Похожие презентации:
Селькупы. Культура селькупов
1.
СелькупыРаботу выполнили: Никифоров Н.,
Черных Д., Мирзомадинов О., Асадов Р.
2.
Содержание:01
Введение
02
Культура
селькупов
04
05
Исследователи
фольклора
Жанры
фольклора
03
Традиции
селькупов
06
Примеры
селькупских
загадок и сказка
3.
СелькупыСелькупы - народ Западной Сибири. Представителей
этого этноса также нередко называли остякосамоедами. Самоназвание этого сибирского народа
произошло от слова «шелькуп», что означает
«таежный человек». Оно окончательно закрепилось
лишь в 30-х годах XX века.
Селькупы в основном ловили рыбу и охотились, а
также собирали грибы и ягоды да разводили коней.
Таёжные поселения занимались и земледелием, но
оно было примитивным. Чаще всего селькупы
выращивали табак и ячмень.
4.
КультураСелькупский фольклор богат и разнообразен. Это
героические песни, сказки, загадки, истории о подвигах
предков.
Самый популярный традиционный музыкальный
инструмент — это губная пластинка, при помощи которой
коренные жители создавали народные мелодии. Также
селькупы играют на арфе.
Оба этих музыкальных инструмента чаще всего
используют на юге.
На севере все гораздо проще: там аккомпанементом для
любого музыкального произведения чаще всего служит
звук, издаваемый бубном шамана.
Кроме того, селькупы вырезали из кедра такие
музыкальные инструменты, как пананьюх и кагабылька.
Последний похож по звучанию на балалайку, а первый –
на арфу.
Жители северных поселений зимой носили парки,
которые делали из шкур оленя. Под шубу мужчины
надевали рубашки из покупных (привозных) тканей.
Женщины же ткали себе платья сами. Для лета селькупы
изготавливали себе одежду из рыбьей кожи и крапивы.
5.
ТрадицииОдним из интереснейших обычаев у
таежных людей был процесс оживления
бубна. Оживлялись не только бубны, но и
другие предметы, принадлежавшие
шаману. В представлении селькупов
бубен – это олень, доставляющий шамана
на небо к магическим защитникам.
Церемония оживления бубна всегда
совершалась после прилета птиц весной.
Ее проводили на протяжении десяти дней.
Она символизировала перемещение в юг,
где тепло и светло. Очевидно, что таким
образом селькупы воздавали почести
своим предкам, которые жили южнее.
6.
Шаман должен был оставить подарок своим потомкам.А молодой шаман должен был не только принять этот
дар, но и подкрепить свой авторитет посредством
сексуальной связи с дочерью духа леса. Чаще всего
магические способности передавались по мужской
линии, но иногда шаманами у селькупов становились и
женщины.
Как и многие другие коренные сибирские народы,
селькупы особо почитали огонь, Они верили, что в нём
живёт дух, который им управляет, и поэтому
«кормили» огонь теми же продуктами, что ели сами.
Запрещалось бросать в огонь испорченные продукты,
объедки, ненужные вещи. Это, по мнению селькупов,
могло привести к бедам из-за немилости духа. Кроме
того, категорически запрещалось ругаться на огонь.
7.
Исследователи фольклораПервые упоминания о населении Среднего Приобья, в которых
отмечены в том числе и некоторые черты жизни селькупов,
датируются началом XVII в. Одно из самых ранних упоминаний
встречается в летописи 1636 г. митрополичьего дьяка Саввы
Есипова (Есиповская летопись). В этом документе население,
соотносимое последующими исследователями с селькупами,
именуется Пегой ордой. При характеристике хозяйственной
культуры населения Оби, Есипов использовал общий этноним
«остяки», что позднее внесло определенные трудности в
разграничение народов Приобья.
Весьма подробное и обстоятельное описание населения Оби
принадлежит Николаю Спафарию, который, направляясь в 1675 г. с
посольством в Китай, проехал по Оби от Тобольска до Нарыма, и
далее - по Кети до Маковского острога. Им были перечислены
фактически все населенные пункты, существовавшие в тот момент
на речных побережьях, мимо которых он проплывал, причем, с
указанием расстояний в вёрстах между поселениями или
географическими объектами. Таким образом, Спафарий первым
обрисовал ареал обитания «остяцкого» населения, объединив при
этом хантов и среднеобских селькупов. Он очертил следующие
границы их территории: «А жилище их начинается от Иртыша и до
устья реки Иртыша, где впадает в Обь, и потом по Обе на низ до
Березова и до Окиянского моря и вверх по Обе реке до Томского
города, также и по Кете реке до вершины ея»
Качественный этап в развитии знаний о
народах Сибири связан с именем Герарда
Миллера, его вкладом в становление
лингвистических и этноисторических
исследований в России. Основываясь на
сравнительном анализе языков народов
обского бассейна, территорию которых он
обследовал в мае-июне 1740 г., историк
выделил население Нарымского Приобья в
отдельную этническую группу, отличную от
хантов, по одному лишь «сходству их житья
и промыслов» остяками называвшихся.
Особый интерес представляют материалы
Миллера о расселении нарымских
селькупов в первой половине XVIII в. Они
дополняют собой материалы Н. Спафария и
дают возможность более четко обрисовать
локализацию населения.
8.
Жанры фольклораТрадиционное поэтическое
творчество селькупов представлено:
Преданиями (тентыль)
Сказками (чапта)
Загадками (нуркытса)
Шутками-поговорками
В традиционном фольклоре занимает
большое место повествование о
всевозможных приключениях героя, о его
столкновениях со злыми духами
(хозяевами стихий).
9.
Сказка «Хозяйка огня»Давным-давно это было. Однажды все мужчины стойбища ушли в лес на охоту. В чумах остались женщины да дети.
Прошло два дня. На третий день вечером одна женщина вышла из чума, нарубила дров, собралась еду варить…
Вернулась она в чум, подбросила дров в очаг, села к огню и стала кормить сына.
Огонь весело горел, и вдруг одна искорка взвилась вверх, упала на ребенка и обожгла его. Ребенок заплакал, мать вскочила и начала
ругать огонь:
— Что ты делаешь? Я кормлю тебя дровами, а ты моего ребенка обжег! Не будет тебе дров! Изрублю тебя топором, залью, затушу!
Сунула она ребенка в люльку, взяла топор и стала рубить огонь.
А потом котел воды в огонь вылила. Погас огонь. Темно, холодно стало в чуме. Теперь ребенок заплакал от холода.
Опомнилась женщина, снова стала огонь разжигать. Старается, раздувает, никак не разжечь — ни уголька не осталось.
«Сбегаю-ка я в соседний чум, возьму огня», — подумала женщина и побежала в соседний чум. Только дверь отворила — огонь в очаге
погас.
Выскочила женщина на улицу, в другой чум побежала. Едва дверь приоткрыла — и в нем огонь погас. Побежала она в чум своей
бабушки. Только за дверь шагнула — огонь в очаге стал фыркать, задымил и потух.
— Что с тобой случилось? — спросила бабушка. — Едва ты вошла, огонь сразу погас. Уж не обидела ли ты его?
Плачет женщина. Во всем стойбище нет огня. Никто костра разжечь не может. Темно, холодно.
— Пойдем к тебе, посмотрю, что ты наделала, — сказала бабушка.
Женщина привела бабушку к себе. Стала бабушка огонь разводить, но сколько ни старалась, ничего не выходит. Встала она на колени,
смотрит в очаг и вдруг видит: сидит там старуха, кожа ее как огонь горит. И говорит старуха бабушке:
— Зря стараешься. Внучка твоя очень меня обидела! Глаза мои водой залила, лицо железом изрубила!
— Хозяйка огня, не сердись, дай огня! — просит бабушка.
Молчит хозяйка. Долго просила бабушка. Наконец хозяйка огня сказала:
— Огонь я вам тогда верну, когда эта женщина отдаст мне своего сына. Из его сердца я добуду вам огонь. Будете помнить, какой ценой
огонь получили, — беречь его будете!
Заплакала женщина еще громче, а бабушка ей говорит:
— Все семь родов людских из-за тебя без огня остались. Как жить будем? Придется тебе отдать сына.
Отдала женщина сына. Хозяйка огня дотронулась до дров, взвилось пламя, а она с ребенком скрылась.
10.
ЗагадкиВыпучив глаза сидит,
По-хантыйски говорит,
По-блошьи прыгает,
По-человечьи плавает.
Боится зверь ветвей моих,
Гнезд не построит птица в них.
В ветвях краса и мощь моя.
Скажите быстро: кто же я?
Человек лесной просыпается
весной,
А зимой холодной спит в
избушке снеговой.
Лягушка
Олень
Медведь