«Вишневый сад»-завещание Чехова России 20го столетия
«Вишнёвый сад» – пьеса Антона Павловича Чехова, в которой рассказывается история аристократической русской семьи, оказавшейся
«Вишневый сад» стал чеховским завещанием. За восемь месяцев до приближающейся смерти он пошлет пьесу в московский
Символические образы
Человек в потоке времени
Повествовательность и лирическая, музыкальная структура пьесы.
Речевые характеристики героев. Авторские ремарки в комедии
Роль паузы
1.95M
Категория: ЛитератураЛитература

«Вишневый сад» - завещание Чехова России 20 столетия

1. «Вишневый сад»-завещание Чехова России 20го столетия

Подготовили ученицы 10го класса
Гончарова Ульяна и Жаркова Ангелина

2. «Вишнёвый сад» – пьеса Антона Павловича Чехова, в которой рассказывается история аристократической русской семьи, оказавшейся

на грани финансового
краха и вынужденной продать своё
имение, включая любимый вишнёвый
сад, чтобы расплатиться с долгами.
Пьеса затрагивает темы социальных
перемен, упадка аристократии и
борьбы между традициями и
прогрессом.

3. «Вишневый сад» стал чеховским завещанием. За восемь месяцев до приближающейся смерти он пошлет пьесу в московский

Художественный
театр, за полгода будет присутствовать на ее
премьере, за месяц, накануне в Баденвейлер,
появится отдельное издание.
Вопрос о единстве формы и содержания в
«Вишневом саде» в настоящее время стоит
наиболее остро. Известно, что сам Чехов назвал
«Вишневый сад» комедией и протестовал, когда
эту пьесу называли драмой...

4.

В «Вишневом саде» Чехов видел
«местами даже фарс». Но именно —
«местами». Это вовсе не значит, что
Чехов всю пьесу понимал как
сплошную веселость и комизм.
Обратим внимание и на эти выражения
Чехова: «Пьесу назову комедией...»
«Вышла у меня не драма, а комедия...»
Сами по себе эти выражения
показывают, что комедийность
«Вишневого сада» в сознании Чехова
вовсе не была совершенно бесспорной
и исключительной.

5. Символические образы

Большая роль у драматурга отводится различным
художественным деталям, символическим образам, темам и
мотивам, а также звуковым и цветовым эффектам.У Чехова
символично само название пьесы. Образ вишневого сада,
скрепляющий весь сюжет пьесы, наполняется особым
значением для каждого из главных героев. Так, для Раневской
и Гаева этот образ – символ дома, юности, красоты, пожалуй,
всего лучшего, что было в жизни.Для автора же, думается,
цветущий вишневый сад – символ красоты и чистоты, а
вырубка его – нарушение былой гармонии.Символом самого
же вишневого сада становится в комедии букет, который
присылает садовник (первое действие).
Символичны в пьесе и некоторые художественные детали. Так,
прежде всего это ключи, которые носит с собою Варя. В самом
начале пьесы Чехов обращает внимание на эту деталь: «Входит
Варя, на поясе у нее связка ключей». Здесь возникает мотив
хозяйки, ключницы. И действительно, автор наделяет эту героиню
некоторыми такими чертами. Варя ответственна, строга,
самостоятельна, она способна управлять домом.

6. Человек в потоке времени

Судьба человека в потоке времени –
так лирически абстрактно, но кажется
точно, можно определить внутренний
сюжет « Вишневого сада ».Действительно,
пьеса переполнена временными
указаниями, ориентирами, звонками,
сигналами.Время персонажей имеет
разную природу. Оно измеряется
минутами, месяцами, годами, то есть
имеет разные точки отсчета.
«Летят за днями дни, и каждый час уносит
частичку бытия. А мы с тобой вдвоем
предполагаем жить и, глядь, как раз
умрем».

7. Повествовательность и лирическая, музыкальная структура пьесы.

Многочисленные протекающие темы, лейтмотивы, сопоставления,
переклички « Вишневого сада » образуют прихотливый, но в высшей
степени закономерный узор. Не случайно часто пишут не только о
повествовательности чеховской драмы, но и о ее лирической
природе, музыкальной структуре . Действительно, принцип
повтора, регулярного напоминания и возвращения здесь почти так
же важен, как и в стиха.Свое особое значение обретают в пьесе и
шумовые эффекты, и музыкальные звуки. Так, в начале первого акта в
саду поют птицы. Это пение птиц соотносится у Чехова с образом
Ани, с мажорным строем начала пьесы. В финале же первого акта
звучит свирель, на которой играет пастух. Чистые и нежные звуки эти
также ассоциируются у зрителя с образом Ани, героини, которой
симпатизирует автор.
в «Вишневом саде» звуками еврейского оркестра,
создавая эффект «пира во время чумы». И действительно,
еврейские оркестры в ту пору приглашались играть на
похоронах. Под эту музыку торжествует Ермолай
Лопахин, но под нее же горько плачет Раневская.

8. Речевые характеристики героев. Авторские ремарки в комедии

В классической драме герои совершают поступки, произносят
монологи, побеждают или погибают. В соответствии с их ролью
в развитии действия они подразделяются на положительных и
отрицательных, главных и второстепенных.
Чеховские же персонажи являют собой существенное
отклонение от этих правил. Лишенные героического ореола,
они парадоксальны и непредсказуемы. Драматурга интересует
не столько характер или поступок, сколько проявление
настроения персонажа. В чеховской пьесе нет главных и
второстепенных действующих лиц.Каждый персонаж
индивидуален. Он прост и в то же время сложен, он не задан
изначально. Представление о нем возникает на пересечении
различных точек зрения, выраженных в самохарактеристиках
персонажей.

9. Роль паузы

Роль пауз в этой пьесе весьма различна. Паузы характеризуют то или
иное психологическое состояние действующих лиц, например
неловкость всех присутствующих после речи Гаева перед книжным
шкафом или замешательство Гаева, когда он узнал, что Аня слышала
его неодобрительный отзыв о ее матери.
Очень часто паузы подчеркивают глубину переживания, создают
необходимое эмоциональное настроение, расширяют значение,
досказывают, обогащают содержание слов и реплик. Так, например,
настроение горестного предчувствия и страха, свойственное Любови
Андреевне, во втором акте оттеняется паузой.

10.

Нередко пауза является думой про себя и
заменяет слова, реплики и даже целые
предложения.
На предложение Раневской жениться на Варе
Лопахин отвечает: «Что же? Я непрочь... Она
хорошая девушка. (Пауза)». Эта пауза
многозначительна. В ней Лопахин высказывает
то, что недоговорил словами. Варя,
действительно, хорошая девушка, и жениться
на ней можно, но... она не отвечает его далеко
идущим коммерческим интересам.

11.

Спасибо за внимание!
English     Русский Правила