3.60M
Категория: ЛитератураЛитература

История души человеческой

1.

СЕМИНАР
«ИСТОРИЯ ДУШИ
ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ»
Проблема героя и времени.
Кто такой Печорин как герой
своего времени?

2.

Княжна Мери» – четвёртая часть
лермонтовского «Героя нашего
времени» (три предшествующие –
«Бэла», «Максим Максимыч»,
«Тамань», последняя –
«Фаталист»). Из всех пяти частей
«Княжна Мери» больше всего
выделяется литературными
достоинствами. Она изложена в
форме дневника Печорина, чьи
записи относятся к различным
датам мая и июня месяцев.

3.

В этой части романа
читатели знакомятся с
женщиной, которую
любит Печорин, —
Верой. В центре
авантюрной игры
главного героя —
мнимая влюблённость
в княжну Мери, а его
действия приводят к
дуэли с Грушницким.

4.

ГЛАВНЫЕ
ГЕРОИ

5.

Григорий Александрович Печорин –
русский офицер, умный, пресыщенный
жизнью, скучающий молодой человек.

6.

Княжна Мери – красивая, прекрасно
образованная девушка.

7.

Вера – молодая женщина, в которую
ранее был влюблен Печорин.

8.

Грушницкий – юнкер, красивый,
стройный, самовлюбленный
молодой человек.

9.

ДРУГИЕ
ПЕРСОНАЖИ

10.

Княгиня Лиговская – знатная дама из
Москвы сорока пяти лет, мать Мери.
Вернер - Доктор. Философ и
скептик. Обладает злым языком,
но способен быть настоящим
другом. Всегда готов прийти на
помощь. На самом деле человек с
ранимой душой.

11.

В повести «Княжна Мери»
появляется 3-ий рассказчик, который
ведет повествование от первого
лица. Сам носитель сложных
переживаний в разных ситуациях
описывает свои внутренние чувства.
Итак, три рассказчика имеется в
романе «Герой нашего времени» сам Печорин, повествователь,
Максим Максимович.

12.

КРАТКОЕ
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВЫ «КНЯЖНА
МЭРИ»

13.

Печорин приезжает в Пятигорск. В
городе также находятся на
лечении несколько светских
семей, среди которых — княжна
Мэри с матерью. Княжна
постепенно начинает чувствовать
к Печорину притяжение, однако он
только играет её чувствами. Когда
Печорин понимает, что Мэри
влюблена в него, он признаётся
ей, что не любит её.
В княжну был влюблён Грушницкий,
который сильно ревновал княжну
к Печорину. Он устроил заговор
против Печорина: на дуэли его
пистолет будет незаряжен.
Печорин слышал разговор
Грушницкого и отомстил ему на
дуэли, убив его.

14.

Дуэль и
честность
Характеристика главы «Княжна Мери»
будет неполной без анализа сцен
дуэли. Спор между Грушницким и
Печориным завершается дуэлью.
Такой способ всегда считался понастоящему мужским, он защищал
честь оскорблённого. Лермонтов
показывает другой вариант дуэли. Она
возникает из-за клеветы – это реально.
Поединок продумывается заранее как
убийство, в котором нет места чести.
Один дуэлянт готовит другому
незаряженное оружие.
Безнравственность заканчивается
трагедией.

15.

Повод дуэли
Печорин, уже зная о намерении
подшутить над ним во время дуэли с
Грушницким, не дожидается того, что
его бывший друг вызовет его на
поединок. Центральный персонаж
романа «Герой нашего времени»
делает это сам. В тот момент, когда
Грушницкий распускает в обществе
слух о том, что Печорин был ночным
посетителем княжны Мери, главный
герой произведения находится прямо
напротив своего соперника. Печорин
просит клеветника отказаться от своих
слов и, убедившись, что Грушницкий не
будет этого делать, вызывает его на
дуэль.

16.

Причины
Однако истинные предпосылки берут свое начало
в самих взаимоотношениях героев. Грушницкий
и Печорин с самого начала своей дружбы не
любили и не уважали друг друга. Печорин
предполагал, что их взаимоотношения когданибудь приведут к трагедии: «Я чувствую, что
мы когда-нибудь с ним столкнемся на узкой
дороге, и одному из нас несдобровать».
Причиной таких взаимоотношений было то, что
главный герой произведения понимал, каким
человеком на самом деле является Грушницкий.
Он пытался задеть его гордость и самолюбие,
именно поэтому стал ухаживать за княжной
Мери, которую любил Грушницкий. Уже тогда
между героями пропасть стала увеличиваться,
внутреннее недовольство стало переходить во
внешний мир.

17.

Дуэль
Важно понять, каково было поведение Грушницкого и
Печорина во время дуэли. Грушницкий был уверен в
том, что пистолет его противника не будет заряжен. Так
запланировала его «шайка», которая хотела проучить
Печорина и доказать, что тот поступит трусливо во
время дуэли. Печорин знает о намерениях «вражеской
шайки», которые были похожи на настоящее убийство.

18.

Описание Грушницкого во время поединка
говорило о его пугливости и трусливости:
«тусклая бледность покрывала его щеки», во
взгляде его было «беспокойство, изобличавшее
внутреннюю борьбу». Как отмечает Печорин в
своем дневнике, лицо Грушницкого
«ежеминутно менялось».

19.

Печорин поступает как человек
благородный. Зная о предательстве
Грушницкого, он предлагает ему
отказаться от клеветы, тем самым
избавив себя от дуэли. Эта
характеристика говорит о том, что
Печорин не хотел смерти
Грушницкого, он хотел
справедливости.
Услышав о намерении стреляться,
Печорин до последнего не
показывал Грушницкому и
драгунскому капитану, что он знает
об их преступном обмане. Хотя
пульс, как отметил доктор Вернер, у
Печорина был «лихорадочный», на
лице его волнение никак не
отразилось.

20.

Главный герой поставил условие
стреляться на самом краю площадки,
тем самым Печорин поставил
Грушницкого в «затруднительное
положение», которое заставило бы
его либо стать убийцей, либо
«оставить свой подлый замысел».
Такое предложение действительно
повлияло на Грушницкого. Он долго
спорил с капитаном, не желая
осуществлять предложенный им
план, потому что «ему было стыдно
убить человека безоружного». Колени
Грушницкого дрожали, он не мог
выстрелить, однако презрение
драгунского капитана заставило его
это сделать. Печорин следил за
противником, пытаясь найти хотя бы
«легкий след раскаяния», однако он
видел скрываемую улыбку.

21.

Печорин вновь спросил у Грушницкого,
не готов ли он отказаться от своей
клеветы, а затем попросил доктора
перезарядить пистолет, раскрыв их
злой замысел. Печорин вновь
предложил Грушницкому раскаяться,
напомнив ему, что они когда-то были
друзьями. После слов Грушницкого о
том, что им нет на земле места
вдвоем, Печорин выстрелил.
«Грушницкого на площадке не было».

22.

ПРАВ ЛИ
ПЕЧОРИН В
ИСТОРИИ ДУЭЛИ
С ГРУШНИЦКИМ?

23.

Не был
прав!
Таким образом, можно сказать, что
Печорин не был прав в дуэли с
Грушницким, поскольку дуэль сама по
себе является неправомерным
способом разрешения конфликтов.
Однако, в то время дуэль была
общепринятой практикой, и Печорин
сделал все, что мог, чтобы избежать ее
и предложил альтернативные способы
разрешения конфликта.

24.

КОНЕЦ
English     Русский Правила