Средневековая философия – служанка богословия
СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ
ВАЖНЕЙШИЕ ЧЕРТЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ
ГЛАВНАЯ ПРОБЛЕМА СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ
Этапы развития средневековой философии
Промежуточные этапы патристики
Патристика
Апологетика
Классическая патристика (IV - V вв.)
Яркие представители западной патристики
Яркие представители восточной патристики
Заключительный этап патристики (VI - VIII вв.)
Яркая фигура заключительного этапа патристики
Достижение патристики
Схоластика
Важнейшие проблемы схоластики
НОМИНАЛИСТЫ И РЕАЛИСТЫ
ОСНОВОПОЛОЖНИК КОНЦЕПТУАЛИЗМА
ЯРКИЕ ФИГУРЫ РЕАЛИЗМА
ЯРКАЯ ФИГУРА РЕАЛИЗМА
Альберт Больштедский или Великий
ТЕОРИЯ ДВОЙСТВЕННОЙ ИСТИНЫ
УИЛЬЯМ ОККАМ И ТЕОРИЯ ДВОЙСТВЕННОЙ ИСТИНЫ
ВЫВОД
Средневековая философия
Средневековое мышление
Средневековая философия
Основные понятия
ВЫВОД
1.45M
Категория: ФилософияФилософия

Средневековая философия – служанка богословия

1. Средневековая философия – служанка богословия

Разработал учитель технологии и
истории Балтабаев Марат Бопышевич

2. СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ

Начало средневековья связывают с падением
Западной Римской империи (476 г.).
Средневековая философия - это философия
эпохи феодализма V - XV веков. Начало
средневековой философии ознаменовано
союзом философии и теологии, а ее
завершение - распадом этого союза.

3. ВАЖНЕЙШИЕ ЧЕРТЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ

Тесная связь со Священным писанием, которое рассматривалось
исчерпывающей и универсальной парадигмой философского знания о Боге,
мире, человеке и истории.
Монотеизм. Единый, трансцендентный бог был решительно немыслим в
рамках античной философии.
Креационизм. Бог творит мир и человека из ничего, без посредников, через
«слово». Бог и творение - реальности различного онтологического статуса.
Подлинным бытием обладает только бог, сотворенный мир существует не
благодаря себе, а благодаря другому. Идея творения составляет основу
средневековой онтологии.

4. ГЛАВНАЯ ПРОБЛЕМА СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ

Отношение веры и знания
Основной тезис - вера выше разума
Основной философский вопрос – отношение
общего к единичному

5. Этапы развития средневековой философии

Патристика
Схоластика

6. Промежуточные этапы патристики

Патристика
Апологетика
(II - III вв. )
Классическая
патристика (IV V вв. )
Заключительный
период (VI - VIII
вв.)

7. Патристика

- это совокупность философскотеологических учений христианских
мыслителей II-VIII вв., имевших главной целью
защиту и теоретическое обоснование
христианской религии. Латинское слово
«патрис» означает «отцы церкви».
Соответственно, «патристика» - учение
христианских отцов церкви, заложивших
основы Священного предания.

8. Апологетика

Промежуточный этап патристики (II - III вв.). В этот период
происходит оформление и прояснение христианского
мировоззрения, теоретическая защита христианства от его
многочисленных врагов - прежде всего от римского
государства и языческой философии. «Истинная
философия, - утверждал Климент Александрийский, - есть
христианская религия». Главная проблема - отношение к
языческой философии и культуре. Татиан, Теофил,
Тертуллиан, Арнобий считали их творением дьявола, а
Юстин, Климент Александрийский, Ориген, Лактанций
стремились показать совместимость христианства и
языческой мудрости.

9. Классическая патристика (IV - V вв.)

Формирование мировоззренческого и теолого-догматического
стандарта средневековой христианской мысли. Наиболее острые
проблемы - тринитарная (учение о соотношении ипостасей отца,
сына и святого духа), христологическая (сочетание в Христе двух
природ - божественной и человеческой), антропологическая (
вопрос о божественной благодати и греховной природе человека в
плане его спасения и искупления) и др. Различают западную и
восточную патристику. Наиболее яркие фигуры на Западе - Амвросий
Медиоланский, Иероним Стриданский, Аврелий Августин; на
Востоке - Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский,
Афанасий Александрийский, Иоанн Златоуст. Византийские
богословы более органично связаны с античной культурой, нежели
философы латинского Запада. Византийская философия - это
драматический напряженный поиск духовных основ новой
христианской культуры, определивший дальнейшее развитие не
только Византии, но и других стран на целое тысячелетие. Огромную
роль в систематизации средневекового мировоззрения сыграли
труды Псевдо-Дионисия Ареопагита.

10. Яркие представители западной патристики

Амвросий
Медиоланский
Аврелий Августин

11. Яркие представители восточной патристики

Василий
Великий
Григорий
Богослов
Григорий
Нисский
Иоанн
Златоуст

12. Заключительный этап патристики (VI - VIII вв.)

Стабилизация догматики, энциклопедическое
кодифицирование наук во главе с теологией. Греческие
мыслители - Леонтий Византийский, Максим Исповедник,
Иоанн Дамаскин, Михаил Пселл, Григорий Палама;
западные - Боэций и Кассиодор.

13. Яркая фигура заключительного этапа патристики

Иоанн Дамаскин

14. Достижение патристики

Основным теоретическим достижением патристики стало
признание того, что Мир - результат творения Бога ;
Единственный способ познания –это вера, «Верую, чтобы
знать». Истина открывается человеку в минуты прозрений
или озарений , чему предшествует душевное потрясение, в
результате чего, открывается чистая ясность души. История
человечества мыслится ,как поступательное движение к
нравственному совершенству, к той эпохе, когда победит
божественная благодать. Смысл истории - нравственный
прогресс , который осуществляется неуклонно , несмотря на
все повороты истории. Решение проблемы добра и зла
связывается со свободой человека.

15. Схоластика

– это средневековая философия Западной
Европы (V-XI вв.). Название первоначально восходит к
словам - «ученый», «школьный». Представители
схоластики стремились рационально обосновать и
систематизировать христианское вероучение в противовес
отцам церкви, которые в постижении бога опирались
преимущественно на мистическую интуицию,
сверхразумное созерцание. Если Тертуллиан на первое
место ставил безусловность и абсолютность веры: «Верую,
ибо абсурдно», то родоначальник средневековой
схоластики Ансельм Кентерберийский видел в вере лишь
предпосылку рационального знания: «Не ищу уразуметь,
дабы уверовать, но верую, чтобы уразуметь».

16. Важнейшие проблемы схоластики

Рациональное доказательство бытия бога,
креационизм, соотношение веры и разума,
свобода воли и теодицея, провиденциализм,
борьба с пантеизмом и аввероизмом. Одна из
основных проблем схоластики - это проблема
универсалий, т.е. природы общих имен, или
понятий. Обладают ли понятия
самостоятельным субстанциальным бытием, или
же они только имена для обозначения единичных
вещей?

17. НОМИНАЛИСТЫ И РЕАЛИСТЫ

В зависимости от ориентации философа на аристотелевское
или платоновское наследие, схоласты делились на
номиналистов и реалистов.
Сторонники реализма вслед за Платоном, утверждали, что
подлинной реальностью обладают только общие понятия.
Это - Ансельм Кентерберийский, Аврелий Августин и др.
Номиналисты же считали, что понятия сами по себе не
имеют онтологического статуса и есть лишь имена для
обозначения единичных вещей. Это - Росцелин, Пьер
Абеляр и др.

18. ОСНОВОПОЛОЖНИК КОНЦЕПТУАЛИЗМА

Пьер Абеляр - средневековый
французский философ-схоласт, теолог,
поэт и музыкант. Один из
основоположников и представителей
концептуализма: понятия – имена,
фиксируют общие черты отдельных
вещей. Католическая церковь
неоднократно осуждала Абеляра за
еретические воззрения.

19. ЯРКИЕ ФИГУРЫ РЕАЛИЗМА

Ансельм
Кентерберийский
Аврелий Августин

20. ЯРКАЯ ФИГУРА РЕАЛИЗМА

Фома Аквинский - итальянский
философ и теолог, систематизатор
ортодоксальной схоластики, учитель
церкви, Doctor Angelicus, Doctor
Universalis, «princeps philosophorum»,
основатель томизма, член ордена
доминиканцев; с 1879 года признан
наиболее авторитетным католическим
религиозным философом, который
связал христианское вероучение с
философией Аристотеля.
Сформулировал пять доказательств
бытия Бога. Признавая относительную
самостоятельность естественного бытия
и человеческого разума, утверждал, что
природа завершается в благодати, разум
- в вере, философское познание и
естественная теология, основанная на
аналогии сущего, - в
сверхъестественном откровении.

21. Альберт Больштедский или Великий

Альберт Великий
(Больштедский) пытался
примирить реалистов и
номиналистов, утверждая, что,
во-первых, универсалии
существуют до вещей в уме бога.
Во-вторых, они существуют в
вещах, как единое во многом. Втретьих, существуют после
вещей, как отвлеченные понятия
о вещах в человеческом уме.

22. ТЕОРИЯ ДВОЙСТВЕННОЙ ИСТИНЫ

Развитие теологического рационализма привело к
утверждению теории двойственной истины, согласно
которой истины разума и веры не противоречат друг другу,
а являются двумя равноправными формами постижения
божественной сущности мира. Теория двойственной
истины получила свое обоснование в учении Уильяма
Оккама и послужила теоретической базой разрыва
философии и теологии, что знаменовало собой завершение
средневековой философии.

23. УИЛЬЯМ ОККАМ И ТЕОРИЯ ДВОЙСТВЕННОЙ ИСТИНЫ

Уильям Оккам

24. ВЫВОД

На этапе схоластики учение Аристотеля было
приспособлено к христианскому вероучению. Впервые
мир был представлен как система. Человек признавался
высшим материальным творением, по своей природе
разумным и духовным. Познание направлено на
постижение добра, познавая мир человек обнаруживает,
что во всех вещах скрыты религиозные ценности.
Философия начинает понимать себя как наука,
помышляющая о спасении души человека. Она
«служанка богословия» .

25. Средневековая философия

В основе философии и культуры средних веков лежит текст и
слово. Бог недоступен для познания, но открывает себя
человеку. Его откровение явлено в текстах Библии, толкование
(экзегетика) которых и есть основной путь богопознания.
Отсюда огромная роль истолкования и интерпретации.
Благодаря многозначности текстов Священного писания
открывалась возможность философского творчества в рамках
единого канона и единой традиции. Знание о божественном
бытии можно получить только сверхъестественным путем, и
ключом к такому познанию служит вера. Тварный мир
частично постижим с помощью разума.

26. Средневековое мышление

Особое внимание уделяется проблеме человека. Человек не
просто момент космоса, вещь среди вещей, а существо
привилегированное, созданное богом по образу и подобию
своему. Человек - господин и повелитель всего, что создано для
него (природы). В основу средневекового понимания проблемы
души и тела легли догматы о боговоплощении - крайне
парадоксальном в силу трансцендентности бога и человека,
чуждом всем дохристианским религиям, и догмату воскресения
во плоти. Средневековая философия включает в себя идею
божественного предопределения - теодицею (оправдание бога
перед лицом царящего на Земле зла), эсхатологическую идею,
т.е. религиозное учение о конечных судьбах мира и человека.
Культура средневековья имеет символический характер, где
каждый религиозный образ предстает как многозначный
символ священной и человеческой истории.

27. Средневековая философия

- это философия, основанная на
традиции, преемственности, консерватизме. Ее
пронизывает дуализм божественного и человеческого,
небесного и земного, сакрального и греховного. Она
выступает как синтез двух традиций: христианского
откровения и античной философии.

28. Основные понятия

Аверроизм - Аверроэс Ибн-Рушд создал учение о двойственности истины, согласно которому
истина философии и истина религии не противоречат друг другу, религия предписывает человеку,
как поступать, а философия постигает абсолютную истину.
Апологетика - сочинения ранних христианских философов и богословов, направленные на защиту
христианского учения от язычества.
Креационизм - учение о «сотворении» мира богом из ничего.
Номинализм - учение, согласно которому реально существует лишь единичное, а общие понятия
только имена.
Пантеизм - философское учение, максимально сближающее понятия «бог» и «природа» с
тенденцией к их отождествлению.
Патристика - учение отцов церкви, относится к IV - VIII в.в.
Провиденциализм - религиозно-философское воззрение, согласно которому развитие
человеческого общества, источники его движения и цель определяются таинственными силами провидением, богом.
Рационализм - направление в теории познания, выдвигавшее в качестве наиболее достоверного
познание с помощью разума. Идейно-теоретическое течение, возвеличивающее человеческого
индивида как активного, свободного и равноправного, характеризующееся историческим
оптимизмом, верой в безграничные возможности человека в познании и преобразовании природы.
Реализм - учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия,
или универсалии.
Схоластика - «школьная философия», представители которой стремились рационально
обосновать и систематизировать христианское учение.
Теология - богословие, совокупность религиозных доктрин о сущности и действии бога.
Теодицея - оправдание бога перед лицом царящего на Земле зла.
Теоцентризм - направление средневекового мышления, согласно которому реальностью,
определяющей все сущее, является бог.
Экзегетика - искусство истолкования библейских текстов. Эсхатология - учение о конце света.

29. ВЫВОД

Средневековье - это господство религиозного
мировоззрения, выраженного в богословии.
Философия становится служанкой теологии. Её
основная функция - истолкование Священного
Писания, формулировка догматов Церкви и
доказательство бытия Бога. Попутно развитие
получила логика, осуществлялась разработка
понятия личности (спор о различии ипостаси и
сущности) и спор о приоритете единичного или
общего (реалисты и номиналисты).
English     Русский Правила