261.50K
Категория: ФилософияФилософия

Средневековая теологическая философия. (Лекция 3.1)

1.

Средневековая теологическая
философия
Вопросы:
1. Средневековая философия как тип мышления
2. Патристика и схоластика: роль и место в истории
философии

2.

Литература
Обязательная:
1
Васильев В.В. Философия: учебник. –М., 2012.
2
Зотов А.Ф.,Миронов В.В.,Разин А.В. Философия: учебник.
– М., 2012.
3
Марков Б.В., Липский Б.И. Философия: учебник для
бакалавров. –М., 2012.
4
Миронов В.В. Философия: учебник. – М., 2011.
5
Подопригора С.Я. Философский словарь. –
Ростов-на-Дону, 2013.
6
Философия: учебник /под ред. Проф. Каверина Б.И. - М.,
Воен.ун-т., 2011.
7
Философия: учебник для вузов /Под ред. В.Лавриненко,
А.Ратникова. - М., 2010.

3.

1
Вопрос лекции:
1. Средневековая философия как тип мышления

4.

господство религиозной идеологии, христианство
провозглашено государственной религией
господство католической церкви над государством,
а папы – над монархами
признание всемогущего Бога в качестве высшего
начала, а весь окружающий мир – его творением
Черты
духовной
жизни
монополия на интеллектуальное
образование со стороны церкви и ее институтов
общекультурная роль церкви как хранительницы
письменности, произведений культуры
борьба с противниками христианского вероучения в
обществе, школах и университетах

5.

Зарождается в Римской империи в I – V вв. н.э. на
основе раннего христианства и античной
философии
Замкнутость на самой себе, традиционность,
обращенность в прошлое
Основные
особенности
Оторванность от реального мира, догматизм и
назидательность
Оптимистический характер в отношении победы
добра над злом, торжества справедливости
Средневековая философия – совокупность философских
направлений, возникших и развивавшихся в Европе в V-X1V вв.,
которые объединяли церковная и схоластическая направленность,
устремленность к богу, вера в его безграничные возможности

6.

Средневековая философия
Основные черты
зависимость философии от теологии
религиозное объяснение развития человеческой
истории
нацеленность на познание духовного мира человека
обоснование религиозного смысла жизни
особое внимание к символике слов, текстов
священных писаний
разработка формально-логической проблематики
сглаживание противоречий между
материализмом и идеализмом

7.

2
Вопрос лекции:
2. Патристика и схоластика: роль и место в истории
философии

8.

Средневековая
теологическая философия
Христианской
Синтез традиций
Философской
Собственно христианская традиция:
Бог –центр мироздания, причина всего сущего
Природа вторична по отношению к Богу
Человек выделяется из природы и объявляется
творением Бога
В мире установлен незыблемый иерархический порядок

9.

Философская традиция
Роль средневековой философии:
систематизация и рациональное, идеалистическое
обоснование теологии
разработка формально-логической проблематики в
интересах христианского вероучения
разработка нравственной проблематики, решение
проблемы добра и зла
философское обоснование религиозных
догматов и веры (творения и откровения)

10.

Средневековая патристика
защита христианского мировоззрения
1
Цели:
от ее противников, обращение их в
христианскую веру
2
3
систематизация христианского вероучения
для борьбы с еретическими учениями
философия - инструмент объяснения
«истин» догматики, принятых официальной
церковью
аппологетика (I-III вв.)
Временные
рамки:
классическая патристика (IV-V вв.)
заключительный период (VI-VIII вв.)
Средневековая патристика - совокупность теолого-
философских взглядов «отцов церкви», обосновывающих
христианство и его учение

11.

тип философии, преподаваемой в
школах, в последствии –
в университетах
1
2
Значение
термина
схоластика
3
синоним науки, оторванной от жизни,
основанной на некритичном cледовании
авторитетам
тип философии, основанной на
cоединении религиозной догматики и ее
рационального обоснования
Средневековая схоластика - тип религиозной философии,
основанной на соединении религиозной догматики и ее
рационального обоснования

12.

с помощью разума проникнуть в истины
веры, приблизить их содержание к
мыслящему духу человека
придание религиозной истине
систематической формы при помощи
философской методологии
Цели
схоластики
используя философские аргументы,
исключить критику святых истин
Временные
рамки:
ранняя
схоластика
(IХ-XII вв.)
1
2
3
поздняя
схоластика
(XIV в.)
период
расцвета
(XIII в.)

13.

Теологические взгляды А. Августина (354 – 430 гг.)
Заложил основы
католицизма и
средневековой
патристики
Основатель ранней
схоластики
Обосновал идею
господства церкви
над государством
вся материя и душа является творениями
всемогущего Бога, он есть высшее бытие
Бог сотворил мир из ничего по своей доброй
воле, а не по необходимости
в
Боге пребывают вечные идеи,
обусловливающие существующий в мире порядок
Взгляды
Бог не только сотворил мир, но и продолжает
творить его и в будущем
высшее, неопровержимое знание достигается
только при познании Бога
доказательство существования Бога –
его присутствие во всем

14.

Религиозно-философские взгляды Августина
ход истории, жизнь общества – борьба двух
противоположных царств – Земного и Божественного
земное царство, воплощенное в государстве, его
учреждениях, божественное представлено
священнослужителями
в силу несовершенства и греховности людей и
Взгляды
удаленности их от Бога светская власть должна
быть подчинена духовной власти
короли и императоры должны выражать волю
христианской церкви и подчинятся
непосредственно папе
смирение с бедностью, властью, терпение и
надежда в жизни угодны Богу
счастье человека, как высшее блаженство, понимается как
углубление в себя, постижение божественной истины

15.

Спор реализма и номинализма
Номинализм
Реализм
универсалии (общие понятия)
существуют до единичных вещей и
вне их
универсалии не существуют
реально, независимо от человека
реально лишь единичное
универсалии существуют реально
независимо от человеческой мысли
и речи
Фома Аквинский,
Иоанн Скот Эриугена,
Ансельм Кентерберийский
универсалии есть не что иное
как общие имена (ноумены)
Иоанн Росцелин,
Уильям Оккам

16.

Религиозно-философские взгляды Ф.Аквинского
(1225/1226-1274 гг.)
вера и разум одновременно участвуют в процессе
познания факта существования Бога
все в мире делится на то, что можно познать
рационально и то, что разумно непознаваемо
если человеческий разум противоречит вере, то он
дает неистинное знание
Взгляды
лишь через Божественное откровение может
быть познана проблема сотворения мира
вера обладает большей достоверностью чем знания
человек по своей природе существо общественное
главной целью государственной власти – сохранение в
обществе мира и справедливости, способствовать тому,
чтобы подданные вели добродетельный образ жизни

17.

Фома Аквинский
Философия
Соотношение
Теология
христианская позиция:
предметом философии являются истины разума, так как
она может объяснить лишь то, что познаваемо разумом
предметом теологии являются истины откровения
теология выше философии, так как она прибегает к ней ради
большей доходчивости своих положений
ограниченность человеческого разума в отличие от
божественного, чтобы постигнуть всю глубину мироздания

18.

Логические основания доказательства
существования Бога
Ф.Аквинский:
если все в мире движется, то должна
существовать его первооснова
1
все, что существует имеет свою причину,
то должна существовать первопричина
всех причин
2
случайность в мире зависит от необходимости,
а всеобщей необходимостью является Бог
3
все существующее в мире имеет различные
степени совершенства, следовательно должно
существовать высшее совершенство
4
5
наличие в мире разумного начала, которое
направляет все к цели, придает смысл всему
English     Русский Правила