситуации в виде
целостного знания
• Восприятие возникает при непосредственном
воздействии предмета на органы чувств.
5.
Возникновение ощущений• Физиологические механизмы ощущений – анализаторы
• Они принимают и преобразуют воздействие энергии определенных
раздражителей из внешней и внутренней среды организма
• Анализатор состоит из трёх частей:
• рецептор (периферический отдел) – перекодирует физическое
воздействие в нервные импульсы;
• афферентные и эфферентные нервные пути – информация
передается в ЦНС и идёт от него;
• центр анализатора (корковый отдел) – осуществляет переработку
поступившей информации.
6.
Свойства ощущения и восприятияСвойства ощущений (по Э. Титченеру):
1. Сенсорное качество (модальность ощущений) – специфичность
энергии стимула, действующего на рецептор
2. Интенсивность – зависит от силы раздражителя и
функционального состояния рецептора
3. Протяженность в пространстве (пространственная локализация)
4. Длительность – определяется действием раздражителя и его
интенсивностью (≠ время действия раздражителя!)
5. Ясность – соответствие ощущения центральному положению в
сознании индивида
7.
Свойства ощущения и восприятия• Все ли физические параметры стимулов ощущаются человеком?
• Люди не обладают высокой чувствительностью к
электромагнитным излучениям, дистантным тепловым
излучениям, запахам и т.д.
• Джеймс Гибсон:
дистальный стимул – сам объект во всей совокупности свойств
и качеств
проксимальный стимул – пространственно-временные паттерны
энергии, которые попадают на рецепторную поверхность органов
чувств
8.
Классификации ощущений1. По модальностям (соответствие ощущений сенсорным
системам – анализаторам со специфическими
рецепторами)
зрительные и слуховые ощущения
ощущения вкуса и запаха
кожные ощущения
проприоцептивные и кинестетические ощущения
органические ощущения…
9.
Сенсорные системы(по В.В. Нурковой, Н.Б. Березанской)
10.
Классификации ощущений2. По виду энергии раздражителя, специфического к
данному рецептору (В. Вундт):
механорецепторы (изменение механической энергии)
хеморецепторы (чувствительность к химическим
веществам)
фоторецепторы (рецепция световой энергии)
11.
Классификации ощущений3. По анатомическому расположению рецепторов и их
функции (Ч. Шеррингтон):
экстероцепция (чувствительность к воздействию
внешних раздражителей – контактная и дистантная)
проприоцепция
кинестезия (чувствительность к движению)
интероцепция (чувствительность к изменению
внутренней среды организма)
12.
Классификации ощущений4. По времени возникновения в филогенезе психики –
эволюционный принцип (Генри Хэд):
протопатическая чувствительность (более древняя; не даёт
точной локализации во внешнем пространстве и в пространстве
тела; аффективно окрашена; отражает особенности состояния)
эпикритическая чувствительность (более молодая; даёт более
объективную ориентировку)
• Оба вида чувствительности могут существовать внутри одной
модальности
опыты Хэда с перерезанием чувствительного нерва
13.
Феномены и свойства ощущений• Ноцицептивная чувствительность (неприятные и болезненные
ощущения) – относится к протопатической (по Г. Хэду)
• Чувствительность к необычным раздражителям / развитие
специфической световой и цветовой чувствительности кожи…
• Синестезии – сенсорный феномен, при котором ощущения одной
модальности появляются под воздействием стимулов другой
модальности
возникновение цветовых ощущений под воздействием музыки (А.Н.
Скрябин)
• Сенсорная адаптация
14.
Свойства образов восприятия(по Ф. Оллпорту)
1. Сенсорное качество и его количественная
представленность в образе восприятия (интенсивность,
длительность, протяженность).
2. Конфигурация (фигура и фон): мы воспринимаем
объект всегда целостно, как отдельную фигуру, или
вообще никак не воспринимаем.
15.
Свойства образов восприятияМ.К. Эшер
«Мозаика II»
(1957)
16.
Свойства образов восприятия(по Ф. Оллпорту)
3. Константность восприятия – свойство перцептивного образа
сохранять неизменность воспринимаемых признаков предметов
при изменении условий восприятия.
17.
Свойства образов восприятия(по Ф. Оллпорту)
4. Наличие системы отчёта в восприятии (субъективных шкал) –
субъективность оценочных суждений и зависимость их от ранее
сформированной системы эталонов
• Восприятие культурно и исторически детерминировано
• Восприятие зависит от прошлого опыта восприятия, обучения,
социокультурных норм
• Восприятие зависит от стимульного контекста, в котором даются
оценки степени выраженности сенсорного качества
уровень адаптации
18.
Свойства образов восприятия(по Ф. Оллпорту)
5. Предметный характер восприятия – восприятие предмета вне
нас, обладающего набором сенсорных качеств и реально
существующего
переживания раненых минеров – появление характерного чувства
нереальности / иллюзорности окружающего мира
• Объективированность – чувство вынесенности содержания
образа восприятия вне самого субъекта
где находятся тактильные ощущения военного хирурга?
• Предмет воспринимается одномоментно в виде вещи, имеющей
определенное значение
19.
Свойства образов восприятия(по Ф. Оллпорту)
6. Избирательность восприятия – влияние индивидуальных
различий людей и эффекты доминирующей установки
• Перцептивная установка – готовность к восприятию чего-либо
I3 при очень коротком времени экспозиции воспринимается как B или как 13
• Особенности текущего состояния человека
• Феномены психологической защиты (негативное воздействие
мотивации на восприятие)
20.
Свойства образов восприятия• Активный характер восприятия – нормальное восприятие не
может быть статичным
• При постоянной сенсорной стимуляции перцептивный образ
изменяется
Куб Неккера
(1832)
21.
Свойства образов восприятия.Barberpole illusion
22.
Виды образных явлений• Образ – чувственная форма психических явлений, но их
содержание может иметь не только чувственную основу
• Мысленные образы (образы-представления) – образы памяти и
воображения
Образы-представления памяти – след прошлых восприятий,
имевших под собой реальную чувственную основу (Дж. Уотсон:
«призраки ощущений»)
Образы-представления воображения – результат синтеза всего
предшествующего опыта субъекта, образное конструирование
субъективной реальности
23.
Виды образных явлений• Фосфены – локализованные на сетчатке и не имеющие
предметного характера световые ощущения в виде отдельных
точек, пятен или узоров
фосфены появляются при механическом / электрическом раздражении
глаза
• Синестезии – не вынесены вовне и не сопровождаются чувством
предметной реальности
• Схема (образ) тела – представление о собственном теле,
находящегося в движении или в покое в любой момент времени
24.
Виды образных явлений• Фантомный образ – нарушение образа тела, связанное с
появлением ощущений в ампутированной части тела (образ
реально не существующего объекта)
возникновение навязчивых ощущений зуда, боли, анемии в удалённой
конечности и уверенности в возможности её использовать
• Последовательный образ – специфическое ощущение,
возникающее после прекращения действия раздражителя
(положительный и отрицательный)
25.
Виды образных явлений• Эйдетический образ – проецированный вовне зрительный образпредставление, обладающий ясностью, красочностью и высокой
детализированностью, сопровождается чувством реальности
Э. Йенш – два вида эйдетических образов: 1) T-типа (похожие на растянутые
во времени послеобразы, слабость произвольного контроля); 2) B-типа
(усиленные образы памяти, отличающиеся возможностью произвольного
контроля).
• Галлюцинации – ложное восприятие отсутствующего предмета
или его признаков, субъективно признаваемое за реальное
восприятие.
26.
Виды образных явлений• Псевдогаллюцинации – образ типа галлюцинации,
субъективность которого признаётся субъектом, чувство
навязанности.
• Нереальные образы (паранормальные галлюцинации)
• Экспериментальная галлюцинация (путём процедуры
сенсорного обусловливания)
• Гипногогические образы – ясное, детальное, отчётливое,
проецируемое вовне представление в период засыпания
• Гипнопомпические образы – то же в период пробуждения
27.
Двойственная природа образоввосприятия
• Восприятие – это чувственное отражение объективного мира
• Восприятие – это форма представления знаний человека о мире в
виде предметного значения образа
различие между воспринимаемым и знаемым миром
различие между субъективным образом и объективными
свойствами реального объекта
ограниченность органов чувств и физическая многомерность объекта
несводимость свойств субъективного образа к набору физических
характеристик или ощущений
28.
Двойственная природа образов восприятия• Чувственная ткань образа придает чувство реальности образу
мира человека
• Значение (предметное содержание) образа:
сверхчувственное содержание перцептивного образа, имеющее
социокультурное происхождение
идеальная форма существования предметного мира
• Могут быть разделены лишь в особых экспериментальных условиях
прозревшие после операции больные – дефицит знания о значении предметов
опыты Дж. Стрэттона (чувственные впечатления теряют привычное
предметное содержание)
29.
Литература1. Гусев А.Н. Ощущение и восприятие. Общая психология: в семи
томах. Т. 2. М.: Академия, 2007.
2. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология: учебник. 2-е изд. М.:
Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. (Глава 7)