Общая психология
Определение ощущения и восприятия
Определение ощущения и восприятия
Определение ощущения и восприятия
Свойства ощущений
Свойства ощущений
Классификация ощущений
Классификация ощущений
Сенсорная адаптация
Свойства образов восприятия
Свойства образов восприятия
Свойства образов восприятия
Виды образных явлений
Виды образных явлений
Виды образных явлений
Виды образных явлений
Виды образных явлений
250.50K
Категория: ПсихологияПсихология

Ощущения и восприятие

1. Общая психология

Ощущения и восприятие

2. Определение ощущения и восприятия

Ощущения – «непосредственные, фундаментальные
и прямые контакты (переживания) определенного
рода… они относятся к осознанному знанию о
качестве
и
характеристических
признаках
окружающих нас предметов… являясь результатом
воздействия
простого,
изолированного
раздражителя» (Х. Шиффман)
Ощущение
– это «простой осознанный опыт,
связанный с воздействием некоторого стимула» (С.
Корен)

3. Определение ощущения и восприятия

Восприятие включает систематизацию,
интерпретацию и осмысление сенсорной
информации, это результат упорядочения
ощущений и превращение их в знания о предметах
и событиях физического мира (Х. Шиффман)
Восприятие – «это осознанный опыт, связанный с
воздействием предметов и отношений между
предметами» (С. Корен)

4. Определение ощущения и восприятия

Ощущения – как сложный
психофизиологический процесс
формирования чувственных образов;
Восприятие – как результат, то есть сами
образы.

5. Свойства ощущений

1)
Модальность ощущений;
2)
Интенсивность ощущения;
3)
Протяженность ощущения в пространстве;
4)
Длительность ощущения;
5)
Ясность ощущения.

6. Свойства ощущений

Далеко не все физические параметры стимулов могут
ощущаться человеком.
В нашем сенсорном пространстве отражается тот диапазон
стимульных энергий, который адекватен нашей среде
обитания.
Дж. Гибсон ввел понятия дистального и проксимального стимула.
Дистальный стимул – это сам объект, в совокупности всех
своих свойств и куачеств;
Проксимальный стимул – те пространственно-временные
паттерны энергии, которые попадают на рецепторную
поверхность органов чувств.

7. Классификация ощущений

Зрительные (зрительная модальность)
Слуховые (слуховая модальность)
Ощущения вкуса (вкусовая модальность)
Ощущения запаха (обонятельная модальность)
Кожные ощущения (тактильная, болевая,
температурная модальности)
Проприоцептивные ощущения (рецепторы
растяжения мышц, сухожилий)

8. Классификация ощущений

Ощущение с мультисенсорным характером:
Кинестетические ощущения (проприоцептивная
система+зрительная модальность+вестибулярная
система).
Органические ощущения (сдвиги во внутренней среде
организма).
Синестезии – сенсорные феномены, когда ощущения одной
модальности появляются под воздействием стимулов другой
модальности.

9. Сенсорная адаптация

Сенсорная адаптация – это изменение во времени
интенсивности ощущения под воздействием раздражителя.
Если на органы чувств действуют не очень интенсивные
раздражители, то через некоторое время мы перестаем их
ощущать.
При продолжительном действии достаточно интенсивного
стимула снижается наша способность обнаруживать сигналы
низкой интенсивности.
Сенсорные адаптационные эффекты могут появляться в
виде сенсорного взаимодействия между субмодальностями в
рамках одной сесорной модальности.

10. Свойства образов восприятия

Ф. Оллпорт выделял 6 классов перцептивных феноменов:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Сенсорное качество
Фигура и фон
Константность восприятия
Система отсчета в восприятии
Предметный характер восприятия
Избирательный характер восприятия

11. Свойства образов восприятия

12. Свойства образов восприятия

Активный характер восприятия:
нормальное восприятие в
принципе не может быть
статичным.
С активным характером
восприятия связан феномен
перцептивной адаптации
(изменение содержания
перцептивного образа во времени
в условиях неизменной
стимуляции).

13. Виды образных явлений

Мысленные образы: образы памяти и воображения.
Образы памяти возникают в отсутствие
относящихся к ним объектов и являются следом
прошлых восприятий, имевших под собой
конкретную чувственную основу.
Образ воображения – нереальное, вымышленное
представление, образ, никогда не
соответствовавший реальности и поэтому не
имевший конкретной чувственной основы..

14. Виды образных явлений

Фосфены – локализованные на сетчатке и не
имеющие предметного характера световые
ощущения в виде отдельных точек, пятен или
узоров.
Синестезии – стойкие и определенные чувственные
переживания (в одной модальности), которые
сопровождают наши образы восприятия в иной
модальности.

15. Виды образных явлений

Схема (образ) тела – представление о собственном
теле, пространственном расположении его частей и
его ближайшем окружении в любой момент
времени посредством кинестетических и
температурно-тактильных переживаний.
Фантомный образ – связан с появлением
ощущений в ампутированной части тела.

16. Виды образных явлений

Последовательный образ – специфическое
ощущение, возникающее сразу после прекращения
действия раздражителя (в зависимости от фона
может возникнуть положительный или
отрицательный последовательный образ).
Эйдетический образ – проецированный вовне
образ-представление, образ памяти, обладающий
ясностью, красочностью и высокой детальностью,
сопровождается чувством реальности, очень
похожим на обычное восприятие.

17. Виды образных явлений

Галлюцинации – ложное
восприятие отсутствующего
предмета или его признаков,
субъективно признаваемое за
реальное восприятие.
Гипногогический образ – ясное,
детальное и отчетливое
проецируемое вовне
представление, появляющееся в
период засыпания.
Гипнопомпический образ – то же
представление, появляющееся в
период пробуждения.
English     Русский Правила