Похожие презентации:
Исторические типы философии (материалы иллюстрирующие содержание лекционного занятия)
1.
ТемаИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ
ФИЛОСОФИИ
(материалы
иллюстрирующие содержание лекционного занятия)
Составитель: Иванова Наталья Александровна,
д-р философских наук, доцент
2. Российский историк философии А.Н. Чанышев полагает, что
• проблема генезиса философии распадается на семь вопросов: что такоефилософия? из чего она возникает? как возникла философия? когда? где?
почему? зачем?
• Формулирует ответы:
1) философия это один из видов мировоззрения, при условии, что основным
вопросом мировоззрения является вопрос о взаимоотношении человека и
мира;
2) выделяет три точки зрения: а) ни из ничего; б) философия была всегда в
силу разумности человека; в) гносеогенно-мифологическая концепция;
3) как разрешение противоречия между художественно-мифологорелигиозного мировоззренческого комплекса и интеллектуальной
деятельностью человека;
4) философия возникает в «железном» веке», когда деньги достигают
монетной формы и тем самым формируется абстрактное мышление;
5) в Китае, Индии и Греции;
6) потому, что появляется потребность в новом виде мировоззрения,
отличном от мифологического;
7) чтобы удовлетворить потребность в новом мировоззрении.
3. Историческая периодизация философии:
• Античная философия• Средневековая философия
• Философия XVII-XIX веков
(Философия Нового времени;
Немецкая классическая
философия; неклассическая
философия)
• Современная философия
4. Античная философия представлена периодами:
1. Досократическая/натурфилософия
2. Учение Софистов и жизнь
Сократа
3. Учения Платона и Аристотеля
4. Римско-эллинистическая
философия
5. 1. Досократическая философия
Основная проблематика:Какова первооснова мира?
Какова сущность бытия?
6. Милетская школа
• основана Фалесом (637/624 –558-547 гг. до н.э.), которому
принадлежат высказывание
«Все есть вода» и идея
одушевленности мира.
• Ученики Фалеса:
- Анаксимандр (основа мира
«апейрон» - нечто
беспредельное);
- Анаксимен (первооснова мира
- воздух).
7. Италийская или пифагорийская школа
• Основатель Пифагор,который:
первоначало мира
отождествлял с числом
(«Все есть число»);
основал религиозно –
философское этическое
братство;
был сторонником учения
о переселении душ.
8. Гераклит: «На входящих в одну и ту же реку, натекают все новые и новые воды»
• выдвинул идеюизменчивости мира;
• причиной изменения
считал борьбу
противоположностей;
• отождествлял
первоначало мира с
огнем.
9. Элейская школа
• Основатель – Парменид,который:
ввел категорию «бытие»,
понимая под ней нечто
неизменное, единственное,
целостное, совершенное;
различал мнение о мире и
истинное знание;
определил философию как
истинное знание о бытие.
10. Эмпедокл и Анаксагор
• Эмпедокл выделил 4пассивных начала бытия
(огонь, вода, воздух,
земля) + 2 активных
начала (любовь и вражда).
• Анаксагор выделил 2
начала бытия: пассивное –
совокупность малых
частиц; активное – нус=ум
(мировой разум).
11. Школа античного атомизма
• Представители – Демокрит, Левкипп,которые полагали, что в мире существуют
и атомы и пустота, при этом атомы имеют
внутренние и внешние характеристик:
внешние - форма и положение в
пространстве,
внутреннее свойство атомов неделимость, цельность.
12. Демокрит: «в мире существую атомы и пустота»
• допускал существованиенебытия (пустоты);
• сторонник множественности
миров, в отличие от Левкиппа;
• сторонником детерминизма;
• различал два вида знания:
- чувственное – источник
мнения о мире,
- рациональное – умозрительное,
дающее истинное знание.
13. 2. Софисты
и Сократ14.
• Софи́ст (от др. - греч.— умелец, изобретатель,мудрец, знаток);
• в середине 5 в. до н. э. софист- мудрец, знаток,
учитель;
• к концу 5 в. софист - платный учитель
красноречия и риторики (Платон и Аристотель):
• софистика- это мнимая мудрость, софист - тот,
кто ищет выгоды от мнимой мудрости).
15. ПРОТАГОР АБДЕРСКИЙ
ПРОТАГОР АБДЕРСКИЙ• около 480-410 гг. до н.э.,
• вел жизнь
странствующего
«учителя мудрости»,
• в 411 г. по обвинению в
«нечестии» был изгнан
из Афин
• Работы - «О Богах», «Об
истине»
16. ПРОТАГОР АБДЕРСКИЙ
Онтология: мир материален и изменчив(изменения происходят таким образом ,
что все переходит в свою
противоположность).
Гносеология: возможно ли познание мира,
который постоянно меняется?
Тезис: «Человек - есть мера всех вещей».
Аксиологии: отрицание идеи
общечеловеческих ценностей.
17. СОКРАТ
• Дата рождения:около 469 год до н. э.
• Место рождения:
Афины
• Дата смерти: 399 год
до н. э.
• Место смерти: Афины
18. СОКРАТ
«Я знаю что я ничего не знаю, но другие незнают даже этого»;
ирония;
майевтика (диалектика)- искусство
введения спора, диалога;
предмет философии - человека , как
познающее и нравственное существо;
жизненный девиз - "Познай самого себя"
(самопознание);
сторонник рационалистической этики.
19. 3. Платон Афинский
• 427-347 гг. до н.э.,• основатель
философской школы
– Академии,
• писал в жанре
диалогов («Апология
Сократа»,
«Протагор», «Пир»,
«Софист», «Федон»,
«Федр»,
«Государство» и др.)
20. Учение Платона
• Введение (миф опещере)
• Концепция идей
• Теория познания
• Социальнополитическое
учение
21. Аристотель из Стагиры
• 384-322 до н.э.• Основатель
Перипатетической
школы (Ликей)
• Работы – «Категории»,
«Топика», «Органон»,
«Физика», «Евдемова
этика», «Политика»,
«О душе»
22. Учение Аристотель
• Метафизика(онтология и
теория познания)
• Этика
• Политическое
учение
• Теология
23. 4. Римско-эллинистическая философия
направления:Стоицизм
Скептицизм
Эпикуреизм
24. «Эллинизм»
• от греч. hellen – грек• трехсотлетний период в истории
Восточного Средиземноморья
(338г. до н.э. – 30г. до н.э.)
• изменяется предмет философии основная проблема: Как быть
свободным при тоталитарном
режиме? Как быть добродетельным
и счастливым в порочном мире?
25. стоицизм
• от греч. Stoa – название портика вАфинах;
• представители – Зенон, Сенека,
Эпиктет, Марк Аврелий;
• основной жизненный принцип: «жить
сообразно природе»;
• необходимость достижение атараксии
(невозмутимость) и апатии
(бесстрастность, безразличие);
• стойкость и мужество в жизненных
обстоятельствах.
26. скептицизм
• от греч. skeptikos – разглядывать,рассматривать;
• представители – Пиррон, Секст Эмпирик;
• формы скептицизма:
- умеренный, частичный (пробабилизм)
- полный, крайний;
• способы обоснования скептицизма «тропы».
27. эпикуреизм
• Основатель – Эпикур(340-270гг. до н.э.)
• Задача философии –
сделать человека
счастливым.
• Выявил причину
несчастья – страхи.
• Определил смерть
как «ничто»
28. эклектизм
• греч. eklektikos – выбирающий;• основная черта римскоэллинистической философии;
• ненаучный методологический
прием;
• сочетание разнородных, внутренне
противоречивых элементов.
29. Средневековая философия (1-15 вв. н.э.)
1. Периодизациясредневековой философии
2. Общая характеристика
средневековой философии
30. Периодизация средневековой философии:
1. Патристика (лат. pater – отец) 1-9 вв.н.э.
- ранняя (апостолы и апологеты)
- зрелая (Аврелий Августин)
- поздняя (С. Боэций)
2. Схоластика (греч. scholastikos –
школьный, ученый) 9-15 вв. н.э.
- Ранняя (П. Абеляр)
- Зрелая (Фома Аквинский)
- Поздняя (У. Оккам)
31. Общие характеристики и проблемы средневековой философии
• Теоцентризм (греч. theos – Бог)• Креационизм (лат. creatio –
созидание)
• Теологическая проблема
(проблема души и тела)
• Этическая проблема
• Проблема Веры и разума
• Проблема Универсалий
32. Проблема универсалий (общих понятий)
• Реализм: «универсалиисуществую реально, прежде
вещей».
• Номинализм: «универсалии
существуют в умах».
• Концептуализм (умеренный
реализм, умеренный номинализм):
«универсалии существуют после
вещей, в человеческом разуме».
33. Философия эпохи Возрождения
Трактовки философии эпохи Возрождения:• Возрождение – заключительный этап
средневековой философии (В. Гегель «История
философии»)
• Возрождение с философией 17в. представляют
собой « естественно-научную философию» (В.
Виндельбанд «История новой философии»)
• Возрождение это переход от схоластической
философии к философии Нового времени (Б. Рассел
«История Западной философии»)
• Возрождение – самостоятельный этап в истории
философии (Горфункель А.Х. «Философия эпохт
Возрождения»)
34. Сущность и представители философии эпохи Возрождения
Возрождение - эпоха возникновениемировоззренческих установок:
- отличных от средневековых
- «родственных» Античным
Представители:
• Италия: Франческо Петрарка, Лоренцо Валла,
Джованни Боккачо, Джованни Пико делла
Минардола и М. Фичини (Платоновская Академия),
Леонардо да Винчи, Т. Кампанелла, Н. Макиавелли,
Д. Бруно и др.
• Франция: Мишель Монтень
• Англия: Томас Мор,
• Германия: Н. Кузанский, Эразм Роттердамский,
Парацельс и др.
35. Общая характеристика философии эпохи Возрождения
• Обращение к Античности• Антропоцентризм как мировоззренческая
установка
• Гуманизм в трактовки человека
• Пантеизм в натурфилософии
• Гелиоцентризм
• Реформация католической церкви
(Контрреформация)
• Социальная проблематика
36. Социально-политические теории и Реформация
Социально-политические учения представленыв работах:
• Н. Макиавелли «Государь»
• Т. Мор «Утопия»
• Т. Кампанелла «Город солнца»
Реформация • Неоднородное социально-политическое движение в
16в. В Европе
• Основатели – М. Лютер, Ж. Кальвин
• Результатом явилось возникновение – протестантизма
(идеи провиденциализма, непосредственного общения
человека с Богом, трудовая аскеза и др.)
37. Философия Нового времени (17-18 вв. н.э.)
Основная проблема: «Каков источникдостоверного (научного) знания?»; «Каков
основной метод получения достоверного
знания?»
38. Решения:
Эмпиризм –источник знания
- опыт
Рационализм –
источник знания
- разум
• Представители:
- Френсис Бэкон
- Джон Локк
- Джордж Беркли
- Давид Юм
- Томас Гоббс
• Представители:
- Рене Декарт
- Готфрид
Лейбниц
- Бенедикт
Спиноза
39. Френсис Бэкон (1561-1626): автор высказывания «Знание – сила»
• основатель эмпиризма• работы – «О
достоинстве и
приумножении наук»,
«Новый Органон»,
• основной научный
метод – индукция
• критика «идолов»
познания
40. Джон Локк (1632-1704): «Нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в чувствах»
• работа – «Опыт очеловеческом
разуме»
• разум – tabula rusa
• два класса качеств
вещей:
- первичные
- вторичные
41. Джордж Беркли (1685-1753): «Существовать, значит быть воспринимаемым»
• работа – «Трактат оначалах
человеческого
разума»
• представитель
«субъективного
идеализма»
42. Давид Юм (1711-1776)
• работа «Трактат очеловеческой
природе»
• сторонник
агностицизма
• осуществил
критику идеи
«причинности»
43. Рене Декарт (1596-1650): «Мыслю, следовательно, существую»
• работы – «Рассужденияо методе», «Начала
философии»
• основные методы
познания – дедукция
и интуиция
• сформулировал
правила для
руководства ума
44. Бенедикт Спиноза (1632-1677)
• Работы – «Этика», «Трактатоб усовершенствовании
разума»
• Представитель пантеизма
• Сторонник монизма и
детерминизма
• Выделил три рода познания:
- опыт
- рассудок и интеллект
- интуиция
45. Готфрид Лейбниц (1646-1716)
• Работы – «Монадология»,«Теодицея»
• Представитель
онтологического
плюрализма
• Ввел термин
«виртуальное»
• Различал два вида знания:
- истины факта
- истины разума
46. Особенности социально-политических взглядов представителей философии Нового времени
• терминологически зависят о средневековойтрадиции;
• не носят характер законченных систем;
• затрагивают частные вопросы:
- природа государственной власти;
- наилучшая форма правления;
- природа собственности;
- источник социальных изменений;
- отношение светской и церковной власти и
др.
47. Социально-политическое учение Т. Гоббса
• Работы – «Левиафан», «О гражданине»• естественное состояние: «Война всех против
всех»
• государственное состояние: наличие власти
«Суверена»
• наилучшая форма правления: абсолютная
монархия
• природа собственности: воля и желание
суверена
• источник социальных изменений: воля и
желание суверена
• светская и церковная власть совпадают
48. Социально-политические идеи Д. Локка
• Работа – «Два трактата о государственномправлении»
• естественное состояние: наличие естественных
прав: …
• государственное состояние: формирование
органа, гарантирующего гражданам
соблюдение их естественных прав; идея
разделения «властей»
• наилучшая форма правления:
конституционная монархия
• источник социальных изменений: воля народа
• светская и церковная власть разделены
49. Социально-политическое учение Жан-Жака Руссо (1712-1778)
• Работы – «Об общественном договоре»,«Рассуждение о происхождении и
основаниях неравенства между людьми»
• естественное состояние: отсутствие частной
собственности
• государственное состояние: формирование
частной собственности и социального
неравенства
• наилучшая форма правления: зависит от
размеров государства
• идея обобществления собственности
• идея веротерпимости
50. Немецкая классическая философия
1. Представители и общаяхарактеристика
2. Критическая философия И.
Канта: теория познания и
этическое учение
3. Система абсолютного идеализма
Г. Гегеля. Диалектика и ее
законы. Философия истории
51. Представители немецкой классической философии
• критический идеализм И. Канта• субъективный идеализм И. Фихте
• объективный идеализм Ф. Шеллинга
• абсолютный идеализм Г. В. Ф. Гегеля
• антропологический принцип и критика
религии Л. Фейербаха
52. Идеализм – от (греч. idea - идея)
- направление в философии,исходящее из первичности
духовного, мыслительного,
психического и вторичности
материального, природного,
физического
53. Формы идеализма:
ОбъективныйСубъективный
за первооснову всего
сущего принимается
безличный
универсальный дух
отрицается какуюлибо реальность
вне индивида:
реальность – плод
духовного
творчества
индивида
(мир есть
представления)
54. Характерные черты немецкой классической философии
• трактовка философии как специальнойнаучной дисциплины;
• синтез идеализма и диалектики (идеи
развития);
• понимание человек как познающее и
культурно-историческое существа;
• в социальной философии - идеи
прогресса, рациональности, свободы.
55. Иммануил Кант (1724-1804)
«Критикачистого
разума» (1781)
«Критика
практического
разума» (1788)
«Критика
способности
суждения»
(1790)
56. Периоды творчества И. Канта:
• докритический период –онтологическая проблематика;
• критический период
(«коперниканская революция»)
– перенос акцента с объекта
познания на субъект
(гносеологическая проблематика).
57. Субъект представлен двумя формами:
• Трансцендентальный субъект – этоуниверсальные способности человека к:
познанию,
эстетическому восприятию,
моральному совершенствованию;
• Эмпирический субъект - личностнопсихологические особенности людей.
58. «Критика чистого разума» содержит:
Понятия:априорное (лат. a priori – из
предшествующего) вне- или доопытное;
апостериорное (лат. a posteriori – из
последующего) опытное, эмпирическое.
Проблему:
Как возможно априорное знание?
Ответ:
Условием возможности априорного
знания является чистый разум
59. Этическое учение И. Канта представлено в работе «Критика практического разума»
Условныйимператив
• «если…, то….»
• поведение,
продиктованное
условным
императивом
можно назвать
легальным
Категорический
императив
• «Поступай всегда так,
чтобы максима твоего
поведения могла стать
всеобщим законом»
• «Относись к
человечеству в своем
лице всегда только как к
цели и никогда — как к
средству»
60. Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831)
Феноменологиядуха (1807)
Наука логики
(1812-16)
Энциклопедия
философских наук
(1816)
61. работа «Феноменология духа» считаться введением в философию Гегеля
• содержит вопрос: как возможно преодолениеиндивидуальной точки зрения/обыденного
сознания?
• ответ: преодоление обыденного сознания возможно
путем поступательного развития сознания ( т.е.
индивидуальное сознание проходит все те этапы,
которые прошло человечество на протяжении
своей истории).
• Высшей формой сознания является
философское, или мыслящий разум, который
характеризуется рассмотрением субъективного и
объективного как целого.
62. Диалектический метод Гегеля изложен в работе «Наука логики»
познание есть процесс, имеющий
триадический характер:
познание начинается с чувственного
восприятия (тезис);
скептическая критика чувственности,
осознание субъективного характера
чувственного восприятия (антитезис);
осознание, что объективные и субъективные
аспекты в познании образуют целостность.
Вывод: никакое знание не является всецело
истинным или ложным, любая истина
относительна.
63. Диалектика
-
античное значение: диалектика –
искусство ведения спора или ведения
беседы (термин использовался Гераклитом
и Сократом);
современное значение: диалектика –
учение о развитии (разработано Гегелем)
при анализе феномена развития, Гегель
сформулировал вопросы:
каков источник развития?
каков механизм развития?
каково направление развития?
64. Ответы представил в форме законов диалектики:
1) закон единства и борьбыпротивоположностей;
2) закон взаимного перехода
количественных изменений в
качественные;
3) закон отрицания отрицания.
65. Современная диалектика
• представлены двумя формами:- идеалистическая диалектика
(гегелевская): развитие сферы
духа/сознания;
- материалистическая
диалектика (марксистская):
развитие природы и общества.
66. Система Гегеля
• содержит положения:- в онтологическом аспекте: мир
не является совокупностью единичных
вещей, единичное не обладает
подлинным бытием, мир – это
целостное единство;
- в гносеологическом аспекте:
никакое знание не является истинным,
если не рассматривается
относительного целого.
67. Философия истории Гегеля
Цель мировой истории – осознание
свободы.
В истории развития мирового
духа выделяет три этапа:
этап развития истории, где свободой
обладает один (восточные общества –
деспотия);
этап, где свободой обладают некоторые
(Древняя Греция - рабовладельческая
демократия);
этап, где свободой обладает каждый,
(Германия- конституционная монархия)
68. Субъект мировой истории:
- национальный дух, который в лице либоотдельной исторической личности, либо
отдельной нации выполняет в истории роль
Мессии; «мыслящие люди, понимающие то,
что нужно и своевременно», через которых
действует мировой дух,
(судьба субъектов мировой истории
трагична);
«воспроизводящие индивиды»/простые люди
составляют пассивную часть мировой истории,
т.к. преследуют эгоистические, корыстные цели
и могут быть подведены под категорию
«средств».
69. «хитрость разума»:
• понятие, указывающее, что под внешнимхаосом индивидуальных явлений
скрывается сущностный порядок и
закономерность;
• Мировой разум через свою хитрость
направляет историю окольным путем,
побуждая людей – эгоистов, как им
кажется, добровольно и свободно
содействовать тем целям, которые они по
своей воле не стали бы преследовать.
70. Неклассическая философия представлена направлениями:
ПозитивизмМарксизм
Экзистенциализм
Психоанализ
Феноменология
Герменевтика
Прагматизм
Философская антропология
Постмодернизм
71. Позитивизм
• Основная проблема: что такое наука?• Представлен этапами:
классический этап: условием возможности
науки является эмпирический метод (О. Конт,
Г. Спенсер);
аналитический этап: условием возможности
науки является язык (М. Шлик, Б.Рассел, Р.
Карнап);
Постпозитивизм: условием возможности науки
являются исторические, культурные и
психологические факторы (Т. Кун, К. Поппер,
П. Фейерабенд)
72. Марксизм
• Основная проблема: что такое общество?Существуют ли закономерности общественного
развития?
• Формы марксизма:
аутентичный: предмет философии - общество и его
история (К. Маркс);
русский: марксизм рассматривается как
революционное движение (В. Ленин, Г.В. Плеханов,
А. Богданов);
западный: осуществляется синтез социальной
проблематики с другими философскими
традициями (Т. Адорно, Ю. Хабермас, Г. Маркузе,
Ж.-П. Сартр).
73. Экзистенциализм
• Экзистенция – от (лат.)существование.
• Основная проблема: каковы
способы существования (человека)?
• Направления экзистенциализма:
• Религиозное: С. Киркегор, Н.
Бердяев и др.
• Светское, атеистическое: Ж.-П.
Сартр, А. Камю и др.
74. Психоанализ
• Основная проблема: каковаструктура психического аппарата
личности?
• Представители: З. Фрейд (ОНО,
Я, Сверх-Я), К. Юнг
(коллективное и индивидуальное
бессознательное).
75. Феноменология
• Основная проблема – что такое сознание?• Представители: Ф. Брентано, Э. Гуссерль, М.
Мерло-Понти и др.
• Основные выводы:
основной характеристикой сознания является
интенциональность (направленность на …);
сознание существует в двух формах/установках:
естественной и рефлексивной;
основные понятия: «эпохе», «жизненный мир».
76. Герменевтика
• Основная проблема: как возможнопонимание?
• Представители: В. Вильденбанд, Г.
Риккерт, Х.-Г. Гадамер и др.
• Две трактовки понимания:
условием возможности понимания
является общий жизненный опыт
(понимание как переживание);
условием возможности понимания
является мышление и язык
(понимание как интеллектуальная
деятельность).
77. Прагматизм
• Основная проблема: как соотносятсямежду собой знания, вера и действия?
• Представители: Ч. Пирс, У.Джеймс, Дж.
Дьюи и др.
• Основные выводы:
- отказ от классической трактовки истины;
Истина есть «работоспособная» идея;
- идея о плюрализме реальности и способах ее
интерпретации;
- утверждение первичность действия, а не
мышления.
78. Философская антропология
• Основная проблема – каковасущность человека?
• Представители: М. Шелер (дух),
Г. Плеснер (эксцентричность), Э.
Кассирер (символичность),
Й. Хейзенга (игра), Э. Финк
(труд, игра, любовь, власть), З.
Фрейд (инстинкты) и др.
79. Постмодернизм -
Постмодернизм • Основная проблема: каковыособенности современной культуры и
общества?
• Представители: Ж. Лиотар, М. Фуко, Ж.
Бодрийар, Р. Рорти и др.
• Основное положение: современная
культура характеризуется критикой и
отказом от установок эпохи модерна.
• Основные понятия: «наррация»,
«симулякр», «дискурс», «ризома» и др.