5.44M
Категория: МузыкаМузыка

Музыка современности - энергия жизни

1.

Выполнила: учитель музыки
Чернявская Г. Б.
САРАНСК

2.

Очень разная музыка звучала на прошлом уроке в классе. Она несла в себе
настоящую большую красоту. Только красота эта была разная: красота доброй
шутливой
улыбки
и
красота
искренней
человеческой
скорби.
А красота музыки, которую мы услышим сегодня, - в ее неукротимой энергии, в
стремительном движении вперед. Каждый из вас обязательно это почувствует. Я
думаю, что многие из вас слышали эту музыку. Называется она «Время,
вперед!». А композитор, написавшей музыку с которой мы сегодня знакомимся –
Георгий Свиридов.

3.

А сейчас познакомимся с биографией Г. В.
Свиридове (1915 – 1998).

4.

(3.12.1915 – 6.01.1998)
Георгий Васильевич
Свиридов

советский
и
российский
композитор,
пианист.
Ученик
Дмитрия
Шостаковича.

5.

Г. В. Свиридов родился 3 декабря 1915 года в маленьком городке Фатеже Курской губернии. Его
отец был почтовым служащим, а мать - учителем. Будущего композитора с детства питали
здоровые и крепкие соки народной крестьянской жизни — простые, но строгие обычаи,
привольные просторы среднерусской природы, удивительная неповторимость и красота народных
песен,
наигрышей,
хороводов
и
плясок,
своеобразие
человеческих
характеров.
Суровой и героической была атмосфера этих лет — периода Октябрьской революции и
гражданской войны. В 1924 году, после смерти отца-коммуниста, убитого деникинцами, семья
Свиридовых переехала в Курск.
Мемориальный музей композитора Г.В.
Свиридова в Курске был открыт к 90-летию со
дня рождения классика. Музей расположился в
здании старинного особняка, два этажа
которого в начале ХХ в. занимало почтовотелеграфное ведомство, третий этаж был
переоборудован под служебные квартиры. Одну
из них получил В.Г. Свиридов – отец будущего
композитора. 16 декабря 1915 г. здесь появился
на свет Георгий Свиридов.

6.

ДЕТСТВО
В Курске и возник интерес и
влечение мальчика к музыке. Здесь,
при Клубе торговых служащих, из
любителей музыки организуется
оркестр
русских
народных
инструментов.
Свиридов
самостоятельно начал учиться игре
на балалайке и вскоре стал
участником оркестра. С увлечением
разучивал новые произведения и
даже пробовал кое-что сочинить.
Это и было рождением музыканта,
первыми шагами на пути его
формирования.

7.

ГОДЫ УЧЕБЫ
А дальше, в 1929 году,— курская
музыкальная школа. Несмотря на
отсутствие подготовки, 14-летнего
Свиридова приняли в школу и
определили в фортепианный класс
В. Уфимцевой, жене известного
русского изобретателя Г. Уфимцева.
Общение с этим талантливым
педагогом очень многим обогатило
Свиридова.
Он
полюбил
литературу,
научился профессионально играть
на рояле.
В. Уфимцева

8.

Через год после окончания общеобразовательной
школы (1932) Свиридов решает продолжить
музыкальное образование и отправляется в
Ленинград. Здесь он поступает в Центральный
музыкальный техникум (ныне Музыкальное
училище имени М. П. Мусоргского) в класс
фортепиано проф. И. Браудо. Ему не было еще
семнадцати лет. А жизнь в Ленинграде оказалась
сурова и нелегка. Скудные заработки с помощью
игры на рояле в кино и ресторане. Общежитие.
Недоедание.
Частые
болезни...
В Ленинграде Свиридов узнает о
существовании в техникуме класса композиции.
А так как сочинять музыку было его заветной
мечтой еще с детства, то в конце первого года
обучения Свиридов, написав две пьесы для
фортепиано, подал заявление о принятии его на
теоретико-композиторское отделение и был
зачислен в класс проф. М. Юдина.

9.

Первые сочинения Г. Свиридова
Под руководством Юдина Свиридов всего за два месяца написал свою первую курсовую работу - вариации
для фортепиано.
В его классе Свиридов пробыл около трех лет. За это время он создал много разных сочинений, но самым
известным стал цикл романсов на стихи А.С. Пушкина. Они вошли в репертуар знаменитых певцов С.
Лемешева и А. Пирогова

10.

Талант молодого композитора был
замечен и оценен. В 1936 году
Свиридова принимают в члены Союза
советских композиторов. Тогда же он
поступает
в
Ленинградскую
консерваторию в класс композиции П.
Рязанова, а после отъезда последнего из
Ленинграда — Д. Шостаковича.
В
эти годы Свиридов знакомится с
современной музыкой, как зарубежной,
так и русской, знания которой были у
него тогда весьма ограниченными.
Теперь
музыкальные
горизонты
Свиридова день ото дня расширяются,
композиторская
техника
совершенствуется, растет мастерство.
Как говорил о музыке Свиридова его
учитель, Дмитрий Шостакович:
«Нот мало, а музыки много».
Г. В. Свиридов и Д. Д.
Шостакович

11.

Консерваторию Свиридов закончил весной 1941 года. Его выпускной работой
стала Первая симфония и Концерт для струнных инструментов. С началом
Великой Отечественной войны он поступил в военное училище, откуда его
демобилизовали в связи со слабым зрением.

12.

ВОЕННЫЕ ГОДЫ
С начала 1942 года, после демобилизации,
Свиридов живет и работает в Новосибирске,
куда
были
эвакуированы
некоторые
ленинградские театры и филармония. В
трудных обстоятельствах военного времени
молодой композитор продолжал интенсивно
сочинять. В это период он пишет музыку для
спектаклей эвакуированных в Сибирь театров
и военные песни, из которых самой известной
стала «Песня смелых» на стихи А. Суркова. В
Новосибирске он создал оперетту «Раскинулось
море широко», в которой рассказывалось о
жизни и борьбе балтийских моряков в
осажденном Ленинграде. Оперетта стала
первым
музыкально-драматическим
произведением о войне и была поставлена в
нескольких театрах , много лет не сходила со
сцены,
а в 1960 году стала основой для
музыкального фильма.

13.

В 1944 году Свиридов вернулся в
Ленинград, а в 1950 году поселился в Москве.
Его сочинения
разнообразны по жанрам:
симфонии и кантаты, песни и романсы. Г.
Свиридов является создателем интересного
музыкального жанра, который он назвал
«музыкальной иллюстрацией». Композитор
как
бы
рассказывает
литературное
произведение средствами музыки .
Это
прежде всего цикл, посвященный повести А.
С. Пушкина «Метель».
ПОСЛЕВОЕННЫЕ
ГОДЫ

14.

Но главным жанром, с которым композитор
не расстается никогда, является песня и романс.
Свиридов не только пишет романсы на
классические
тексты,
но и использует в
качестве основы народные песни, как он это
сделал в кантатах «Курские песни» и
«Деревянная Русь». Хоровой цикл Свиридова
«Курские песни» связан с родным краем. Это
произведение
дало
определение
новому
направлению в русской музыке. Оно получило
название «новая фольклорная волна», в русле
которой
работали
и
композиторы
«шестидесятники» — Р. К. Щедрин, Н. Н.
Сидельников, С. М. Слонимский, В. А. Гаврилин
и другие.
Музыка Свиридова отличается простотой и
какой-то особенной наглядностью.
Однако
Свиридов работал и в популярных жанрах: кино
и театре.

15.

Г. В. Свиридов продолжал и развивал
опыт русских классиков, прежде всего М.
П.
Мусоргского,
обогащая
его
достижениями XX столетия. Творчество Г.
В. Свиридова сочетает в себе новизну,
самобытность
музыкального
языка,
отточенность,
изысканную
простоту,
глубокую духовность и выразительность.
В июне 1974 года на фестивале русской и
советской
песни,
проходившем
во
Франции, местная печать представила
Свиридова своей искушенной публике как
«наиболее поэтичного из современных
советских композиторов» .

16.

В последние годы Георгий Свиридов
много болел.
6 января 1998 года он скончался.
После отпевания в храме Христа
Спасителя 9 января состоялись
похороны Г. Свиридова.
Великий композитор похоронен на
Новодевичьем кладбище.

17.

Памятник
«последнему
классику» установлен в Курске
23 сентября 2005 года у
гостиницы «Курск» на месте
музыкального
техникума,
в
котором
учился
будущий
известный композитор.
На нём высечены его слова:
«Воспеть Русь, где Господь дал и
велел мне жить, радоваться и
мучиться».
Памятник работы курских скульпторов Игоря
Минина и Николая Криволапова

18.

Георгия
Васильевича
Свиридова называют русским
Бахом.
Он
так
же
уникален,
творчески обилен и далеко не
до конца знаком слушателю.
Тем ярче он предстаёт перед
нами.
Тем интереснее знакомиться
с его наследием.

19.

С музыки, которую мы сейчас услышим, начинается кинофильм с
таким же названием: «Время, вперед!», но еще и телепередача, и я
думаю, что некоторые из вас ее хоть раз, но видели. В этой музыке
композитор хотел выразить дух 20 века, передать то, чем живут
современные ему люди на земле: стремлением сделать жизнь как можно
лучше, красивее, стремлением строить новые города, стремлением
завоевать космос, а главное – стремлением сделать всех людей на земле
свободными, счастливыми и радостными.

20.

В этой музыке слышится
пульс современного мира.
Она звучит как гимн
светлой жизни, к которой
идет человечество. В это и
правда, и красота, и сила
этой
музыки.
Звучит
музыкальное произведение
Свиридова,
вы
его
слушаете и вспоминаете,
где вы ее слышали?

21.

Прозвучавшая музыка знакома все по
телепередаче Время.

22.

Вот уже много лет подряд, начиная с 70-ых годов 20
столетия, музыкой Свиридова, начинается программа
«Время» в 21 час (правда в 90-е годы музыка Свиридова
не звучала, но потом вновь вернулась в программу).

23.

Прослушаем еще раз «Время, вперед» и ответим на следующие
вопросы:
1. Какие чувства вызвала в вас прозвучавшая музыка?
2. Пульс музыки прерывистый или движение его непрерывное?
3. Главная мужественная, героическая мелодия заставки
программы «Время» звучит сразу же или «вторгается» чуть позже?
4. Какие инструменты исполняют эту тему?

24.

ОБОБЩЕНИЕ:
«Время, вперед!» Г. Свиридов. Музыка построена на контрастных
интонациях звучащих на едином движении (пульсе). Затем ясно
слышится «вторжение» мужественной, героической темы, которую
играют трубы на фоне непрекращающегося «дробного», словно
стремительная скачка, движения струнных инструментов. В этой
музыке композитор хотел выразить дух 20 века (стремление
сделать жизнь как можно лучше, красивее, стремление строить
новые города, стремление завоевать космос, а главное –
стремлением сделать всех людей на земле свободными,
счастливыми и радостными). Здесь мы слышим пульс
современного мира. Музыка звучит как гимн светлой жизни, к
которой идет человечество. В этом и правда, и красота, и сила
этого произведения!
English     Русский Правила