Похожие презентации:
Теория познания, ее содержание и функции (тема 3)
1.
ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ, ЕЕ СОДЕРЖАНИЕ ИФУНКЦИИ
Вопросы лекции:
1. Специфика философского подхода к
познавательной деятельности
2. Философское объяснение истины. Знание и вера
2.
ЛитератураОсновная:
1
ФИЛОСОФИЯ: Учебник / Под ред. проф. А.Н. Чумакова.
— М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2013.
2
ФИЛОСОФИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / отв. ред.
А.Н. Чумаков: учебное пособие. — Москва: Проспект, 2014.
проф.
Дополнительная:
3
Марков Б.В., Липский Б.И. Философия: учебник для
бакалавров. – М., 2012.
4 Подопригора С.Я. Философский словарь. –
Ростов-на-Дону, 2013.
5
6
Скирбекк Г., Гилье Н. История философии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /
Пер. с англ. В.И. Кузнецова; Под ред. С.Б. Крымского. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
Философия: учебник для студентов вузов / под ред. В.П.Ратникова.
- 6-е изд., перераб. и доп. - ЮНИТИ-ДАНА, 2014.
- (Серия "Золотой фонд российских учебников").
3.
1Вопрос лекции
Специфика философского подхода к
познавательной деятельности
4.
Содержание понятия гносеологияпроисходит от греч. «гносис» – знание и
«логос» - учение, то есть учение о знании
гносеология обращена на изучение
природы, путей, источников и методов
познания
Значение
термина
гносеология включает в качестве особого
раздела и теорию научного познания
(эпистемологию)
введен в философию в 1854 г.
Шотландским философом Дж.Феррером
Гносеология – раздел философии, в котором изучается природа
познания, пути, источники и методы познания, а также отношения
между знанием и действительностью
5.
Познавательный процесс и его задачиадекватное понимание и объяснение
окружающего мира в интересах и целях
человека
Задачи:
раскрытие сущности предметов, явлений
и процессов
выработка отношения человека к миру по
его практическому изменению
(преобразованию)
Знание – есть результат познания, идеально-образное
закрепление процесса отражения в сознании человека,
выраженное в вербально-знаковой форме
6.
Методологические положения гносеологииосознанное, активно-творческое отражение
людьми окружающего мира и самих себя
сложный, противоречивый процесс,
движение от непознанного к познанному
Познание:
многоэтапный процесс, включающий
чувственное и рациональное освоение мира
основанием, целью, средством познания
выступает практика
в основе познания лежат потребности и
интересы различных социальных субъектов
требует больших умственных и физических
усилий
7.
источник нашего знания находится вне нас,он объективен по отношению к нам
сознание человека способно воспроизводить
достаточно полно и точно существующие
вне его объекты
Познание
как
процесс:
познание есть процесс взаимодействия
субъекта и объекта, результатом которого
является новое знание
познание есть переход от незнания к знанию,
различие существует лишь между тем, что
познано и тем, что не познано
исторически развивающийся процесс,
связанный с приобретением и развитием
знаний
8.
Сложность процесса познанияГносеологический
оптимизм
Гносеологический
пессимизм
Основные положения
мир познаваем
независимо от того,
можем ли мы на
сегодняшний момент
объяснить некоторые
явления или нет
выражает сомнение в
возможности
принципиальной
познаваемости
человеком сущности
предметов, явлений и
процессов объективного
мира
9.
Процесс познанияопределяющей роли
практики
объективности
познаваемости
принципы
отражения
творческой активности
субъекта
абстрагирования
восхождения от абстрактного
к конкретному
обобщения
конкретности истины
10.
Познавательная деятельность человекаЧувственный
уровни
ощущение
восприятие
представление
Рациональный
понятие
формы
суждение
умозаключение
11.
Чувственное и рациональное познаниеЧувственный
уровень
познание внешних
сторон, свойств и связей
предметов и явлений;
не требует
специальной подготовки
возможности
Рациональный
уровень
познание сущностных
характеристик предметов и
явлений;
требует специальной
подготовки (обучения)
12.
Основные концепции познанияопределяющим является
Эмпиризм
Концепции
чувственное познание, разум
же обладает относительной
самостоятельностью
приоритетное значение
Рационализм
Синтетическая
модель
имеет рациональная
деятельность познающего
субъекта
чувственное и рациональное
находятся в неразрывной
взаимной связи и единстве
13.
Структура процесса познанияОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ
СТРУКТУРА
СУБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ
РЕЗУЛЬТАТ ПОЗНАНИЯ
(ОТРАЖЕНИЯ)
Познание – это специфическая форма взаимодействия субъекта и
объекта познания, конечной целью которого является получение
истины, обеспечивающей освоение объекта с учетом
потребностей субъекта
14.
Содержание структурных элементовпознания
Субъект
Объект
Результат
носитель познавательной активности и
осуществляющий целенаправленную
деятельность и оценивающий ее
результаты
совокупность материальных и духовных
явлений и процессов, на которые
направлена познавательная деятельность
знания как итог взаимодействия
субъекта и объекта
15.
МИФОЛОГИЧЕСКОЕВиды
познания
РЕЛИГИОЗНОЕ
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ
ОБЫДЕННОЕ
НАУЧНОЕ
ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЕ
ОБЩЕСТВЕННОНАУЧНОЕ
16.
2Вопрос лекции
Философское объяснение истины.
Знание и вера
17.
ИСТИНАЗАБЛУЖДЕНИЕ
СООТНОШЕНИЕ
ПОНЯТИЙ
ПРАВДА
ЛОЖЬ
18.
ЗАБЛУЖДЕНИЕКАТЕГОРИИ
ИСТИНА
ПРАВДА
ЛОЖЬ
Истина – адекватное соответствие наших знаний об
объекте с ним самим
Заблуждение – непреднамеренное несоответствие знания
сущности объекту действительности
Правда – истина, содержащая объективно-нравственную
оценку субъекта, справедливое объяснение им объекта
познания
Ложь – преднамеренное возведение ложного знания в
истину
19.
Классическая концепция истиныПринцип соответствия:
знания
действительность
действительность есть объективная материальная
реальность, существующая до и независимо от сознания
в действительность входит также и субъективная
реальность, которая познается и отражается в знаниях
действительность состоит не только из явлений, но и из
сущностей
истинные знания есть итог, результат познавательной
деятельности человека
истина не только статичное, но и динамичное
образование
20.
СодержаниеИСТИННОЕ
ЗНАНИЕ
Включает в себя:
Объективное и субъективное
Абсолютное и относительное
Конкретное и абстрактное
Форма
21.
Характеристика истины:по носителю знания
Субъективное
по форме существования
по знаковой форме выражения
знаний субъектом
по источнику знания, который существует
вне и независимо от человека
Объективное
по содержанию знания, определяемому
характеристиками объекта познания
по значению знания, его возможностью
служить различным субъектам
22.
Всеобщиекритерии
Критерии
Частные
критерии
Основные требования к критериям истины:
независимость от проверяемого знания
связь со знанием, чтобы подтверждать
или опровергать его
Критерий – ( в пер. с греч. средство для суждения) признак, на
основании которого производится оценка, определение
или классификация чего-либо, мерило оценки
23.
ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ ИСТИНЫВсеобщие критерии:
Логический
Практический
Аксиологический
чувственный опыт человека
внутренняя согласованность знания
непротиворечивость
Частные
полезность и выгодность
общезначимость
конвенционализм
24.
Практический критерий истинывсеобщий и наиболее объективный критерий
истины
Практика:
в ней закрепляются результаты деятельности
человека и опыт многих поколений людей
через ряд опосредующих звеньев все
критерии связаны с практикой
является движущей силой познания,
определяя его результат и направленность
Практика – целенаправленная, предметно-чувственная
деятельность людей, человеческого общества, направленная
на преобразование природной и социальной среды к
потребностям людей, общества в целом
25.
СветскаяРелигиозная
Абстрактная
Ложная
(иррациональная)
Типы
веры:
Реальная
Разумная
(рациональная)
26.
Основные типы верыСодержание:
Религиозная – вера в
сверхъестественное, не требующая
обоснования или опровержения
Светская - основана на
обобщенном практическом опыте
людей или научном истинном
знании
Абстрактная – вера в судьбу,
рок…
Реальная – вера в хорошего
человека, успех, победу в войне…
Ложная (иррациональная) – в ее
Разумная (рациональная) – в ее
основе лежит фанатизм,
недостаточность научных знаний
основе лежат знания, факты,
опыт…
27.
Религиозная вера и ее особенностиспецифический способ постижения
материального и духовного мира без
логического обоснования
особое состояние духовности верующих,
выражающееся в феномене почитания
Признаки:
соединение интеллектуального,
эмоционального и волевого элементов при
доминировании чувств
дополняет в сознании и мировоззрении
человека то, что не «заполнено» знаниями
имеет для верующих ценностное значение
объективируется в религиозных культах,
отношениях, институтах